Проект по русскому языку 5. Проект по русскому языку

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Тема: Достойные внимания знаки препинания

Руководитель проекта: Татарникова Л.Н.

Учебный предмет: русский язык.

Возраст участника: 11 лет.

Тип проекта : исследовательский

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Цель: исследование значения и функций знаков препинания, выявление их роли в предложении и письменной речи через анализ примеров из литературы и из жизни.

Задачи:

Необходимое оборудование:

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Издательство «Дрофа», 2010 год

2.Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996.

3.Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.

Аннотация.

Актуальность проекта:

Личностная значимость: На уроках русского языка именно в знаках препинания возникают затруднения у большинства ребят. Во время написания контрольной работы или диктанта именно неверно поставленный знак препинания может превратить заветную «5» в «4», поэтому мы и уделим внимание знакам препинания.

Предполагаемый продукт проектной деятельности учащихся: презентация «Достойные внимания знаки препинания».

Тезисы проекта.

А зачем же нужны знаки препинания? Ведь у нас есть буквы. Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему человеку? До пятнадцатого века на Руси писали не то что без знаков препинания, а вообще без пробелов между словами.

- Знаки препинания постепенно входили в наше письмо: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Развивается народ, развивается система пунктуации.

Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

И вообще, знаки препинания не только для удобства нужны. Вот к примеру запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. Вот, к примеру. "Поставить статую золотую пику держащую."

1. Поставить статую, золотую пику держащую.

2. Поставить статую золотую, пику держащую.

Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать» из не менее знаменитой сказки "12 месяцев" про избалованную принцессу, которая считала, что знаки препинания не особо-то важны.

А вот примеры из жизни. Вглядитесь в объявления, развешанные по нашему городу, почитайте их в газетах, в художественной современной литературе: пунктуационные ошибки тоже имеют место быть. И не так редко, как хотелось бы. Объявление: "Пьяным собакам на роликах вход строго воспрещен". Роль запятой в этом объявлении видна невооруженным глазом.

Итак, в своем проекте я проанализировала значение и функции знаков препинания, выявила их роль в предложении и письменной речи:

1.Знаки препинания помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

2.Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания.Отсутствие знаков препинания в некоторых случаях затрудняет понимание текста, поэтому расстановка знаков на письме необходима.

3.Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию.

Отзыв руководителя на исследовательский проект ученицы 5 б класса Козик Вики

Работа «Достойные внимания знаки препинания».

Задачи проекта:

1.История возникновения знаков препинания.

2.Провести практическую работу:

а) применение знаков препинания в повседневной жизни.

б) На примерах показать изменение смысла текста после перестановки или замены знаков препинания.

Актуальность проекта: Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем динамично меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через «смс» и «Скайп», молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопот! Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно также важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.

Проект представляет собой интересную работу, содержащую ряд выводов. Автор доказывает, что знаки препинания образуют центр пунктуационной системы. Знаки препинания – это залог интеллектуального развития человека, развитие человека как личности.

Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Козик Вики может быть представлен на школьной конференции защиты проектов.

_________________________________ / Ф.И.О./

« ___» ________________ 2016 г.

Муниципальное образовательное учреждение

Дьяконовская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО

СЛОВА

Выполнили:

учащиеся 6 класса

МОУ Дьяконовской сош

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Плотникова Антонина Михайловна

х.Дьяконовский 2-й

Тип проекта : межпредметный (русский язык, литература, информатика, изобразительное искусство)

Планируемый результат : презентация детских творческих исследовательских работ (семейных книг, напечатанных с помощью компьютера)

Цель проекта :

привить любовь к русскому языку и интерес к его изучению;

научить чувствовать слово, думать над ним, искать в слове истинный смысл.

Задачи :

Вдохновить учеников на создание собственного произведения с помощью этимологических поисков, речеведческих наблюдений;

- способствовать сплочению, единению семьи;

Формировать читательскую культуру и умение самостоятельно работать с дополнительной литературой: справочной и художественной;

- развивать речь и творческие способности учеников;

- воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности русской речи;

- расширять жизненные познания, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

- научить работать с компьютером на этапе оформления собранного материала.

I ЭТАП

Разработка проектного задания.

Выбор темы

Большинству ребят трудно выбрать тему, чтобы загорелись проектной идеей. Учитель объясняет детям полезность и ценность такого рода научной деятельности для самих учащихся и их родителям на родительском собрании. Уже на первом этапе определяем, какой общественно значимый продукт станет результатом работы проектантов. Родители должны знать, что учитель – научный консультант, который призван заложить алгоритм исследовательской деятельности. Сразу определяем сроки выполнения проекта.

Сегодня для 288 миллионов человек русский язык – родной. По частоте употребления он четвёртый в мире и один из рабочих языков ООН.

Родной русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых. Лев Толстой говорил: «Слово – великое дело».

Многие подростки увлечены боевиками, фантастикой, детективами, что порождает агрессивность, жестокость, грубость, ребята зачастую говорят на сленге. Как детям защитить себя от жестокости и равнодушия?

Очень важно научиться наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, научиться правильно слушать, говорить, сочинять, писать. Самый верный путь к слову – это обогащение словарного запаса. С этой целью был разработан и реализован проект «Энциклопедия одного слова».

Явные проблемы современного общества – дефицит совести, дефицит живого общения, в том числе и дефицит общения родителей и детей.

Так как 2008 год – год семьи , то мы решили приобщить к нашей работе и родителей.

Партнёрами проекта стали родители, а также учитель и библиотекарь.

Работу ребята выполняли совместно со взрослыми. Ведь ещё Лев Выгодский говорил: « В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решать более трудные задачи, чем самостоятельно».

Выделение подтем в теме проекта.

Каждый шестиклассник выбрал для изучения одно слово:

Землянская Люба – слово РАДОСТЬ ;

Костомаров Алёша – слово ДОРОГА ;

Лепилина Оля – слово ЧЕЛОВЕК ;

Михеев Иван – слово СЕРДЦЕ ;

Самсонов Сергей – слово МАМА ;

Селезнёва Оля – слово РОДИНА ;

Сёмина Люба – слово СОВЕСТЬ .

Учитель вручил каждому ученику маршрутный лист (план-схему), где были указаны шаги к достижению цели, после этого ребята начали работать индивидуально, хотя каждый помогал товарищам, если во время своих поисков встречал материал к другим предложенным словам.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ПЕРЕД ПОХОДОМ В НЕЗНАЕМОЕ


II ЭТАП

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

На этом этапе учитель, консультирует, координирует поисковую деятельность.

Подготовка материала

Вместе с родителями дети посещали сельскую, городскую и школьную библиотеки, работали с дополнительной литературой: справочной, художественной.

С учителем работали в кабинете информатики: печатали собранные материалы. Поначалу это было сложно, работа шла медленно, никто не умел набирать и форматировать тексты. Выходили в интернет с целью сбора информационного материала по выбранному слову.

Дети работали с толковыми, фразеологическими, этимологическими, словообразовательными словарями, словарями синонимов, антонимов и другими видами словарей. Исследуя, находили и записывали историю происхождения слова, его строение и значение, слова-родственники, слова-синонимы, слова-антонимы, фразеологические обороты с ними. Юные исследователи наблюдали, как их слово живёт в русском фольклоре (в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, песнях), в названиях произведений литературы, картин художников.

Кроме всего ребята должны были проявить себя в речевом творчестве, так как слово живёт в их речи. Каждый из них сочинил собственное стихотворение, рассказ или сказку.

И ещё один вид деятельности – жизнь слова в иллюстрациях, в рисунках, ребусах.

III ЭТАП

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ребята изучали жизнь своего слова на сайте СЛОВАРИ в интернете, сравнивали с результатами своих находок при работе со словарями. Именно на этом этапе ребята находили для себя совершенно новую информацию, они открывали для себя целый новый мир в интересующем их направлении.

Возникло новое желание: составить кроссворд со своим словом. Корректировали свои наработки, ранжировали, выделяли главное.

Вся собранная информация нашла своё отражение в книгах, которые ребята оформляли с помощью родителей и учителя. Помогали нам также учителя-предметники: учитель информатики, учитель рисования.



IV ЭТАП

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Учитель организует презентацию проекта «Энциклопедия одного слова», разработанного учащимися.

На презентацию пригласили родителей, учителей, учащихся школы. В непринуждённой обстановке родного класса у проектантов появилась возможность получить опыт публичного выступления, проверить глубину своих знаний. Ребята рассказывали о своём вкладе в работу, зачитывают свои сообщения-отчёты, делись впечатлениями, выслушивали критические замечания.

Ребята доказывают актуальность собственного видения жизни выбранного слова, последовательность, полноту и глубину проведённого анализа с точки зрения заявленных целей и задач. На данном этапе формируется навыки конструктивного отношения к критике, умение слушать и слышать, вести дискуссию.

V ЭТАП

П
роект продолжался полгода. Была проделана большая кропотливая работа. С интересом ребята «копались» в словарях, сочиняли, рисовали, знакомились с репродукциями картин. Это был их первый проект, который вызвал гамму чувств: радость, гордость, волнение, желание познавать новое. Некоторые ребята выполняли его со «скрипом», но когда стал виден результат, то всем понравилось быть компетентными специалистами в области создания проектов.

«Богатство русского языка» - Актуальность. Ведь именно язык сохраняет и народ, и государство. Язык - бесценный дар, которым наделен человек. «Русский язык – национальное богатство». Проблема сохранения русского языка сейчас очень актуальна. Происхождение русского языка. Северо-западные русские говоры. Язык является связующим звеном времён и поколений.

«Филология» - Деление наук. Ложные пути. Гуманитарные науки. Разрыв порочной ассоциативной цепочки. Реконструкция названия. Научные дисциплины. Преподавание русского языка. Антропологический поворот в гуманитарных науках. Филология как наука и образовательная область. Специфические особенности. Филология. Типы реакции.

«Технология диалога культур» - Связь с родной литературой. Снежные бури. Разговор о художественном своеобразии рассказа. Добрым молодцам урок. Жилин. Абхазские сказания о нартах. Башкирский народный эпос. Дым. М.Ю.Лермонтов. Примеры пословиц. Творческая работа. Работа по развитию речи. Текст. Киргизский эпос. Сказка. Эпос. Мое любимое животное.

«Особенности русского языка» - Грамматические особенности русского языка. Законы развития языка. Тенденция к экспрессивности словообразования. Связь с естественными и точными науками. Связь языкознания с другими науками. Словари XXI века. Гостиница. Проблемы языка. Главная заслуга русского языка. Языкознание. Языковой знак. Фраза.

«Русский литературный язык» - Нормы могут меняться. Процесс формирования русского национального языка. Язык межнационального общения. Фонетика. Лексика. Аканье. Общество. Русский язык является предметом школьного обучения во многих странах. Язык прогрессивных политических и культурных идей. Исторические закономерности. Место русского языка среди славянских языков.

«Русский язык в мире» - Участие в развитии связей с Россией. Построим себе город и башню высотою до небес. Достоинства русского языка. Статус русского языка. Великие предшественники. Литературные произведения. Журналисты. Лингвист. Русский язык. Русский язык является одним из официальных языков. Развал СССР. Пространство. Статус русского языка в мире.

Всего в теме 25 презентаций

Как известно, в системе современной русской пунктуации десять знаков препинания:КАК ИЗВЕСТНО, В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ
РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
ДЕСЯТЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
точка [.]
запятая [,]
точка с запятой [;]
многоточие […]
двоеточие [:]
вопросительный знак
[?]
восклицательный
знак [!]
тире [-]
скобки [() или ]
кавычки [« » или " "]

Точка

ТОЧКА
Всех главней, конечно, точка.
Без неё ведь никуда.
Ей заканчивают строчку,
Она в тексте есть всегда.
Точка - отмечает конец предложения и тем
самым служит для членения текста

Запятая

ЗАПЯТАЯ
Чуть пореже запятая.
И она порой нужна,
Так как в знаках препинанья
Очень важная она.
Запятая, всем известно,
Может миловать, казнить.
Смысл речи её место
Может сильно изменить.
Запятая - употребляемый для выделения и
отделения друг от друга составных частей простого и
сложного предложений

Восклицательный знак

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны!!!
Восклицательный знак - выполняет интонационную
и отделительную функции

Вопросительный знак

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего?
О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.
Вопросительный знак - ставится обычно в конце
предложения для выражения вопроса или сомнения

