Презентации про блока. Презентация на тему "А.А

Слайд 2

  • Блок Александр Александрович - русский поэт-символист.
  • Александра Андреевна Блок - мать поэта. Варшава, 1880 год. Мать Блока - Александра Андреевна - дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Вскоре после рождения Александра мать поэта ушла от мужа, варшавского юриста Александра Львовича Блока, и в 1889 году вторично вышла замуж за гвардейского офицера, при этом оставляя сыну фамилию первого мужа.
  • Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В этот же год Александр Блок отдан в Введенскую гимназию.
  • Слайд 3

    Введенская гимназия

    Введенская гимназия

    Слайд 4

    • Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово.
    • В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.
  • Слайд 5

    • В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве.
  • Слайд 6

    • Блоку – шестнадцать, его возлюбленной – тридцать семь. В ту пору своей жизни она была опытная светская дама, жена и мать семейства, богатая, изнеженная. Красавица. Ее «очи синие бездонные» сразили мальчика наповал.
    • На курорт в Южную Германию действительная статская советница приехала с детьми, чтобы поправить здоровье
  • Слайд 7

    • Маменька А.Блока встревожилась не на шутку. В истории сохранилось свидетельство о том, как она нанесла утренний визит любовнице сына, кричала, хваталась за сердце
    • Садовская была на год старше (!) матери своего возлюбленного…
  • Слайд 8

    • В тот же день отрока увезли домой. Он побежал к Садовской прощаться. И подарил ей полуувядшую розу. Долгое время - почти восемь месяцев - они не виделись
    • В 1900 году между Блоком и Ксенией Садовской произошло последнее, решительное письменное объяснение. На этот раз унижалась она, и, в конце концов, назвав юношу «изломанным человеком», она проклянет свою судьбу за то, что встретила его. И все кончилось.
  • Слайд 9

    К. М. С.

    Луна проснулась. Город шумный
    Гремит вдали и льет огни,
    Здесь все так тихо, там безумно,
    Там все звенит,- а мы одни...
    Но если б пламень этой встречи
    Был пламень вечный и святой,
    Не так лились бы наши речи,
    Не так звучал бы голос твой!..
    Ужель живут еще страданья,
    И счастье может унести?
    В час равнодушного свиданья
    Мы вспомним грустное прости...

    Слайд 10

    В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

    • Алексе́й Миха́йлович Ре́мизов – русский писатель.
    • Серге́й Митрофа́нович Городе́цкий - русский и советский поэт
  • Слайд 11

    В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

    Прозрачные, неведомые тени
    К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
    В объятия лазурных сновидений,
    Невнятных нам, - Себя Ты отдаешь.
    Перед Тобой синеют без границы
    Моря, поля, и горы, и леса,
    Перекликаются в свободной выси птицы,
    Встает туман, алеют небеса.
    А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
    Узрев на миг бессмертные черты,
    Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
    Тебя поет. Его не знаешь Ты,
    Не отличишь его в толпе народной,
    Не наградишь улыбкою его,
    Когда вослед взирает, несвободный,
    Вкусив на миг бессмертья Твоего.

    Слайд 12

    Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик».

    • А. Белый
    • Л. Менделеева
    • А. Блок
  • Слайд 13

    • В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.
  • Слайд 14

    Творчество

    • Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901-1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса.
  • Слайд 15

    • Блок, Сологуб и Чулков в 1908 году.
  • Слайд 16

    • Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска» -1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908-1916), стихотворение: «Из рук ты волка угощала» (1909), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).
  • Слайд 17

    • Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма
  • Слайд 18

    Бежим, бежим, дитя свободы…

    Здесь вы можете оставить свои комментарии или написать анализ к стихотворению Блока Александра Александровича "Бежим, бежим, дитя свободы…"

    Бежим, бежим, дитя свободы,
    К родной стране!
    Я верен голосу природы,
    Будь верен мне!
    Здесь недоступны неба своды
    Сквозь дым и прах!
    Бежим, бежим, дитя природы,
    Простор – в полях!
    Бегут... Уж стогны миновали,
    Кругом – поля.
    По всей необозримой дали
    Дрожит земля.
    Бегут навстречу солнца, мая,
    Свободных дней...
    И приняла земля родная
    Своих детей...
    И приняла, и обласкала,
    И обняла,
    И в вешних далях им качала
    Колокола...
    И, поманив их невозможным,
    Вновь предала
    Дням быстротечным, дням тревожным,
    Злым дням – без срока, без числа...

    Слайд 19

    К Музе

    Есть в напевах твоих сокровенных
    Роковая о гибели весть.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.
    И такая влекущая сила,
    Что готов я твердить за молвой,
    Будто ангелов ты низводила,
    Соблазняя своей красотой…
    И когда ты смеешься над верой,
    Над тобой загорается вдруг
    Тот неяркий, пурпурово-серый
    И когда-то мной виденный круг.
    Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.
    Мудрено про тебя говорят:
    Для иных ты - и Муза, и чудо.
    Для меня ты - мученье и ад.

