Высокое средневековье. Классическое (высокое) Средневековье Западная европа в эпоху высокого средневековья

Высокое Средневековье - один из определяющих периодов в истории человечества. В те далёкие и тёмные времена формировалась современная цивилизация. Исчезали древние устои и появлялись новые. Значительно увеличилась численность населения. Произошёл культурный переворот.

Племена объединялись в народы, которым затем суждено было создать современные европейские страны. до сих пор является предметом исследования историков.

Исторические события

Высокое средневековье началось с масштабных завоеваний. Государства древнего мира канули в Лету, а на их месте появилось множество новых. В одиннадцатом веке началось завоевание Британии. До этого она контролировалась различными языческими племенами. Первыми в Англии высадились норманны. Местные бритты оказывали им ожесточённое сопротивление. Но примитивное оружие не могло победить сталь и железо. За несколько лет была освоена Англия и почти вся Ирландия. Затем завоеватели подчинили себе и Шотландию.

На севере Европы также произошли серьёзные изменения. Древний уклад жизни викингов был разрушен. Население приняло христианство. Скандинавские королевства были объединены в одно государство. Началось освоение Прибалтики. Однако к тринадцатому веку единая держава распалась на несколько княжеств. Аналогичные процессы происходили и на территории современных Германии и Франции. Началось зарождение династий, которые последующие столетия восседали на тронах

Славяне

Высокое Средневековье оказалось благоприятным периодом для развития древнерусского государства. На тот момент оно было одним из самых больших в мире. Культура и ремесло превосходили европейские. Это связано с более ранним этногенезом восточных славян, которые ещё в пятом веке перестали вести племенной уклад жизни и объединились в один русский народ. Те же процессы происходили и на Балканах. Однако естественному развитию помешало, не виданное до этих пор, нашествие малоразвитых кочевых племён - монголов. Ослабление центральной власти помешало русским князьям объединиться и все они пали под натиском орды. После этого процесс развития культуры, архитектуры и ремесла был сильно замедлён.

Развитие христианской культуры

Высокое Средневековье охарактеризовалось полной победой христианства в Европе. Ещё в более ранний период многие влиятельные страны перешли в единобожие. Однако к одиннадцатому веку древние языческие верования были всё ещё сильны. В Британии и Скандинавии население крайне медленно переходило в новую веру. Способствовала этому изолированность этих регионов. Отсутствие сухопутной связи с материком делало миграцию крайне проблематичной.

Однако этот фактор помог избежать нашествий кочевников, которые ввиду своей неразвитости не могли строить корабли в достаточном количестве.

Нова вера оказала определяющее влияние на культуру. Отныне появлялись строгие запреты и моральные принципы, в соответствии с которыми нужно было жить. Больше всего на жизнь европейцев повлияли изменения института семьи. К началу данного исторического периода во многих краях (особенно в Скандинавии) сохранялись устойчивые полигамные отношения. Христианство же запрещало подобное. Институт брака привёл к изменению роли женщин в обществе. Твёрдые патриархальные принципы определяли отношения в семье. Сама же семья, состоящая из мужа, жены и детей, разрушила родовые связи. Властные структуры в виде церкви имели высокое влияние на повседневную жизнь населения.

Культурные перемены: развитие иерархической системы

Культура Высокого Средневековья предопределила разделение народа на классы и касты. Чётко выделялись касты правителей, военных, духовенства, крестьян, рабов. У бедного и необразованного населения появилась культура осознания и переосмысления личностной свободы. Во многих странах изменяются системы управления. В Англии и Священной Римской Империи появились свои парламенты. Привилегированный класс имел свои традиции и ритуалы. Но подобные явления были и в ранних исторических периодах. Культура Высокого Средневековья была серьёзно подвержена влиянию схоластики.

А её блюстителями был как раз новый класс - духовенство.

Живопись

В изобразительном искусстве наибольшее развитие получила живопись. Отныне чётко выделялось несколько направлений и способов написания картин. Романский период высокого средневековья был охарактеризован слабым развитием живописи. Этому виду искусства отводилась роль малярства, то есть вспомогательной обработке стен храмов. Но к началу тринадцатого века отношение к художникам изменилось. Во Франции создавались ордена живописцев. Они разукрашивали престолы в храмах и создавали панно, фрески, иконы.

Художники занялись систематизацией своих умений. Появились новые приёмы. Например, понятие глубины и перспективы. Придание объектам объёмности и реальности стало самой сложной задачей для средневековых мастеров. В полной мере овладеть навыком глубины им так и не удалось. Это способствовало созданию общепринятого стиля, который позже назовут готическим. Живопись и иконопись постепенно вытесняли фрески. Этот вид искусства был крайне трудным и долгим. Кроме того, на создание одной небольшой фрески требовались значительные ресурсы. И многие, исповедующие смиренность и жизнь в нищете, ордены просто не могли себе такого позволить.

Скульптура

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось кардинальными переменами в скульптуре. Если другие развивались относительно плавно, то скульптура получила настоящий рывок. Основным мотивом были библейские сцены. Высокая концентрация скульпторов была на территории современной Италии. Появившиеся в эпоху Возрождения знаменитые и сегодня скульптуры были прямым продолжателями

В романский период появились изделия из бронзы и меди. Например, двери в Гильдесгеймский собор.

Методы

Впервые были применены новые материалы для резьбы. В Германии переосмыслили резьбу по дереву. Однако из-за специфических свойств древесины эти произведения искусства практически не дожили до наших дней. Также германские народы славились изготовлением масштабных триумфальных арок. Они были в романическом стиле, но с сильным готическим оттенком. Во многих городах современной Германии эти произведения искусства до сих пор манят туристов.

Понятие рельефа на саркофагах и гробницах появилось лишь к началу двенадцатого века. За короткий срок этот способ обработки стал крайне популярен в Западной Европе. Во всех произведениях особо резко чувствовался дух той эпохи. Мистика и мечтательность, осознания бренности и конечности бытия. Конечно же, это обусловлено тем, что период Высокого средневековья был под властью схоластической философии.

Культурный переворот и ранний гуманизм

Ранние периоды Средневековья принято называть "тёмными". Религиозные гонения, безумные правители, дикие законы и прочее оставили серьёзный след на истории человечества. Но к тринадцатому веку старый уклад был полностью переосмыслен. Огромный прирост населения позволил появиться крупным городам в каждом регионе. В городах огромной популярностью пользовались эстетические виды развлечения. Одним из таких был театр. Уже к началу десятого века на богослужениях ставились небольшие пантомимы. Затем это переросло в отдельный вид искусства. Театр стал затрагивать бытовую тематику, таким образом отходя от готики и схоластики.

Появились первые труды на тему ценности человеческой жизни. Философы позволяли в своих рассуждениях отходить от схоластической предопределённости бытия. Больше внимания уделялось роли человеческого выбора. Таковыми были первые зачатки гуманизма. Городская культура более всего была подвержена таким веяниям. Развитие личности пришло на смену смиренности и покорности.

Архитектура

Высокое Средневековье в Западной Европе ознаменовалось новым готическим стилем в архитектуре.

На тот момент центром получения знаний являлись храмы и церкви. И любой вид неразрывно связан с богоугодными мотивами. После конца эпохи романизма были изобретены новые методы обработки камня, геометрические решения, строительные инструменты. В экономической жизни возрастает роль городского сектора. Появляются цеха и сообщества вольных каменщиков. Высокого Средневековья являются наилучшими символами эпохи.

Помпезность и размах строительства удивляют современных исследователей. Постройка собора могла длиться больше сотни лет. А возле строительных площадок появлялась уникальная рабочих коммун, которые фактически сами регулировали свою общественную жизнь.

Различные стили

Классическим отличием готической архитектуры является наличие двух вытянутых башен. Колокольни могли располагаться как внутри них, так и между. Западный фасад щедро украшался. Вход поддерживался колоннами. После разработки каркасного метода они были лишь элементом украшения. Классическим готическим стилем принято считать французскую модель. Соборы Высокого средневековья в Германии отличались строгим соблюдением пропорций. Заметный перфекционизм был и в оформлении фасада.

В Центральной Европе преобладала так называемая кирпичная готика. Соборы из кирпича имели сходство с архитектурой романического периода. Их устанавливали на площадях крупных городов. Огромные круглые башни были отличительной чертой. Собор святой Варвары и костёл святого Иакова являются классическим примером чешской архитектуры. Нидерландская готика отличалась строительством храмов с одной высокой башней-шпилем.

Своды выполнялись из древесины, что привносило романическую и даже более раннюю атмосферу.

Западноевропейская культура Высокого средневековья

Впервые, со времён Римской империи, на Европы стала оказывать своё влияние наука. Развитие медицины, геометрии, философии и других наук привело к трансформации в отдельные отрасли. Контроль церкви был слишком большим, поэтому учёные были вынуждены подчиняться буллам Папы Римского. Но при этом аскетическое мировоззрение ставилось под вопрос.

В народе же появилась новая феодальная культура. Появились огромные хозяйства с замкнутым циклом. Землёй владел сеньор. В качестве наместников правили феодалы. Крестьяне же были в полной зависимости от них. Они не принимали никакого участия в экономической жизни и не могли влиять на политические решения. Тем не менее развитие торговых отношений позволило "простым" людям выбиваться в элитное общество.

Во Франции, Англии и некоторых районах Испании появились институты судов. Некоторый плюрализм допускался и в кругу королевских советников.

Заключение

Высокое Средневековье в Европе имело уникальную культуру и жизненный уклад. Развитие феодализма сказалось на общественных взаимоотношениях. Контроль церкви стал ослабевать. Если раннее Высокое Средневековье характеризовалось полным отсутствием развития новых направлений в искусстве, то к тринадцатому веку появилось больше десятка таких направлений. Живопись и в особенности архитектура оказали решающее влияние на деятелей последующей эпохи Возрождения. Рост численности населения привёл к проникновению культуры в самые бедные слои.

При подготовке к ЕГЭ по истории, особенно при изучении материала по всемирной истории, у учащихся возникает много вопросов о периодизации. А поскольку без периодизации изучать эту науку бесполезно, то остановимся на вопросе: средние века — это какие года вообще?

Периодизация Средневековой истории

История Средневековья начинается с 476 года. Этот год считается официальным концом . Уже с начала пятого же века новой эры стали образовываться так назывемые варварские королевства: вандалов, готов, гуннов и прочих племен, которые проживали на границе империи и только и ждали счастливой возможности расположиться на ее территории.

Концом же средневековой истории считается середина XVII столетия, когда в Англии началась первая буржуазная революция. Четкого года особо нет. Однако лично для себя я имею в виду дату 1649 год, когда казнили короля Карла Первого Стаюарта.

Разумеется, этот период, с 476 года по 1649 год — весьма продолжителен. Его именуют иногда Темными веками. Справедливости ради стоит отметить, что впервые этот период так назвал Франческо Петрарка (1304 — 1374 годы). Однако в современной исторической науке это название часто употребляют к более узкому периоду VI - VIII веков, когда варварские королевства разрушали до основания осколки Рима и пытались создать на ее руинах свою государственность. Часто, впрочем, безуспешно.

Важно понимать, что само Средневековье также делится на ряд периодов.

  • Первый период - V по XI века — называется Ранним (Верхнее) Средневековьем. Он характеризуется формированием государств на территории некогда огромной Западно-Римской империи. В этот период также происходит формирование феодализма на основе римского колонната.
  • Второй период — Классическое (Среднее) Средневековье - XII по XV века. В этот период в странах Западной Европы происходит раздробленность и вслед за ней процесс собирания королевского домена, а также формирование признаков абсолютистской власти.
  • Третий период — Позднее (Нижнее) Средневековье с XV века до середины XVII столетия. В этот период происходит Реформация и другие очень важные исторические процессы.

Все события Средневековья вы должны уметь четко соотносить с этими периодами. Чтобы узнать, какие именно события надо учить, крайне рекомендую скачать кодификатор тем КИМ

СРЕДНИЕ ВЕКА

Раннее Средневековье

(с 500 по 1000 гг.)

Начинается со времени падения Великой Римской империи (476 г.) и длится около 5 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.

Появились племена викингов, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское государство. Соседями европейцев были византийцы, население древнерусских княжеств и арабы-мусульмане. С ближайшими странами и государствами жители Европы поддерживали разные отношения. Самое большое влияние на все аспекты жизни европейских стран оказали арабские государства и Византия.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основой экономики являлось сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.



Раннее средневековье в Европе характеризуется постоянными войнами. Варварские племена, разрушив Римскую империю, принялись создавать свои государства англов, франков и другие. Они вели ожесточенные войны друг с другом за территории. В 800 году Карлу Великому удается ценой многочисленных завоевательных походов подчинить себе многие народы, и создать Франкскую империю. Распавшись после смерти Карла через 43 года, она вновь была воссоздана в 10 веке германскими королями.

В эпоху Средневековья началось формирование западноевропейской цивилизации, развивающейся с большим динамизмом, чем все прежние цивилизации, что обусловливалось рядом исторических факторов (наследием римской материальной и духовной культуры, существованием на территории Европы империй Карла Великого и Оттона I, объединивших многие племена и страны, воздействием христианства как единой для всех религии, ролью корпоративности, пронизывающей все сферы общественного устройства).

Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.

К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина. Феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые, с точки зрения западноевропейцев, отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.

В период раннего Средневековья – начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу. Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

В период раннего Средневековья в Европе наблюдается феодальная раздробленность. Тогда возрастает роль христианства в создании единой Европы.

Средневековые города

Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к

Начиная с XII-XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины. Порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе

В то время начинают развиваться наука и культура. Понимали ценность образования и науки и наиболее прогрессивные правители. Например, еще в VIII веке по приказу Карла Великого была образована Академия, носящая его имя.

Среди наук: астрономия. В эпоху средневековья она была тесно связана с астрологией. За основу мира была взята геоцентрическая концепция Птолемея, хотя многие ученые к тому времени уже были уверены в ее ошибочности. Но первым открыто с критикой выступил Николай Коперник; Химия: В Средние века она называлась алхимией. Ученые-алхимики занимались поисками философского камня, дарующего мудрость, и способом создавать золото из других металлов. В процессе этих поисков было сделано огромное количество важных изобретений и др.

В западно-европейском искусстве X-XII веков преобладает романский стиль. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Классическое (высокое) Средневековье

(1000 по 1300 гг.)

Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В XI–XV вв. в Европе происходит процесс постепенного формирования централизованных государств – Англии, Франции, Португалии, Испании, Голландии и др., где возникают новые формы государственного управления – кортесы (Испания), парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция). Усиление централизованной власти способствовало более успешному развитию хозяйства, науки, культуры, появлению новой формы организации производства – мануфактуры. В Европе зарождаются и утверждаются капиталистические отношения, чему в немалой степени способствовали Великие географические открытия.

В высокое средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Развиваются и богатеют города Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Древнерусского государства и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближней (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы – тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы, архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне него. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы – еще более мелкие рыцари, у других были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал – сеньором. Владелец земли – сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба у сеньора, как правило, составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал как феодал был склонен защищать свою собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров. Тогда действовал принцип «вассал моего вассала - не мой вассал».

В Средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли, и крестьяне – держатели земли. Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские.

В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения.

Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал - верховным собственником. Верховный собственник земли - всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба - собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый.

Прогрессу в сельском хозяйстве также способствовало освобождение крестьян от личной зависимости. Решение об этом принималось или городом, близ которого жили крестьяне и с которым они были связаны социально и экономически, или же их сеньором-феодалом, на земле которого они жили. Укреплялись права крестьян на земельные наделы. Они могли все чаще свободно передавать землю по наследству, завещать и закладывать ее, сдавать в аренду, дарить и продавать. Так постепенно формируется и становится все шире земельный рынок. Развиваются товарно-денежные отношения.

Церковь. Схизма (раскол) 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви - римско-католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители – церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.

Целая серия крестовых походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран под лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов – это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.

Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, в которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период классического Средневековья, как и раньше, было сельское хозяйство. Основными характеристиками развития аграрной сферы в целом был процесс быстрого освоения новых земель, в истории известный как процесс внутренней колонизации. Он способствовал не только количественному росту экономики, но и серьезному качественному прогрессу, так как повинности, налагаемые на крестьян на новых землях, имели преимущественно денежный, а не натуральный характер. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, известный в научной литературе как коммутация ренты, способствовал росту хозяйственной самостоятельности и предприимчивости крестьян, повышению производительности их труда. Расширяются посевы масличных и технических культур, развиваются маслоделие и виноделие.

Урожайность зерновых достигает уровня сам-4 и сам-5. Рост крестьянской активности и расширение крестьянского хозяйства приводили к сокращению хозяйства феодала, которое в новых условиях оказывалось менее выгодным.

Важным все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С XII–XIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки. В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной.

Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XV в. – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества. Остальные науки также успешно развивались, и в них было сделано немало открытий. Было изобретено водяное колесо, усовершенствованы водяные и ветряные мельницы, созданы механические часы, очки, ткацкий станок.

Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации, ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами. Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей особенностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне; цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции.

В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей.

Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одно из которых – хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.

Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, желавший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась «шедевр» (современное значение слова говорит само за себя).

Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места.

С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV–XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сын мастера или его зять. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура.

В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4–6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» – эпидемии чумы в середине XIV в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка, «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день.

Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.

В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, то есть за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и даже объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а также выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие, как Лондон и Париж. Впрочем, многие другие западноевропейские города тоже были достаточно богаты, чтобы за деньги получить самостоятельность. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии – то есть около 200.

Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. Они определяли качество и полноценность монеты, и это было исключительно важно в условиях постоянно практиковавшейся меркантилистскими правительствами порчи монеты; они производили обмен денег и перевод их из одного города в другой; брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты.

В начале классического Средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвычайно выгодной, но иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами.

Позднее Средневековье

(1300-1640 гг.)

В западноевропейской науке конец средневековья обычно связывают с началом церковной реформации (начало 16 в.) или эпохи великих географических открытий (15-17 вв.). Позднее средневековье называют также эпохой Возрождения.

Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества – Столетней. Но одновременно – это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.

Реформа́ция (лат. reformatio - исправление, преобразование, реформирование) - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Основной причиной Реформации явилась борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.

До 16 века церковь в Европе владела крупными феодальными владениями, и ее мощь могла продолжаться только до того периода, пока существует феодальный строй. Богатства церкви основывались на владении землей, церковной десятине и плате за обряды. Великолепие и убранство храмов поражало. Церковь и феодальный строй идеально дополняли друг друга.

С появлением нового, постепенно набирающего силу класса общества – буржуазии, ситуация стала меняться. Многие уже давно высказывали недовольство излишней пышностью обрядов и храмов церкви. Большой протест у населения вызывала и дороговизна церковных обрядов. Особенно недовольна была таким положением дел буржуазия, которая хотела вкладывать деньги не в пышные и дорогие церковные обряды, а в производство.

В некоторых странах, где была сильной власть короля, церковь была ограничена в своих аппетитах. Во многих других, где священники могли хозяйничать вволю, ее ненавидело все население. Здесь Реформация нашла благодатную почву.

В 14 веке открыто против католической церкви выступил профессор Оксфорда Джон Виклиф, призывавший уничтожить институт папства и отнять все земли у священников. Его преемником стал Ян Гус, ректор Пражского университета и по совместительству пастор. Он полностью поддержал идею Виклифа и предложил провести в Чехии реформу церкви. За это он был объявлен еретиком и сожжен на костре.

Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основная мысль его сочинения – человеку не нужно посредничество церкви для обращения к Богу, ему достаточно веры. Этот поступок стал началом Реформации в Германии. Лютер подвергся преследованиям со стороны церковных властей, требовавших его отречения от своих слов. За него вступился правитель Саксонии Фридрих, спрятавший доктора богословия в своем замке. Последователи учения Лютера продолжали бороться за проведение изменения церкви. Выступления, которые жестоко подавлялись, привели к Крестьянской войне в Германии. Сторонников Реформации стали называть протестантами.

Со смертью Лютера Реформация не закончилась. Она началась в других странах Европы – в Дании, Англии, Норвегии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Прибалтике, Польше.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство) и др.

Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией,

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду со сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его этнической принадлежностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию.

В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейских стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.). Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей, и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент – кортесы появился в Испании (конец XII – начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколько-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии, – налоги.

Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции, и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.

Парламенты были не единственным политическим новшеством классического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в XIV в.) во Франции. Политические партии жестко противостояли друг другу, однако причиной их противоборства тогда выступали скорее психологические причины, нежели экономические.

В XV–XVII вв. в области политики также появилось много нового. Заметно укрепляются государственность и государственные структуры. Общая для большинства стран Европы линия политической эволюции заключалась в укреплении центральной власти, в усилении роли государства в жизни общества.

Практически все страны Западной Европы в этот период прошли через ужасы кровавых раздоров и войн. Примером может быть война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. В результате этой войны Англия потеряла четвертую часть своего населения. Средневековье также время крестьянских восстаний, волнений и бунтов. Примером может служить восстание под руководством Уота Тайлера и Джона Болла в Англии в 1381 г.

Великие географические открытия. Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пытались добраться до нее, огибая Африку. В 1487 г. ими был открыт мыс Доброй Надежды – самая южная точка Африканского материка. Тогда же путь в Индию искал и итальянец Христофор Колумб (1451–1506), сумевший снарядить четыре экспедиции на деньги испанского двора. Испанская королевская чета – Фердинанд и Изабелла – поверили его доводам и обещали ему огромные доходы из вновь открытых земель. Уже в ходе первой экспедиции в октябре 1492 г. Колумбом был открыт Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи (1454–1512), участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499–1504 гг. Именно он впервые описал новые земли и впервые высказал мысль о том, что это новая, не известная еще европейцам, часть света.

Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы (1469–1524) в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519–1521 гг., возглавил его португалец Магеллан (1480–1521). Из 256 человек команды Магеллана в живых остались только 18, а сам Магеллан погиб в схватке с туземцами. Многие экспедиции того времени заканчивались столь печально.

Во второй половине XVI – XVII вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине XVII в. европейцы открыли Австралию и Новую Зеландию.

В результате Великих географических открытий начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый Свет – стекаются сокровища – золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен, прежде всего на сельскохозяйственную продукцию. Этот процесс, в той или иной степени имевший место во всех странах Западной Европы, получил в исторической литературе название революции цен. Она способствовала росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужила одним из источников первоначального накопления капитала.

Еще одним важнейшим следствием Великих географических открытий было перемещение мировых торговых путей: монополия венецианских купцов на караванную торговлю с Востоком в Южной Европе была нарушена. Португальцы стали продавать индийские товары в несколько раз дешевле, чем венецианские купцы.

Усиливаются страны, активно занимающиеся посреднической торговлей – Англия и Нидерланды. Занятие посреднической торговлей было очень ненадежным и опасным, но очень выгодным: так, если из трех кораблей, посланных в Индию, возвращался один, то экспедиция считалась успешной, а прибыли торговцев нередко достигали 1000%. Таким образом, торговля была важнейшим источником для образования крупных частных капиталов.

Количественный рост торговли способствовал появлению новых форм, в которых была организована торговля. В XVI в. впервые возникают биржи, главная цель и назначение которых состояли в использовании колебаний цен во времени. Благодаря развитию торговли в это время возникает значительно более прочная, чем раньше, связь между континентами. Так начинают закладываться основы мирового рынка.

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль -- готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. Дальнейшим культурным стимулом стал рост городов, центров торговли и ремесел. Новым явлением стала городская культура, породившая романский стиль. Романский стиль возник как укрепление авторитета Римской империи, необходимого королевской власти и церкви. Лучше всего романский стиль олицетворяли находящиеся на возвышенностях крупные соборы, как бы возвышающиеся над всем земным. В их архитектуре бросаются в глаза мощные конструкции и рациональная структура, образная условность и изощренная орнаментика.

Атрибутами архитектурных сооружений, выполненных в романском стиле, становятся круглые арки, базилики, органично соединенные с башнями. Наряду со «звериным стилем» распространяется изображения человека в библейских сюжетах.

Многофигурные скульптурные композиции представляли «каменную библию», сцены Страшного суда. Одно из назначений соборов романского стиля -- устрашение верующих. На портале одного из соборов Франции есть надпись: «Пусть страх поразит здесь всех, кто опутан земными пороками, ибо судьба их явлена в ужасе этих фигур!»

В средние века в искусстве ведущее место занимала архитектура. Это было вызвано, прежде всего, настоятельной потребностью в строительстве храмов. Архитектор должен был совмещать в себе художника и высокообразованного инженера, геометра, математика. Архитекторы пользовались большим уважением и ценились высоко. Выдающихся архитекторов так же как ученых, богословов и философов называли «каменных дел докторами».

Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу. Готические соборы -- грандиозные сооружения. Так, длина Реймсского собора 138 метров и высота около сорока метров. Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок и остальных архитектурных построек выражали стремление к Богу и мечту о высшей жизни.

Знаменитые готические соборы и сегодня поражают воображение человека, среди них особенно прославились собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Шартре, Лмьене, Сен-Дени.

Н.В. Гоголь (1809--1852) писал: «Готическая архитектура есть явление такое, какого еще никогда не производили вкус и воображение человека. В ней соединено вместе: этот стройный и возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединенные к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своей обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним в небо; величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость -- это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, весьма естественно ощутить невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».

Готическая архитектура была единым целым с подчиненной ей скульптурой, живописью, прикладными искусствами.

Особенный акцент делался на многочисленные статуи. Пропорции статуй были сильно удлиненными, выражение лиц одухотворенное, позы благородные.

Готические соборы предназначались не только для богослужений, но и для общественных собраний, праздников, театральных действий. Готический стиль распространяется на все сферы жизни человека. Так в одежде становятся модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы.

Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познания Бога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом». Математические и физические знания, требовавшиеся для создания грандиозных сооружений, должны были быть высокого уровня. Также были необходимы высокие практические навыки, значительный опыт и интуиция.

О понимании значения техники говорит тот факт, что на рельефах фасадов готических соборов изображается аллегорическая фигура с атрибутами, символизирующими геометрию-- циркулем, линейкой и угольником. Архитекторы были убеждены, что искусство без науки -- «ничто». Чем больше требовалось точных знаний для создания архитектурного сооружения, тем больше оно ценилось. Н художественном плане архитекторы придерживались, прежде всего, гармонии и правильных пропорций.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 годи, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке.

Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским.

В настоящее время период готики считается одним из выдающихся периодов в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики бы ли светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь., самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля.

Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению зданий.

Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, которым был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя ране отические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-арк-бутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещении. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкции, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163).

В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви.

Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены победно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас -- статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом доготическом соборе и датируются примерно с 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который, тем не менее, придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Коронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора, производящие впечатление ряби, классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Геометрия и другие точные науки пробивают себе дорогу и в других искусствах.

Так, Виетело в XIII веке вводит понятие перспективы (разработанное ранее арабским ученым Альхазеном) в русле теории зрительного восприятия, изометрической и физической оптики. В XIII веке были воздвигнуты величественные готические соборы. В архитектурных сооружениях ценились величина, соразмерность, блеск, светоносность, драгоценные украшения. Большое значение в эстетическом оформлении храмов придавалось внутренним украшениям: инкрустациям, росписям, витражам.

Сами архитекторы смотрели на собственное творчество сквозь призму философско-религиозных представлений.

Талант художника они считали божьим даром. В раннем средневековье вдохновение считали непосредственной передачей божественного творческого духа человеку. Уже в XII веке человеческое вдохновение считалось аналогом божественного. Считалось, что художнику свойственны все семь благ, подаренные святым духом человеческой душе: мудрость, разумение, восприимчивость к советам, душевная крепость, знание, благочестие, богобоязнь. Художник, выражая святой дух в своем творчестве, приближался к Богу и познавал Бога. Художник чувствовал, что в божественной иерархии он занимает свое место и в то же время осознавал значимость и ценность своего творчества для людей.

Назначение искусства мыслилось в том, что оно возвышает душу человека, обогащает ее божественными образами, глубокими переживаниями, облегчает понимание божественного миропорядка. Искусство призвано удовлетворить те потребности человека, которые не может удовлетворить природа. Средневековое искусство было в своей сущности эзотерическим. За внешней формой средневековый человек видел глубокий смысл и высшее значение.

Произведение искусства было результатом интеллекта и души художника, оно отражало его знания и миропонимание. В готическом соборе была достигнута символическая и эзотерическая целостность. Каждая деталь в соборе имела особое значение. Боковые стены символизировали Ветхий и Новый завет. Столбы и колонны олицетворяли апостолов и пророков, несущих свод, порталы -- преддверие рая. Ослепительно сияющий интерьер готического собора олицетворял небесный рай.

Особую символическую нагрузку получают витражи: свет, проникающий через них, олицетворял неземное бытие. Эффекты света и игра драгоценных камней часто трактуются мистически, как свет христианского учения, как символ божественной власти или же как магическая сила. Созерцание света и пребывание в световой атмосфере витражей приводит к мистическому пониманию Бога.

Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество вагантов (от лат. «вагари» -- бродить). Бродячие студенты переезжали из страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Раннее христианство унаследовало от античности восхищение продуктами творчества и презрение к создавшим их людям.

Но постепенно, под влиянием христианских идей о благотворном, возвышающем значении труда, это отношение изменилось. В монастырях того времени предписывалось сочетать деятельность, ведущую к общению с Богом, к проникновению в его сущность, такую, как божественное чтение, молитвы, ручной труд.

Именно в монастырях получили развитие многие ремесла и искусства. Искусство считалось богоугодным и благородным занятием, им занимались не только рядовые монахи, но и высшая церковная элита.

Средневековые искусства: живопись, архитектура, ювелирное дело -- были заложены в стенах монастырей, под сенью христианской церкви.

В XII веке интерес к искусству значительно возрастает. Это связано с общим техническим, экономическим и научным прогрессом общества. Практическая деятельность человека, его интеллект, способность к изобретению нового наминает цениться значительно выше, чем раньше.

Накопленные знания начинают систематизироваться в иерархию, ни вершине которой продолжает оставаться Бог. Искусство, сочетающее в себе высокие практические навыки и отражение образов священного предания, получает в средневековой культуре особый статус.

Назначение изобразительного искусства в том, что оно позволяет неграмотным людям приобщиться к священной истории, в увековечиванию священных событий и в украшении интерьеров соборов витражами, росписями, инкрустациями.

У этого термина существуют и другие значения, см. Высокое. Село Высокое укр. Високе крымскотат. Kermençik Страна … Википедия

Средневековье - термин, обозначающий в западноевроп. истории период между античностью и ранним Новым временем. Нижней хронологич. границей традиционно признается дата свержения вождем герм, наемников скиром Одоакром последнего рим. императора Рому ла Августула… …

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 476 по… … Википедия

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью… … Википедия

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью предшествовало Высокое … Википедия

Медицина в Средневековье. - В средние века главным образом была развита практическая м., которой занимались банщики цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В… … Википедия

Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Христианская церковь в Высокое средневековье. Учебное пособие , . Учебное пособие, подготовленное ведущими преподавателями МПГУ И. А. Дворецкой и Н. В. Симоновой, включает фрагменты источников по истории Христианской Церкви в эпоху Высокого Средневековья.…