«Заячьи лапы», Паустовский: анализ, главные герои. Сочинение заячьи лапы по рассказу паустовского анализ

Константин Георгиевич Паустовский - известный русский писатель. В своих произведениях он воспевал красоту природы, говорил о необходимости бережного отношения к ней. Для писателя было интересно наблюдать за состоянием души человека, находящегося в тесном взаимодействии с природой. Паустовский был уверен, что общение с ней меняет человека, пробуждает в нем искренние чувства, делает милосердным. Примером тому могут стать многие сочинения автора, в том числе и произведение «Заячьи лапы», краткое содержание которого будет изложено в статье. Чаще всего в своих творениях автор описывал реально происходившие события.

Факты из биографии писателя

Родился 19 мая 1892 года в Москве. Отец был железнодорожным служащим. В душе он был большим романтиком и мечтателем, именно эти качества характера передались от отца сыну. Семья много раз меняла место жительства. Киев - один из городов, где довелось жить будущему писателю. Здесь он поступил в гимназию и успешно закончил ее. В годы учебы был написан и опубликован его первый рассказ.


После окончания гимназии учеба была продолжена сначала в Киевском, а затем в Московском университете. Однако с началом Первой мировой войны обучение пришлось прервать. Молодой человек работал в составе полевой санитарной бригады, которой вместе с русской армией пришлось отступать по территории Польши и Белоруссии. События Октябрьской революции и Великой Отечественной войны тоже не обошли стороной жизнь писателя. Константин Георгиевич Паустовский прожил 76 лет, его не стало 14 июля 1968 года.

Что вдохновляло на творчество

Жажда странствий никогда не покидала писателя. А после поездок и путешествий всегда рождались новые произведения. Паустовскому удалось посетить многие уголки страны, бывал он и за рубежом. Екатеринослав, Киев, Одесса, Сухуми, Батуми, Тифлис - это лишь небольшой перечень городов, где побывал писатель. А в некоторых из них он жил и работал.


Константин Георгиевич был Он попробовал себя в разных сферах деятельности, что не могло не сказаться на обогащении его жизненного опыта. Это же помогало в литературной деятельности.

Немаловажным является и тот факт, что на жизненном пути Паустовского встретились такие талантливые люди, как Илья Ильф, Валентин Катаев, Михаил Булгаков. Общение, совместная работа с ними оказали влияние на развитие писательского таланта молодого автора.

Литературное наследие писателя

Перу Константина Георгиевича Паустовского принадлежит большое количество рассказов, которые печатались как отдельно, так и в составе многочисленных сборников. Произведение «Заячьи лапы» имеет именно такую историю. Рассказ переиздавался много раз еще при жизни писателя, популярен он и сейчас. Кроме того, читателям интересны очерки, повести и романы Паустовского.

«Повесть о жизни» - главный литературный труд писателя, над которым он работал с 1945 по 1963 год. Автобиографическое произведение состоит из шести книг. Каждая из них описывает определенный этап жизни автора, которая была неразрывно связана с историей страны.

Все произведения Паустовского отличаются увлекательным сюжетом, особой манерой изложения автора. При этом не имеет значения ни возраст, ни литературные предпочтения читателя. Например, Рассказ «Заячьи лапы» не может оставить равнодушным ни взрослого, повидавшего в своей жизни многое, ни ребенка, только начинающего познавать мир.

Мещерский край

Константин Паустовский объездил все уголки страны. Многие места поражали его своей уникальностью, красотой природы. Но особенное отношение у писателя было к Мещерскому краю. Скромная среднерусская природа вдохновляла на творчество больше всего.

На протяжении многих лет писатель жил в Москве, но время от времени уезжал на Оку, в Тарусу. Именно после посещения этих мест самые вдохновенные произведения мог писать Константин Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» тоже родился в Мещерской стороне.

Востребованы ли произведения современным читателем

Произведения Константина Георгиевича Паустовского включены в программу начальной и средней школы. И это совсем неслучайно. Читая рассказы писателя, дети учатся понимать природу, менять отношение к ней. Кроме того, они учатся сочувствовать, сопереживать, что особенно важно в жизни людей.

Большой любовью у маленьких читателей пользуются такие рассказы, как «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы». Главные герои этих произведений вызывают уважение, дети искренне сочувствуют, доверяют им. У многих персонажей можно поучиться житейской мудрости.