    Слайд 20

    Я не знаю, зачем на рассвете,
    В час, когда уже не было сил,
    Не погиб я, но лик твой заметил
    И твоих утешений просил?
    Я хотел, чтоб мы были врагами,
    Так за что ж подарила мне ты
    Луг с цветами и твердь со звездами -
    Всё проклятье своей красоты?
    И коварнее северной ночи,
    И хмельней золотого аи,
    И любови цыганской короче
    Были страшные ласки твои…
    И была роковая отрада
    В попираньи заветных святынь,
    И безумная сердцу услада -
    Эта горькая страсть, как полынь!

    Слайд 21

    • Стихотворение «Незнакомка» было написано А.А. Блоком в 1906 году. Оно вошло в цикл «Свирель запела на мосту». Это был сложный, трудный период в жизни поэта, его многие стихи пронизаны острым трагическим ощущением переломной эпохи. Сложности присутствовали и в личной жизни: у жены Блока, Любови Дмитриевны Менделеевой, был роман с его другом, поэтом Андреем Белым. В этой атмосфере «растерзанной мечты» и родилась блоковская «Незнакомка».
  • Слайд 22

    «Незнакомка» Александр Блок

    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.

    Вдали над пылью переулочной,
    Над скукой загородных дач,
    Чуть золотится крендель булочной,
    И раздается детский плач.

    И каждый вечер, за шлагбаумами,
    Заламывая котелки,
    Среди канав гуляют с дамами
    Испытанные остряки.

    Над озером скрипят уключины
    И раздается женский визг,
    А в небе, ко всему приученный
    Бесмысленно кривится диск.

    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен
    И влагой терпкой и таинственной
    Как я, смирен и оглушен.

    А рядом у соседних столиков
    Лакеи сонные торчат,
    И пьяницы с глазами кроликов кричат.
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?),
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.

    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.

    «Незнакомка» Александр Блок

    Слайд 23

    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука.

    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.

    Глухие тайны мне поручены,
    Мне чье-то солнце вручено,
    И все души моей излучины
    Пронзило терпкое вино.

    И перья страуса склоненные
    В моем качаются мозгу,
    И очи синие бездонные
    Цветут на дальнем берегу.

    В моей душе лежит сокровище,
    И ключ поручен только мне!
    Ты право, пьяное чудовище!
    Я знаю: истина в вине.

    Слайд 24

    • Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды. Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.
  • Слайд 25

    «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Александр Блок

    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века -
    Все будет так. Исхода нет.

    Умрешь - начнешь опять сначала
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.

    Слайд 26

    Революционные годы

    • Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в«Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора.
  • Слайд 27

    • Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры (как слева, так и справа) в течение всего XX века.
  • Слайд 28

    • В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике:

    …под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией - ныне.

    Слайд 29

    • В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».
    • Эта речь была последним воплем отчаяния.
    • Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу и отчеканил:

    …покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл.

  • Слайд 30

    • Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств
    • Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище
  • Посмотреть все слайды



















    1 из 18

    Презентация на тему: Биография Блока

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Биография Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям, поэт принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе. Единственный ребёнок Александры Андреевны. Мать поэта, вскоре после рождения сына, ушла от мужа, варшавского юриста немецкого происхождения Александра Львовича Блока(1852-1909), из-за невыносимого отношения.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Тогда же Блока отдали в гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюблённость. Она оставила глубокий след в его поэзии. В 1898 году, окончив гимназию, Блок «довольно безотчётно» поступил на юридический факультет петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Тогда же Блока отдали в гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюблённость. Она оставила глубокий след в его поэзии. В 1898 году, окончив гимназию, Блок «довольно безотчётно» поступил на юридический факультет петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Первые стихи Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. Первые стихи Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в "светских львиц": одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Впрочем, после первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и поэт прожил последние годы с Любовью Дмитриевной верным мужем. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921). Впрочем, после первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и поэт прожил последние годы с Любовью Дмитриевной верным мужем. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Такая информация, вероятно, распространилась из большевистских кругов и в дальнейшем получила огласку в советских журналах. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако, по свидетельствам В. Ф. Ходасевича, поэт умер в полном сознании. Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Такая информация, вероятно, распространилась из большевистских кругов и в дальнейшем получила огласку в советских журналах. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако, по свидетельствам В. Ф. Ходасевича, поэт умер в полном сознании. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Творчество Начинал в духе символизма, ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» . Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город»), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» , осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест») пришёл к идее неизбежности «возмездия» (цикл «Ямбы» ; поэма «Возмездие»). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

    Презентация «Блок» – это отличный материал для проведения школьных занятий. Доклад структурирован в зависимости от ключевых моментов жизни и творчества поэта, богат изображениями и знаменитыми стихотворениями. Лирика Блока – это достояние страны, которым гордится каждый населяющий ее житель, а, чтобы привлечь внимание школьников, необходимо построить урок в соответствии с современными технологиями.

