Умк «Русский язык» под ред. Бабайцевой

Методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углублённое изучение». В УМК, кроме учебника, входят сборники заданий и рабочие тетради для каждого класса, а также программа и методическое пособие для учителя. В пособии представлено поурочное планирование (с 5 по 9 класс), система контроля, способы организации учебного процесса в целом и изучения конкретных разделов и тем. В приложении даны варианты новой формы экзаменационной работы для ГИА в 9 классе. Предлагаемые разработки уроков не являются обязательными, однако они помогут реализовать общие лингвистические идеи данного УМК.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык. 5–9 классы. Углублённое изучение" Л. Д. Беднарская бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Грамотное соединение теоретического материала и практических упражнений. Отличный учебник по развитию речи. Недостатков не вижу, хотя работаю по УМК Бабайцевой для 5-9 классов в течение 17 лет.

Спасибо авторам за эффективную линию учебников. Я неизменно использую УМК В.В. Бабайцевой, начиная с 2000 года. И все учителя нашей школы перешли на эти учебники, поскольку они помогают ученикам овладеть русским языком на высоком уровне.

Измайлова Г.И. , заместитель директора, учитель русского языка и литературы, МОУ "Бессоновская СОШ" Белгородского района

В учебниках автора Бабайцева В.В. нравится органичное сочетание традиций и новаторства, богатый и разнообразный дидактический материал, деятельностный подход. Замечательные упражнения по развитию речи. То, что сейчас нужно! Честно говоря, не знаю, что можно еще добавить или изменить - настолько многое продумано и предусмотрено.

Предпочитаю работать с учебниками издательства "Дрофа" и "Вентана-Граф" и по другим предметам, спасибо!

Белозерова Е.А. , учитель русского языка, литературы, ОПК, МКОУ "Кременская СШ", Волгоградская область

По учебникам по русскому языку Бабайцевой работаю с 1996 года. Нравится высокий уровень подачи материала, забота об учителе и об ученике (есть методические разработки и учебные тетради). Коллектив одним из первых разработал электронные приложения. Так держать!

Учебник мобильный, хорошо обновляется, есть электронная версия, но к ней нужно привыкнуть.

Мне хорошо помогают ваши вебинары. Очень нравится видеть и слышать авторов, учителей, разработчиков. Спасибо всем огромное!

Савельева В.П. , учитель русского языка, МБОУ "Иланская СОШ №1", Красноярский край

Есть возможность в любом классе обратиться к учебнику-справочнику! Очень удобно при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Прекрасный учебник для развития речи. Изучение материала по разделам языкознания не раздроблено. Менять УМК ни в коем случае не хотелось бы. Говорят о едином учебнике - так пусть это будет УМК В.В.Бабайцевой!

Пожелания: увеличить количество практических заданий для отработки орфограмм и пунктограмм. Обновить материал отдельных упражнений, приблизив к современности.

Халяпина Лариса Николаевна , учитель русского языка и литературы, МБОУ "Гимназия №9"

УМК под редакцией В. В. Бабайцевой воспитывает у обучающихся любовь к родному языку, углубляет их знания, формируя их лингвистическое мышление.

Считаю, что этот учебник - хороший и надежный помощник для подготовки к сдаче ГИА (ОГЭ).

И. С. Анциферова , учитель русского языка и литературы филиала № 2 МБОУ «Первомайская СОШ» в.п. Заводской

Т. Е. Бырька , учитель русского языка и литературы МОУ «Инжавинская СОШ» Тамбовской области

В учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов входят: учебник В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. 5-9 классы», учебники «Русский язык. Практика» для 5, 6, 7, 8 и 9 классов (составленные коллективом авторов) и «Русская речь. Развитие речи» (написанные Е.И. Никитиной) отдельно для каждого класса.

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, подготовке к зачетным работам, экзаменам и т.д. Такой тип способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Учебники «Русский язык. Практика» обеспечивают усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса - «Русская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе. Учебный комплекс перерабатывается по новым образовательным стандартам.

Трофимчук Т.С. , учитель, МБОУ ООШ №20 х. Сальский Кагальник, Ростовская область

Тексты учебников В. В. Бабайцевой позволяют развивать языковую личность. В данных учебниках приведено большое количество рисунков, по ним мы с учениками делаем сообщения, таким образом, совершенствуем речь. Что касается заданий к текстам, то следует отметить: они носят творческий характер, это важно, это нравится учащимся

Е. В. Спицына , учитель русского языка, литературы и истории

УМК «Русский язык» под ред. В. В. Бабайцевой
Как основные принципы, определяющие школьный курс русского языка, В. В. Бабайцева рассматривает принцип системности и принцип, утверждающий развитие речи на основе изучения языка, языковой системы. По мнению В. В. Бабайцевой, перспективно не дробление разделов науки о языке, а их интеграция в школьном курсе русского языка.
Системность изложения теории в одной книге (в учебниках) показывает логические связи между разделами, облегчает усвоение теории учащимися, а знания теории - самая надежная основа совершенствования речи, формирования литературных норм.
Эти тенденции получили лингвометодическое обоснование в многочисленных публикациях и реализованы в трех учебно-методических комплексах (УМК), в состав которых входят

  • программы,

  • учебники,

  • сборники упражнений,

  • рабочие тетради.
Центром всех УМК являются учебники, вошедшие в Федеральные перечни.

Русский язык 5-9 кл. УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.

В учебно-методический комплекс по русскому языку для 5–9 классов входят: учебник В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой «Русский язык. Теория» для 5–9 классов, учебники «Русский язык. Практика» для 5, 6, 7, 8 и 9 классов (составленные коллективом авторов) и учебники «Русский язык. Русская речь» (написанные Е. И. Никитиной) отдельно для 5, 6, 7, 8, 9 классов. Комплект учебников для каждого класса состоит из трёх частей.

^ Теория 5-9 кл. Учебник. В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.

Данный учебник – неотъемлемая часть учебного комплекса по русскому языку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Книга является центральным компонентом комплекса. В ней содержится систематически изложенный полный объём сведений по русскому языку, которые должен усвоить ученик на протяжении всех лет обучения в школе. Каждое правило, объяснение сопровождается выразительными примерами, текстами, таблицами, помогающими осмыслить, понять сущность теоретических положений.
Учебник выполняет и справочную функцию. Он необходим при повторении пройденного материала, при выполнении письменных работ в классе и дома, при подготовке к экзаменам.

^ Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. С.Н. Пименова.

Тетрадь к учебному комплексу «Русский Язык. Теория», «Русский язык. Практика» предназначена для пошагового контроля усвоения изучаемого школьниками материала. Однако пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформированных ранее навыков на всех этапах изучения родного языка, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

^ Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. А. Ю. Купалова и др.

Данная тетрадь создана с целью усилить личностно ориентированный подход к обучению детей (с учетом разных уровней их готовности к усвоению школьного курса русского языка). Жанр тетради дает возможность более четко, последовательно выделить и экономно во времени обеспечить «шаги», которые необходимо проделать, чтобы осмыслить понятие, освоить правило, научиться самостоятельно его применять в практике использования языка.

Пособие поможет учителю сориентироваться в принципах распределения материала между тремя учебными книгами для учащихся; в особенностях построения и содержания курса; в задачах изучения каждого раздела; в логике работы над темой, заложенной в системе учебного материала.

^ Русский язык. Книга для учителя. Методическое пособие. А. Ю. Купалова и др.

Пособие содержит примерное планирование уроков в 5 классе, поурочные разработки, материалы для промежуточного и итогового контроля за качеством усвоения курса русского языка и формированием навыков пятиклассников.

^ Русский язык. Поурочное планирование. 5-9 класс. А. Ю. Купалова и др.

В пособии учитель найдет распределение учебного материала по урокам и указания, как и в какой последовательности использовать его при изучении той или иной темы. Планирование содержит также комментарии к упражнениям, дополнительный дидактический материал; в нем даны советы по организации работы на уроках развития связной речи.

Практика. А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.

Книга является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В ней содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

^ Русский язык. Русская речь. Е.И. Никитина.

Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача - помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Уроки развития речи. К учебнику "Русская речь. Развитие речи". Методическое пособие. Е.И. Никитина.

Настоящее пособие - развернутый методический комментарий к учебнику Е.И.Никитиной «Русская речь. Развитие речи». Как известно, этот учебник входит в учебный комплекс, созданный В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Ю.С.Пичуговым и др., однако богатый практический материал, представленный в данном пособии, может быть использован учителем в любом классе, работающем по другим действующим учебникам русского языка.

Cлайд 1

Работа по УМК В.В.Бабайцевой Русский язык Материалы подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской области Халяпина Л.Н.

Cлайд 2

УМК Учебный комплекс «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» (В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.) представляет собой единый учебник в 3 частях и в совокупности служит решению основных задач обучения русскому языку в школе - формированию языковедческой, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся.

Cлайд 3

Учебник «Русский язык. Теория» Излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Реализуется линейный принцип подачи материала. Для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.

Cлайд 4

Учебник «Русский язык. Теория» Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он способствует формированию познавательной самостоятельности учащихся, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. К данному учебнику можно обращаться на протяжении всех лет обучения не только при рассмотрении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам, к экзаменам.

Cлайд 5

Методическим аппаратом учебника «Русский язык. Теория» предусмотрена дифференциация материала: различными графическими средствами выделены определения понятий, подлежащие не только осмыслению, но и запоминанию; формулировки правил, которые учащиеся должны твердо знать; термины и ключевые для данной темы слова, словосочетания, обороты; правила, которые надо запомнить.

Cлайд 6

Cлайд 7

Работа с учебником «Русский язык. Теория» на уроке сообщение учителя по материалам, изложенным в учебнике; самостоятельное чтение учащимися статьи учебника; знакомство с содержанием статьи перед началом практической работы, или в ходе выполнения задач и упражнений, или в заключение практических занятий; полное ознакомление со статьей учебника, частичное или выборочное; составление плана статьи, нахождение ее частей в соответствии с пунктами плана, пересказ по плану или отдельным его пунктам; работа над построением определений и правил, тренировка в их осмысленном воспроизведении; анализ примеров, данных в учебнике, и подбор собственных примеров к тому или иному положению статьи; сопоставление (по заранее подготовленным вопросам) содержания двух или нескольких параграфов, или определений, или правил и т.д. Важно, чтобы при этом не терялись из виду практические цели изучения предмета, в том числе и теоретических сведений о языке.

Cлайд 8

Сведения об учёных-лингвистах Внимание к видным отечественным учёным, трудом и талантом которых создана наука о национальном достоянии народа - русском языке (в учебнике приведены краткие сведения об учёных-лингвистах, даны их портреты).

Cлайд 9

«Русский язык. Практика» «Русский язык. Практика» (для каждого класса) реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Cлайд 10

«Русский язык. Практика» Характер учебной деятельности учащихся определяется прежде всего заданиями, которые предусматривают работу над понятиями и правилами, над способами оперирования ими, над умениями опознавать, анализировать, характеризовать определенные явления языка, видеть особенности их употребления в речи, самостоятельно отбирать, конструировать языковой материал в соответствии с изучаемой темой, правильно - соблюдая нормы литературного языка - и целесообразно, уместно - учитывая обстоятельства речи - использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.

Cлайд 11

«Русский язык. Практика» Практическая работа над умениями и навыками правописания строится с опорой на такие обобщающие понятия, как орфограмма и пунктограмма, их опознавательные признаки, условия появления орфограммы в слове и пунктограммы в предложении; типы орфограмм, основной принцип русской орфографии; функции знаков препинания, синтаксическая основа правил пунктуации.

Cлайд 12

«Русский язык. Практика» В «Практике» используются различные графические средства обучения (условные строчные, надстрочные и подстрочные знаки для обозначения орфограммы, её опознавательного(ых) признака(ов) и условий выбора написания, норм произношения и написания слов, морфемного членения слова, интонации предложения, связи слов в словосочетании и предложении и др.; условно-графическое отражение ориентировочной основы правил; таблицы, позволяющие учесть, сопоставить, системно отразить те или иные признаки изучаемого явления и др.)

Cлайд 13

Cлайд 14

«Русская речь» 3 компонент УМК обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. «Русская речь» Учащиеся получают теоретические сведения, на основе которых можно строить осмысленную работу над умениями общения в разных речевых ситуациях. Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. (М. Р. Львов. Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)

Cлайд 17

УМК по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе. Учебный комплекс оснащён «Методическими рекомендациями к учебному комплексу по русскому языку», «Поурочным планированием», пособиями «Уроки развития речи», «Дидактическими материалами по русскому языку» для каждого класса, «Тетрадью для самостоятельной работы учащихся по русскому языку» (выпуск серии начат в 2004 году).

Cлайд 18

Информационные источники http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.30. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов /Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.

Он состоит из 3-х частей, каждая из которых содержит определённый материал, подлежащий усвоению.

Учебник для выполняет следующие функции:

1) Информационную , т.е. в учебнике предоставлены все необходимые сведения и дополнительная информация, которые составляют обязательную базу знаний для учащихся.

2) Систематизирующую , т.е. вся информация, предоставленная в учебнике, являет собой систему, где компоненты взаимосвязаны. Это облегчает усваивание учащимися новых знаний.

3) Формационную , т.е. систематизированная информация упрощает процесс овладения навыками и умениями для учащихся.

4) Воспитательную , т.е. учащиеся стремятся к самоорганизации и самовоспитанию, учебник прививает им любовь к родной стране, к родной речи.

Структура учебника :

I часть - «Теория».

В ней последовательно излагаются основы науки о языке, орфографические и пунктуационные правила. Она описывает систему языка, его строение, в раскрытии основных языковых закономерностей. Каждая тема раскрывается с помощью учебного текста, в котором с помощью шрифтовых и графических выделений отмечено главное. Описание фактов языка иллюстрируется примерами, сведения о языке конкретизируются, систематизируются, обобщаются с помощью таблиц и схем. Материал учебника дифференцируется по степени важности и трудности: условными знаками отмечено то, что необходимо усвоить, и то, на что необходимо обратить особое внимание. Кроме основной есть и дополнительная информация об изучаемых фактах и явлениях (отрывки из научно-популярных произведений о русском языке, характеристика норм русского языка и т.д.)

II часть - «Практика».

Задания практической части позволяют научить школьников применять знания о языке в практической деятельности, формировать у них необходимые умения. Упражнения способствуют формированию учащихся определённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

III часть - «Русская речь » - обеспечивает работу по развитию связной речи учащихся. Эту часть составляют 2 пособия для учащихся 5-7 классов и 8-9 классов. Они содержат теоретические сведения об изучаемых речеведческих понятиях (речь устная и письменная; средства связи предложений в тексте) и речевых жанрах (рецензия на книгу, психологический портрет, портретный очерк, памятки), ответы на наиболее трудные вопросы. Наличие специальных пособий по развитию речи обеспечивает углубленную и разностороннюю работу со школьниками, следовательно на формирование у них речевых умений.

Способы подачи теории.

Примеры для наблюдений и вопросы для их анализа, а затем вывод теоретических сведений.

Например, в § 18 «Правописание наречий на -о, -е» , «Не в наречиях на -о, -е» перед правилом дано упражнение 296 (стр. 109). «Рассмотрите таблицу и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имен существительных и прилагательных, или правила разные?». Далее следует само правило. Это развивает умение анализировать языковой материал и помогает систематизировать знания. Теоретические сведения сообщаются в статье, и материал может излагаться от общего к частному и наоборот.

Например, §20 «Не и ни в отрицательных наречиях» начинается с основного текста, т.е. с подачи нового материала. «Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: негде - нигде, некогда - никогда. Под ударением пишется не, в безударном положении - ни: несколько - нисколько». Это помогает усвоению материала.

Примеры подачи нового материала.

В учебнике для подачи нового материала часто используются:

1. анализ схем и таблиц.

2. репродуктивная деятельность, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению.

Упражнения способствуют формированию учащихся определённых умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Всё это активирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

Пример задачи из практической части учебника 5 кл.

«Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму- согласную в слове. Проследить, как он рассуждает», «Посмотрите запись на полях. Что в ней отражено?» Задачи обозначены в учебнике особым значком, в составе которого есть «?» знак. Для восстановления в памяти учащегося изученного вводится «опорные материалы». Также практическая часть содержит перечень орфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочные материалы (Толковый словарь; словари «Пиши правильно», «Произноси правильно».)