Урок западный мир накануне второй мировой войны. Урок "на пути ко второй мировой войне"

Урок всеобщей истории 11 класс « Мир накануне Второй мировой войны».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности,

причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;

способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока: учебник, исторические документы.

План урока:

1. Вводное слово учителя.

5. Мюнхенский сговор 1938 г.

Ход урока:

В 2009 году исполнилась трагическая дата – ровно 70 лет назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война. Что произошло 70 лет назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?

Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания. (На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).

Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).

А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).

Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)

Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) Что привело ко Второй мировой войне? Можно ли было ее предотвратить? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия. Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща. Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис.

До начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. сохранялась относительная стабильность в отношениях между государствами. Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос: - Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?

Япония – программа экспансии Дальнего Востока под лозунгом создания зоны процветания.

Германия - пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех военных ограничений. Пропаганда «равенства» и «справедливости».

Т.о., к 1936 г.- путь к перевооружению был расчищен.

3. Несостоятельность Лиги Наций.

В Уставе Лиги Наций в ст. 16 предусмотрена система санкций против страны агрессора. Но смогла ли Лига Наций воспользоваться этой статьёй? Когда Япония в 1931 г. захватила Маньчжурию, Лига Наций потребовала вывода японских войск. Но Япония вышла из Лиги Наций.

В 1935 г. Италия совершила агрессию против Эфиопии, и Лига Наций вновь оказалась бессильной перед лицом агрессии.

И ничего не было сделано, когда Германия и Италия открыто, поддержали фашистский мятеж Франко в Испании. И не выступила против присоединения Австрии к Германии (аншлюс) в 1938 г., хотя это запрещалось.

4. Военно-политический блок «Берлин – Рим - Токио».

Три державы, которые встали на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости.

Октябрь 1936 г. – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим».

Ноябрь 1936 г. – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.

5. Мюнхенский сговор 1938 г.

Присоединение Австрии к Германии было только началом политики воссоединения. Следующим объектом агрессии стала Чехословакия. Германия требовала отдать Судетскую область, где проживала большая часть этнических немцев, угрожая при несогласии войной.

29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене главы правительств: Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франции), Гитлер (Германия), Муссолини (Италия) подписали соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Провал идеи коллективной безопасности.

В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.

Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.

У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.

23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Домашнее задание: 19, страница 150 ответить на вопросы; заполнить рабочую тетрадь.

После 1933 года в мире стали всё чётче вырисовываться два противоборствующих между собой лагеря. С одной стороны - это фашистские режимы с явно завоевательскими целями во главе с Германией. С другой стороны - это антифашистские силы во главе с СССР. Особую нишу в системе противоречивых международных отношений занимали капиталистические страны Запада - Франция и Великобритания. О противоречиях и международных отношениях развитых стран мира накануне Второй мировой войны пойдёт речь на этом уроке.

С третьей стороны был Советский Союз, который создавал в Европе «систему коллективной безопасности », не желая также втягивать себя в военный конфликт на чьей-либо стороне, но постоянно следящий за действиями германского фашизма и англо-французской политикой.

В конце 1930-х гг. мир потрясло невиданное до этого времени пренебрежение международным правом и законами.

В марте 1938 года немецкие войска перешли границу с Австрией и оккупировали эту страну, присоединив её к Германии. Произошёл аншлюс Австрии, на что мировое сообщество в большинстве своём закрыло глаза. Тогда же Гитлер предъявил претензии на чехословацкую область Судеты, где большинство населения составляли немцы. Чехословакия оказалась под угрозой военного вторжения. СССР предложил Праге помощь, но для этого ему надо было провести свои войска через Польшу, отношения с которой были очень плохими. В итоге, мировое сообщество сначала заставило Прагу отдать Судеты, а затем, осенью того же 1938 года , расчленило саму Чехословакию. Осенью 1938 года в Мюнхене собрались главы 4 государств - Германии, Франции, Италии и Англии. Следуя «политике умиротворения », Англия и Франция отдали на откуп Гитлеру независимую Чехословакию, предопределив, тем самым, её судьбу. Это соглашение вошло в историю как «Мюнхенский сговор ». Чехословакия была поделена между Германией (большая часть), Польшей и Венгрией. Вернувшийся в Лондон британский премьер Чемберлен самоуверенно заявил англичанам: (Рис. 2).


Рис. 2. «Я привёз вам мир» ()

На Дальнем Востоке японская армия оккупировала восточное побережье Китая и устраивала провокации против СССР в 1938 году на озере Хасан , а в 1939 году на реке Халхин-Гол в Монголии, которую Советский Союз пообещал оборонять от японцев. Обе военные провокации были сломлены Красной Армией.

Видя накаляющуюся обстановку в Европе и мире, СССР предлагает странам Запада - Англии и Франции - пойти на сближение, противостоя, тем самым, как и в Первую мировую войну, Германии, понимая, что она не сможет воевать на два фронта. Такое предложение не могло удовлетворить англичан и французов, т.к. их политика была направлена на то, чтобы развернуть захватнические устремления Гитлера на Восток - Польшу, СССР, Балканы. Делая уступку за уступкой, веря, что Германия за «закрытие глаз» на нарушение всех международных законов, никогда не повернёт против них силу, англичане и французы крепко ошиблись.

Видя, что Англия и Франция не желают заключать договоры о взаимопомощи, СССР начинает вести свою политику, не оглядываясь на страны Запада. В одночасье он меняет свою внешнеполитическую ориентацию и 23 августа 1939 года подписывает Договор о ненападении с Германией (Рис. 3), тем самым, разворачивая Гитлера с Востока на Запад, выигрывая для себя пару лет для подготовки к войне, т.к. в Москве мало кто сомневался, что рано или поздно война с Германией произойдёт. Это был решающий ход в мировой политической системе. Страны Запада, потворствуя Германии, сами стали заложниками такой системы.

Рис. 3. После подписания Договора о ненападении между СССР и Германией ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 11 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 3-6 на с. 122.

2. В чём была суть «политики умиротворения»?

3. Почему стало возможным сближение Германии и СССР?

Информационный лист 1.

Вопросы:


«Информационный лист № 2»

Информационный лист № 2.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

Информационный лист 3.

:

Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

Вопросы:

    На какой срок заключался?

Просмотр содержимого документа
«Основной рабочий лист группы»

Основной рабочий лист группы

Состав группы

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

11 класс

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

45 минут.

Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – групповая, общеклассная.

Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

- Обучающие:

1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

2. Установить причины второй мировой войны;

- Развивающие:

1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

- Воспитательные:

1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-

ный этап. Мотивация

Вступительное слово

Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

Фронтальная беседа.

Работа по схеме.

Что обозначают символы I, II на схеме?

Каковы их хронологические рамки?

Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

Как чувствуют себя те, у кого мало места?

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

А что испытывают те, у кого места много?

Какие государства вышли победителями из первой мировой?

А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

Садятся по группам, заранее сформированным.

Возможные ответы:

(Первая и вторая мировые войны).

(1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

(мировой экономический кризис)

(различие в положении победителей и побежденных)

(некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

(Германия и Италия)

(Англия, Франция, США)

Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

Да, виновны

- нарушение мира

- совершение агрессии

- милитаризм

- создание союза, цель которого передел мира

(Параграф № 6, с.56 учебника)

(Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

3. Особенности международ-

ных отношений начала 30-х годов

В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

Работа в группе. Обсуждение.

Ответы на вопросы. Беседа

Работа с информационным листом № 1

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

    В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

Работа с информационным листом № 2

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

Отвечают на вопросы.

Параграф № 9, с.78

6. Заключение. Рефлексия

И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Слушают учителя.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

В чем были причины второй Мировой войны?

(слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Записывают домашнее задание

Приложение № 1

Информационный лист 1.

Особенности международных отношений начала 30-х годов

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Вопросы:

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Приложение № 2.

Информационный лист № 2.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Реализация политики умиротворения.

В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Крах политики умиротворения.

Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Приложение № 3.

Информационный лист 3.

« Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

«По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

    Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

Вопросы:

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

Приложение № 4.

Основной рабочий лист группы

Состав группы

1____________________________________

2 ___________________________________

3 ___________________________________

4 ___________________________________

5 ___________________________________

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    В чем были причины второй Мировой войны?

    Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Список использованной литературы:

    Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

    Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

Просмотр содержимого презентации
«На пути ко второй мировой войне»


Мировой экономический кризис


Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

П О Ч Е М У?

Мировой экономический кризис


  • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
  • 2. Причины недооценки опасности миру
  • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
  • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

Япония

Германия

Италия

  • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
  • 1933 г. – выход из Лиги наций.
  • 1933 г. – выход из Лиги наций;
  • 1934 г. – создание военной авиации;
  • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
  • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
  • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
  • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

  • небольшая группа стран стремилась к войне;
  • приоритет внутренних проблем перед внешними;
  • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
  • изоляционизм США;
  • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Политика коллективной безопасности

Политика умиротворения

Германия

Франция + СССР

Англия

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

  • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
  • 13.03.1938 –
  • Аншлюс Австрии

Франция


Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Англия + Франция

СССР

Германия

  • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
  • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
  • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

Выгоды,

полученные Германией

Выгоды,

полученные СССР


Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

  • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
  • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

  • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

1 год 10 месяцев

  • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
  • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
  • Ликвидация угрозы войны на два фронта
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

  • самая кровопролитная,
  • самая жестокая,
  • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
  • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

из них 27 миллионов советских людей

Можно ли было ее предотвратить?


  • Ответить на вопросы:
  • В чем были причины Второй Мировой войны?
  • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
  • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
  • § 8, 9

Сценарий открытого урока

«Мир на пути ко второй мировой войне»

Разработала Гаврилова С В

учитель истории и обществознания

МБОУ ООШ № 36

Введение

В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России, всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технология является одним из вариантов. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов), учебно-методических материалов, предназначенных для изучения.

Применения кейс-методов на уроке способствует формированию у учащихся учений и навыков, таких как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль самооценка своей работы, сравнение, обобщение исторических фактов, умения правильно анализировать исторические ситуации.

Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с текстом то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни. Скорее всего, этим обусловлен и переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, открытие профильных школ и классов, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования, современной, личностно-ориентированной.

Тесты ГИА и ЕГЭ по истории усложняются. В части А последние два года больше заданий по распознанию текста (о ком слова, кем сказаны, какое историческое событие отражают и т.д. Часть В это работа со схемами, картами, иллюстрациями и т.д. Проблемной остаётся подготовка части С, где работа с текстом объёмная, тексты сложные. В результате выпускник должен знать не только фактический материал, а уметь логически сопоставлять его с историческими источниками. И здесь нам может помочь кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения, в основу которой положена теория проблемного обучения позволяет на уроке:

    иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий

    стимулирует познавательную активность обучающихся

    способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.)

    способствует развитию различных практических навыков

    актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы

Сценарий урока.

Тема урока «Мир на пути ко второй мировой войне»

Эпиграф урока: «Войну начинают не военные

Войну начинают политики».

У. Уэстморланд.

Цели урока.

Обучающая:

сформировать представление о противоречивости внешней политики европейских государств, причинах и последствиях этой политики

Развивающая:

развивать основные общие учения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль самооценка своей работы, сравнение, обобщение исторических фактов

Воспитывающая:

Воспитание патриотических чувств, негативного отношения к войне и насилию в любых проявлениях, воспитание чувства гордости за свою Родину, которая оказалась единственной страной способной последовательно проводить миролюбивою политику.

Наглядность и оборудование урока: атласы по куру всеобщей истории,

таблички с названием государств, раздаточный материал для каждой

группы (см. Приложение), компьютер, проектор.

Ход урока

I этап урока - организационный.

Задача учителя подготовить учащихся к работе в группах. Для этого необходимо:

    Подготовить рабочее место для групп

    Разделить учащихся на группы и разместить их в классе с условным названием: «Англия», «Франция», «США», «Германия и Италия», «СССР» Правители каждой державы занимают свой стол, на котором ставится табличка с названием государства.

    Подготовить раздаточный материал (атласы, бумагу, ручку.)

Всё это необходимо сделать до начало урока, чтобы сразу после звонка приступить к работе.

II этап - актуализация опорных знаний в ходе беседы с учащимися. (7мин)

Задача учителя помочь учащимся определить тему и цель урока. Актуализация знаний по международным отношениям после окончания первой мировой войны в форме фронтальной беседы по итогам и последствиям 1 мировой войны.

Учитель: ребята, определите тему сегодняшнего урока?

Учитель раздаёт кейсы в которых представлена информация внешней политики европейских стран после Первой мировой войны и учащиеся анализируя их, определяют задачи внешней политики западных стран перед началом второй мировой войны и тему урока.

Задание №1

Определить и объяснить выбор союзников среди других европейских государств.

Основная задача, стоящая перед каждой группой.

Дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» (данный вопрос представлен на слайде).

Представленный материал для групп:

А)расстановка сил в Европе в 30-х гг.

Б) выписки из протоколов международных переговоров накануне войны

В)карточка с заданием и условиями его выполнения (кейс)

г) организационная памятка

Д.) бумага для ведения записей

Е) варианты для оформления вариантов решения проблемы.

После работы учащихся в группах над кейсами, они подводят итог, определяя тему урока: МИР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Учитель: Изучение истории второй мировой войны. Вторая мировая война втянула в свою орбиту 61 государство, 4/5 население земного шара. Вооруженная борьба велась на территории 40 стран Европы, Азии, Африки, на обширных морских пространствах. Долгих 6 лет длилась эта война, самая кровопролитная и разрушительная в истории человечества. Она унесла свыше 50-и млн. жизней, из которых не менее половины - сыны и дочери нашего бывшего СССР.

На подготовку этого мирового вооружённого конфликта оказало влияние такое количество факторов, в его вызревании переплелось столько разнонаправленных событий, что даже профессиональным историкам напросто разобраться в нагромождении военно-политических и дипломатических сюжетов. И сегодня на уроке мы попытаемся в предыстории второй мировой войны.

Учитель: прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, вспомните, чем характеризовалось международное положение накануне войны?

В результате беседы, ученики подчёркивают, что особенности развития международных отношений сводились к следующему:

    Стремлением стран проигравших первую мировую войну, к реваншу

    Недоверием между странами - союзниками в первой мировой войне, углубившееся в период мирового экономического кризиса

    Недоверием стран Запада к проводимой внешней политики СССР

    Недооценка мировым сообществом угроза фашизма, который расценивался лишь как внутренняя политика в Германии, Италии.

    Утверждения силы как главного средства завоевания мирового государства

Учитель: поэтому побеждённые страны решили взять реванш, ребята ответьте какие меры они предпримут, работая с кейсами они приходят к следующим выводам:

    нарушением условий послевоенного урегулирования со стороны стран, проигравших 1 мировую войну (Германия, Италия)

    стремление этих стран создать военно-политический союз для координации своих действий

    угроза слома Версальско-Вашингтонской системы

    обострением международных отношений.

Учитель: из сделанного вывода вытекает проблема, которая до сих пор волнует многих историков:

III этап - усвоение нового материала в ходе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. (7-10мин).

Цель: выяснить последствия противоречивого характера внешней политики европейских государств и дать ответ на проблемный вопрос: можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Для этого необходимо:

    Определить задачи внешней политики западных стран перед началом 2 мировой войны.

    Определить и объяснить выбор союзников среди европейских государств

    Дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?»

(данная последовательность выполнения работы раздаётся каждой группе, которая ищет ответы в предложенных кейсах)

Задача учителя - организовать деятельность групп и контролеров, помогать группам и контролёрам в работе, поддерживать высокий темп в работе.

Учитель: для того чтобы найти ответ на проблемный вопрос вам передаётся набор - кейс, который содержит необходимую информацию для решения учебной задачи. После изучения проработки проблемы группа разрабатывает свой проект и его оформление, определяет способ его представления на занятии. Способ представления результатов работы представлен в кейсе и презентации (приготовленной дома, каждой группой)

Учащимися самостоятельно работают над кейсами, выполняя следующие задания

Задание № 1.

1. Прочитайте информацию о своей стране.

2. сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны

Дополнительные вопросы для итоговой беседы.

А) возможно ли решение стоящих перед страной задач только силами своей страны?

Б) есть ли сходство во внешнеполитических задачах вашей страны с другими странами?

Задание № 2.

    Выделить среди внешнеполитических задач страны главную. Изучить материал о других странах.

    Найти себе союзников во внешней политике и объяснить свой выбор.

V-й этап. Представление итога работы (10-15 мин). Каждая группа представляет Презентацию и экспертизу результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы)

Учитель: сформулируйте вывод по данной проблеме (1-2 предложения): Можно ли предотвратить начало второй мировой войны? Регламент работы 3-4 мин минут.

Дополнительные вопросы для итоговой беседы

А) существовала ли реальная возможность изменения внешней политики государства в то время?

Б) каковы были последствия противоречивого характера внешней политики стран Запада?

VI этап - закрепление полученных знаний (7 мин)

    Учитель на сладе представляет ученикам « Причины краха механизма предотвращение международного кризисов»

Учащиеся записывают в тетрадях:

    Неготовность к решительным действием

    Недооценка опасности (приход Гитлера к власти)

    Политика умиротворения Германии

    Американский изоляционизм.

    Учитель комментирует схему на слайде: «Основные события внешней политики накануне второй мировой войны» и подводит итог урока: «Используя в качестве повода к войне устроенную самими немцами инсценировку нападения на радиостанции в приграничном немецком городе Глейвице, 1 сентября 1939г в 4 часа 45 мин вермахт, осуществляя план «Вайс», начал боевые действия против Польши. Началась вторая мировая война».

    Обобщающее выступление учителя.

На первый взгляд ситуация в 30-х гг кажется парадоксальной. державы получившие наибольшие выгоды от победы в первой мировой войне - Англия и Франция, сохраняли союзнические отношения. Тесные связи оставались, были у них, особенно у Англии, с США. Тем ни менее эти страны не оказали серьёзного противодействия разрушения Версальско-Вашингтонской системы своими конкурентами в Европе и Азии, даже содействовали укреплению их позиций.

Советские лидеры видели причины уступчивости стран Запада и их стремлению подтолкнуть Японию, Германию и Италию к агрессии против СССР. В действительности ли дипломатия Запада стремилась избежать нового кровопролития общемирового масштаба? С какой целью она шла на уступки державам, добивающимся ревизии итогов первой мировой войны? Какое место отводилось в новой международной обстановке СССР? На все эти вопросы мы постарались сегодня ответить.

В заключении учитель приводит слова древнего философа Теренция:

«Прежде чем прибегнуть к оружию, разумный человек испробует все остальные средства»

Ученики анализируют высказывание

    Оценивание учителем учащихся (5 мин)

Заключение

Мы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность Наши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы.

Данная технология мотивирует учащихся на изучение предмета, на занятиях создаётся ситуация успеха, стремление доказать свою точку зрения приводит к изучению ими большого количества дополнительного материала, что в свою очередь влияет на повышения качества образования и более глубокой подготовке к итоговой аттестации.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Западный мир накануне Второй мировой войныУтверждение фашистских режимов10 класс всемирная история ЦЕЛИ учебного занятия1.Изложить условия и причины возникновения фашистской идеологии.2. Продолжить формировать понимание закономерностей исторического развития в послевоенных условиях3.Воспитать отрицательное отношение к войне как к средству решения мировых экономических и политических проблем. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ Какие лозунги выдвигала НСДАП?2. Какие социальные слои поддерживали нацистов?3. Согласно результатам выборов, в 1932 г. НСДАП теряла популярность. Так почему же в 1933 г. нацисты пришли к власти? С. 38 - 39 Националистические лозунги: За возрождение «Великой Германии» Борьба с неарийской расой (прежде всего с евреями).Социалистические лозунги: Ликвидация нетрудовых доходов. Национализация трестов. Запрет на спекуляцию и т.д. Нацистов поддерживали следующие социальные слои:Городская беднотаЛюмпеныРемесленникиМалоземельные крестьянеВоенныеКрупные предприниматели Нацисты пришли к власти:Представители немецкой политической элиты правой ориентации испугались, что к власти могут прийти левые силы. Поэтому они противопоставили социалистам и коммунистам А. Гитлера. Приход Гитлера к власти «Ночь длинных ножей» - июнь 1934 г. Расправа Гитлера над штурмовиками СА во главе с Эрнстом Рёмом (30 июня арестован и растрелян). 77 человек казнены как заговорщики. Поджог рейхстага. Февраль 1933 г. НАЦИСТЫ СЖИГАЮТ КНИГИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЗАКОНЫ НАЦИСТОВУтверждение однопартийного господства НСДАП.Ликвидация Веймарского федерализма и создание централизованного фашистского государства.В марте 1933 были распущены правительства большинства немецких земель.В апреле нацисты ввели посты имперских штатгальтеров (наместников), которые получили право контролировать и смещать земельные правительства. Штатгальтерами становились, как правило, гауляйтеры – руководители провинциальных организаций НСДАП.В начале 1934 г. были упразднены ландтаги (парламенты) земель. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЗАКОНЫ НАЦИСТОВВ мае 1933 г. вместо профсоюзов был образован Немецкий трудовой фронт.Упразднены фабзавкомы, вместо них на предприятиях были введены «советы доверенных»В 1935 г. с целью контроля над рабочими были введены «трудовые книжки». Трудовая повинность для взрослых немцев стала обязательной.Летом 1933 г. были ликвидированы политические партии. Закон «Об обеспечении единства партии и государства» (декабрь 1933 г.)Утверждал однопартийную систему НСДАП в Германии. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ Дайте характеристику фашистской модели экономической жизни? С. 40 Черты фашистской модели экономической жизниМИЛИТАРИЗАЦИЯПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУДИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОЙ СИЛЫ ЗАКЛЮЧЁН -НЫХ КОНЦЛАГЕРЕЙ РАСОВАЯ ПОЛИТИКА В ГЕРМАНИИВ сентябре были приняты Нюрнбергские законы: По закону об имперских гражданах евреев лишили всех политических и гражданских правПо закону о защите о защите немецкой крови и немецкой чести евреям запрещались браки и даже дружеские отношенияс немцами – арийцамиВ ночь с 8 на 9 ноября 1938 г. нацисты спровоцировали всегерманский антиеврейский погром. Более 30 тысяч были отправлены в концлагеря. Это событие получило название «хрустальная ночь». ПОЛИТИКА ГЕНОЦИДА – преследование и уничтожение народов по расовым признакамВ ночь с 9 по 10 ноября 1938 года в Германии произошла «Хрустальная ночь» - ночь разбитых витринХрустальную ночь» устроили рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, начальник главного управления имперской безопасности Райнхард Гейдрих и начальник гестапо Генрих Мюллер. ГЕТТО – СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЁННОЕ ДЛЯ ЕВРЕЕВ ИЗОЛИРОВАННОЕ МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕКАК НАРОДНОМУ ФРОНТУ ВО ФРАНЦИИ УДАЛОСЬ ПОБЕДИТЬ ФАШИЗМС. 41 - 42 ПОЧЕМУ НАРОДНЫЙ ФРОНТ ПОТЕРПЕЛ ПОРАЖЕНИЕ В ИСПАНИИ? С.42 - 43ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНАПОБЕДА Ф.ФРАНКО Создание единого антифашистского Народного фронта и единого национального антиимпериалистического фронтаVII КОНГРЕСС КОМИНТЕРНА УТВЕРДИЛ НОВУЮ ТАКТИКУ КОММУНИСТИЧЕ-СКОГО ДВИЖЕНИЯЛЕТО 1935 г. ЗАКРЕПЛЕНИЕНАЙТИ В АТЛАСЕ СТРАНЫ, В КОТОРЫХ УСТАНОВИЛСЯ ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ РЕФЛЕКСИЯПОЧЕМУ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ В 30-х ГОДАХ XX ВЕКА ПРОИЗОШЛО УСТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ?


Приложенные файлы