    Александр Александрович Блок гордился Россией, восхвалял ее независимо от того, что творилось кругом. Презентация о биографии Блока предлагает визуально сопровождать урок о великом поэте двадцатого века. Его слог до сих пор чарует своей мелодичностью и проникновенностью. Чтобы полностью захватить внимание учеников, особенно воспринимающих зрительно новую информацию, в процессе обучения рекомендуется прибегать к презентациям. Жизнь и творчество Блока представлены в удобном виде, с акцентами на биографии и поэзии. Это поможет разнообразить уроки по литературе и всецело охватить программу обучения.

    Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Блок» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

    Биография Блока
    Детство и семья
    Родители писателя
    Развод родителей

    Детский дебют
    Школа
    Первая любовь
    Блок в театре

    Встреча с дочерью Менделеева
    Возвращение в Петербург
    Учёба
    Предложение руки и сердца

    Литературный дебют
    Начало века
    Фото
    Призыв в армию

    Служба
    Смерть
    Похороны

    Александр Александрович Блок первый литературный опыт Александр Александрович Блок родился в 28 ноября (по новому стилю) 1880 г. в Петербурге. Его отцом был известный юрист, но родители разошлись еще до рождения сына. Блок рано начал писать стихи. Его поэтическое возмужание пришлось на гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений». В том же году в альманахе символистов «Северные цветы» появился еще один его цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Они были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке, группировавшемся вокруг Мережковского, Гиппиус, Брюсова и Белого, дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный. Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной. Талант его был слишком значительным, чтобы долго оставаться в узких рамках их школы. Духовно обособившись от кружка Гиппиус и Мережковского, Блок в январе 1906 г. написал пьесу «Балаганчик», в которой довольно зло высмеял расхожие образы поэтов их круга.


    Семейная жизнь Александра Блока Обстоятельства семейной жизни еще усугубляли трагизм его мироощущения. В 1903 г. он женился на Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского химика. Однако их семейное счастье не сложилось. Любовь Дмитриевна, отвергнутая Блоком, пережила сначала бурный и мучительный роман с его прежним другом Андреем Белым, потом вступила в связь с известным в то время писателем и критиком Георгием Чулковым. Затем были и другие увлечения, не давшие ей никакого личного счастья. Порой Блоки подолгу жили врозь, но все же их тянуло друг к другу расстаться навсегда они были не в состоянии. Сам Блок искал душевного равновесия в случайных скоротечных связях и вине. В эти годы начинаются его долгие бродяжничества по Петербургу. Излюбленными местами поэта были бедные переулки Петербургской стороны, просторы островов, безлюдные шоссе за Новой деревней, поля за Нарвской заставой, и особенно грязные ресторанчики с их убогой, непритязательной обстановкой лакеями в засаленных фраках, клубами табачного дыма, пьяными криками из биллиардной. Один из них, в Озерках, особенно сильно тянул к себе. Блок был его постоянным завсегдатаем и заканчивал в нем почти каждую свою прогулку. Обычно он тихо проходил среди праздной толпы, садился у широкого венецианского окна, выходившего на железнодорожную платформу, и медленно вливал в себя бокал за бокалом дешевое красное вино. Он пил до тех пор, пока половицы под ногами не начинали медленно покачиваться. И тогда скучная и серая обыденность пре­ ображалась, и к нему, среди окружающего шума и гама, приходило вдохновение. Именно здесь было написано в 1906 г. одно из самых «блоковских» стихотворений « Незнакомка ».


    С ВЕСНЫ 1907 Г. БЛОК ВСТАЛ ВО ГЛАВЕ КРИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЖУРНАЛА «ЗОЛОТОЕ РУНО» И ОПУБЛИКОВАЛ ОБШИРНЫЙ ЦИКЛ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ ИСКУССТВА И ШИРЕ МЕСТУ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ВСЕ ОНИ БЫЛИ ПОЛНЫ РЕЗКИХ ВЫПАДОВ ПРОТИВ ДУХОВНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ. БЛОК ВОЗМУЩАЛСЯ ОТРЕШЕННОСТЬЮ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ЕЕ ПОГРУЖЕННОСТЬЮ В СОБСТВЕННЫЕ ПСЕВДО ЗНАЧИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРЕБОВАЛ ОТ ПИСАТЕЛЕЙ-ЭСТЕТОВ, ЧТОБЫ ОНИ ОСОЗНАЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ «ПЕРЕД РАБОЧИМ И МУЖИКОМ». САМ БЛОК В ЭТИ ГОДЫ МУЧИТЕЛЬНО ПРОБИВАЛСЯ К ТЕМНОЙ, НЕИЗВЕСТНОЙ ЕМУ, НО ТАКОЙ ВАЖНОЙ «НАРОДНОЙ ЖИЗНИ». С ОСОБЕННОЙ СИЛОЙ ТЯГА К ЕДИНЕНИЮ С НЕЙ ВЫРАЗИЛАСЬ В ДРАМЕ «ПЕСНЯ СУДЬБЫ» И ЦИКЛЕ ИЗ ПЯТИ ГЕНИАЛЬНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ», НАД КОТОРЫМИ ОН РАБОТАЛ В 1908 Г. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА, ПО МЫСЛИ БЛОКА, БЫЛА ГЛУБОКО МИСТИЧЕСКИМ СОБЫТИЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ. В СВОЕМ ОБРАЩЕНИИ К НЕЙ ЕМУ МЕНЬШЕ ВСЕГО ХОТЕЛОСЬ ПРОСТО ВОСКРЕСИТЬ СТРАНИЦУ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО. ВЕЛИКАЯ БИТВА ПОСЛУЖИЛА ПОВОДОМ К ТОМУ, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ О НЫНЕШНЕМ, О СВОЕМ. («О, РУСЬ МОЯ! ЖЕНА МОЯ! ДО БОЛИ НАМ ЯСЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ! НАШ ПУТЬ СТРЕЛОЙ ТАТАРСКОЙ ДРЕВНЕЙ ВОЛИ ПРОНЗИЛ НАМ ГРУДЬ... И ВЕЧНЫЙ БОЙ! ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ СКВОЗЬ КРОВЬ И ПЫЛЬ. ЛЕТИТ, ЛЕТИТ СТЕПНАЯ КОБЫЛИЦА И МНЕТ КОВЫЛЬ...») В ЭТОЙ ПОЭМЕ О РОССИИ БЛОК ВПЕРВЫЕ ПОДНЯЛСЯ НАД ВСЕМИ ШКОЛАМИ И НАПРАВЛЕНИЯМИ И СТАЛ НАРАВНЕ С ВЕЛИКИМИ РУССКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПОЭТАМИ: ПУШКИНЫМ, ЛЕРМОНТОВЫМ, ТЮТЧЕВЫМ. И КАК СЛЕДСТВИЕ СРАЗУ НЕСРАВНИМО ВЫРОСЛА ИЗВЕСТНОСТЬ БЛОКА. У НЕГО ПОЯВИЛОСЬ МНОГО НОВЫХ, «СВОИХ» ЧИТАТЕЛЕЙ. УЖЕ НЕ ТОЛЬКО СТОЛИЧНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, НО И БОЛЕЕ ШИРОКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СЛОИ ОБЩЕСТВА НАЧИНАЛИ ВИДЕТЬ В БЛО­КЕ ПЕРВОГО ПОЭТА СОВРЕМЕННОСТИ.


    ХОЛОДНОЕ ОДИНОЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА БЛОКА СЛАВА БЛОКА РОСЛА, НО ТЯГОСТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА И БЕЗЫСХОДНОСТИ НЕ ПОКИДАЛО ЕГО. В ДЕКАБРЕ 1907 Г. ОН ПИСАЛ МАТЕРИ: «ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ТРУДНЕЙ ОЧЕНЬ ХОЛОДНО. БЕССМЫСЛЕННОЕ ПРОЖИГАНИЕ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ И КАКАЯ ПУСТОТА КРУГОМ: ТОЧНО ВСЕ ЛЮДИ РАЗЛЮБИЛИ И ПОКИНУЛИ, А ВПРОЧЕМ, ВЕРОЯТНО, И НЕ ЛЮБИЛИ НИКОГДА...» В ЯНВАРЕ 1908 Г. ОН ЖАЛОВАЛСЯ ЖЕНЕ: «ЖИТЬ МНЕ НЕСТЕРПИМО ТРУДНО... ТАКОЕ ХОЛОДНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ШЛЯЕШЬСЯ ПО КАБАКАМ И ПЬЕШЬ». В НАЧАЛЕ 1909 Г. В ПИСЬМЕ МАТЕРИ ОПЯТЬ О ТОМ ЖЕ: «Я НИКОГДА ЕЩЕ НЕ БЫЛ, МАМА, В ТАКОМ УГНЕТЕННОМ СОСТОЯНИИ, КАК В ЭТИ ДНИ. ВСЕ, ЧТО Я ВИЖУ, ОДИНАКОВО ПОСТЫЛО МНЕ, И ВСЕ ЛЮДИ ТЯЖЕЛЫ». В 1909 Г. БЛОК ПИШЕТ НЕСКОЛЬКО СТИХОТВОРЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОЗЖЕ ОБЪЕДИНИЛ В ЦИКЛ «СТРАШНЫЙ МИР». СТИХИЯ ЭТИХ СТИХОВ СТРАСТИ, КРОВЬ, СМЕРТЬ, «БЕЗУМНЫЙ И ДЬЯВОЛЬСКИЙ БАЛ», «МЕТЕЛЬ, МРАК, ПУСТОТА», ВАМПИРИЗМ СЛАДОСТРАСТИЯ. ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА ОН СОЗДАЛ ЦИКЛ «ПЛЯСКИ СМЕРТИ», В КОТОРЫЙ ВКЛЮЧИЛ ОДНО ИЗ САМЫХ ПЕССИМИСТИЧЕСКИХ СВОИХ СТИХОТВОРЕНИЙ «НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ...», ПРОНИКНУТОЕ ГЛУБОКИМ ОЩУЩЕНИЕМ БЕССМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ: «НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ, АПТЕКА, БЕССМЫСЛЕННЫЙ И ТУСКЛЫЙ СВЕТ. ЖИВИ ЕЩЕ ХОТЬ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ВСЕ БУДЕТ ТАК. ИСХОДА НЕТ. УМРЕШЬ НАЧНЕШЬ ОПЯТЬ СНАЧАЛА, И ПОВТОРИТСЯ ВСЕ КАК В СТАРЬ: НОЧЬ, ЛЕДЯНАЯ РЯБЬ КАНАЛА, АПТЕКА, УЛИЦА, ФОНАРЬ».


    В КОНЦЕ 1913 НАЧАЛЕ 1914 Г. БЫЛИ СОЗДАНЫ МНОГИЕ СТИХИ, ВКЛЮЧЕННЫЕ ПОТОМ В ЦИКЛЫ «ЧЕРНАЯ КРОВЬ», «СЕДОЕ УТРО», «ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ» И «ЯМБЫ». В СТИХАХ ЭТОЙ ПОРЫ ОБЛИК СТРАШНОГО МИРА БЫЛ ДАН БЕЗ ВСЯКОГО МИСТИЧЕСКОГО ТУ­МАНА. «УЖАС РЕАЛЬНОСТИ» ЭТИМИ СЛОВАМИ ОПРЕДЕЛЯЛ БЛОК СУЩЕСТВО СВОЕЙ ТЕМЫ. («ДА. ТАК ДИКТУЕТ ВДОХНОВЕНЬЕ: МОЯ СВОБОДНАЯ МЕЧТА ВСЕ ЛЬНЕТ ТУДА, ГДЕ УНИЖЕНЬЕ, ГДЕ ГРЯЗЬ И МРАК И НИЩЕТА... НА НЕПРОГЛЯДНЫЙ УЖАС ЖИЗНИ ОТКРОЙ СКОРЕЙ, ОТКРОЙ ГЛАЗА, ПОКА ВЕЛИКАЯ ГРОЗА ВСЕ НЕ СМЕЛА В ТВОЕЙ ОТЧИЗНЕ...») В ЕГО СОЗНАНИИ ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ БЕЗДНЫ, КУДА ВОТ-ВОТ ПРОВАЛИТСЯ СТАРАЯ РОССИЯ. БЛОК ЖИВЕТ ОЩУЩЕНИЕМ ПОЛЕТА НАД НЕЙ. («ОН ЗАНЕСЕН СЕЙ ЖЕЗЛ ЖЕЛЕЗНЫЙ НАД НАШЕЙ ГОЛОВОЙ. И МЫ ЛЕТИМ, ЛЕТИМ НАД ГРОЗНОЙ БЕЗДНОЙ СРЕДИ СГУЩАЮЩЕЙСЯ ТЬМЫ».) «ВСЯ СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ ХОЛОДНЫЙ УЖАС, НЕСМОТРЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ СВЕТЛЫЕ ТОЧКИ, УЖАС, НАДОЛГО НЕПОПРАВИМЫЙ, ПИСАЛ ОН В ОДНОМ ИЗ ПИСЕМ. Я НЕ ПОНИМАЮ, КАК ТЫ, НАПРИМЕР, МОЖЕШЬ ГОВОРИТЬ, ЧТО ВСЕ ХОРОШО, КОГДА НАША РОДИНА, МОЖЕТ БЫТЬ, НА КРАЮ ГИБЕЛИ, КОГДА СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС ТАК ОБОСТРЕН ВО ВСЕМ МИРЕ, КОГДА НЕТ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА, СЕМЬИ, ЛИЧНОСТИ, ГДЕ БЫЛО БЫ ХОТЬ СРАВНИТЕЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНО».


    ПОЭМА АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Работу над «Двенадцатью» Блок начал в январе 1918г. (По его собственному признанию, первыми стихами из нее, пришедшими на ум, была строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!» Только потом он перешел к началу.) Поэма была закончена 29-го числа. В этот день он записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг... Сегодня я гений». На другой день 30 января Блок написал «Скифов». Оба сочинения были вскоре напечатаны в левоэсеровской газете «Знамя труда». Ни одно литературное произведение того времени не вызывало такого бурного резонанса в обществе такой хвалы и хулы, таких восторгов и проклятий, как «Двенадцать». Поэма мгновенно разошлась на лозунги, цитаты, поговорки, вышла на улицу. Вскоре Блок мог видеть свои стихи на плакатах, расклеенных на стенах или выставленных в магазинных витринах, на знаменах красноармейцев и моряков. Однако и тех, кто безусловно принял поэму Блока, и тех, кто обрушился на нее с гневными нападками, одинаково смущал Христос, появившийся с красным флагом перед красногвардейцами, в последней главе «Двенадцати». Образ этот, увенчавший поэму, явился в ней не как плод рассудочных рассуждений Блок «увидел» его в «музыке». Но, по собственному его признанию, Христос был неожиданностью даже для него самого. Действительно, почему именно он? 20 февраля Блок записал в дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы "недостойны" Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой». «Другой» с прописной буквы это, несомненно, Антихрист...


    ПОСЛЕ «ДВЕНАДЦАТИ» И «СКИФОВ» БЛОК НАПИСАЛ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО СЛАБЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ. ПОЭТИЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ ПОКИНУЛО ЕГО НАВСЕГДА, СЛОВНО ЭТИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ОН ПРИВЕЛ СВОЕ ТВОРЧЕСТВО К ЛОГИЧЕСКОМУ КОНЦУ. НА ВОПРОС: «ПОЧЕМУ ОН БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ПИШЕТ?» БЛОК ОТВЕЧАЛ: «ВСЕ ЗВУКИ ПРЕКРАТИЛИСЬ. РАЗВЕ ВЫ НЕ СЛЫШИТЕ, ЧТО НИКАКИХ ЗВУКОВ НЕТ?» САМУЮ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ШУМНУЮ, КРИКЛИВУЮ И ГРОМКУЮ ЭПОХУ ОН ВДРУГ ОЩУТИЛ КАК БЕЗМОЛВИЕ. ЕГО ЖИЗНЬ МЕЖДУ ТЕМ ПРОДОЛЖАЛАСЬ. НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ БЛОК РАБОТАЛ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕ, ГДЕ ВОЗГЛАВЛЯЛ РЕПЕРТУАРНУЮ СЕКЦИЮ. ПОТОМ ОН СОТРУДНИЧАЕТ С ГОРЬКИМ В ЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ГОТОВИТ К ВЫПУСКУ ВОСЬМИ ТОМНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ГЕЙНЕ.




    В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Его назначили секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, только что учрежденной Временным правительством для расследования противозаконных действий прежних царских министров и высших чиновников. Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности. Уже в 1908 г. на заседании религиозно философского общества Блок прочел два нашумевших доклада: «Россия и интеллигенция» и «Стихия и культура». В «России и интеллигенции» Блок говорит, что в России «есть действительно» не только два понятия, но и две реальности: «народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном». В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Его назначили секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, только что учрежденной Временным правительством для расследования противозаконных действий прежних царских министров и высших чиновников. Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности. Уже в 1908 г. на заседании религиозно философского общества Блок прочел два нашумевших доклада: «Россия и интеллигенция» и «Стихия и культура». В «России и интеллигенции» Блок говорит, что в России «есть действительно» не только два понятия, но и две реальности: «народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном». РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА


    МЕЖДУ НАРОДОМ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ «НЕПРЕОДОЛИМАЯ ЧЕРТА», КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ТРАГЕДИЮ РОССИИ. ПОКА СТОИТ ТАКАЯ ЗАСТАВА, ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ОСУЖДЕНА БРОДИТЬ, ДВИГАТЬСЯ И ВЫРОЖДАТЬСЯ В ЗАКОЛДОВАННОМ КРУГУ. БЕЗ ВЫСШЕГО НАЧАЛА НЕИЗБЕЖЕН «ВСЯЧЕСКИЙ БУНТ И БУЙСТВО, НАЧИНАЯ ОТ ВУЛЬГАРНОГО "БОГОБОРЧЕСТВА" ДЕКАДЕНТОВ И КОНЧАЯ ОТКРОВЕННЫМ САМОУНИЧТОЖЕНИЕМ РАЗВРАТОМ, ПЬЯНСТВОМ, САМОУБИЙСТВОМ ВСЕХ РОДОВ». ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ВСЕ БОЛЕЕ ОДЕРЖИМАЯ «ВОЛЕЙ К СМЕРТИ», ИЗ ЧУВСТВА САМОСОХРАНЕНИЯ БРОСАЕТСЯ К НАРОДУ, ИСКОНИ НОСЯЩЕМУ В СЕБЕ «ВОЛЮ К ЖИЗНИ», И НАТАЛКИВАЕТСЯ НА УСМЕШКУ И МОЛЧАНИЕ, «А, МОЖЕТ БЫТЬ, НА НЕЧТО ЕЩЕ БОЛЕЕ СТРАШНОЕ И НЕОЖИДАННОЕ...» В «СТИХИИ И КУЛЬТУРЕ» ЭТА МЫСЛЬ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗАОСТРЕНА. БЛОК РИСУЕТ ОБРАЗНУЮ КАРТИНУ: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ БЕСКОНЕЧНО И УПОРНО СТРОИТ СВОЙ МУРАВЕЙНИК КУЛЬТУРЫ НА «НЕ ОТВЕРДЕВШЕЙ КОРЕ», ПОД КОТОРОЙ БУШУЕТ И ВОЛНУЕТСЯ «СТРАШНАЯ ЗЕМНАЯ СТИХИЯ СТИХИЯ НАРОДНАЯ», НЕУКРОТИМАЯ В СВОЕЙ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ.


    ТЕПЕРЬ, ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ, В СТАТЬЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ» (НАЧАЛО 1918 Г.) И ДОКЛАДЕ «КРУШЕНИЕ ГУМАНИЗМА» (АПРЕЛЬ 1919 Г.) БЛОК ДОВЕЛ СВОИ ВЫВОДЫ ДО ЛОГИЧЕСКОГО КОНЦА. ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДНИХ ВЕКА, ПИСАЛ ОН, ЕВРОПА РАЗВИВАЛАСЬ ПОД ЗНАКОМ ГУМАНИЗМА, ЛОЗУНГОМ КОТОРОГО БЫЛ ЧЕЛОВЕК, СВОБОДНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ. НО В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ЛИЧНОСТЬ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОГДА НА АРЕНЕ ИСТОРИИ ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА МАССЫ НАСТУПИЛ КРИЗИС ГУМАНИЗМА. ОН УМЕР ВМЕСТЕ С ШИЛЛЕРОМ И ГЁТЕ, КОТОРЫЕ БЫЛИ «ПОСЛЕДНИМИ ИЗ СТАИ ВЕРНЫХ ДУХУ МУЗЫКИ» (ПОД МУЗЫКОЙ БЛОК ПОНИМАЛ ПЕРВООСНОВУ И СУЩНОСТЬ БЫТИЯ, СВОЕГО РОДА ВЫСШУЮ ГАРМОНИЮ ЖИЗНИ). XIX В. ТЕРЯЕТ ЦЕЛЬНОСТЬ И ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ, ДУХ МУЗЫКИ ОТЛЕТАЕТ ОТ НЕГО, С ЧУДОВИЩНОЙ БЫСТРОТОЙ РАЗВИВАЕТСЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, «УСТРАНЯЕТСЯ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ, МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И ИСКУССТВОМ, МЕЖДУ НАУКОЙ И МУЗЫ­КОЙ, МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ТО РАВНОВЕСИЕ, КОТОРЫМ ЖИЛО И ДЫШАЛО ВЕЛИКОЕ ДВИЖЕНИЕ ГУМАНИЗМА». МУЗЫКА ПОКИНУЛА «ЦИВИЛИЗОВАННОЕ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ВЕРНУЛАСЬ В ТУ СТИХИЮ, ИЗ КОТОРОЙ ВОЗНИКЛА, В НАРОД, В ВАРВАРСКИЕ МАССЫ. «МАССЫ, НЕ ВЛАДЕЯ НИЧЕМ КРОМЕ ДУХА МУЗЫКИ, ОКАЗЫВАЮТСЯ ТЕПЕРЬ ХРАНИТЕЛЯМИ КУЛЬТУРЫ». БЛОК С ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ ОСТРОТОЙ ПРЕДЧУВСТВОВАЛ, ЧТО ГРЯДЕТ НОВАЯ, ЖЕСТОКАЯ АНТИГУМАННАЯ ЭПОХА, КОГДА НА МЕСТО «ЧЕЛОВЕКА ГУМАННОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО» ПРИДЕТ НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК «ЧЕЛОВЕК-ЖИВОТНОЕ», «ЧЕЛОВЕК-РАСТЕНИЕ», ОДАРЕННЫЙ «НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ» И СТРЕМЯЩИЙСЯ «ЖАДНО ЖИТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ», ГЛУХОЙ К МЕЛОДИИ ОБ «ИСТИНЕ, ДОБРЕ И КРАСОТЕ». И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ БЛОК ОБЪЯВЛЯЛ, ЧТО ОН С ЭТИМ ЧЕЛОВЕКОМ! К СТАРОМУ «ГУМАННОМУ» МИРУ ОН НЕ ИСПЫТЫВАЛ НЕ МАЛЕЙШЕЙ СИМПАТИИ. ЭТОТ МИР ГИБНЕТ ЗА «ИЗМЕНУ МУЗЫКЕ», ЗА РОКОВУЮ НЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ (ПОШЛОСТЬ, СЕРОСТЬ). И ОТСЮДА ВЫВОД БЛОКА НУЖНО ПРИНЯТЬ ЖЕСТОКОСТЬ НОВОГО МИРА, КАКИХ БЫ ЖЕРТВ ЭТО НИ СТОИЛО, И СЛЕПО ОТДАТЬСЯ СТИХИИ МУЗЫКИ, ИБО ТОЛЬКО МУЗЫКА СПАСЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ ГИБЕЛИ В ТИСКАХ «ЦИВИЛИЗАЦИИ». В ДНЕВНИКЕ ЕГО ЭТИХ ДНЕЙ ЕСТЬ ТАКАЯ ЗАПИСЬ: «ЯСНО, ЧТО ВОССТАНОВИТЬ... ПРАВА МУЗЫКИ МОЖНО БЫЛО ТОЛЬКО ИЗМЕНОЙ УМЕРШЕМУ... НО МУЗЫКА ЕЩЕ НЕ ПОМИРИТСЯ С МОРАЛЬЮ. ТРЕБУЕТСЯ ДЛИННЫЙ РЯД АНТИМОРАЛЬНЫЙ. ТРЕБУЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОХОРОНИТЬ ОТЕЧЕСТВО, ЧЕСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПРАВО, ПАТРИОТИЗМ И ПРОЧИХ ПОКОЙНИКОВ, ЧТОБЫ МУЗЫКА СОГЛАСИЛАСЬ ПРИМИРИТЬСЯ С МИРОМ». В ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ БЛОК УВИДЕЛ ПОСЛЕДНЕЕ, ПОБЕДНОЕ ВОССТАНИЕ «СТИХИИ», «ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ», «МИРОВОЙ ПОЖАР». В СЛОВЕ «РЕВОЛЮЦИЯ» ОН, ПО ЕГО СЛОВАМ, ОЩУЩАЛ НЕЧТО «СТРАШНОЕ»: БЕСПОЩАДНОСТЬ НАРОДНОЙ РАСПРАВЫ, БОЛЬШУЮ КРОВЬ И НЕВИННЫЕ ЖЕРТВЫ. В ТЕМНОМ ЗЕРКАЛЕ «МУЗЫКИ» ОН УВИДЕЛ ТОРЖЕСТВО «СТИХИИ»: ЧЕРНУЮ НОЧЬ, БЕЛЫЙ СНЕГ, КРАСНЫЙ ФЛАГ, КРАСНУЮ КРОВЬ НА СНЕГУ И ВЬЮГУ, ВЬЮГУ, ВЬЮГУ... ВСЕ ЭТИ МЫСЛИ, ОЩУЩЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ И ПРЕДЧУВСТВИЯ ВОПЛОТИЛИСЬ В ПОСЛЕДНЕМ ВЕЛИКОМ ТВОРЕНИИ БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ». ПОЭМА ЭТА ПИТАЛАСЬ ВОСТОРГОМ ГИБЕЛИ. ОН ВОСПЕЛ ЗДЕСЬ ИМЕННО ТО, ОТ ЧЕГО В СВОЕ ВРЕМЯ С УЖАСОМ ОТШАТНУЛСЯ ПУШКИН РУССКИЙ БУНТ, «БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ». ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕМОЙ ПОЭМЫ О РЕВОЛЮЦИИ ОН СДЕЛАЛ ИСТОРИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕНУЖНОЕ И СЛУЧАЙНОЕ УБИЙСТВО ПРОСТИТУТКИ КАТЬКИ


    ПОТЕРЯ БЛОКОМ ИНТЕРЕСА К ЖИЗНИ В АПРЕЛЕ 1919 Г. БЛОКУ ПРЕДЛОЖИЛИ СТАТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА НЕДАВНО ОСНОВАННОГО БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА. НО ВСЕ ЭТИ ЗАНЯТИЯ ВСКОРЕ ПЕРЕСТАЛИ ЕГО УДОВЛЕТВОРЯТЬ. ВОЗВРАТИЛОСЬ ПРЕЖНЕЕ ОЩУЩЕНИЕ БЕССМЫСЛЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ. В НАЧАЛЕ 1921 Г. БЛОКОМ ОВЛАДЕЛО ЧУВСТВО БЕСКОНЕЧНОЙ УСТАЛОСТИ. ВОЗНИКЛИ И СТАЛИ БЫСТРО РАЗВИВАТЬСЯ СИМПТОМЫ СЕРЬЕЗНОЙ БОЛЕЗНИ, ПОЯВИЛИСЬ ОДЫШКА И СИЛЬНАЯ БОЛЬ В РУКАХ И НОГАХ. ВСКОРЕ БЛОК ПОТЕРЯЛ ВСЯКИЙ ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ И ОДНАЖДЫ ПРИЗНАЛСЯ ЧУЛКОВУ, ЧТО «ОЧЕНЬ ХОЧЕТ УМЕРЕТЬ». ВРАЧИ, К КОТОРЫМ В КОНЦЕ КОНЦОВ ЕМУ ПРИШЛОСЬ ОБРАТИТЬСЯ, ОПРЕДЕЛИЛИ У НЕГО ЗАПУЩЕННУЮ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА И ОСТРУЮ ПСИХАСТЕНИЮ. СОСТОЯНИЕ ЕГО ВСКОРЕ СТАЛО БЕЗНАДЕЖНЫМ. ПОСЛЕДНИЕ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ БЛОК МУЧИТЕЛЬНО ЗАДЫХАЛСЯ И НЕВЫНОСИМО СТРАДАЛ. УМЕР ОН 7 АВГУСТА 1921 Г. НЕОЖИДАННО ДЛЯ МНОГИХ И ЕЩЕ СРАВНИТЕЛЬНО МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПОХОРОНЕН НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ. В 1944 ГОДУ ПРАХ ПЕРЕНЕСЕН НА ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ.