Примеры предложений с обращением в русском языке. Как подчёркиваются обращения? Как обозначают обращение в предложении

Обращением называют слово или сочетание слов, которые прямой речи называют того, к кому обращена речь. Например, Саша сходи за хлебом; Юный друг, всегда будь юным; А ты, Даша, пойдешь в кинотеатр?

Обращения подобны вводным словам в том смысле, что они, как и вводные слова, выделяются на письме запятыми, но не являются членами предложения, поэтому они не подчеркиваются при синтаксическом разборе. Обращение может стоять и в начале, и середине, и в конце предложения. В начале предложения: Юрий, ты сделал уроки?В середине предложения: А ты, Клава, умеешь играть на скрипке?В конце предложения: Зачем тебе поломанный велосипед, Павел?

В начале предложения обращение может отделяться запятой или восклицательным знаком, если обращение произносится с повышенным восклицанием. Можно сказать: Коля, сходи вынеси мусор. Но можно сказать и так: Коля! сходи вынеси мусор. В отличие от вводных слов обращения не выделяются знаками тире, а лишь запятыми. После обращений делается пауза.

Обращение не всегда легко найти в тексте. Например, А вы, дорогие друзья, приходите завтра. Неопытный ученик может выделить вот так обращение в предложении: А вы дорогие, друзья, приходите завтра. Поэтому важно быть внимательным при выделении обращения.

Таким образом, обращения могут состоять из одного одного слова (Владимир, надеть на голову шапку, а то на улице холодно) и распространенными, когда используется два и более слов: А вы, снежные метели, куда мчите?.

Также следует заметить, что бывают и такие обращения, которые могут быть раскиданы по всему предложению, то есть одна часть может быть, например, в начале предложения, а вторая в конце предложения. Например, Куда вы, дорогая, идете, девушка. Такие обращения свойственны разговорной речи.

Иногда вместе с обращениями употребляется частица "о". Например, О моя юность, куда ты ушла? В таких случаях частица "о" не отделяется запятой от обращения, а представляет собой единой обращение.

Главное, что нужно было запомнить

  • обращения бывают распространенные и нераспространенные;
  • не подчеркиваются;
  • обращения и вводные слова не одно и тоже;
  • выделятся запятыми.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже - предмет), к которому обращена речь.

1. Обращение может выражаться однословно и неоднословно.

Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в именительного падежа, неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или междометие о:

Например:

Дорогая внучка , почему ты мне стала редко звонить?

Ожидающие рейс из Сочи , пройдите в зону прилета.

Опять я ваш, о юные друзья ! (название элегии А. С. Пушкина).

2. Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь.

Например: Эй, в шляпе , вы крайний?

Обращения могут быть выражены особыми, описательными оборотами, которые выделяются как обычные обращения-наименования: – Эй, на шаланде ! – сказал Рег (Грин); – Эй, кто там покрепче , давай сюда, к воротам (П. Капица).

3. Личные местоимения ты и вы, как правило, не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые.

Например: Если вы, читатель , любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.) – обращением является читатель , а местоимение вы сочетается с глаголом вы любите .

Местоимения ты , вы могут принимать функцию обращения в следующих случаях:

а) в конструкциях с обособленным определением или определительной придаточной частью: Вы, третья с краю , с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас – люблю! (Возн.); Вы , чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след, – очаровательные франты минувших лет (Цв.);

б) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх и др.: Эх, вы, бабы, бабы ! Садовые у вас головы (Крут.); – Эх, вы ! И не противно вам сидеть рядом с Чебухайкой? – бросает он на ходу (Крут.); Цыц, ты ! Она тебе больше не слуга (М. Г.); – У него голова болит, – с сердцем посочувствовал Баев. – Эх-х... вы. Жители ! (Шукш.);

в) в составе других обращений: Милый друг ты мой , не стыдись... (Фад.); Милая ты моя (Шукш.).

Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения.

Знаки препинания при обращениях

1. Обращения обычно выделяются (или отделяются) запятыми, а при особой эмоциональной нагрузке – восклицательным знаком, стоящим после обращения.

Например: Поздравляю, товарищи , с благополучным прибытием (Пауст.)

– Не ходи, Володя , – проговорил Родион (Ч.).

Прощай же, пора, моя радость ! Я спрыгну сейчас, проводник (Паст.). Стихни, ветер . Не лай, водяное стекло (Ес.). Прозрейте, товарищ зрячий , у озера в стоке вод (Возн.).

Звательная интонация усиливается, если обращение помещается в конце предложения.

Например:

– Здравствуйте, братцы ! - сказал он (Ч.);

Прощай, пора окраин ! Жизнь – смена пепелищ (Возн.).

2. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками.

Например: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя », – прочитала она (Ч.); Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье ! (Купр.); Пролетарий! Бедный брат. .. Когда ты получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.).

Обращения, соединенные союзом и , не разделяются запятой.

Например: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы (Возн).

3. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение.

Например: Дедушка, миленький , где же ты был ? (Расп.);Миллер, голубчик, встаньте. На берегу огни ! (Пауст.).

4. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе.

Например: Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая ! (Ис.); О, пренебрегнутые мои , благодарю и целую вас, руки Родины, робости, дружбы, семьи (Паст.).

5. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак.

Например: Слышите, Дмитрий Петрович ? Я приеду к вам в Москву (Ч.); Когда же наконец будет Кара-Ада, капитан ? (Пауст.); Что с вами, синий свитерок ? (Возн.); Ты молилась ли на ночь, береза ? Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера Сенеж, Свитязь и Нарочь ? Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья ? (Возн.).

6. Частицы о, ах, а и др., стоящие перед обращениями, от них не отделяются.

Например: О мой милый , мой нежный, прекрасный сад ! (Ч.).

– Прош , а Прош !– позвал Прохор Абрамович (Плат.).

Ах Надя, Наденька , мы были б счастливы... (Ок.).

О вихрь , общупай все глуби и дупла (Паст.).

О грозди возмездья ! Взвил залпом на Запад – я пепел незваного гостя! (Возн.).

О юность, феникс, дурочка , весь в пламени диплом! (Возн.).

О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет ! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.).

7. Если же перед обращением оказывается междометие (в отличие от частицы оно акцентируется), то оно отделяется запятой или восклицательным знаком.

Например:

– Ах, милая Надя , – начал Саша свой обычный послеобеденный разговор (Ч.);

– Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! – С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах ): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ес.).

Междометие (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.

Например: Эй , берегись! Устроишь замыкание! (Возн.).

– Эй , поосторожней там! – крикнул Степаха (Крут.).

Куда? Ты что? Эй! (Шукш.).

8. После обращения, представляющего собой отдельное вокативное предложение (Предложение-обращение, т. е. односоставное предложение, в котором главным и единственным членом является название лица - адресата речи), ставится многоточие или восклицательный знак – одиночный или в сочетании с многоточием.

Например: – Миллер ! – прошептал Шацкий (Пауст.); Аня, Аня! (Ч.); – Петь !.. – Лялька опять в окне (Шукш.);

– Мать... А мать ! – позвал он старуху свою (Шукш.); – Братишки ... – сказал он тихо, и голос его сорвался (Пауст.).

Обращением называют слово или несколько слов, которыми в прямой речи определяют того, кому она адресована. Это - самостоятельный компонент, с точки зрения синтаксиса не являющийся членом предложения. А предложения, содержащие такой компонент, называют осложненными. Обращения подчеркиваются в устной речи интонацией, а в письменной - с помощью пунктуации.

Инструкция

В письменной форме обращения чаще всего подчеркиваются с помощью знаков препинания - отделяйте их от остального текста предложения запятыми. Одно или несколько слов обращения могут стоять как в начале предложения, так и в его конце или в середине. В последнем случае обрамляйте обращение запятыми с обеих сторон. Если слова, образующие обращение, стоят в начале предложения, то кроме запятой для их выделения иногда используется и восклицательный знак.

В устной речи чаще всего требуется выделять обращение - делайте после него короткую паузу, а следующий за ним текст, отделенный запятой, произносите так, как будто это начало нового предложения. следите за тем, чтобы интонационно обращение не выделялось на фоне произношения слов, стоящих за запятой - такое интонационное подчеркивание уместно лишь в том случае, когда все предложение состоит только из однословного либо многословного обращения с восклицательным знаком на конце.

При синтаксическом разборе предложения не подчеркивайте обращение никакой линией. Выделять подчеркиванием следует только члены предложения, а обращения, как и вводные слова, с точки зрения грамматики русского языка с предложением не связаны, не являются его членами и не включаются в синтаксическую схему зависимостей членов в предложении. Но все же проконсультируйтесь со своим преподавателем, так как многие из них требуют каким-либо способом обозначать обращения - например, помещая над ними надпись «обращение», заключая в квадратные скобки или используя другие способы.

Королева Ирина Эльзасовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 1» г.Бийска

Тема: «Обращение», 5 класс

Цели:

    Знакомство детей с функцией обращения – называть того, к кому обращаются с речью, с грамматическими признаками обращения, его пунктуационным оформлением и контроль уровня усвоения материала.

    Формирование языковых и коммуникативных компетенций через различные формы работы на уроке.

    Воспитание человека, владеющего нормами культурного общения, способного трудиться как индивидуально, так и в группе, в паре.

    Развитие читательского интереса.

Обоснование выбранной формы урока

Данный урок относится к числу уроков получения новых знаний и одновременного контроля уровня усвоения нового материала.

Для сопровождения своего урока я использую собственную презентацию по теме, которая не только способствует получению новых знаний, активизирует познавательную деятельность учащихся, но и является средством осуществления само- и взаимоконтроля. Работая с презентацией, учитель и ученик имеют возможность сразу отследить уровень усвоения материала и предотвратить дальнейшие ошибки, как орфографические, так и пунктуационные. Кроме того, анимации на слайдах служат развитию внимания детей, умения выполнять проверку собственной работы, развивают орфографическую и пунктуационную зоркость. Одновременно осуществляется межпредметная связь с литературой, так как текстовый и иллюстративный материал для работы отобран из сказок А.С.Пушкина, чьё творчество изучается приблизительно в те же дни, что и тема «Обращение», и из других художественных произведений, с учетом возраста учащихся.

Начинается урок с игрового момента по повторению, объяснение нового проходит через просмотр и анализ инсценировки с участием героев мультфильма «38 попугаев», на этапе закрепления полученных знаний проводится игра. Использование игровых технологий – один из эффективных приёмов в работе с пятиклассниками по причине психологических особенностей данного школьного возраста.

На уроке ученики ведут листы самооценки, которые позволяют ребёнку самому увидеть, что он понял хорошо, а над чем следует более тщательно поработать дома. Эти же карточки помогают учителю оценить работу каждого. А карточка-задание и заключительный тест дают реальную картину уровня первичного усвоения знаний.

Таким образом, с этого урока учитель и каждый ученик может извлечь максимальную пользу. Ученик – усвоив новую информацию, получив несколько положительных оценок за один урок и испытав удовлетворение и удовольствие от работы, учитель – увидев моментальные результаты собственного труда. На положительный результат направлены все формы организации учебной деятельности – работа в парах, индивидуальная, коллективная и групповая.

Оборудование :

Компьютер, медиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме «Обращение» (смена слайдов и анимации по щелчку) , карточки-задания, лист самооценки (Приложение № 1) для каждого.

Четверо учащихся заранее готовят инсценировку по новой теме (По материалам рабочей тетради Угроватовой «Подсказки на каждый день») .

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слайд № 1 Оргмомент

Приветственное слово.

Сообщение о том, что по ходу работы детям следует не забывать о листе самооценки и вносить в него свои пометки.

Запись числа

Дети рассматривают листы самооценки, задают вопросы, если что-то непонятно.

Слайд № 2

Повторение

Взаимо-проверка

Появляются буквы

Появляется двоеточие

Предлагает познакомиться с записью (предложение и на слайде, и на доске)

Р…бята с ос…ни г…товят корм для птиц с…мена трав и яг…ды р…бины.

Беседа:

Почему необходимо это делать? Кто из вас подкармливает птиц, делает кормушки? Молодцы.

Сегодня у нас в гостях уже побывала одна птичка-буквоежка (её изображение помещено на доске рядом с записанным предложением) (Приложение № 6 ) и полакомились, пока вас не было.

Запишите предложение, восстановив слова и знаки препинания.

Какое орфографическое правило вам предстоит вспомнить?

Предлагает детям обменяться тетрадями и проверить работы друг друга (по ходу проверки на слайде открываются нужные буквы, при необходимости комментируется написание)

Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

Объясните постановку знаков препинания, начертив схему.

Проверка (на доске открываются три схемы) (Приложения 1 и 1А):

Выберите нужную схему, поясните свой выбор.

Ответы детей

Работа в тетрадях

Проводится взаимопроверка , ошибки исправляются карандашом, на полях ставится оценка (0 ош. – «5», 1 ош. – «4»)

Тетради возвращаются, выполняется грамматическое задание.

Вызванный ученик объясняет выбор знаков и схемы, формулирует пунктуационное правило.

Слайд № 3

Переход к новой теме

Ребята, с осени готовьте корм для птиц: семена трав и ягоды рябины.

Чем отличаются эти два предложения?

Один из учеников читает предложение, после чего оно записывается в тетради.

Есть запятая, глагол ГОТОВЬТЕ стоит в другой форме – повелительного наклонения

Слайд № 4

Какую роль выполняет слово РЕБЯТА в первом предложении?

Верно, оно сообщает, о ком идёт речь в предложении.

С какой целью использовано это слово во втором предложении?

Подлежащего.

Оно называет того, к кому обращаются с речью.

Сообщение темы и цели урока

Слайд № 5 Тема урока:

ОБРАЩЕНИЕ

Вот вы сами и назвали тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь (открывается слайд с темой)

Запись темы в тетрадь

Слайд № 6

Расскажи нам, обращение,

Что ты знаешь,

Что скрываешь,

Как с тобою поступать,

Чтоб нам грамотными стать.

Слайд № 7 Задачи урока

На сегодняшнем уроке вам необходимо будет узнать (обращает внимание учеников на слайд):

    Что такое обращение?

    Какими грамматическими признаками оно обладает?

    Как выделяется на письме?

    Какими лексическими средствами может выражаться?

Один из детей озвучивает запись

Объяснение нового материала

(инсцениров-ка)

Сегодня к нам в гости пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов «38 попугаев». Они помогут разобраться в новом материале. Посмотрите инсценировку и приготовьтесь перевести то, что увидите и услышите, на язык науки.

Заранее подготовленные дети, одетые в костюмы героев известного мультфильма, разыгрываю сценку – грамматическую сказку. (Приложение № 2)

Слайд № 8 Схемы

Чему же научили вас герои м/фильма?

Расшифруйте схемы, которые показали нам Слонёнок и Удав (схемы по ходу инсценировки прикрепляются на доску) ( (Приложение № 3 и № 3А)

Ответы детей о том, что такое обращение и каковы его особенности пунктуационного выделения.

Слайд № 9

Второе предложение из начала урока

Какой схеме соответствует наше предложение?

Назовите ОБРАЩЕНИЕ. Подчеркните его VVVVVVV (после ответа учеников на слайде тоже подчеркивается обращение).

- Какой частью речи выражено обращение? Обозначьте.

Связано ли обращение со сказуемым, как это было в первом предложении? К слову РЕБЯТА и от него нельзя задать вопрос к другим словам, поэтому оно не является членом предложения .

Дети выбирают нужную схему, обосновывают ответ.

Выполняют грамматическое задание.

Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают по теме урока, выполнят задания учителя.

Слайд № 10

Закрепление (работа в парах)

Самопроверка

Перед вами КАРТОЧКИ с предложениями из художественных произведений разных авторов (Приложение № 4). Найдите в них обращения. Посовещайтесь с товарищем по парте. Найденные обращения п одчеркните в карточке галочками.

Учитель предлагает проверить работу, открывает правильные варианты на слайде (с помощью анимации).

Какое место в предложении может занимать обращение, где оно может стоять?

Сформулируйте пунктуационные правила. Выберите предложения , соответствующие схемам (Приложение № 3). Запишите по одному к каждой схеме на выбор, обращение подчеркните VVVVVVVVV .

Какой схеме вы не нашли соответствия?

Переделайте последнее предложение так, чтобы обращение стояло в предложении на последнем месте .

Работа в парах.

Проверяют каждый свою карточку.

При необходимости проводится разбор ошибок или комментирование правильных вариантов.

В начале, в середине и в конце предложения.

Ответы детей

Работа в тетрадях

Где обращение стоит на последнем месте в предложении.

Вызванный к доске ученик записывает, объясняет знаки препинания:

-Постой, не беги так шибко, милый!

Слайд № 11

Скажите, что вам может подсказать, что вы слышите обращение?

- Действительно, обращение мы произносим с особенной, ЗВАТЕЛЬНОЙ, интонацией. Кстати, когда-то в русском языке был такой падеж – звательный и использовался он только во время обращения к кому-либо. Например, у Пушкина: Отпусти ты меня, СТАРЧЕ, в море… Слово старик имеет необычную для современного русского языка форму – это и есть форма звательного падежа.

Посмотрите на слайд .

Прочтите оба предложения. Одинакова ли ваша интонация? В чем разница?

Верно, в предложении с обращением пауза длиннее и следующее за обращением слово тоже произносится с повышением голоса. А во втором предложении после небольшой паузы голос идёт на понижение. (на слайде появляется схематичное изображение интонации предложений)

Интонация.

Обращение выделяется паузами и произносится с повышением голоса.

ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА

Выполняйте всё по 2 раза, текст и движения повторяйте за мной:

Хлопай, мишка,

Топай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз –

Улыбайся, не сердись!

Почему именно эта физминутка взята на наш урок?

Дети делают разминку

В ней есть обращение к мишке.

Работа с карточками

Выяснение способов выражения обращений

Определите, чем выражены подчеркнутые вами обращения. Над обращениями сделайте соответствующие пометки.

Какими частями речи оказалось большинство обращений?

Какие ещё обнаружили способы выражения обращений?

Верно. Именно такими могут быть обращения: существительное, часть речи его заменяющая, словосочетание.

Какие предметы они обозначают, одушевлённые или неодушевленные? Почему?

Верно. В повседневной жизни нам приходится общаться с людьми или животными, поэтому в качестве обращений мы используем одушевлённые имена существительные (имена, клички животных, слова, определяющие половую принадлежность, профессию, должность, возраст и др.) или другие единицы речи, их заменяющие.

Но всегда ли только одушевлённые существительные могут выступать в качестве ОБРАЩЕНИЙ?

Вспомните примеры обращения к неживым предметам.

Если возникнут затруднения с приведением примеров то:

Послушайте:

Печка, печка , спрячь меня.»

«Раззудись, плечо , размахнись, рука

«Тучки небесные, вечные странники , …мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…»)

Где мы можем встретиться с обращениями к неживым предметам?

Работа с карточками

- Существительными.

Прилаг. МИЛЫЙ, и словосочетание ГОСПОДИН МИНИСТР

Одушевленные, с неодуш. нельзя разговаривать, они неживые.

Наверное, нет.

Возможны ответы детей, скорее всего, из сказок.

В сказках, стихах, других художественных произведениях.

Слайды № 12-20

Устная игра «В гостях у сказки»

Обратимся к примерам из сказок А.П.Пушкина. Вспомните, какие сказочные герои к кому обращались и с какими словами.

Организует команды для игры, объясняет правила:

После появления слайда, в какой команде быстрее поднимется рука, с той и начинается опрос. В случае точного ответа ряду присваивается очко. Счет отмечается на доске.

Открываются слайды с иллюстрациями к сказкам Пушкина и цитатами, в которых пропущены обращения.

После ответа цитата открывается полностью.

Подводится итог игры: подсчитываются полученные баллы, выявляется ряд-победитель (члены команды-победительницы получают символические призы – например, медальки «Знатоку сказок»).

Все молодцы: сказки знаете, героев узнаёте, а самое главное, как мне кажется, все поняли, что такое обращение, и теперь вы сумеете легко найти предложения с обращениями среди других.

Класс делится на 3 команды по рядам, выбирают сказочное название.

Дети должны точно вспомнить героя и того, к кому он обратился с речью.

Дети восстанавливают точную цитату с обращением.

Слайд № 21 Контрольный тест

ВЗАИМО-ПРОВЕРКА

Подпишите вашу карточку, в которой вы уже работали.

Прочитайте предложения, данные на слайде.

В столбик, на обороте карточки, выпишете номера тех предложений, в которых есть обращение. (На слайде даны предложения с обращениями и без)

Поменяйтесь листочками. Проверьте работу друг друга. Поставьте «5» – б/ош., «4» – 1 ош. Тройки и двойки ставить не будем.

Верните листочки хозяевам.

КТО ПОЛУЧИЛ «5»? «4»? Что именно вызвало затруднение?

Вызванный ученик (лучше с последней парты) читает предложения.

Слайд № 22 ИТОГ

-Глядя на опорную схему, имеющуюся на слайде, расскажите, что вы узнали об обращении.

Просит привести примеры к последнему положению (Маша, Машка, Машенька, Дорогая Мария и пр.)

Обращение – это такие слова в предложении, которые называют того, к кому обращаются с речью.

Обращение в речи выделяется интонационно, а на письме – запятыми или восклицательным знаком.

Членом предложения обращение не является.

Нередко по тому, как к тебе обращаются можно понять, как к тебе относятся.

Самооценка

Проверьте заполнение карточки «Оцени себя сам»(Приложение № 5), если это необходимо, внесите изменения и оцените свою работу на уроке.

Кто доволен своей работой?

Кто считает, что ещё недостаточно разобрался в теме?

Тогда – домашнее задание.

Работа с листом самооценки.

После заполнения сдают учителю.

Слайд № 23

Домашнее задание

    (всем) Выучите § 22.

    (всем) Вспомните правила вежливого обращения.

    По выбору :

    • Напишите письмо (родным, популярному артисту, спортсмену), используя обращения, и не только в начале письма.

      Найдите и выпишите из «Сказки о мёртвой царевне» 8 предложений с обращениями, постройте к ним схемы, объясняющие постановку знаков препинания при обращении.

      Придумайте грамматическую сказку об ОБРАЩЕНИИ, красиво оформите её.

Выбирают задание и записывают в дневник

Слайд № 24

Заключительное слово о работе на уроке, объявление оценок, сообщение о перспективе получить ещё оценки за сегодняшний урок после проверки сданных карточек и листков самооценки.

обращением . Чаще всего в роли обращений выступают собственные имена; реже - клички животных или названия неодушевленных предметов.

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте - в начале предложения, в середине, в конце. Даже включаясь в состав предложения, обращение не становится его членом, т.е. не имеет сочинительной или подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность. Например: - Дети, идите в комнаты! - крикнула из столовой Анна Афанасьевна (Купр.); Нехорошо мне, Христя , - не знаю, что делать! (М. Г.); Дай, Джим , на счастье лапу мне (Ес.); Край мой ! Любимая Русь и Мордва ! Притчею мглы ты, как прежде, жива (Ес.).

Обращение сопровождается особой звательной интонацией. Особенно ярко она выделяет обращение, стоящее вне предложения: Отец ! Отец ! Оставь угрозы, свою Тамару не брани (Л.).

Такие обращения легко переходят в особые самостоятельные предложения - вокативные . Например: - Бабушка ! - укоризненно, с расстановкой произнесла Олеся (Купр.). Обращение здесь осложнено функционально; оно не только называет лицо, но передает различные сопровождающие это название оттенки значения: упрек, испуг, радость, укоризненно-снисходительное отношение и т.д., т.е. передает субъективную модальность. Например: - Лиза , - произнес Лаврецкий, - Лиза , - повторил он и склонился к ее ногам... (Т); Аня, Аня ! (Ч.). Предложения-обращения особенно богаты интонационными оттенками.

Звательная интонация обращения, стоящего в начале предложения, несколько ослаблена Русый ветер , какой ты счастливый! (Щип.). Обращение, стоящее внутри предложения, может иметь интонацию вводности (убыстренный темп произношения, понижение голоса) или интонацию восклицательную (особую поэтичность и пафос передает в таком случае добавление частицы о ), например: Дробись, дробись, волна ночная , и пеной орошай брега... (Л.); Пускай холодною землею засыпан я, о друг ! всегда, везде с тобою душа моя (Л.).

Обращение, находящееся в конце предложения, может быть слабо выделено интонационно, если оно не имеет специальных смысловых или экспрессивных функций, например: - Как тебя зовут, красавица ? - спросил ласково студент (Купр.). Однако общая восклицательная интонация предложения может содействовать подчеркнутому выделению обращения: Привет вам, люди мирного труда, благородные труженики ! (Пан.)

Обращение, кроме основной функции - привлечь внимание собеседника, может иметь еще оценочную функцию, когда называемое лицо (или предмет) характеризуется с той или иной стороны, такие обращения часто выражаются экспрессивными словами - Но, мама, голубочка вы моя ! Вам же седьмой десяток идет (Пан.); - Молчи, червяк ! - бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр). Такие обращения богаты интонационными оттенками произношения: Погоди, милый ! Запоешь! (Купр.); Да что робил-то, дурья голова ? (Купр.); Ах, милый мой , жизнь так прекрасна (Купр.); Шляетесь здесь, лабарданцы ! (Купр.).

Способы выражения обращений

Для выражения обращений в древнерусском языке существовала особая форма звательного падежа. Остатки его можно встретить еще в литературе XIX в., например: Чего тебе надобно, старче ? (П.). Такие формы сохранились частично в современном русском языке в качестве междометий и междометных выражений: господи, боже, боже мой, батюшки светы мои и некоторые другие.

В современном русском языке обращения выражаются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи. Например: Что, хлопец , проняло тебя? (Купр.); Мы, товарищи , большие патриоты завода (Пан.); Вам, Настасья Ильинична , в жизни повезло (Пан.); - Здорово, шестая ! - послышался густой, спокойный голос полковника (Купр.); Жизнью пользуйся, живущий (Жук.).

В разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений - усеченные, например: Таня, Тань ... (М. Г.); Мам , а ты? (Фед.). Для разговорной речи характерен прием повторения обращений с частицей а (усиленный призыв к вниманию): Бабка ? А бабка ? Ты живая? (Пауст.); - Иван, а Иван , - приставал к нему Листар... (М.-Сиб.).

В фольклорных произведениях встречаются особые типы обращений, представляющие собой тавтологические повторы: путь-дороженька, друзья-товарищи, грусть-тоска .

Для произведений художественных - особенно поэтических и ораторских - характерны распространенные обращения. Обычно это существительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями, приложениями и даже придаточными определительными. Эти обращения характеризуют предмет или лицо, передают отношение к нему. Например: - Милая Надя, милая моя девочка , - говорит мама, - не хочется ли тебе чего-нибудь? (Купр.): Прощай, родная пуща , прости, златой родник (Ес.); Кобылица молодая, честь кавказского тавра , что ты мчишься, удалая ? (П.); Черная, потом пропахшая выть ! Как мне тебя не ласкать, не любить? (Ес.); Звездочки ясные, звезды высокие ! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие , силой, какою вы душу пленяете? (Ес.); Приди, силою моей власти прикованный к полотну , смотри с него на эти фраки... (Гарш.).

Обращение часто выражается местоимением с частицей о . Это обращение обычно сопровождается определительными придаточными, например: О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу ! Подчас на них гляжу я строго, но бросить в печку не могу (К).

Распространенные обращения могут быть довольно пространными, их характеристическое качество становится в таком случае содержанием предложения: Ты, серый от пепла сожженных селений, над жизнью навесивший тень своих крыл, ты, ждавший, что мы поползем на коленях , не ужас, но ярость ты в нас пробудил (Твард.); Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно , ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных (Твард).

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно речи разговорной или речи, воспроизводящей разговорную: Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг (Багр.); Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (Кр.).

Обращения могут выстраиваться в однородный ряд, например: Пойте, люди, города и реки , пойте, горы, степи и моря (Сурк.); Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая ! (Исак.).

Однородные обращения могут формально совпадать с сочетанием обращения и приложения при нем, например: Тебе, Кавказ, суровый царь земли , я снова посвящаю стих небрежный... (Л.). Обращением здесь является слово Кавказ , оно распространено приложением суровый царь земли .

В разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы. Такие формы контекстно или ситуативно обусловлены. Они называют адресата речи по единственному, ситуативно выявленному признаку. Например: С высшим образованием , шаг вперед! (Кар.); Эй, на лодке ! Освободите левый борт (Б. Пол.); Эй, там, в лодках , не лезь под колеса! (Б. Пол.).

Сфера распространения обращений очень широкая. Они - характерная принадлежность разговорной речи, особенно диалогической. Основная функция таких обращений - наименование адресата речи. В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особые стилистические функции: являются носителями экспрессивно-оценочных значений; как правило, они метафоричны: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь (Ес.); Сверкни, последняя игла , в снегах! Встань, огнедышащая мгла ! Взметни твой снежный прах! (Бл.); Отступи, как отлив, все дневное, пустое волненье, одиночество , стань, словно месяц, над часом моим! (Брюс.); Дух бродяжий ! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств ! (Ес.); Прости, родной приют . Чем послужил тебе, и тем уж я доволен (Ес.); О мудрость щедрейшего бабьего лета , с отрадой тебя принимаю (Берг.); «Ты прости-прощай, сухота моя !» - проговорил он словами песни (Шол.).