События, описываемые в произведении, происходят в окрестностях Урженского озера. Именно в тех местах любил бывать Паустовский. После одного из таких посещений у автора родилась идея написать рассказ «Заячьи лапы». Главные герои произведения хорошо знакомы писателю. От них он и услышал историю, которая легла в основу рассказа.


Ваня Малявин и его дед - заядлый охотник - это главные герои повествования.

Однажды во время охоты старика застал лесной пожар. Как известно, огонь в лесу уничтожает все на своем пути, уцелеть в такой ситуации порой бывает невозможно. Однако дед остался жив. А своим спасителем старик считал зайца - животные лучше человека чувствуют, с какой стороны может приближаться опасность.

Заяц, убегая от огня, вел за собой и деда. Когда опасность миновала, охотник обнаружил, что заяц очень сильно пострадал - у него обгорели лапы и живот. Старик считал своим долгом вылечить зверька. Об этом и повествуется в рассказе «Заячьи лапы». Краткое содержание произведения можно выразить мыслью о том, что за добро нужно платить добром, чего бы это ни стоило. Ване и деду Лариону пришлось преодолеть немало преград, прежде чем беспомощный зверек был вылечен.

История излечения зайца началась с посещения ветеринара, который грубо отказал Ване, посмеявшись над ним и дедом Ларионом. Но на пути мальчика повстречалась сердобольная бабка Анисья. Она и посоветовала Ване обратиться за помощью к детскому врачу Карлу Петровичу, который жил в городе.

Доктор был обескуражен, когда к нему пришел старик с необычным пациентом. Решение Карла Петровича, казалось, было непоколебимым - лечением животных он никогда не занимался и делать этого не станет. Но все же настойчивость деда взяла верх - бедный зверек был излечен доктором.

Характеры персонажей произведения глазами детей

В рассказе «Заячьи лапы», краткое содержание которого изложено выше, показаны разные характеры героев. Это особо ценится в произведении, когда его рекомендуют для детского чтения.


После ответа на вопрос, кто из героев вызывает симпатию, обязательно нужно обсудить характерные черты каждого из них. Беседу можно организовать, отталкиваясь от вопросов:
  1. Чем понравился мальчик Ваня Малявин?
  2. Каким человеком была бабка Анисья?
  3. Назовите главные черты характера деда Лариона.
  4. Что можете рассказать о Карле Петровиче?

Обязательно нужно обратить особое внимание читателей на отрицательных персонажах с той целью, чтобы, анализируя их поступки, дети учились отличать негативные черты характера человека, вызывающие неприязнь у окружающих.

Характеристика деда и внука

Рассказ «Заячьи лапы» построен так, что в его содержании главных героев, их черт характера Паустовский почти не дает. Внутренний мир этих людей становится понятен из совершаемых ими поступков.

Маленьким читателям становится ясно, что старый охотник - добрый и отзывчивый человек. Его переполняет чувство ответственности и долга. Он готов вытерпеть унижения, насмешки ради спасения бедного зверька.

Стоит отметить, что внук, несмотря на возраст, обладает теми же качествами характера, что и Ларион. Сострадание к больному зайцу, чувство благодарности к нему за спасение деда заставляют мальчика бежать через лес, выслушивать унижения от ветеринара. Все поступки Вани вызывают симпатию у читателей.

Паустовский, «Заячьи лапы». Отзывы читателей

Опыт показывает, что краткое содержание рассказа «Заячьи лапы» не способно передать все особенности сюжета произведения, индивидуальность характеров его героев. Именно поэтому настоящий отклик в душе ребенка получает полная версия рассказа. Отзывы юных читателей о нем чаще всего бывают восторженными.
Дети принимают сторону положительных героев рассказа. Они сочувствуют больному животному и радуются счастливому окончанию истории.

Что дают читателю произведения Паустовского

Познакомившись с произведением целиком или прочитав лишь краткое содержание сказки «Заячьи лапы», читатели могут почерпнуть много полезных и интересных сведений для себя.

Завораживает описание природы, которое мастерски дает Паустовский. Человек невольно начинает ощущать свое присутствие в изображаемом уголке, что положительно влияет на его эмоциональную сферу.
Произведение «Заячьи лапы» (краткое содержание или полная его версия) дает возможность почерпнуть немало знаний о природе, жизни животных. Для маленьких читателей это очень важно. Кроме того, происходит обогащение активного словаря, развивается умение разбираться в
В книге показана борьба человека со стихией огня во время лесного пожара. Но преодоление человеческой черствости оказалось таким же непростым делом. Писатель вселяет в душу читателя оптимизм, когда показывает, что справиться можно с любыми трудностями. Константин Паустовский рассказ «Заячьи лапы» писал для того, чтобы показать, что человек должен жить в окружении добра, которое он сам и создает.

Польза от чтения произведений Константина Георгиевича Паустовского огромна, и она очевидна.

«Заячьи лапы» - короткий рассказ Константина Георгиевича Паустовского.

Основные персонажи:

  • Ваня Малявин;
  • Ларион Малявин;
  • Карл Петрович Корш.

Тема произведения

Дед Ларион и его внук Ваня пытаются спасти маленького зайца, пострадавшего в сильном лесном пожаре. У зайчика обожжены задние лапы и живот. Ларион очень переживает за него, объясняя всем вокруг, что обязан этому маленькому живому существу жизнью, ведь заяц спас его в лесу. Ваня от всей души сопереживает деду и помогает ему; он жалеет зайца, относится к нему бережно и аккуратно.

Малявины отправляются из своего села в город, чтобы отыскать там доктора Карла Петровича, которого им посоветовала местная бабка Анисья. В городе выясняется, что Карл Петрович вовсе никакой не ветеринар, а детский доктор. Поначалу он отказывается помогать, но, выслушав историю Лариона, все-таки соглашается и приступает к лечению.

Через несколько дней после лечения заяц выздоравливает, и Ваня забирает его домой. Уже потом, немного позже, мальчик узнает историю о том, каким же образом заяц спас деда. Оказывается, Ларион на охоте хотел этого зайца подстрелить, но тот увернулся и исчез из виду. Вскоре в лесу начался ужасный пожар, огонь стремительно нагонял Лариона, и он уже не знал, куда бежать. Вдруг на пути ему встретился тот самый заяц, он был обожжен, но бежал что есть сил. Дед знал, что животные в лесу всегда знают, в какую сторону бежать от пожара, и потому последовал за ним. Они выбрались на озеро. Так заяц спас Лариона от неминуемой гибели.

Главные мысли рассказа «Заячьи лапы»

В этом коротком рассказе заключен огромный смысл. Иногда люди совершают плохие поступки, а после сильно сожалеют и раскаиваются в этом. Так случилось и с Ларионом. Он ведь хотел убить того зайца на охоте, а оказалось так, что этот заяц спас ему жизнь. Ларион очень переживал из-за своего ужасного намерения, и потому всеми силами старался помочь маленькому зверьку и вылечить его обожжённые лапки. Тем самым он хотел искупить свою вину, и это ему удалось.

В «Заячьих лапах» также заключена идея единения человека с природой. Писатель своим произведением хотел научить людей любить и ценить природу, бережно относиться ко всему живому, учиться быть добрым к ближнему, и не важно кто это – большое человек или маленькая зверушка.

3-й класс. Урок литературного чтения.

Тема: " Константин Паустовский «Заячьи лапы» Что чувствуют и переживают герои."

Тип урока: комбинированный.

Цель: Создать условия для развития умений внимательно и осознанно читать произведение, анализировать внутренний мир героев произведения; способствовать развитию умения определять жанр художественного произведения .

Планируемые образовательные результаты :

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ход урока.

I .Орг. момент

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

II .Введение в тему.

Прочитайте эпиграф нашего урока.

Эпиграф урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости!»

Как вы понимаете эти слова?

Ребята, с произведением каких писателей мы познакомились, из­учая тему «Учимся любить»?

Проверьте себя по содержанию.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного писате­ля. А героя узнаете, отгадав загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц.)

-Найдите фамилию автора и название его произведения по содержанию. (К. Паустовский «Заячьи лапы».)

Знаком ли вам этот писатель?

(Показ портрета)

Константин Георгиевич Паустовский – великий русский писатель. Он любил путешествовать, отражал свои впечатления об увиденном, людях в своих повестях и рассказах. Его произведения о природе, животных учат людей доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю. С одним из его трудов вы познакомитесь, сегодня. Это рассказ «Заячьи лапы», который Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить читателя равнодушным.

III . Сообщение темы и цели урока.

Внимательно прочитайте тему урока.

Чему мы будем учиться на уроке?

Сформулируйте цели урока продолжив фразы:

Я хотел бы познакомиться….

Я хотел бы узнать…

Я хотел бы развить умение…

Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского "Заячьи лапы", будем анализировать внутренний мир героев произведения .

IV .Работа над новым материалом.

1. Знакомство с писателем.

Чтобы понять, почему написал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», нужно хотя бы немного узнать о самом авторе.

Константин Паустовский родился в 1892 г. в Москве. Детство про­вел на Украине у деда и бабки. Писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путеше­ствовать. Ещё будучи ребенком Костя грезил путешествиями. Со временем он осуществил свою мечту, побывав во многих странах. Впечатления от этих поездок, встреч с разными людьми легли в основу многих его очерков. Но, как признавался впоследствии сам писатель, лучше Средней России мест нет. Паустовский говорил, что он все охотнее и чаще пишет о простых безызвестных людях – пастухах, паромщиках, ремесленниках, лесных объездчиках, «сторожах и деревенских детях – своих закадычных друзьях». Вот поэтому и создал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» – рассказ, в котором мальчик и старик пытаются спасти зайчонка. Но не все так просто в этом произведении…

2. Словарная работа.

Работа в группах.

Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.

Сейчас, работая в группах найдите в толковом словаре значения слов.

1 группа ищет значение слов:

Оголец – мальчишка, молодой парень.

Пациент – больной, который лечится у врача.

Пенсне – очки, которые держатся с помощью пружинки на переносице.

Посох – длинная трость, палка для опоры при ходьбе.

2 группа ищет значение слов:

Прошамкать – проговорить невнятно из-за отсутствия зубов.

Сени, сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенской избе.

Ураган – ветер необычной, разрушительной силы.

Умреть (умрет) – диалектное; особенность произношения слов в определенной местности.

3 группа ищет значение слов:

Онучи – обмотка для ноги под сапог, портянка.

Ветеринар – специалист по лечению животных.

Лапти – в старое время крестьянская обувь, сплетенная из лыка (липа).

Коновал – знахарь, лечащий лошадей (о плохом, невежественном враче).

3 группа ищет значение слов:

Вереница – ряд сходных предметов, движущихся друг за другом цепью.

Зенит – в астрономии – точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя.

Янтарь – окаменевшая живица хвойных деревьев, от прозрачного до темно-красного цвета, обрабатывается для украшений.

Фетровая шляпа – плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.

3. Чтение рассказа Константина Паустовского «Заячьи лапы» 1-ой части учителем, 2-3-ей части учащимися по цепочке.

Понравилось произведение?

Выразите своё мнение о прочитанном рассказе одним словом.

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Чему учит это произведение?

4. Физкультминутка

4. Работа по содержанию.

Кто рассказал нам эту историю? О чем она? (О том, как дед и внук спасали зайца.)

Из-за чего произошла эта история?

Найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что лето было жаркое.

Проверим, внимательно ли вы читали текст.

Как вы думаете, заяц, которого с помощью доктора спас дед, - тот самый, в которого он стрелял? Из какого эпизода это видно?

Найдите и прочитайте, что рассказал дед доктору Карлу Петровичу. Какая деталь подтверждает, что это один и тот же заяц? (Заяц был с рваным ухом.)

Какие чувства пережил дед во время пожара? (Он почувство­вал приближение смерти.)

Найдите подтверждение в тексте. («Смерть настигала деда...».)

Найдите самый напряженный момент в рассказе деда. Перечитайте его и подчеркните действия деда во время пожара одной чертой, а действия зайца - волнистой ли­нией.

- Что можно сказать о поведении деда? (Он был в панике и не знал, что делать.)

Как же ему удалось спастись? Прочитайте, как это объяс­няет автор.

Как вы думаете, почему дед так упорно стремится спасти зайца: ведь он хотел убить его на охоте? (Дед хотел отпла­тить спасением за спасение.)

– Зачем Ваня обратился к ветеринару? Зачем Ваня и дедушка отправились в город?

Прочитайте, как к зайчику отнесся ветеринар. Почему ветеринар отказался его лечить?

Прочитайте и кратко расскажите о разговоре деда с аптекарем.

Кто вылечил зайца? Кто и как помогал в спасении больного зверька? Зачитайте отрывок.

Почему Ваня принимает такое участие в судьбе больного зайца?

- Кто участвовал в спасении зайца? ( Ваня Малявин, дед Ларион Малявин, бабка Анисья, доктор Карл Петрович, аптекарь.)

- Что вы можете сказать о Ване? (Он добрый, чуткий, вынос­ливый, упорный, заботливый мальчик.)

Подтвердите словами из текста, постарайтесь ничего не упу­стить. ( Ваня очень переживает, когда сельский ветеринар отказывается лечить зайца. По дороге домой он старается накормить зайца мягкими листьями. Ваня бежит напрямик через лес к озеру, чтобы в жару дать напиться зайцу.)

А теперь докажите, что почти все, кто так или иначе участ­вовал в судьбе зайца, очень хорошие люди.

Какое участие приняла в судьбе зайца бабка Анисья?

Найдем на с. 164 и перечитаем разговор Вани и бабки Ани­сьи. Какие ее действия вы можете отметить? (Не прошла мимо; посочувствовала; пожалела зайца; дала совет.)

- Как эти поступки ее характеризуют? (.Жалостливая, любо­знательная, душевная, добрая.)

Какие слова подтверждают, что она пожилая деревенская жительница? («Прошамкала», «не умреть», «пущай», «сер­дешный».)

А как Ваня и дед нашли доктора? Кто им помог?

Перечитайте диалог аптекаря и деда.

- Каким вы представляете себе аптекаря? (Толстый, старый, в пенсне, нервный, раздражительный, сердитый.)

Как вы думаете, почему сначала аптекарь не захотел помочь деду? (Примерный ответ. Аптекарь, услышав историю про зайца, сначала раздумывал над тем, что неловко беспокоить старого, уже не практикующего детского врача по такому делу, но затем проникся рассказом и выкрикнул адрес.)

Кто же вылечил зайца? Почему доктор согласился лечить его?

Перечитаем разговор деда и доктора и составим словесный портрет Карла Петровича. ( Старик с седыми взъерошенными бровями, интеллигентный, образованный, строгий, добрый, умел играть на рояле.)

- Какие действия предпринял дед по спасению зайца? ( От­правился в город; выспросил адрес; убедил доктора лечить зайца.)

- Какие человеческие качества при этом он проявил? (На­стойчивость, не стал наживаться на зайце, выпустил на волю.)

Какое у вас отношение к каждому из действующих лиц?

V . Закрепление.

1. Составление плана рассказа.

О чём рассказ?

О каких событиях в нём повествуется?

Составим план рассказа перечисляя цепочку событий.

План:

    Ваня у ветеринара.

    Совет бабки Анисьи.

    Дорога в город.

    Встреча с доктором.

    Лесной пожар.

    Заяц у деда.

Работа в парах.

Ребята, посмотрите на наш план и сопоставьте эти цепочки событий. Уточните, в какой последовательности события происходили на самом деле и в какой о них рассказывал писатель.

У учащихся появляется запись.

События в рассказе. События в жизни.

    Ваня у ветеринара. 1. Лесной пожар.

    Совет бабки Анисьи. 2. Ваня у ветеринара.

    Дорога в город. 3. Совет бабки Анисьи.

    Встреча с доктором. 4. Дорога в город.

    Лесной пожар. 5. Встреча с доктором.

    Заяц у деда. 6. Заяц у деда.

Почему рассказ о лесном пожаре перенесён в самый конец повествования?

(для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать её).

(Последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нём и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные – наши друзья, к ним надо относиться бережно.

2. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.

А теперь поработаем в группах, составляя словесный портрет героев.

1 группа - Каким вы представляете Ваню?

Проверка (Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)

Речь: волнуясь шепчет

2 группа - Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?

Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

Проверка (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

3 группа - Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.

Проверка (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

4 группа - Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион?

Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

Проверка (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

(Это рассказ о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!)

VI .Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Подготовить творческий пересказ от лица героя произведения – мальчика .

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

VII .Итог урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Какие задания показались вам наиболее интересными?

Ребята, почему этот рассказ помещен именно в эту главу?

Что вас взволновало? О чем задумались?

II Х.Рефлексия.


Константин Георгиевич - великий русский писатель. Он любил путешествовать, отражал свои впечатления об увиденном, людях в своих повестях и рассказах. Его животных учат людей доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю. С одним из его трудов вы познакомитесь, прочитав краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор этот рассказ не может оставить читателя равнодушным.

Краткая биография: становление писателя

Чтобы понять, почему написал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», нужно хотя бы немного узнать о самом авторе.

Родился он в Москве, в 1892 году, 31 мая. Отец Константина из рода работал железнодорожным статистом. По словам самого писателя, мать была женщиной суровой и властной. Рассказывая о своей семье, Константин Георгиевич говорил, что они любили заниматься различными искусствами - много играли на рояле, посещали театры.

Из-за того что семья распалась, Константин с шестого класса вынужден был трудиться наравне со взрослыми, чтобы зарабатывать на учение и на жизнь. Мальчик стал репетитором. А свой первый рассказ он написал в 1911 году, его издали в журнале «Огни».

Еще будучи ребенком Костя грезил путешествиями. Со временем он осуществил свою мечту, побывав во многих странах. Впечатления от этих поездок, встреч с разными людьми легли в основу многих его очерков. Но, как признавался впоследствии сам писатель, лучше Средней России мест нет.

Паустовский говорил, что он все охотнее и чаще пишет о простых безызвестных людях - пастухах, паромщиках, ремесленниках, лесных объездчиках, «сторожах и деревенских детях - своих закадычных друзьях». Вот поэтому и создал К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» - рассказ, в котором мальчик и старик пытаются спасти зайчонка. Но не все так просто в этом произведении…

Начало повествования

Пришла пора раскрыть краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал, чтобы наглядно показать - не нужно делать зла, так как потом об этом придется пожалеть. Это произведение показывает благородство простых людей, один из которых оступился, но потом исправился.

Произведение Паустовского «Заячьи лапы» начинается со знакомства. Перед читателем предстает мальчик, проживающий в селе на Урженском озере. Зовут ребенка Ваня Малявин.

Ребенок принес к ветеринару маленького зайчонка, завернутого в ватную куртку мальчика. С первых же строк возникает жалость к этому маленькому существу, автор пишет, что заяц плакал, глаза его были красные от слез. Но ветеринар даже не спросил, что случилось, он закричал на мальчика, сказав, что тот скоро будет к нему таскать мышей. Ребенок не выдержал и ответил, что ругаться не нужно, этот заяц особенный, его прислал вылечить дедушка.

На вопрос ветеринара, что случилось, мальчик ответил - у него обожжены лапы. Вместо того чтобы оказать зверьку помощь, ветеринар вытолкнул ребенка в спину и крикнул вслед, что он не умеет их лечить и посоветовал зажарить зайца. На такие жестокие слова мальчик ничего не ответил. Так начинает свой рассказ Заячьи лапы были повреждены из-за лесного пожара. Об этом происшествии читатель узнает позже.

Сострадание Ивана

Выйдя от ветеринара, мальчик тоже стал плакать. Его увидела бабушка Анисья. Ребенок поделился с нею своей печалью, на что старушка посоветовала ему обратиться к доктору Карлу Петровичу, который живет в городе. Ваня быстро пошел к дедушке рассказать обо всем.

По дороге ребенок сорвал для питомца травки, просил, чтобы тот поел. Иван подумал, что зайчик хочет пить, пробежал с ним к озеру, чтобы тот утолил жажду. Продолжаем далее краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский создал и для того, чтобы дети с юных лет учились состраданию. Ведь мальчику Ване было жаль своего длинноухого друга, поэтому он пытался его вылечить, накормить и напоить.

Поиски врача

Дома ребенок все рассказал деду Лариону, и наутро они отправились в путь. Прибыв в город, старик и внук стали расспрашивать прохожих, где живет Карл Петрович, но никто не знал этого.

Затем они зашли в аптеку, фармацевт дал адрес врача, но огорчил путников тем, что тот уже три года, как не принимает пациентов. Ларион и Ваня разыскали доктора, но тот сказал им, что он не ветеринар, а специалист по детским болезням. На что пожилой человек ответил, мол, какая разница кого лечить, ребенка или зайчонка.

Встреча с врачом, выздоровление

Доктор стал лечить зайца. Ваня остался у Карла Петровича, чтобы ухаживать за подопечным, а Ларион утром ушел на озеро. Вскоре об этом происшествии узнала уже вся улица, через 2 дня весь город. На третий день к доктору пришел сотрудник газеты и попросил дать интервью о зайце.

Когда ушастик окончательно поправился, Ваня отнес его домой. Историю эту быстро забыли, только профессор из Москвы очень хотел, чтобы дед продал ему четырехлапую знаменитость. Но Ларион ответил отказом.

Что же произошло тогда в лесу?

Далее переходит к основным событиям краткое содержание. «Заячьи лапы» Паустовский написал таким образом, что о причине ожогов ушастика читатель узнает ближе к концу. С этого момента становится понятно, что повествование ведется от имени самого Константина Георгиевича. Тот рассказывает, что осенью был у деда Лариона, ночевал у него в доме на озере. Старику не спалось, и тот поведал о происшествии.

Было это еще в августе. Как-то дед пошел охотиться, увидел зайца и выстрелил. Но провидению было угодно, чтобы тот промахнулся, а заяц убежал. Старик пошел дальше, но вскоре почувствовал запах гари, увидел дым и понял, что это лесной пожар. Ураганный ветер способствовал быстрому распространению огня. Старик побежал, но стал спотыкаться и падать. Пожар настигал его.

Спасется ли пожилой человек?

Ларион чувствовал, что огонь уже хватает его за плечи, но тут увидел зайца, выскочившего у него из-под ног. Тот бежал медленно, было видно, что у него повреждены задние лапы, так как он волочил их. Старик обрадовался зверю, как родному. Он знал, что животные обладают особым чутьем, они чувствуют, куда нужно бежать, чтобы спастись от пожара.

Из последних сил трусил пожилой человек за зайцем, просил того не бежать быстро. Так ушастик вывел Лариона из огня. Оказавшись на берегу озера, оба упали без сил. Тут пришла пора старика позаботиться о своем спасителе. Взял он маленького друга на руки и понес домой. Когда ушастика вылечили, старик оставил его у себя.

Окончание рассказа для кого-то предсказуемо, для кого-то неожиданно. Ларион покаялся, что он виноват перед животным. Ведь это был тот самый заяц с разорванным ухом, которого он чуть не застрелил.

Вот такой интересный рассказ написал К. Г. Паустовский.

«Заячьи лапы»: главные герои

Произведение начинается со знакомства с Ваней Малявиным. Затем автор очень кратко рассказывает о его дедушке. Это два главных героя повествования. Несомненно, третьим является заяц, который вел себя геройски и благородно - спас Лариона, несмотря на то что тот едва не убил его в начале их встречи. Но добро порождает добро. И в трудную для животного минуту старик не оставил своего спасителя, преодолел различные преграды - равнодушие людей, неблизкий путь, чтобы помочь зверьку.

Есть здесь и второстепенные герои. Кто-то из них, как бабушка Анисья, Карл Петрович - положительные, так как они не остались равнодушными к чужой беде. На фоне благородства этих людей особенно ярко видно убийственное равнодушие ветеринара, который едва не погубил животное, так как даже не осмотрел его.

Анализ: «Заячьи лапы», Паустовский

В своем произведении писатель поднимает важные проблемы, рассказывая о равнодушии одних людей и доброте других, о тесной взаимосвязи природы и человека. Анализируя внутреннюю форму рассказа, можно утверждать, что в самом начале повествование безличное. Ближе к концу произведения становится понятно, что ведется оно от лица автора.

Анализируя главных героев, можно сказать, что автор поведал немного об их внешнем облике, зато дал читателю возможность увидеть внутреннее состояние этих благородных людей. Писатель поведал, что старик ходил в онучах, с палкой. Это был с высоким чувством ответственности. Ваня тоже хороший и заботливый мальчик, он искренне переживает за зайца, что говорит об отзывчивости ребенка и его добром сердце.

Если проводить анализ природных пейзажей, видно, что автор представил их в двух ипостасях. Первая - это жара, ураган, из-за которых начался сильный пожар. Вторая - холодная осень, октябрьская ночь, когда так хорошо сидеть за чашкой чая в доме и разговаривать, как делали это Константин Георгиевич и Ларион. Природные описания помогают читателю полностью погрузиться в рассказ, оказаться вместе с героями на месте событий. На этом заканчивается краткий пересказ.

Паустовский «Заячьи лапы» написал для читателей всех возрастных категорий. И взрослым, и детям будет полезно ознакомиться с этим интересным и поучительным рассказом.

Год издания рассказа: 1937

Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» совсем небольшое произведение. Это произведение номинанта на Нобелевскую премию по литературе представлено в школьной программе и во многом именно благодаря этому попало в рейтинги нашего сайта. Но творчество Паустовского востребовано не только благодаря наличию в учебной программе и высокое место писателя в нашем лучшее тому подтверждение.

Сюжет рассказа «Заячьи лапы» кратко

В рассказе Паустовского «Заячьи лапы» кратком содержании вы узнаете историю Вани Малявина, который принес маленького зайца с пожжёнными лапами и пузом к ветеринару. Но ветеринар велел зажарить зайца с луком на закуску деду и выпроводил паренька. Благо встретилась жалостливая бабка Анисья, которая посоветовала деду Вани, если он уж так хочет вылечить зайца, отнести его в город к Карлу Петровичу. Ваня вытер слезы и пошел босиком по песчаной дороге домой – на Урженское озеро. Стаяла неслыханная жара, а недавний пожар обошел озеро стороной лишь чудом. Сейчас о пожаре напоминал лишь запах гари. Ваня хотел покормить завернутого в рванную ватную куртку зайца, но тот лишь беспомощно опустил голову на листья.

На следующее утро Ларион Малявин одел новые лапти, взял посох, краюху хлеба и отправился в город. Ваня нес зайца сзади. В городе было пусто и знойно. Долго расспрашивали главные герои рассказа «Заячьи лапы» Паустовского о Карле Петровиче, но некто нечего о нем не знал. Помог им аптекарь, который сказал, что Карл Петрович Корш – это детский врач, который не принимает вот уже 3 года. Живет он на Почтовой три. Карл Петрович играл на рояле, когда его озадачили странной просьбой. Он сначала долго не хотел лечить зайца – ведь он не ветеринар. Но затем дед рассказал ему историю как этот заяц спас его. Тогда Карл Петрович согласился. Дед ушел, а Ваню оставили ходить за зайцем. Через два дня весь городок гудел о том, что Карл Петрович лечит зайца, который спас деда. На третий день к врачу пришел молодой человек, который представился сотрудником московской газеты и просил рассказать о зайце.

Вскоре главного героя рассказа Паустовского «Заячьи лапы» вылечили, и Ваня отправился домой. Напоминанием о этой истории стал только московский профессор, который настойчиво просил продать ему зайца. Но дед продиктовал Ване письмо, в котором говорил, что живая душа не продается. Ваня же узнал всю историю с зайцем уже октябрьской ночью. Деду не спалось, а заяц с порванным ухом спал в сенях. Время от времени он стучал во сне задней лапой по прогнившей половице.

В августе дед пошел на охоту. Жара стояла страшная. Вдруг на деда выскочил зайчонок с порванным левым ухом. Дед выстрелил из старого связанного проволокой ружья, но промахнулся. Дед пошел дальше, но тут услышал, что со стороны Лопухов сильно тянет гарью. Затем появился дым и ветер. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Убежать от огня было просто невозможно, ураган разгонял огонь до 30 км/ч. И тут выскочил заяц. Он едва волочил ноги, которые были обожжены. Звери лучше чувствуют движение огня, и дед помчался за зайцем. На берег озера они выскочили оба без сил и свалились. Дед подобрал зайца и вот он теперь живет у него. Но дед все равно чувствовал себя виноватым. Ваня удивился: «Почему?». Дед велел взять фонарь и посмотреть на зайца. У него было порвано левое ухо, стало быть именно этого зайчонка хотел подстрелить главный герой рассказа Паустовского «Заячьи лапы».

Рассказ «Заячьи лапы» на сайте Топ книг

Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» читать настолько популярно, что он занял высокое место в нашем рейтинге . Но немало этому способствует наличие произведения в школьной программе. Поэтому мы прогнозируем, что рассказ «Заячьи лапы» еще не раз появится в рейтингах нашего сайта .

Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .