Почему фет импрессионист. Трепет жизни (импрессионизм в творчестве А.Фета) план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.

Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод: "Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль: В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей".

("Певице", 1857) Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами: "Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!" ("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887) Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней: "Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, и заря, заря!.." ("Шепот, робкое дыханье...", 1850) Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения "милого лица" и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.

Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья "останутся холодной красой пугать иные поколенья" ("Сосны", 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее: "Не верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа".

("Учись у них - у дуба, у березы", 1883) Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению: "Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает: В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста - И посвященным только зримо Цветет весна и красота".

(1862) Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота".

А.А.Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру.

Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение "Осенняя воля", хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.

До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

В творчестве А. А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 г. г.) – один из выдающихся лириков 19 века, представитель позднего русского романтизма. Творчество Фета принято относить к направлению романтиков. Как говорилось выше, в романтизме зачастую встречаются вкрапления и целые пласты импрессионизма; эта тенденция не обошла стороной и Афанасия Афанасьевича. Поэтическая позиция Фета долгое время трактовалась неправильно. Его считали «жрецом чистого искусства», но, однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает», -должно быть понято не как поэтический «каприз», а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Отношение публики к творчеству Фета было весьма неоднозначно, и, по большей части, творчество его в нелитературных, обывательских кругах осталось недооценённым. И это первый маленький пункт, роднящий его с французскими импрессионистами.

Распахни мне объятья твои,

Густолистый, развесистый лес!


Чтоб в лицо и в горячую грудь

Хлынул вздох твой студеной волной,

Чтоб и мне было сладко вздохнуть;

Дай устами и взором прильнуть

У корней мне к воде ключевой!

(«Солнце нижет лучами в отвес…», 1863) 11

Цели:

  • Образовательные :
    • рассмотреть отличительные особенности поэтического таланта Фета;
    • выявить выразительные средства, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
    • познакомить учащихся с художниками-импрессионистами;
    • научить обучающихся использовать художественно-языковые средства, позволяющие создать импрессионистский образ природы в лирике Фета.
  • Развивающие :
    • развивать логическое и аналитическое мышление;
    • продолжать работу со словарём;
    • развивать навыки выразительного чтения, память;
    • развивать образную речь;
    • развивать умение работать в группах;
    • развивать умение видеть цветовое единство изображения.
  • Воспитательные :
    • приобщать детей к чтению лирических произведений;
    • прививать чувства прекрасного путём воздействия на эмоции;
    • воспитывать на примере произведений Фета любовь к Родине.
  • Здоровьесберегающие :
    • использовать разные формы работы, исключающие утомляемость детей;
    • следить за осанкой обучающихся;
    • создавать комфортные условия для работы.

Оборудование:

  • портрет А.А. Фета;
  • пейзажные работы художников-импрессионистов (Моне, Мане, Сислей, Ренуар,…)
  • словарь литературоведческих терминов;
  • альбомные листы, цветные карандаши.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Постановка целей.
  4. Актуализация.
  5. Ход урока.
  6. Закрепление.
  7. Итоги.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель литературы. Ребята, сегодня к нам на урок пришёл удивительный человек, Афанасий Афанасьевич Фет. С собой он принёс много своих стихотворений.
Фету очень хотелось бы, чтобы мы общались с ним через его произведение, как раньше общались с ним его современники.

Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец,
Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

– Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы учеников)
– Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращается за помощью к звуку, цвету. Фет считал, что слово не в силах передать всю глубину переживаний и чувств человека, и когда слово «немеет», на помощь приходит звук, краски, которыми так богата жизнь. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
Поэт называл себя «соглядатаем природы». «Мир во всех своих частях равно прекрасен, – считал поэт. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые её не сознают…»
Стихи Фета – это мир неопределённых мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства… нет ясной и положительно сформулированной мысли, а есть робкий, довольно тёмный намёк на неё, нет живых и вполне определившихся образов… И, наверно, поэтому многим казалось, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце. Многих восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности в фетовском стихе.

– Ребята, какие стихи вы знаете? Можете назвать?
– Какие стихи знаете наизусть?

Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение «Шёпот, робкое дыхание». Давайте поговорим о нём.

Чтение стихотворения.

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

– Как вы воспринимаете это стихотворение? Почему?
– Можно ли его пересказать?
– С какой интонацией надо его читать?
– Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический?
– Можно ли разделить это стихотворение на строфы? Что это даст?
– В данном стихотворении нет ни одного глагола. Что движет стихотворением?
– Благодаря каким художественно-языковым средствам удалось поэту показать дыхание природы?
– Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
– Как вы думаете, стихотворение закончено? Почему?
– Какие краски вы использовали бы, описывая эту природную зарисовку?

Вывод: в этом стихотворении нет чёткости, нет завершённого образа, он размыт. Стихотворение построено на сиюминутном всплеске чувств поэта.

– Ребята, я вам хочу предложить ещё одно не менее интересное стихотворение поэта «Я тебе ничего не скажу». Чтение стихотворения».

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной…я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

– А как вы воспринимаете это стихотворение?
– Чем оно вам кажется необычным? (можно положить на музыку).
– Почему Фет разделили стихотворение на строфы?
– Какая интонация присуща данному стихотворению?
– Какую рифму использовал поэт? Почему?
– Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения? Какую они играют роль?
– О чём говорят повторы в начале и в конце стихотворения?
– Можно ли определить композицию стихотворения?

Вывод:

– Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворению? (Ритм, звукопись, аллитерация, ассонанс, повторы; рифма определяет ритм стихотворения.)

Физминутка

Учитель:

19 век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон
Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.
В России – Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Фёдор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

Художники второй половины 19 века всё чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подгоняя изображение к музейным образцам. Практика живописи под открытым небом получила название «пленэр».

Клоду Моне однажды довелось наблюдать восход солнца. Перед ним в подвижной массе воды, которая вдали незаметно переправляется в небо, проплывали лодки рыбаков-тружеников. Вода и небо причудливо играли сочетаниями нежнейших красок, сверкали, плавились, меняя очертания и теряя контрастность контуров в половодье света.
Свою картину художник назвал «Впечатление-восход солнца». Он предложил её на выставку своему другу. Зрители были оскорблены6 что же это такое? Почему над нами издеваются? Ведь они «хорошо знали», какой должна быть картина. Но Моне был не одинок. Нечто подобное по характеру отношения к действительности представили на ту же выставку Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега… Репортёр журнала «Шаривари» Леруа охарактеризовал выступления художников как «выставку импрессионистов».
Импрессионизм обосновался в мире искусства как самостоятельное направление живописи. Импрессионизм «восстал» против белого и чёрного цвета как таковых. Ибо где в природе бывает чёрный и белый цвет, не изменённый под влиянием голубого неба, зелени лесного массива, золота солнечных лучей, серебристости пасмурного дня? Даже чёрные платья, зонтики и шейки дам в картинах Ренуара написаны отнюдь не чёрной краской.
Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутости в пределах холста, сочинённой композиции. Движение и время, красота уходящего момента стали предметом внимания живописцев.

Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Особенность творческой манеры Фета – его умения по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он подобно импрессионистам «воевал» против житейского «чёрного и белого». Он пытался передать действительность во всех её проявлениях, как и импрессионисты «восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил пространство.
Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его творчества. Е.А. Майлин в работе «А.А.Фет» говорит об импрессионистской поэтической манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным взглядом на мир, фрагментарностью, а не с целью в восприятии и подаче поэтического материала. Все это можно отнести не только к произведениям живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно – к лирике Фета.

Обучающиеся с помощью учителя пытаются определить основные черты, присущие импрессионизму, а вместе с тем и творческой манере поэта.

– Подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений.
– Фрагментарность композиции.
– Индивидуальная точка зрения на мир.
– Создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого.
– Богатство красок в изображении природы, сверкающего солнечного света.
– Растворение объёмных форм в движении света и воздуха, что придаёт изображению неуловимый, таинственный, размытый характер.
– Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности.

Заочная экскурсия по выставочному залу (рассматриваем картины художников – импрессионистов Моне, Мане, Дега, Ренуара, Писсаро,…)

Экспресс-анализ (работа в группах).

1 группа: анализирует стихотворение «Чудная картина…»
2 группа: при помощи красок рисует изображаемую картину.
3 группа: анализирует стихотворение «Печальная берёза».
4 группа: при помощи красок пытается передать данный образ.

(Затем следует выступления учащихся).

Вывод:

Фет – поэт, художник.
Импрессионистическое письмо свойственно поэзии Фета. Он так воспринимал природу, жизнь. Его стихи говорят о том, что он любит землю и всё, что живёт на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть… Черты, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета:
– ритм, рифма;
– повтор слов;
– вопросительные и восклицательные предложения;
– построение (композиция).

Фет воспринимал, как мы уже отметили, окружающий мир субъективно. Для него главное не точное воспроизведение реалий, а передать свои чувства, ощущения, что приближает его творчество к приёмам создания импрессионистического письма.

Итоги. Рефлексия

– Что необычного мы увидели в поэзии Фета?
– Что сближает поэзию Фета с манерой письма художников – импрессионистов?

Домашнее задание:

– Подобрать любое стихотворение о природе, проанализировать, сделать иллюстрации.

О. П. Охрименко

О художественных достоинствах поэзии А. Фета написано немало, и тонкие наблюдения над его поэтическим миром давно убедили всех в том, что ему принадлежит особое место в ряду лучших русских поэтов.

Глубоко индивидуальное видение мира, рифмометрическое и интонациональное многообразие, ассоциативность и метафоричность лирики Фета, обостренный психологизм и музыкальность его поэзии не столько продолжают уже существовавшие традиции, сколько являются новаторскими, теснейшим образом связанными с импрессионизмом.

Импрессионизм (впечатление) - это направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., у истоков которого стояли французские живописцы Клод Моне, Огюст Ренуар, Адольф Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезан. Это новое направление заявило о себе весной 1874 года, когда группа молодых художников, пренебрегая официальным Салоном, устроила собственную выставку. Возникновение самого названия нового направления связывают с картиной К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". Философской основой импрессионизма является эмпирический позитивизм, т.е. вера в позитивный опыт, а в художественном творчестве - это стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах".

Главным лозунгом художников-импрессионистов было убеждение в том, что художник должен писать только то, что он видит, и так, как видит. Импрессионизм понимался как сохранение в картине первичного, непосредственного восприятия натуры. К особенностям такого восприятия следует отнести свободное построение композиции, выявление лишь нескольких черт, схваченных мимолетным взором, способность тонко передавать переходные состояния природы и фиксировать минутные впечатления.

Все это мы находим в поэзии А. Фета, который, по словам В. Боткина, будучи в высшей степени одаренным чувством красоты предметов и явлений, "...улавливает не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве... Мотивы Фета заключают в себе иногда такие тонкие эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя".

Это свойство особенно проявилось в пейзажной лирике А. Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет в своем поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь. Отсюда природа предстает в поэзии Фета в разных своих проявлениях, во все времена года, в разные часы дня и ночи. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звезд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на двойном стекле. Заря и туман, река и черный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях Фета в дивные поэтические картины, часто фиксирующие не только мимолетность мгновений жизни природы, но и таинственную прелесть постоянного перехода от одного состояния к другому. Стихотворение "Вечер", например, дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко в полумраке, луками Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

А какое живое чувство создает картина приближающейся весны в стихотворении "Еще весны душистой нега"! И звук грохочущей телеги по замерзшей земле, и краснеющая в высоте липа, и тепло пригревающего в полдень солнца, и пролетающие в небе журавли - все это в отдельности можно отнести и к другим временам года, а вместе они создают великолепную картину ранней весны со всеми ее незаметными прелестями, говорящими о красоте и силе жизни и природы.

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

("Какая ночь!..")

Прав был В. Боткин, отмечая, что "хотя Фет редко вдается в описания природы, но тем не менее, он умеет мастерски рисовать. Какие другие строки смогут лучше передать тоскливую картину поздней осени, чем строки в стихотворении "Ласточки пропали..." ?

С вечера все спится, На дворе темно.

Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Тревожный, испуганный крик улетающих журавлей и неприкаянное перекати-поле на равнине уже не оставляют никаких надежд:

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Так проявляется еще одна особенность лирики Фета - изображение не самой картины природы в привычном смысле, а того ощущения, которое она в нас пробуждает. В таких стихотворениях, как "Тихая, звездная ночь...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Уж верба вся пушистая...", "Ива" и других находят отражение самые разнообразные чувства в их мимолетном проявлении, но так или иначе жизнь души тесно связана с жизнью природы. В стихотворении "Ива" беспокойная дрожь водяных струй, зеленый водопад ветвей, листья, бороздящие воду, переливаются в волнующее и трепетное состояние души влюбленного:

В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор мой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Импрессионистам было свойственно видеть природу в красочном и световом разнообразии, в причудливой игре разнообразных оттенков цвета. Так и Фету было дано видеть окружающий мир в мгновенной смене красок, звуков, форм и очертаний, едва уловимых явлений в мире живой природы:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы.

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

Нельзя не согласиться с В. Боткиным, писавшим, что "чувство природы у Фета наивное, светлое, радостное. В обычных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутона, недоступные для живописи, и которые может воспроизводить одна только поэзия слова".

Особую глубину слову А. Фета придает такой элемент поэтики импрессионизма, как метафоричность. Художники-импрессионисты использовали метафоры живописные, Фет же мастер метафоры поэтической. С ее помощью природа в изображении Фета оживает, становится созвучной душе человека, близкой и понятной ему ("ручей рвется", "березы ждут", "камень плачет", "фонтан лепечет", "звезды молятся", "ивы дремлют", "верхушки лип дышат негой"). Природа и человек как бы превращаются в одно целое, объединенное настроением поэта, "навеивающим" на душу читателя то, что так трудно бывает выразить понятием, словом.

Из общего характера поэзии А. Фета вытекает еще одно ее свойство - музыкальность. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции прежде всего воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова, "Сад весь в цвету" А. Аренского, "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского, "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок" Н. Римского-Корсакова, "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

При всей философской глубине понимания жизни, которое сложилось у Фета под значительным влиянием немецкого философа-идеалиста Шопенгауэра, Фет всей душой стремился к чистой радости в мире природы, красоты и искусства. Именно поэтому следует указать на еще одну, по словам В. Боткина, особенность произведений Фета: "... в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии - это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него этот звук, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей... Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни; г. Фет, так сказать, схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии".

    В своих стихах А.Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота,...

  1. Новое!

    Афанасий Фет – один из выдающихся русских поэтов XIX столетия. Расцвет его творчества пришелся на 1860-е годы – период, когда бытовало мнение о том, что основной целью литературы является отображение сложных общественных явлений и социальных проблем....

  2. Более всего Фет сближается с Тургеневым. Первое знакомство Фета с Тургеневым состоялось в мае 1853 года в Волково. Потом Фет по приглашению Тургенева посетил его имении Спасское-Лутовиново, где Тургенев по правительственному приговору находился в...

    Фёдор Иванович Тютчев дворянин, был дипломатом, 22г. Прослужил за границей, но Россию помнил, поэтому многие его стихи о русской природе: «Что ты плачешь над водами Ива макушку свою склонив и дрожащими листами словно жадными устами ловишь беглую струю»....

    Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. Ф. И. Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет был...

    Чужой для всех, Со всеми в мире - Таков, поэт. Твой жребий в мире! А. Фет Биография поэта - это прежде всего его стихи. Это в полной мере относится и к Афанасию Афанасьевичу Фету. По его стихам можно судить не только о привязанностях и друзьях...