Биографии космонавтов. Евгений Васильевич Хрунов: биография Письмо с Земли

Биография

Евгений Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Детство прошло в селе Непрядва.

С восьми лет Евгений мечтал стать лётчиком. Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

В 1952 году Евгений Хрунов был призван в армию и зачислен в военную авиационную школу. В 1956 году, после окончания Батайского военного авиационного училища, направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии. В 1959 году Е. Хрунов вместе с Виктором Горбатко , оказавшимся с ним в одном звене, успешно прошёл медицинскую комиссию и вскоре был зачислен в состав войсковой части 26266 - будущего Центра подготовки космонавтов.

В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе «Выход», предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. Был дублером Алексея Леонова .

Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1» и перехода вместе со вторым членом экипажа «Союза-2» (Елисеевым) для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.

15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле Союз-5. На следующий день впервые в истории космонавтики была произведена стыковка двух кораблей на орбите. После стыковки кораблей Союз-4 и Союз-5 Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос; спустя 37 минут на корабле Союз-4 их встретил Владимир Шаталов. За это время они провели ряд экспериментов и фотографирование станции.

Хрунов был вторым среди советских космонавтов, побывавших в открытом космосе. В шутку друзья назвали его первым космическим почтальоном. Он доставил с Земли корреспонденцию Владимиру Шаталову , командиру Союза-4, который стартовал на сутки ранее экипажа Союза-5. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остаётся единственным.

17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 46 минут.

В 1966-1969 годах входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

После первого космического полета и отмен лунных программ Хрунов продолжил подготовку к космическим полетам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

Наряду с военным, получил также инженерное образование - в 1968 году Хрунов закончил Военно-инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.

В 1971 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Её тема - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий - надежность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях. «Чтобы выработать оптимальные пути для управления кораблем, рационально распределить функции между человеком и автоматом, - считает Хрунов, - надо познать человека, особенности восприятия и информации, ее перекодирования, организации и принятия решения».

В 1972 году окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. В конце 1970-х годов проходил подготовку к полётам в космос по программе «Интеркосмос».

Евгению Васильевичу было суждено установить сразу несколько достижений в космосе, к которым прилагался эпитет «впервые в мире».

Участник лунной программы

Экипаж «Союза-5», который вышел в космос 15 января 1969 года, состоял из трёх человек: командир корабля подполковник Б. В. Волынов, борт-инженер, кандидат технических наук А. С. Елисеев, инженер-исследователь подполковник Е. В. Хрунов. 16 января в 08:20 UTC (Всемирного координированного времени) корабли «Союз-4» (который вышел в космос днем ранее, 14 января, с Владимиром Шаталовым на борту) и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей.

По сообщению ТАСС, после стыковки впервые на орбите была создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Хрунов и Елисеев использовали советские скафандры «Ястреб» с автономной системой жизнеобеспечения. Во всех предыдущих полётах скафандры надевались на Земле. И вот теперь - впервые на борту космического корабля.

После того как командир корабля Борис Волынов помог Хрунову и Елисееву облачиться в скафандры, он вернулся в спускаемый аппарат и закрыл люк между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом.

После разгерметизации первым в открытый космос вышел
Евгений Хрунов.

И стал таким образом вторым человеком планеты вслед за Алексеем Леоновым, который вышел в открытый космос.

В это время состыкованные корабли находились над Южной Америкой и не имели радиоконтакта с Центром управления полётами в СССР. Выход Елисеева происходил уже над территорией СССР, когда поддерживался радиоконтакт с Землёй. Елисеев закрыл за собой люк «Союза-5». Хрунов и Елисеев перешли в орбитальный отсек «Союза-4», который затем был наполнен воздухом. Прибывшие на его борт коллеги передали письма, телеграммы и газеты, которые вышли уже после старта Шаталова в космос. Как потом шутили, поработали космическими почтальонами.


Почтовая марка с изображением экипажа корабля «Союз-5».

Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. А переход из одного корабля в другой стал элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну, и все его участники входили в лунную программу. Советское телевидение вело прямую трансляцию этого перехода. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остаётся единственным в истории.

«Союз-4» благополучно приземлился 17 января в 40 км юго-западнее Караганды. Поисковый вертолёт обнаружил спускаемый аппарат через пять минут после приземления.