Многоточие

МНОГОТОЧИЕ
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки.
Многоточие - употребляется для обозначения
перерыва в речи (при незаконченности высказывания
или при паузах внутри него)

Точка с запятой

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Точка с запятой ставится:
между частями сложного бессоюзного предложения,
если эти части распространены и слабо связаны по
смыслу (С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны,
дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной
стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели
густые стволы осинника, а там опять потянулся
смешанный лес);
между частями сложносочинённого предложения,
если эти части распространены или имеют внутри
себя запятые (Почти каждый вечер попозже они уезжали
куда-нибудь за город, в Ореаду или на водопад; и прогулка
удавалась, впечатления неизменного всякий раз были
прекрасны, величавы).

ДВОЕТОЧИЕ

Двоеточие ставится:
после обобщающего слова перед однородными членами
(На лугу росли цветы: ромашки, лютики, колокольчики);
между простыми предложениями в сложном бессоюзном
предложении, если второе предложение разъясняет или
дополняет первое (Что-то зачернело впереди: то был Пегас);
если второе предложение указывает причину того, о чем
говорится в первом (Любите книгу: оно поможет
разобраться вам в путанице мысли);
после слов автора перед прямой речью (Отец сказал: "Я
подумаю об этом").
употребляемый для указания на то, что часть текста после
него связана причинными, пояснительными смысловыми
отношениями с частью текста перед ним

10. Тире

ТИРЕ
В начале предложения тире ставится:
при передаче диалога, если его реплики начинаются с
абзаца:
– Михаил приедет сегодня?
– Приедет.
при передаче прямой речи, если после слов прямая
речь начинается с абзаца:
Отец сказал:
– Это замечательно!

11. Тире

ТИРЕ
Тире ставится внутри простого предложения:
между подлежащим и сказуемым при отсутствии
связки (Доброе начало – половина дела. Жить –
Родине служить. Большое искусство – уметь
ждать. Дважды два – четыре);
перед
распространённым
приложением,
находящимся в конце предложения (Зашла соседка –
Катина бабушка);
после однородных членов перед обобщающим
словом (Красный, розовый, оранжевый – эти цвета
были её любимыми);
в неполном предложении (Маша приехала из Тулы,
Катя – из Саратова).

12. Тире

ТИРЕ
Тире ставится внутри сложного бессоюзного
предложения:
при быстрой смене событий (Проснулся – пять
станций убежало назад);
при противопоставлении (На соседней улице дождь –
у нас солнце);
при
временных,
условных,
следственных,
сопоставительных
отношениях
между
предложениями (Песня кончилась – раздались
аплодисменты. Волков бояться – в лес не ходить.
Дождь льёт с утра – выйти невозможно. Молвит
слово – соловей поёт).

13. Скобки

СКОБКИ
В скобки могут заключаться:
вводные (вставные) предложения (В жаркое
летнее утро (это было в середине июля)
меня разбудили раньше обычного);
пояснительные слова (Вчера (26 сентября) был
выходной).
употребляются для выделения слов, частей предложения или
предложений, содержащих дополнительные сведения и
пояснения к основной части текста

14. Кавычки

КАВЫЧКИ
Кавычками выделяются:
слова малоупотребительные, на которые автор хочет обратить
внимание (Петушков "стрепенулся", а солдат вытянулся,
пожелал ему "здравья" и вручил ему большой пакет…);
слова, сказанные иронически (А новый "родственник"
оказался просто проходимцем); слова из чужого текста,
цитаты (Он сказал про себя "подумаешь!" и пошёл
дальше); слова, употреблённые в условном значении (Завоевать
"золото",
разделить
"серебро",
ограничиться
"бронзой");
названия литературных произведений (роман "Война и
мир"); газет (газета "Комсомольская правда"); журналов
(журнал "Новый мир"); музыкальных произведений (балет
"Лебединое озеро"); картин (картина "Утро в сосновом
бору"); фабрик (фабрика "Женская мода"); орденов и медалей
(орден "За военные заслуги"); марок машин (автомобиль
"Волга"); кондитерских изделий (конфеты "Василёк"); сортов
растений (георгин "Светлана") Приложение № 1

Темы проектов по русскому языку

5 класс.

Тайны названий домашних животных

Военная лексика в стихотворении М.Лермонтова «Бородино»

Диалектизмы в порести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Морфологические признаки частей речи

Местоимение: смысл названия

Из истории этикетных слов

12 месяцев(Этимология названий месяцев)

Нужно ли ставить точки над Ё?

У меня зазвонил телефон(Этика телефонного общения)

Ода русскому языку

Транскрипция в русском и английском языках, её роль.

Ударение в художественной литературе.

Использование антонимов в пословицах и поговорках

Осенние (зимние и др.) слова в лирике А.Пушкина

Этикетные слова

Все типы речи видим здесь…

Фразеологизмы со словом «рука»

История падежей

Грамматический род в растительном мире

Работа Л. Толстого над языком

Звукопись в лирике русских поэтов

6 класс

Словарь эпитетов

Как правильно говорить?

Наши друзья - словари.

Энциклопедия одного слова (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы).

Занимательная омонимия. Чем она привлекает писателей?

Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина.

Профессионализмы в речи моих родителей.

Старинные русские меры длины.

Интересная фразеология.

Фразеологизмы с названиями животных.

Буква Ё в русском языке.

Происхождение имен собственных.

Заимствованные слова в русском языке.

Старославянизмы в современном русском языке.

Правила составления и разгадывание ребусов.

Учимся писать письма.

7 класс.

О чём рассказывает этимология?

Что означает слово ЛОГОТИП?

Аббревиатуры в математике и других школьных предметах.

Эти старые слова…

Совпадают ли орфографические правила написания сложных слов в русском и английском языках?

Есть ли в английском языке пунктуационные знаки, которые употребляются по тем же правилам, что и в русском языке?

Виды связи предложений в тексте.

Музей одного слова.

Имеют ли значения предлоги?

Какие союзы употребляются в английском языке? Делятся ли они на разряды?

Частицы НЕ и НИ. Что общее и в чём различие?

Что вы знаете о языке животных? Чем он отличается от языка человека?

А как говорим мы? Орфоэпические нормы.

Основные способы образования слов.

Омонимы русского языка.

Фразеологизмы в нашей речи.

Языковые средства выразительности.

Фонетические средства выразительности.

Морфологические средства выразительности.

Лексические средства выразительности.

Синтаксические средства выразительности.

Союз в предложении и тексте.

Словари-наши помощники.

Словарь одного слова.

Занимательная ономастика.

Я и моё имя.

История моего города в названиях.

Лингвистическая сказка.

Кроссворд на лингвистическую тему.

Языковые вирусы.

Фразеологизмы в нашей жизни.

Лексика газетных заголовков.

Эволюция наречия.

Речевые ошибки в современных российских песнях.

8 класс.

Памятники Кириллу и Мефодию, воздвигнутые в Мурманске и Москве. Что их объединяет и чем различаются?

Роль запятой в передаче смысла предложения

В течение нескольких дней понаблюдайте за речью женщин и мужчин и проверьте правильность выводов о существовании некоторых различий в их речи. Как вам кажется, нужно ли учитывать эти особенности в общении? Обоснуйте свою точку зрения.

На основе школьных учебников по разным предметам установите, какую роль играет наглядность (схемы, таблицы, графики, рисунки и т.п.) в научном тексте. Сделайте вывод.

«Использование односоставных предложений в лирических произведениях А. С. Пушкина»

«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)

«Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин)

«Народ выражает себя в языке своем». (И. Срезневский)

«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский) «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения тонких ощущений и оттенков мыслей». (В. Короленко)

«Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их». (Л. Н. Толстой) «Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)

«Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». (Р. Будагов)

«Слово наших предков»

«Языки каких народов оставили след на карте нашего края?»

«Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия городов, деревень, улиц?»

«Исторический календарь топонима»

Давайте говорить друг другу комплименты!

Компьютерная лексика и сленг

Искусство просьбы

Практическая стилистика

Проживём без англицизмов?

Косил косой косой... Омонимы коварные и смешные

Удивительные омонимы

Здравствуй!

Нет слов? Одни эмоции!

Невербальные средства общения

Невербальные средства общения

Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Употребление частиц». Покажите, как неверное употребление частиц искажает смысл.

9 класс.

Союз и союзное слово? (Способы разграничения, упражнения, тесты).

Простое или сложное? (Сложные случаи разграничения простых предложений с однородными сказуемыми и сложносочиненных предложений).

Синтаксическая синонимия сложноподчиненных и простых осложненных предложений.

Запятая в предложениях со словом КАК

Тире в сложносочиненном предложении.

Нужна ли запятая? В каких случаях не ставится запятая между частями ССП, между главной и придаточной частями СПП? Наличие/отсутствие запятой на стыке союзов (союзных слов) в сложном предложении.

Запятая, двоеточие или тире? (Знаки препинания в БСП).

Схемы бывают разные. (Сопоставление различных способов схематического изображения структуры сложного предложения).

История знаков препинания в русском языке.

Темы проектов по литературе

5 класс

Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.

Пословицы, поговорки, загадки Вашего края.

Пушкин и книги.

Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Природа в произведениях русских поэтов XIX века.

Литературное путешествие по лермонтовским местам.

Лермонтов и книга

«Бородинская панорама» в произведениях изобразительного искусства.

Гоголь и Пушкин.

Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя. «Ночь перед Рождеством».

На родине Гоголя.

Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.

Толстой и Ясная Поляна.

Кавказ в русской живописи.

Сельская школа в XIX веке.

Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.

Книга в жизни Чехова.

«По чеховским местам (Мелихово)».

Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.

Екатеринбург П.П. Бажова.

Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.

6 класс.

Музеи Л. Н. Толстого.

Изображение степи в произведениях А. П. Чехова "Степь" и Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Национальные особенности, отраженные в сказках " Снегурочка" братьев Гримм и " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.

Своеобразие раскрытия темы детства в произведениях русских и зарубежных писателей (произведения по желанию).

Русские поэты о празднике Рождества.

Отражение античной мифологии в произведениях живописи и (или) скульптуры.

Как связаны между собой планеты Солнечной системы, звезды, созвездия и античная мифология?

Почему предание о граде Китеже получило такую популярность в русской литературе?

Мифологический эпос вашего края.

Сборник "О сказках".

Образ Евпатия Коловрата в творчестве русских писателей 19 века.

Имя Михаила Ломоносова в названиях улиц и населенных пунктов.

Святочные гадания и баллада В. А. Жуковского " Светлана".

Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.

Поэзия А. С. Пушкина в музыке.

Судьба романа "Дубровский" А. С. Пушкина в иллюстрациях, кино, музыке.

Буклет "Русская усадьба 19 века".

Кавказ в жизни и творческой судьбе М. Ю. Лермонтова.

Гоголь и Пушкин.

" Тарас Бульба " Н. Гоголя и русский героический эпос.

Литературное путешествие по гоголевским местам.

Экранизация произведений Гоголя в отечественной анимации.

Книги о героическом прошлом Отчизны.

И. С. Тургенев в изобразительном искусстве.

7 класс.

Картины художников, посвящённые русским богатырям.

Подготовьте материал к выставке о М.В. Ломоносове, эпиграфом к которой можете взять слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Судьба произведения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».

Комедия Фонвизина «Недоросль» и комедия Мольера «Мещанин во дворянстве».

История стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Анчар» и «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова.

Правила и порядки проведения судного поединка в XVI веке. (По роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» и М. Ю. Лермонтова «Песне про …купца Калашникова»

«На родине И.С.Тургенева»

«Левша» в изобразительном искусстве.

«Сказ Н.С.Лескова на театральной сцене».

Литературно-краеведческая экскурсия по чеховским местам.

Образы Николеньки из «Детства» Л.Н. Толстого и Алёши из «Детства» М. Горького.

Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века.

Литературно-краеведческая экскурсия «Есенинское Константиново».

Романтизм в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века.

Изображение природы у Пришвина «Москва-река» и Паустовского «Мещёрская сторона».

Образы главных героев в поэме Мустая Карима «Бессмертие» и поэме Твардовского «Василий Тёркин».

Тема Родины, отчего дома, любимого края в произведениях XX века.

«Поэты XX века о России». Стихотворения, положенные на музыку.

Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и повесть «Планета людей».

Образы-символы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Афоризмы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

23.Символика цвета в произведениях Гаршина.

24.Цветовая гамма в произведениях М.Ю. Лермонтова.

25.Образ Луны в произведениях И. Бунина.

Хронотоп в ранней лирике В. Маяковского.

Образы цветов в творчестве А. Пушкина.

28.Образ Солнца в лирике К. Бальмонта.

Женские образы в «Повести о Петре и Февронии» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Одинокий будетлянин. По творчеству В. Хлебникова.

31.Поэтика цвета в духовном романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

«О, Русь моя…». По произведениям русских поэтов ХХ века.

Венок Есенину.

34.Слово о Солженицыне. Испытание судьбой «Архипелага…», изгнанием, возвращением

35.История гитары.

«Здравствуй, здравствуй, я вернулся». Памяти Ю. Визбора.

Притягательная сила русского народного костюма.

Зеркало отражения: исторические личности и литературные произведения. (По произведениям русских писателей и поэтов первой половины 19 века).

«Театр не мода, вечен всегда!» (По произведениям русских и зарубежных драматургов 19 века).

Богатыри земли Русской.

41.Мир, полный приключений. Они – рядом!

42.Две правды в «Песне про купца Калашникова».

43.Читая лирику С.Есенина…

44. Лирика М.Ю. Лермонтова.

8 класс.

Отношение к памяти Александра Невского в истории России.

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе.

Русская сентиментальная повесть «Бедная Лиза» - европейская новелла второй половины XIX века.

Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

В.А. Жуковский – один из ярких представителей русского романтизма.

В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Баллада – один из жанров романтической поэзии.

Пугачёвщина и Пучачёв на страницах «Капитанской дочки": восстание или бунт?

Нравы и быт дворян XVIII века в изображении А.С. Пушкина.

Образы-символы в романе Пушкина.

Роль эпиграфов в романе «Капитанская дочка".

Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки".

Дорогами Гринёва и Пугачёва (путешествие по страницам пушкинского романа и географическому атласу).

Лермонтов на Кавказе.

Купечество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

«Ревизор» на сцене и в кино.

Трагическое и комическое в пьесах Д.И. Фонвизина «Недоросль» и Н.В. Гоголя «Ревизор».

Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Судьба русской крестьянки (по произведениям Н.А. Некрасова).

Н.А. Некрасов в музыке.

«Снегурочка» А.Н. Островского и устное народное творчество.

Романтические традиции в «Снегурочке» А.Н. Островского.

История в рассказе «После бала» Л. Толстого.

Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного из произведений).

Произведения М. Горького в живописи и киноискусстве.

Маяковский - художник.

Маяковский и футуризм.

Художественные особенности поэзии В. Маяковского.

Русские писатели «первой волны» эмиграции.

Н. Тэффи и А. Аверченко.

«Маленький человек» в рассказах Н. Тэффи.

Виды комического в творчестве Н. Тэффи.

Подготовьте выставку «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Быт и нравы Вероны и Мантуи (по страницам пьесы Шекспира).

«Ромео и Джульетта» на театральной сцене и в кино.

Роман Сервантеса в изобразительном искусстве.

9 класс.

Сопоставление поэтических переводов «Слова…».

Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову…».

Компьютерные презентации с привлечением исторического материала и произведений других видов искусства.

Исследование истории жанров литературы классицизма.

Создание аудиоспектакля (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»).

Создание словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, искусствоведческого и литературного материала.

Сопоставление оригинала и перевода (баллады В.А. Жуковского).

Подготовка и запись лирического концерта.

Компьютерные презентации с привлечением историко-литературного и искусствоведческого материала.

Литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова. 13.Подготовка аудиоспектакля (комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

Подготовка теста-викторины и словаря-комментария по пьесе «Горе от ума».

Компьютерные презентации с привлечением историкокраеведческого, театроведческого и литературного материала.

Создание иллюстрированного путеводителя по произведению («Евгений Онегин»).

Работа над тестом-викториной, видеогидом, сценарием литературно-музыкальной композиции по произведениям А.С. Пушкина (по выбору).

Анализ исследование одного стихотворения.

Создание литературно-философс кого эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно-музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова (по выбору).

Анализ-исследование одного стихотворения.

Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала.

Создание литературно-философского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря крылатых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души» (по выбору).

Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного и искусствоведческого материала.