Презентация на тему "первый букварь". Урок по литературному чтению "старинные азбуки и буквари" Дощечка с азбукой

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • дать представление о букваре и кириллице;
  • способствовать духовно-нравственному воспитанию;
  • развивать творческое мышление.

Оборудование:

  • современный русский алфавит,
  • азбуки и буквари разного года издания,
  • фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве автор А.П. Конаныхин,
  • иллюстрации учебника по теме,
  • фонозапись "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков.

Примечание:

  • Программа "Школа России",
  • учебник "Русская азбука" В.Г. Горецкий.

Ход урока

I. Орг. момент. Постановка темы.

(На доске выставка книг - азбук и букварей)

Ребята, мы сегодня с вами окунемся в историю и узнаем много нового и интересного.

Вы когда-нибудь слышали о таких людях как Кирилл и Мефодий? (Рисунок 1)

А что вы о них знаете?

(Кирилл и Мефодий были братьями. И чтобы общаться на расстоянии они создали славянскую азбуку, т.е. славянский алфавит).

А как вы думаете, почему Кирилл и Мефодий назвали свою азбуку славянской?

(Потому что раньше был славянский народ).

Итак, мы с вами будем говорить о Кирилле и Мефодии, узнаем, что же они сделали для народа.

II. Работа по теме урока.

А теперь давайте посмотрим на наш учебник, вы видите, что у него название "Русская азбука". Как вы думаете, почему азбуку назвали именно русской?

("Русская азбука" создавалась в наше время, т.е. русским народом)

А вы знаете, кто создал ваш учебник?

Чтобы узнать это нам нужно открыть 4-ую страницу, и там мы можем прочитать авторов учебника. (В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова).

Итак, чтобы нам более подробно узнать все о Кирилле и Мефодии, об их словенской азбуке, необходимо открыть учебник на стр.214.

Я сейчас прочитаю вам текст "Первоучители славенские", а вы внимательно послушайте, потом скажите мне, о чем вы узнали из этого текста.

(Учитель читает текст из учебника, в это время звучит музыка "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков).

В тексте встретится такое слово, как РАВНОАПОСТАЛЬНЫЕ

(Выносится слово на доску)

Знаете ли вы кого называли равноапостальные?

Равноапостальные - это люди, которые равны перед апостолом.

АПОСТОЛ - это ученик Иисуса Христа, несущий людям его учение (определение взято из словаря С.И. Ожегова).

Ребята, а кто такой Иисус Христос?

ИИСУС ХРИСТОС - это сын божий, который пришел на землю в облике человека, который создал землю и небо.

(Чтение текста учителем).

Что нового вы узнали из этого текста?

(Кирилл и Мефодий были учениками Господа и Иисуса Христа. Написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры).

Теперь прочитайте этот текст шепотом и постарайтесь найти такие предложения, которые можно отнести вот к этой иллюстрации. (Рисунок 2)

III. Физкультминутка (зрительная гимнастика).

IV. Продолжение работы по теме.

Скажите, кто написал первую учебную книгу?

Чтобы узнать это, нам нужно открыть учебник на стр.216.

Сейчас я вам прочитаю текст "Первый букварь", а вы послушайте его внимательно.

В этом тексте встретятся незнакомые вам слова:

  • ПЕРВОПЕЧАТНИК
  • МОЛИТВА

(Слова выносятся на доску).

Кто такой первопечатник?

(Это человек, который впервые ввел книгопечатание).

Что такое молитва?

(Это определенный текст, который читают при обращении к богу и к святым верующие).

(Чтение учителем текста "Первый букварь").

Что нового вы узнали из этого текста? Кто написал? Когда написал?

Чем заканчивался первый букварь?

(Молитвами и поучениями).

Сейчас еще раз прочитаю поучение, а вы скажите, чему оно учит?

(Это поучение учит тому, чтобы "дети слушались своих родителей и тогда будут долго жить на земле").

Ребята, а как вы думаете, наша азбука отличается от старой, от древней азбуки?

Конечно, на протяжении многих лет азбука менялась. Например, Лев Николаевич Толстой создал свою азбуку, которая состояла из 35 букв. Если рассмотреть их, то можно увидеть, что некоторые буквы отличаются от наших современных букв.

(На доске выставка книг разного года издания).

Давайте посмотрим на доску. Здесь стоят книги. Они расположены по возрасту от самых старинных книг до нашего современного учебника. Как вы видите это буквари и азбуки.

(Учитель демонстрирует ученикам книги, листает, показывает иллюстрации).

Какую информацию они содержат?

Чем похожи азбука и букварь?

(Они похожи содержанием).

Правильно, они похожи содержанием, т.е. служат для изучения букв.

V. Физкультминутка.

Кто из вас знает современный алфавит?

Давайте с вами поиграем в такую игру: сейчас я буду показывать буквы - если покажу букву, обозначающую гласный звук - вы хлопайте в ладоши, если согласный звук - попрыгайте.

VI. Продолжение работы по теме.

(Звучит музыка).

Давным-давно Кирилл и Мефодий писали на свертках бумаги, и теперь нам необходимо эти свертки прочитать, но они написаны славянскими буквами, нужно соотнести их с нашими русскими буквами. Для этого нам необходимо разделиться на шесть групп.

VII. Работа в группах.

(Дети работают по заданию учителя: соотносят буквы славянского алфавита с современным. Их ответы учитель вывешивает на доску.) (Рисунок 3-8).

VIII. Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке.

(На доске записаны слова)

Иван Федоров

Что вы о нем узнали?

Кирилл и Мефодий

Что нового вы узнали о них?

О чем вам "говорит" это число?

А теперь немного поиграем.

IX. Физкультминутка.

Игра называется "Японская машинка". Вы, наверное, все знаете, что японские вещи очень хорошие и удобные, но если вещи ломаются, то их уже не наладить. Итак, чтобы играть в эту игру необходимо знать движения и алфавит. Что бы не запутаться в алфавите у вас на столах лежат листочки с правильным произношением букв (Приложение 1) . А движения вот такие (хлопок в ладоши, хлопок по коленкам, щелчок пальцами). Повторяйте за мной. Машина заведется тогда, когда все будут выполнять правильно эти движения. Теперь на каждый хлопок в ладоши мы по очереди будем называть буквы, в алфавитном порядке. Я начинаю.

X. Рефлексия

Наш урок завершился. Чему он вас научил? Кто из вас захотел еще больше узнать о нашем алфавите? Спасибо большое за работу на уроке. Вы сегодня молодцы!

«Письменность на Руси» - Изменения при Петре I. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка. История письменности на Руси. Алфавит гораздо старше азбуки. Стили письма менялись. Чем отличается азбука от алфавита? План. Древнерусский текст. Кириллица и глаголица.

«Казачество» - Условия жизни, обычаи, как было поставлено военно-физическое воспитание казаков. Казачество. К 1916 г. казачество насчитывало 4,5 млн человек, среди которых были русские, украинцы, монголо-буряты, татары. Посреди ровной долины от двух недель до месяца в присутствии войскового атамана проводился смотр молодых казаков.

«История России» - Русь речная: 2). Тема урока: Давал пита ние. Защи щал от врагов. Русь степная(кочевники), Равнинная (равнина объединяла, сплачивала людей). Учитель истории МОУ СОШ №2 Радачинская Таисия Михайловна. -Русь деревянная часто горела, быстро отстраивалась. Вывод: Милитаризованность российского общества:

«Печатные книги» - 1. 7. Т. б) Иван III. б) Дон. 2. Около какой реки происходила Куликовская битва? С. Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа России». в) Успенский собор. а) Иван Калита. Е.

«Праздник русского языка» - Основополагающий вопрос. Русский язык. Образовательные цели. Что является основой русской культуры? Аннотация проекта. Воспитательные цели. Дорога к письменности. Творческое название проекта. Предметная область. Праздник славянской письменности и культуры. Развивающие цели. Проект выполнен учителем русского языка и литературы Березниковской СОШ Васильевой Л.В.

«Урок по истории России» - Российская империя. Россия. II раунд. Древняя Русь. Урок по истории России. Урок - игра. «Знать историю, значит быть добрым хозяином и защитником своего государства» А.Н.Толстой. I раунд. III раунд.

Всего в теме 26 презентаций

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №66

Тула, 2015г.



Тема: Старинные азбуки и буквари

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре , учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.

Задачи:

Познавательные:

    закрепить знания детей об изученных буквах;

    познакомить детей со старинными азбуками и букварями;

    формировать навыки сознательного и плавного чтения;

Развивающие:

    развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

    развивать навыки работы с текстом;

    развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитательные:

    воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

    прививать усидчивость, умение преодолевать трудности ;

    воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Формируемые УУД:

    осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;

    воспроизводить прочитанный текст;

    применять полученные знания и умения на практике;

    работать в парах.

Дидактические средства:

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.

для обучающихся : учебники, система голосования MimioVote .

Ход урока

    Мотивация к деятельности. (1мин)

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:

1)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2)устанавливаются тематические рамки («могу»);

3)создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Правильно, самое главное – мы научимся хорошо читать, будем много знать.

    Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

Цель:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

3) мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельному осуществлению;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании .

Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.

    Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»

Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».

    Работа над дикцией.

Что такое скороговорка?

В пруду у Поликарпа -

Три карася, три карпа.

Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

    Кроссворд ( алфавит)

1.Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(Карандаш)

2.На беленькой страничке книжки необычной

Могут появиться море, лес и дом.

Если не лениться, если потрудиться,

И карандашами раскрасить весь … (альбом)

3.Новый дом несу в руке

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель)

4.Будем весь урок писать

Пригодится нам…

(Тетрадь)

5.Черные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд – Сейчас заговорят.

(Буквы)

6.Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

(Книга)

7. Он учится лишь на «четыре» и «пять»,

Всем детям пример лишь с него нужно брать

«Пятерки» его украшают дневник.

Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)

А что такое алфавит?

Как появилось слово «алфавит»?

А кто мне может перечислить буквы алфавита?

    Выявление места и причины затруднения (3 мин)

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать(вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Работа в парах.

Как вы думаете, всегда ли на Руси умели читать и писать?

Перед вами лежат карточки с записью предложения. Что вы можете сказать об этих записях. Обсудите это в парах.

Объясните, почему не получилось прочитать? В чем трудность?

На буквы какого алфавита похожи эти буквы?

А знаете ли вы когда, где и как появились первые знаки письменности на Руси?

Кто придумал первую азбуку?

Видел ли кто из вас старинные книги?

    Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель: построить проект выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д.

Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О старинных книгах и алфавитах)

Какие цели и задачи ставим на урок? Составим план действий.

Что нового хотим узнать на уроке по данной теме? (Узнать о возникновении алфавита. Узнать о старинных азбуках и букварях)

Чему будем учиться? (Различать старинные буквы, читать тексты из старинных азбук и пр.)

Что будем развивать на уроке? (Технику чтения, устную речь, память, мышление).

    Реализация построенного проекта. (8 мин.)

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2)организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

3)уточнить общий характер нового знания.

Итак, что значит, «старинные» книги? (То есть очень-очень давно написанные)

А как же называется наша учебная книга? (азбука)

Как появилось это название? Поможет нам ответить на этот вопрос старинный алфавит. Посмотрите на розовые листочки на ваших партах.


Догадались, название первой книги всех школьников происходит от названия первых букв алфавита Руси: аз и буки.

- Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.

Сейчас мы прочитаем небольшую научную статью . Какой текст мы называем научным?

«Научный», значит основанный на научных фактах. Читать такой текст надо медленно, вдумчиво, осмысливая каждое слово.

Какие азбуки самые древние?

Что узнали про буквы старославянского алфавита?

Каждый знак древнерусского алфавита обозначался словом, которое несло в себе огромное значение. Слова были подобраны таким образом, что образовывали смысловую фразу, например: «Аз буки веди» - Я буду знать.

"Веди Глаголь" – ведай учение;

"Твердо Оукъ" – укрепляй закон;

"Рцы Слово Твердо" – изрекай слова истинные и т.д.

Конечно, эти буквы старославянской письменности помогут нам прочесть запись первого задания. Только сами слова и их смысл со временем поменяли свое значение. Вот послушайте отрывок из древнерусской книги «Повесть временных лет»:

« Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу душе своей».

Поняли ли вы, о чем я прочитала. На современном русском языке это изречение звучало бы так: « Велика ведь бывает польза от учения книжного… Если поищешь в них мудрости, то найдешь в ней великую пользу душе своей».

Какое послание мы получили от древних мудрецов?

Прочитаем еще одну мудрость в азбуке.

«Сначала «Аз» и «Буки» - потом все науки». Как вы это понимаете?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин)

    Первичное закрепление. (7 мин)

Цель : организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

Работа с печатным текстом (Г.Сапгир «Как учили читать»)

    Работа с иллюстрацией

Посмотрите на иллюстрацию на с.80. Предположите, о чем будет этот текст.

Кто на картинке?

Что он показывает?

Какие это буквы?

    Чтение рассказа вслух по частям.

Какого цвета была дощечка?

Какого цвета был уголь?

Почему писали углем?

Что написал учитель?

По какой книге учились дети грамоте с давних пор?

Почему каждая буква обозначалась словом?

Какими словами обозначались буквы?

Как они переводятся?

Кто составил Букварь для детей?

    Повторное чтение текста. Работа над выразительностью.

    Работа в группах по вопросам в рамке.

    Самостоятельная работа (4 мин)

Цель:

1)проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2)организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

Посмотрите на задания на листочках .
Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)

Проверка по эталону.

веди

мыслете

живете

аз

буки

глаголь

люди

есть

добро

земля

8. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)

Цель:

1)выявить границы применимости нового знания;

2)повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

А) Старые буквари.

Первоначально книги на Руси были рукописные.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове более 400 лет назад.

Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова.

Выпущен Московским печатным двором около 300 лет назад.

Василий Федорович Бурцов-Протопопов – известный русский издатель работал на Московском печатном дворе на особых условиях. В последствии возглавлял свою «печатную избу».

Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким еще через 50 лет. Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.

Букварь Кариона Истомина . Издан в Москве в 1694 г. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.

Б) Чтение рассказа из Азбуки Л.Н.Толстого «Таня»

Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.

В) Викторина.

    Что означает название «Азбука»

    Из чего сделана самая древняя азбука

    Что означает каждая буква в старославянской азбуке?

    Какую букву обозначает слово «Веди»?

    Кто является создателем старославянского алфавита?

Г) Выставка современных букварей

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2 мин)

Цель:

1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3)оценить собственную деятельность на уроке;

4)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Сегодня наши знания пополнились новой информацией. О чем говорили на уроке?

Сумели ли мы ответить на вопросы урока?

Что узнали о старинной азбуке?

Что обозначали буквы?

Кто был основателем русской азбуки?

Что заинтересовало на уроке?

сегодня я узнал…

я понял, что…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

было трудно…

Зеленый – высокая активность на уроке, все получилось.

Желтый – Хорошая активность на уроке, многое получилось, но присутствовали ошибки, недочеты.

Синий – многое на уроке осталось непонятным.

Поднимите огоньки, посмотрим, какой свет у нас загорится.

Замечательно! Я рада, что вам всё понравилось. Спасибо всем за урок. До новых встреч!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию к уроку обучения грамоте в 1 классе выполнила Попова Елена Михайловна учитель начальных классов «МОУ Суховская СОШ №3» ПЕРВЫЙ БУКВАРЬ

"Букварь" и "Азбука" - первые книги школьника. Послушайте маленький отрывок из древнерусской книги "Повести временных лет": "Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного... Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу души своей..." - Поняли ли вы, о чем я прочитала? На современном языке это изречение звучало бы так: Велика ведь бывает польза от учения книжного... Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. О чем говорится в этом отрывке?

Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Сегодня я расскажу вам о том, как создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.

В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги.

Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Буквы этой азбуки были немного похожи на наши. Но сможете ли вы прочитать, что тут написано?

Назовите первые буквы современного алфавита (А, Б, В, Г, Д...). А раньше эти буквы и писались и назывались совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т.д. Какое слово произошло от названия первых русских букв? (Азбука).

Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова. Например, буки+люди+аз = бла, глаголъ+он = го, = бла-го, слово+люди+он = сло, = бла-го-сло, веди+иже = ви, = бла-го-сло-ви. Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать?

Постепенно из букварей стали исчезать тексты непонятных детям молитв и вместо них появились тексты различных наставлений и поучений. Например на страницах "Великолепной русской азбуки. Подарка для добрых детей" можно было прочитать такие тексты: Не много говори, и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен. Не все, что придет на ум, рассказывай; но всегда думай, о чем ты говорить намерен. Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай. Что взаймы взял, отдай; что обещал, выполни, что получил даром, за то благодари. Почитай своих родителей. учителей и старших себя, исполняй приказания первых и слушай советы последних. когда говорят старшие, со вниманием слушай и не перебивай речь их. Не откладывай до завтра то, что можешь сделать сегодня.

В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.

Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник ""Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем читать написанное.

Буквари постоянно совершенствовались. Ваши прабабушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. Этот букварь очень похож на современные буквари. Его издавали более 160 раз. И сейчас в некоторых школах учатся по букварю Тихомировых.

Когда пошли в школу ваши мамы и папы был создан новый красочный букварь. Этот букварь оставался практически неизменным на протяжении 40 лет. По содержанию материал букваря делится на три части: подготовительный, букварный и после букварный периоды. В подготовительный период дети учились различать предложения, слова и слоги. Для этого использовались различные картины, серии рисунков, предметные картинки. В букварный период основная задача была научиться различать звуки и буквы, читать слова и небольшие тексты. В после букварный период - ученики читали интересные занимательные рассказы и стихи.

Перед создателями букварей всегда стояла задача: сделать обучение чтению, письму и счету более доступным и занимательным. Поэтому появилась Азбука - веселая учебная книга для обучения ребенка в дошкольный период. К книге прилагались указания для родителей и воспитателей; "Как обучать по Азбуке ребенка 5-6 лет". В этой книге были не только страницы для чтения, но и для занятий математикой, трудом и рисованием.

Что же такое букварь? Для чего он нужен?

Материалы с сайта "Внеклассные занятия в начальной школе". Сценарии... По ссылке: http:// vneklassa.narod.ru/page_02_3.htm "Букварь" и "Азбука" - первые книги любого школьника


Слайд 2

"Букварь" и "Азбука" - первые книги школьника.

Послушайте маленький отрывок из древнерусской книги "Повести временных лет": "Велика бобываетьползаотъ ученья книжного... Ащебопоищешивъкнигахъ мудрости прилъжно, то обрящешивелику ползу души своей..." - Поняли ли вы, о чем я прочитала? На современном языке это изречение звучало бы так: Велика ведь бывает польза от учения книжного... Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. О чем говорится в этом отрывке?

Слайд 3

Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Сегодня я расскажу вам о том, как создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.

Слайд 4

В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги.

Слайд 5

Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Буквы этой азбуки были немного похожи на наши. Но сможете ли вы прочитать, что тут написано?

Слайд 6

Слайд 7

Назовите первые буквы современного алфавита (А, Б, В, Г, Д...). А раньше эти буквы и писались и назывались совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т.д. Какое слово произошло от названия первых русских букв? (Азбука).

Слайд 8

Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова. Например, буки+люди+аз = бла, глаголъ+он = го, = бла-го, слово+люди+он = сло, = бла-го-сло, веди+иже = ви, = бла-го-сло-ви. Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать?

Слайд 9

Постепенно из букварей стали исчезать тексты непонятных детям молитв и вместо них появились тексты различных наставлений и поучений. Например на страницах "Великолепной русской азбуки. Подарка для добрых детей" можно было прочитать такие тексты: Не много говори, и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен. Не все, что придет на ум, рассказывай; но всегда думай, о чем ты говорить намерен. Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай. Что взаймы взял, отдай; что обещал, выполни, что получил даром, за то благодари. Почитай своих родителей. учителей и старших себя, исполняй приказания первых и слушай советы последних. когда говорят старшие, со вниманием слушай и не перебивай речь их. Не откладывай до завтра то, что можешь сделать сегодня.

Слайд 10

В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник ""Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем читать написанное.

Слайд 16

Буквари постоянно совершенствовались. Ваши прабабушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. Этот букварь очень похож на современные буквари. Его издавали более 160 раз. И сейчас в некоторых школах учатся по букварю Тихомировых.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Когда пошли в школу ваши мамы и папы был создан новый красочный букварь. Этот букварь оставался практически неизменным на протяжении 40 лет. По содержанию материал букваря делится на три части: подготовительный, букварный и после букварный периоды. В подготовительный период дети учились различать предложения, слова и слоги. Для этого использовались различные картины, серии рисунков, предметные картинки. В букварный период основная задача была научиться различать звуки и буквы, читать слова и небольшие тексты. В после букварный период - ученики читали интересные занимательные рассказы и стихи.