Мне выпала честь первому начать переход из одного корабля в другой, - рассказывал сразу после возвращения на Землю Евгений Хрунов. - Выйдя из люка орбитального отсека корабля «Союз-5», я увидел Землю и чёрное небо. У меня было такое ощущение, как будто бы стою у двери самолёта и надо совершить первый парашютный прыжок. Казалось, что Земля находится недалеко, хотя до неё было более 200 километров. Я смотрел на корабли. Состыкованные вместе, они представляли сооружение больших размеров, расположенное в космосе под углом к горизонту. Выполнив намеченную программу исследований и совершив переход в орбитальный отсек «Союза-4», я стал наблюдать за выходом и работой в открытом космосе Алексея Елисеева. Мы вошли в корабль «Союз-4» как в родной дом.

Труд и учёба

Его полёта в космос мы не ожидали, - вспоминала сестра Хрунова Зинаида Васильевна. - Дело в том, что он уже готовился лететь вслед за Комаровым, вторым экипажем, мы об этом знали. Но Комаров в мае 1967-го погиб, и запланированного полёта не состоялось. После этой трагедии всё как-то приглохло и долгое время никто не летал. Да и раньше такие события чаще приурочивали к каким-нибудь государственным датам, ленинским дням или Первому мая. А Женя полетел в январе, конечно, это было как снег на голову...

Переживали мы за него очень сильно. А потом встречали на аэро-дроме вместе с членами правительства. Помню, были и Брежнев, и Косыгин.

Не знаю, как мы это пережили - представляете, брат был непонятно где, и вот он шагает по ковровой дорожке, и его встречают выс-шие государственные лица. Всё это настолько трогательно, настолько волнующе! Но всё побеждало осознание того, что наш Женя вернулся, что живой. Ко Дню Советской Армии приехал в Тулу. С ним вместе были я, его жена Света и мама. В Туле нас тогда принимал Иван Харитонович Юнак. Потом поехали на малую родину, там были ещё встречи.


Евгений Хрунов на площади Победы в Туле. 1969 год.

Он говорил, что благодарен нашему народу, благодарен тому, что вырос в этой стране, где всё доступно, только учись. Когда его спрашивали, как он достиг своих высот, отвечал просто: труд и учёба.

Конечно, многое в его характере закладывалось в школьные годы. У нас и папа, и мама были труженики. Да и как по-другому может быть в большой семье? Мама очень хотела, чтобы её дети учились дальше, и настояла на том, чтобы Женя уехал. Хотя ей было очень трудно, ведь из дома ушли сразу два старших сына. Старшего брата в армию тоже могли не призывать, мама настояла. Сказала: «Я не хочу вас ограничивать ни в чём. Идите своей дорогой. Я женщина сильная, значит, таков мой крест». Мы всегда преклонялись перед ней. У нас по характеру один Женя, наверное, в неё.

Ходячая энциклопедия

Первый диплом Евгения Хрунова был сельскохозяйственного техникума, хотя он всегда мечтал о небе. Когда служил в армии, добился перевода в Батайское лётное училище. Один из его первых прыжков с парашютом едва не закончился трагически. Вытяжной фал парашюта перехлест-нулся через шею и перехватил горло. Но Хрунов пересилил боль и приземлился. Недели две после этого случая не мог говорить.

После училища работал лётчиком-испытателем истребителей. В сентябре 1959 года ему предложили перейти в первый набор отряда космонавтов. Номер у космонавта Хрунова был 15-й, но он попал в первую шестёрку, вместе с Гагариным, Титовым, Николаевым, Поповичем, Быковским.

Судьба распорядилась так, что он совершил только один полёт в космос. Был дублёром у Леонова, который совершил первый выход в космос. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублёра по программе советско-кубинского полёта. В декабре 1980 года ушёл из отряда космонавтов.

В 1971 году Хрунов защитил кандидатскую диссертацию. Её тема - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Кстати, он единственный академик, во всяком случае, до недавнего времени, среди всех наших космонавтов. Его в отряде так и звали: «ходячая энциклопедия», «учёный муж».

После увольнения в 1989 году из рядов Вооружённых Сил в звании полковника добровольцем уехал на полгода в Чернобыль на ликвидацию последствий аварии на АЭС.

19 мая 2000 года в начале седьмого вечера моя сестра и его старший сын приехали к нему на работу, зашли в кабинет, - вспоминала Зинаида Васильевна Хрунова. - Он говорит: вы устали, велел секретарю приготовить кофейку. Попили кофе, и он как-то моментально откинулся... И всё... За одно мгновение... Был Женя, и нет Жени. Видимо, перегрузка произошла. И железо коррозии подвергается. Он как был простым деревенским парнем от земли, так им и остался.

Из досье Myslo

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 г. в деревне Пруды Воловского района Тульской области.

Лётчик-космонавт СССР №15, полковник ВВС, Герой Советского Союза (1969).

Окончил Батайское военное авиационное училище, Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.

Евгений Хрунов фотография

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения, как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые разворачивались в небе над деревней. По воспоминаниям родных, именно тогда у него и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло, но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году. В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную авиационную школу. В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы, летать любил до самозабвения. В 1956 году закончил училище и был направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на территории Одесского военного округа.

Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт, тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой части 26266 - будущего Центра подготовки космонавтов.

Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом. Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы полетов кораблей "Восток", составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски 15 кораблей. Один из них - "Восток-12" - предстояло пилотировать Хрунову. Программа предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров. Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую подготовку к полету двух "Востоков" продолжительностью 8-10 суток. Однако и этим планам не суждено было сбыться - дальнейшее строительство кораблей "Восток" было прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам. В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе "Выход", предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали лишь единицы.

После успешного осуществления полета корабля "Восход-2", были составлены планы дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными. Сначала Хрунов готовился в качестве командира корабля "Восход-6" со сроком запуска в начале 1967 года, а затем в качестве второго пилота одного из "Восходов", когда ему предстояло совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров. Но, как я уже сказал, новых полетов "Восходов" больше не было. Им на смену пришли более современные корабли "Союз", к полетам на которых и стал готовиться Хрунов. В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа "Союз 7К-ОК" по околоземной орбите и на кораблях типа "Л-3" к Луне. Когда шал подготовка к старту первых двух кораблей типа "Союз 7К-ОК", Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым был включен в состав основного экипажа корабля "Союза-2". Программа полета предусматривала стыковку "Союза-2" с кораблем "Союз-1", на борту которого в космос должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на "Союзе-1" возвратиться на Землю. Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом "Союза-1". "Союз-2" должен был стартовать на следующий день. Неполадки на "Союзе-1" начались вскоре после старта и полет "Союза-2" пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.

Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами продолжал тренировки. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов, в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец, пришел звездный час Евгения Хрунова. 15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле "Союз-5". Следующий день был ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не имеющий аналогов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле "Союз-4" Владимир Шаталов. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно. Констатируем это как факт. В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего экипажа корабля "Союз-7", вместо заболевшего Анатолия Куклина. А спустя несколько дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки. Советская "лунная программа", где Хрунову отводилась далеко не последняя роль, была закрыта.

Лучшие дня

Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. А в 1972 году с золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ, в том числе по программе "Алмаз" (пилотируемая разведывательная орбитальная станция). В конце 70-х годов, когда началась реализация программы "Интеркосмос", он был одним из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа. Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов. Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация - почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.

Автор нескольких книг, в том числе "Покорение невесомости", "Путь к Марсу", "На орбите вне корабля" (две последние совместно с Л.Хачатурьянцем). Кроме того, что сам писал, был страстным книголюбом, имел прекрасную домашнюю библиотеку в несколько тысяч томов.

Биографии космонавтов.
Космонавт России.

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения, как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые разворачивались в небе над деревней. По воспоминаниям родных, именно тогда у него и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло, но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году. В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную авиационную школу. В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы, летать любил до самозабвения. В 1956 году закончил училище и был направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на территории Одесского военного округа.

Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт, тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой части 26266 - будущего Центра подготовки космонавтов.

Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом. Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы полетов кораблей "Восток", составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски 15 кораблей. Один из них - "Восток-12" - предстояло пилотировать Хрунову. Программа предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров. Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую подготовку к полету двух "Востоков" продолжительностью 8-10 суток. Однако и этим планам не суждено было сбыться - дальнейшее строительство кораблей "Восток" было прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам. В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе "Выход", предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали лишь единицы.

После успешного осуществления полета корабля "Восход-2", были составлены планы дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными. Сначала Хрунов готовился в качестве командира корабля "Восход-6" со сроком запуска в начале 1967 года, а затем в качестве второго пилота одного из "Восходов", когда ему предстояло совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров. Но, как я уже сказал, новых полетов "Восходов" больше не было. Им на смену пришли более современные корабли "Союз", к полетам на которых и стал готовиться Хрунов. В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа "Союз 7К-ОК" по околоземной орбите и на кораблях типа "Л-3" к Луне. Когда шал подготовка к старту первых двух кораблей типа "Союз 7К-ОК", Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым был включен в состав основного экипажа корабля "Союза-2". Программа полета предусматривала стыковку "Союза-2" с кораблем "Союз-1", на борту которого в космос должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на "Союзе-1" возвратиться на Землю. Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом "Союза-1". "Союз-2" должен был стартовать на следующий день. Неполадки на "Союзе-1" начались вскоре после старта и полет "Союза-2" пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.

Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами продолжал тренировки. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов, в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец, пришел звездный час Евгения Хрунова. 15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле "Союз-5". Следующий день был ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не имеющий аналогов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле "Союз-4" Владимир Шаталов. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно. Констатируем это как факт. В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего экипажа корабля "Союз-7", вместо заболевшего Анатолия Куклина. А спустя несколько дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки. Советская "лунная программа", где Хрунову отводилась далеко не последняя роль, была закрыта.

Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. А в 1972 году с золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ, в том числе по программе "Алмаз" (пилотируемая разведывательная орбитальная станция). В конце 70-х годов, когда началась реализация программы "Интеркосмос", он был одним из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа. Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов. Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация - почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.

Автор нескольких книг, в том числе "Покорение невесомости", "Путь к Марсу", "На орбите вне корабля" (две последние совместно с Л.Хачатурьянцем). Кроме того, что сам писал, был страстным книголюбом, имел прекрасную домашнюю библиотеку в несколько тысяч томов.

Copyright (C) 2000, Александр Железняков.

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 г. в деревне Пруды Волошского района Тульской области.
С 1-го по 4-й класс учился в школе деревни Пруды, с 5-го по 7-й класс — в школе посёлка Непрядово Волошского района Тульской области.
По окончании семи классов Е. Хрунов был вынужден пойти учиться в сельскохозяйственный техникум, так как в авиационное училище брали только после 10-го класса. В 1952 году окончил Иваньковский сельскохозяйственный техникум села Иваньково Иваньковского района Тульской области по специальности « Механизация сельского хозяйства». Получил квалификацию « техник-механизатор».
Через четыре года он был призван в армию, откуда и подал заявление в летное училище.
Окончив летную школу, а затем и авиационное училище, Евгений Васильевич служил в одном из гвардейских полков Одесского военного округа, летал в одном звене с будущим космонавтом В. Горбатко. Когда было принято решение о наборе летчиков для подготовки к полетам в космос, они вместе подали заявления в первый отряд.
В 1960 г. Евгения Хрунова зачислили слушателем-космонавтом, и в течение года он проходил общекосмическую подготовку. С 1 сентября 1961 по 6 января 1968 проходил обучение в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им.Н. Е. Жуковского, по специальности « Пилотируемые воздушные и космические ЛА и двигатели к ним». По её окончании получил квалификацию « летчик-инженер-космонавт».
Через год началась первая подготовка к полету. Он мог бы полететь в космос на корабле-спутнике « Восток», когда планировался полет продолжительностью 8-10 суток. Однако программа « Восток» была закрыта, а полет отменен.
С лета 1964 г. Хрунов проходил непосредственную подготовку к полету на КК « Восход-2» по программе « Выход» в качестве дублера. На последнем этапе, в силу сложившихся обстоятельств, Евгений Васильевич готовился и в качестве командира, и в качестве выходящего. И если бы перед стартом что-нибудь случилось с П. Беляевым или А. Леоновым, то он был готов заменить любого их них.
Следующим должен был быть полет смешанного (женско-мужского) экипажа с выходом женщины в открытый космос. Хрунов начал подготовку по этой программе, но она была отвергнута. Затем Евгений Васильевич проходил подготовку к полету, в программе которого было 2-3 выхода с удалением космонавта на 50-100 м от корабля. Но и эта программа была закрыта.
Затем была длительная подготовка по программе стыковки двух « Союзов» и перехода двух космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос. Переходить должны были Е. Хрунов и А. Елисеев. В апреле 1967 г. казалось, что первый полет Евгения Хрунова близок. 23 апреля 1967 г. стартовал КК « Союз-1» с В.Комаровым на борту, а 24 апреля должен был лететь его экипаж. Однако из-за множества неисправностей первого корабля старт « Союза-2» был отменен. На следующий день при возвращении на Землю погиб Владимир Комаров. Как выяснилось при расследовании причин аварии спускаемого аппарата, неисправности « Союза-1» фактически спасли жизнь трем космонавтам (В. Быковскому, А. Елисееву и Е. Хрунову), так как дефект парашютной системы был заложен в обоих кораблях.
Вскоре решили вернуться к программе стыковки. Евгений Хрунов начал очередную подготовку, только в составе другого экипажа (Шаталов, Волынов, Елисеев). Она завершилась первым, и единственным, полетом Евгения Хрунова в космос.

Летчик-космонавт СССР Евгений Хрунов (1969 г.)

Стартовав в 1969 г. на КК « Союз-5» вместе с Б. Волыновым, Е. Хрунов и А. Елисеев после стыковки с « Союзом-4» перешли через открытый космос на этот корабль и вместе с В. Шаталовым возвратились на Землю. До этого никто не делал подобного. По воспоминаниям Б. Волынова, Хрунов даже в тот сложный момент выхода не переставал шутить. Выйдя из корабля, он сказал, обращаясь к Волынову: « Ну вот, сориентировал… И идти-то придется в гору…». Евгений Хрунов стал 15-м космонавтом СССР и 38-м космонавтом планеты. Послеполетная слава и известность ошеломили…
А в подготовке началась полоса неудач. Через полгода после полета Хрунова его назначили командиром дублирующего экипажа КК « Союз-7», но через несколько дней он попал в автокатастрофу, и его сняли с подготовки. Только через 10 лет его вновь назначили в экипаж, и Евгений Васильевич начал подготовку командиром дублирующего советско-кубинского экипажа (вместе с Х. А. Лопес Фальконом). Он успешно справился и начал готовиться в качестве командира основного советско-румынского экипажа (вместе с Д. Прунариу). Все шло хорошо. Но и в этот раз Хрунову не удалось полететь в космос.

Дублирующий экипаж КК « Союз-38»
Слева направо: Хосе Армандо Лопес Фалькон, Евгений Хрунов

С 1971 по 29 июня 1972 года прошел подготовку на заочном отделении ВПА им. Ленина, которую окончил с отличием и золотой медалью по специальности « Военно-политическая ВВС». Получил квалификацию « офицер с высшим военно-политическим образованием».

Командир — майор ВВС ЗАИКИН Дмитрий Алексеевич; второй пилот — майор ВВС ХРУНОВ Евгений Васильевич.

24 декабря 1971 года в ВИА им. А. Ф. Можайского защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. Тема диссертации — биомеханика работы человека в условиях космического пространства.
Позднее защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук.
В конце декабря 1980 г. « за нарушение режима» его отстранили от подготовки и перевели на другую работу.
В последующие годы Евгений Хрунов принимал участие в разработке различных систем для « Бурана». В 1989- 1990 гг. Евгений Васильевич участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Одновременно он занимался литературной деятельностью. Вместе с Л. Хачатурьянцем им было написано несколько книг, среди которых наиболее известные – « Путь к Марсу» и « На орбите вне корабля». Среди своих друзей он прослыл страстным книголюбом. Особую радость ему доставляли, конечно, книги по космонавтике.

Публикации:

— Автор и соавтор книг « Экспериментальная психология в космических исследованиях», 1976;
— « Покорение невесомости», 1976;
— « Оптические исследования в космосе», 1979;
— « Путь к Марсу» (1981 );
— « На орбите вне корабля», 1977.
— В 2008 году в издательстве « Неография» вышла книга его воспоминаний « Космос — впереди ясная цель».

Награды:

Награждён медалью « Золотая Звезда» Героя Советского Союза
— Орденом Ленина (22 января 1969 года),
— Орденом Красной Звезды (12 июня 1961 года)
— 11-ю юбилейными медалями.
— Награждён также медалью «25 лет народной власти» (НРБ, 1969)
— Медалью «20 лет Болгарской народной армии».
— 19 мая 2000 г. на 67 году жизни Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, полковник запаса Евгений Васильевич Хрунов скоропостижно скончался.

Использованные источники:

1. Хрунов Евгений Васильевич [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://spacenet.h1.ru
2. Хрунов Евгений Васильевич [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: