Основы православной культуры защита отечества презентация. Открытый урок по ОПК "Защита Отечества" план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок по «Основам православной культуры»,учителя ГБОУ гимназия №1532 Макаровой Т.В. Тема урока: «Защита Отечества» Цель урока : Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости. Задачи урока: Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми. Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет. Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью. Ход урока: 1.Организационный момент 2.Введение в тему урока: Учитель: Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь - твое начало
И Преподобный Сергий в ней. Учитель: -Как вы думаете,о чем мы сегодня поговорим на уроке, какие ключевые слова вы услышали в этом отрывке? Дети: -Отечество мое, Россия, Святая Русь, непобедимая Учитель: -Тема сегодняшнего урока «Защитники Отечества»,мы поговорим о людях, которые мужественно и самоотверженно защищали Русь, о святых защитниках Родины. 3.Основная часть урока. Не раз мирный труд людей и тихая жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. -А как, по-вашему, является ли война злом? Почему? (Ответы детей) Учитель: Христос учил прощать. Можно простить свою обиду,а если обижают сестренку, маму, Родину? Христос говорил: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит и гнев бывает напрасным,а бывает уместным,а война справедливой и несправедливой. Давайте попробуем разобраться, когда война бывает справедливой? 1 слайд За терпение и веру Господь исцелил Илью Муромца от болезни, стал он защитником Руси святой и веры нашей православной. Одержав победы во многих поединках,в конце концов стал монахом.

Ученик: Витязи былинные Мчатся на рыси, Целят копья длинные Во врагов Руси И ведут неравную Сечу за страну, Веру Православную, За детей, жену… Учитель: Вспомните, ребята, былины об Илье Муромце, за кого сражался он,кого защищал этот богатырь? (Ответы детей)

2слайд

Более двухсот лет, с 13 по 15 век, русский народ страдал от монголо-татарского ига. От тяжкого гнёта Золотой Орды родной земле принёс избавление великий Московский и Владимирский князь Дмитрий Донской, неустанно объединявший русские земли в единое государство.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия «Ступай с Богом! Ты победишь». Рассказ ученика о Куликовской битве:

В 1376 году войска русского полководца победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили войско мурзы (татарского военачальника) Бегича. В отместку хан Золотой Орды Мамай собрал десятитысячное войско и двинулся против Руси. Обе рати встретились на Куликовом поле на берегу реки Дон.

Битва началась с поединка ханского богатыря Челубея с русским воином Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до своих. Ободрённые первой победой, ратники бросились в бой.

Князь Дмитрий смог предугадать ход сражения и разделил русское войско на три полка: Сторожевой, Большой и Засадный - резервный. В исходе битвы именно резервный полк сыграл важнейшую роль. Бой длился долго и с переменным успехом, но к исходу дня лагерь Золотой Орды был захвачен. Знаменательное сражение вошло в историю нашей страны под названием Куликовской битвы, а князь стал именоваться Дмитрий Донской. Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы.

Учитель:

В июле 1240 года шведский ярл (король) Биргер с войском вступил в русские земли и, став лагерем на берегу Невы, прислал Новгородскому князю Александру объявление войны, гордое и надменное: «...я уже здесь и пленю землю твою». Ночью 15 июля князь с небольшой дружиной врасплох напал на шведов и наголову разбил захватчиков. В честь победы при реке Неве Александр получил прозвание Невский. Но вскоре новая беда обрушилась на русский Север. Теперь в поход на Новгород пошли немецкие рыцари крестоносцы. Обращаясь к дружине, князь Александр говорит: - Братия! Не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!.. И священник, бывший всегда при Александре, благословил дружину: - Я, архиепископ Спиридон, говорю вам: “Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем.И одержал победу полководец и вновь на русской земле славили великого воителя. Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: “Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Но если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля”. 3 слайд

Православная церковь объявила Александра Невского Святым и почитает как защитника земли русской от врагов.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны. это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи, а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. Очень скоро против Наполеона воевала вся страна – «просто война» превратилась в войну Отечественную.

Ученик:

Бородино…Родной земли частица,

Село, каких немало под Москвой,

Но как же сердце начинает биться

При виде церкви с маковкой златой.

Здесь свято все.

Здесь нет героям счета,

Что были клятве до конца верны-,

Защитники России, патриоты,

Отечества любимые сыны.

4 слайд

Молебен перед Бородинской битвой

Учитель:

Уроженец Ярославской губернии, Федор Федорович Ушаков остался в истории Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и праведным христианином.
Огромное количество орденов, наград, званий, памятных подарков – все это имелось у знаменитого полководца. Несмотря на возможность остаться в светском обществе, где его уважали и ценили все без исключения, а молодые юноши попросту преклонялись перед ним, Ушаков предпочел уединиться в своей деревне. Его жизнь в преклонном возрасте была более похожа на монашескую. Федор Федорович никогда не был женат, и все свои сбережения тратил на благотворительность. Большие взносы он делал на благо церкви, участвовал в судьбе несчастных и обездоленных, взял на попечение осиротевших племянников. Грозный адмирал российского флота жил в скромности и даже можносказать в бедности, так как считал это достойным настоящего христианина. Он много молился и подолгу жил в монастыре, простаивая часами в церкви на богослужениях.

Федор Ушаков – святой адмирал

Учитель:Мы с вами поговорили и узнали о войнах и воинах России, можете ли вы теперь сказать: Бывает ли война справедливой?

Дети высказываются,а учитель обобщает их ответы:С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война, нападения и агрессия не могут быть оправданы.Война может быть справедливой если ведется «за алтари и очаги»,за семью, Родину и за ее святыни.Учитель Россия знает не мало примеров,когда ее защитники исполняли свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.Воин-христианин верит, что его душа бессмертна.
Учитель: Ребята, а какие поступки не допустимы даже на войне? Подтвердите свой ответ историческими примерами из текста учебника на странице 90.
4.Подведение итога урока.Учитель:-Какие основные понятия мы обсуждали сегодня ?( Защита Родины, справедливая война, несправедливая война.) - Как должен вести себя воин:с врагами Отечества, с детьми врагов, с пленными,со стариками? -Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? 5.Домашнее задание: Вопросы и задания для самостоятельной работы:

    Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому человеку и тому, кого он любит? Как ты понимаешь слова «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны» На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:
“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
О каких победах Александра Невского упоминается в этих строках?
    Поделись рассказами о членах своей семьи- участниках Великой Отечественной войны Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.

МКОУ Заводская СОШ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» .

Модуль «Основы православной культуры».

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества».

Учитель начальных классов I КК

Орлова Надежда Ивановна

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры».

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества».

Цель: воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну, как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Задачи:

    познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми;

    усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет;

    осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью;

    развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

    формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;

Виды деятельности: беседа, чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа с сигнальными карточками.

Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, миротворцы, православный герой, справедливая война и несправедливая.

Оборудование: творческие работы учащихся, рисунки православных храмов и великих воинов в выставке «Люблю тебя, моя Россия!», выставка детских проектно – исследовательских работ о православных защитниках Отечества.

Компьютер, проектор, экран. Презентация «Защита Отечества», отрывок из фильма «А. Невский». Портреты С. Радонежского, А. Невского, Д. Донского, И. Муромца, Ф. Ушакова. Грамзаписи: гусли – «Колыбельная», Светлана Копылова «Русская земля», «Ностальгия», «Русские богатыри – Богатырская», «Песня о любви». Дети, читающие стихи, одеты в славянские костюмы.

Место проведения: учебный кабинет.

Ход урока:

I . Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество.

II . Работа над значением слов – синонимов Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

(Ученица читает стихи под музыку. Слайды 2 – 6)

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,-

Все напомнит мне о самом важном-

Только здесь родимая земля!

О чём это стихотворение?

Как бы вы озаглавили его?

А что такое Родина?

Родина для каждого начинается с чего–то своего, личного. Один представляет себе бескрайнюю степь, другой – высокие горы. Кому–то милее и роднее большой город с высокими домами. Но мы должны всегда помнить, что Родина – это наши корни, наша семья, наши традиции.

Объясните такие понятия, как «малая родина», «большая Родина».

Подберите к слову «Родина» синонимы. (Родина, Отчизна, Отечество, Россия). (Слайд 7.)

Прочитайте слова. Как вы думаете, какое будет задание? (Составить пословицы). (Слайд 8).

(Родина – мать, умей за неё постоять.

Береги Родину, как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

Человек без Родины, что соловей без песни.)

Давайте вспомним ещё пословицы о Родине.

    Постановка учебной задачи.

Мы живём в стране с удивительно красивым именем – Россия. Это наше Отечество. Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. (Слайд 9).

«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Вы заметили, что они являются эпиграфом к нашему уроку?

- Как вы их понимаете?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока? («Защита Отечества»)

Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по «Реке времени».

IV . Построение проекта открытия нового знания.

Прочитаем слова очень просвещённого человека Святителя Филарета Московского. (Слайд 10, 11).

«Великими подвигами, многою верою и мольбою сложилась Русь.

Тяжёлый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывёт она теперь.

Беды её были и извне, от врагов лютых, которые хотели её погибели, были беды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что всё казалось, погибло – точно и государству совсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою».

О каких бедах, постигших нашу страну, говорит Святитель Филарет? (Высказывания детей).

Да, ребята почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Христос учил прощать, не противиться злому.

Вспомните его слова.

Но есть и другие слова Христа. (Слайд12).

Божий мир – мир любви. Поэтому для христианина так важно охранять мир между людьми. И поэтому миротворцы названы сынами Божиими.

Кто такие миротворцы? (Люди, которые стараются сохранить мир).

Давайте прочитаем толкование этого слова. (Слайд 13).

Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.

V. Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 89.

Прочитаем.

Какими могут быть войны? (Слайд 14, 15).

Какая война считается справедливой?

Ради чего же люди берутся за оружие?

Какую цель преследуют те, кто развязывает несправедливые войны? (Работа с сигнальными карточками).

Обратимся к русской истории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. В ходе проведённого исследования, я думаю, вы узнали много нового о христианских воинах.

Посмотрите на замечательную картину В. М. Васнецова «Богатыри».(Слайд 16).

Кто на ней изображён?

Каких ещё богатырей земли русской, воспетых народом, вы знаете?

Какой богатырь был наиболее любим народом, чаще других упоминался в былинах? (Илья Муромец).

VI. Защита проектов.

Ребята приготовили сообщение об Илье Муромце. (Слайд 19, 20, 21).

Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость.

Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».

Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов.

Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года.

Жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, защиты православной земли.

VII. Физкультминутка. (Слайд 22).

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

VIII . 1. Продолжение защиты проектов. (Слайд 23, 24).

Чей портрет мы видим на экране?

Да, это Александр Невский. Вот как его изобразили наши ребята.

Вспомните, за что князя Александра прозвали Невским?

Группа «Славяне» приготовила сообщение о нём.

Ученик:

Он молодым был и пригожим, -

Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: "Богом рожен",
Великим, мудрым князем был!
-Александр - по-гречески означает защитник людей. И в наши дни глубоко почитают в России святого благоверного князя Александра Невского.

Учитель:

В 1240 году шведские захватчики бросили якорь в устье реки Невы. Навстречу им выступил новгородский князь Александр.

В книге «Житие Александра Невского» сообщается интересный факт:

Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Один из дозорных принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 он заметил плывущую по реке ладью, а в ней стояли святые князья Борис и Глеб. Дозорный сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Александру рассказали о видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра».

Шведы застигнутые врасплох, были разбиты наголову. (Слайд 25, 26).

Через два года во главе рати Александр разбил Рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера. Эта битва осталась в истории под названием Ледового побоища. (Слайд 27).

(Отрывок из фильма «Александр Невский»). (Слайд 28).

- Эти слова Невского обращены к пленным немецким рыцарям, которые были отпущены с миром.

Невскому принадлежат и другие слова: «Не в силе Бог, а в правде?»

Любил Родину Александр Невский. Но его любовь проявлялась не только в ратных подвигах. Он был ещё и великий миротворец.

Кем в то время были завоёваны русские княжества? (Монгольской Ордой).

В любую минуту отряды завоевателей могли обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды послал своих людей собирать русских воинов для участия в походе в далёкую Персию (ныне Иран). Тогда князь отправился на переговоры и одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены.

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.

В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского. (Слайд 29). В нашем городе есть храм Святого благоверного князя А. Невского.

Где он находится?

Кто из вас был в этом храме? (Слайд 30, 31).

А это Александро - Невская лавра. В каком городе она находится? По чьему приказу была построена? (Слайд 32).

Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм. (Слайд 33)

Дети читают стихи:

“…Его власы до стройных плеч

Как прядь златая, упадали,

Уста любовию дышали

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой-

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв – отрадой был святой.

Всегда в сознанье долга строгом,

Он правду всей душою чтил

И чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом…”

2. Дмитрий Донской.

Более 250лет находилась Русь под игом монголов.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. (Слайды 34, 35).

Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом. Ты победишь».(Слайд 36).

И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь). Слайд 37.Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

(Мальчик в костюме Д. Донского).

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов.

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время!

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!»

Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча. (Слайд 39, 40).

(Под музыку дети в славянских костюмах читают стихи). Слайд 41.

Как над полем Куликовым

Зори алые встают,

Как над полем Куликовым

Даже птицы не поют!

«Помоги, земля родная,

В тяжкой битве устоять,

За тебя мы все готовы

Свою кровушку отдать!»

Скачут брошенные кони,

Ветер гривы разметал…

Вся Россия стала полем,

Только месяц не видал.

С Дона весть летит стрелою:

Бьются русские мужи,

Чтоб над Русскою землёю

Чёрный ворон не кружил.

И земля как будто слышит,

Стала жаркой, как огонь:

То подземным жаром пышет,

То опутает травой.

Как над полем Куликовым

Птицы радостно поют,

Рано солнышко садится,

Вот уж звёздочки видны,

Долго бой кровавый длится,

Много силы у Орды.

Гонит матушка Россия

Заметавшихся врагов –

У неё довольно силы

Защитить своих сынов.

Что Россия победила

В страшной схватке на Дону,

У неё достанет силы

Дать всегда отпор врагу!

Дмитрий благодарил воинов от имени Отечества. За битву на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».

На Куликовом поле возведён памятник Д. Донскому и храм - памятник Сергию Радонежскому. Слайды 42, 43.

4. О Фёдоре Ушакове. Слайды 44, 45, 46.

Рассказ учеников.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

IX. Работа с учебником.

Учитель: Воин – христианин верит, что его душа бессмертна.

Прочитайте статью учебника (стр. 90, 2,3 абзац).

Кем должен оставаться христианский воин на войне? (Человеком.)

Какие законы должны действовать на войне? (Законы милосердия и справедливости.) ( Слайд 47, 48).

- В чём они заключаются?

1. Нельзя добивать раненых.

2. Нельзя трогать безоружных.

3. Нельзя грабить местных жителей.

4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

X. Закрепление.

Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? (Мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы, и молимся о их душах Господу. Димитриевская родительская суббота, панихида о всех воинах на поле брани убиенных. У Церкви никто не забыт).

Назовите имена христианских воинов, причисленных русской церковью к лику святых.

Почему Дмитрий Московский пошел в Троицкую обитель? (Игумен обители преподобный Сергий Радонежский – духовный наставник князя Дмитрия, благословил его на битву с Ордой, возглавляемой ханом Мамаем, послал иноков обители Пересвета и Ослябя, которые в прошлом были храбрыми боярами и опытными воинами. Преподобный молился и призывал в помощь защитникам Отечества самого Господа. Господь услышал молитвы святого и спас землю русскую от захватчиков.).

Почему Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде?» (Потому что прав тот, кто отстаивает свою землю, а не тот, кто нападает на чужую. Даже если враг сильнее, защитник Отечества, да и защитник слабых и обиженных, всегда более оправдан перед Богом).

Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? (9 мая – День Победы в ВОВ, 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – День защитника Отечества и др.)

Что мы можем сделать во имя любви к Родине? (Посадить деревья, убрать мусор, и т.д.) Слайды 49, 50.

Не могу не сказать о Великой Отечественной войне, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на белорусов, русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.

Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

XI . Рассказ учителя. Слайды 51 – 56.

Все мы помним и о чеченской войне, которая была совсем недавно. Много погибло русских солдат, защищая нашу Родину от боевиков. Я расскажу вам о подвиге простого русского парня Евгения Родионова, который ещё с несколькими солдатами попал в чеченский плен, где ребят избивали, пытали, заставляли снять с себя крест, отречься от Православной веры и принять ислам, обещая за это отпустить на свободу. Но Евгений не предал веру и Церковь. Чеченские бандиты жестоко убили Евгения и его товарищей.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества.

На его могиле всё время горит лампада, и идут люди поклониться русскому солдату, не придавшему Веру и Родину. Сегодня воина Евгения уже почитают как святого многие православные люди и недалёк тот день, когда воин Евгений будет официально канонизирован Церковью. И тогда, даст Бог, этот день станет днем памяти всех воинов, за Отечество на Чеченской войне живот свой положивших”.

Чтение учеником стихотворения.

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

(Звучит песня Светланы Копыловой «Русская земля». Слайды 57 – 125.

XII . Заключительное слово учителя.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».

Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.

XIII . Домашнее задание.

Дети получают задание.

Список используемой литературы:

    Детям о Илье Муромце | СЕМЬЯ и ВЕРА. semyaivera.ru›Январь 2012.

    Святитель Филарет Московский (Дроздов). azbyka.ru›Отцов›Святитель.

    А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир. 4 класс».

    Житие святого благоверного князя Александра Невского.

vidania.ru›aleksandrnevsky.html

5. Кондратий Рылеев - дума «Димитрий Донской»

stihi-xix-xx-vekov.ru›rileev106.html

6. Русский парень Евгений Родионов -> Литпричал...

litprichal.ru›work/69992/

7. yandex.ru/images› физкультминутка «Богатыри».

Приложение.

МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”

Методическая разработка

урока основ православной культуры в 4 классе.

УМК “Школа России”

по теме:

“ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА”

Педагог: Быстрых Н.А.

г.Гатчина

2013

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.

Задачи урока:

  1. Предметные:
  • познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.
  • проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
  • представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.
  1. Метапредметные:
  1. Познавательные УУД:
  • Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
  • Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
  • Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).
  • Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
  1. Регулятивные УУД:
  • Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  1. Личностные

Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.

Форма урока: традиционная.

Оборудование:

  1. Учебник:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. На электронном носителе – М.: Просвещение, 2012.

  1. Листы с исследовательскими заданиями.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)
  4. ПК, проектор.

Основы православной культуры ведутся в 5-х классах школы как спецкурс (поставлен в расписание). Так как школа работает как Региональная экспериментальная площадка «Проектирование образовательной среды на основе принципа индивидуализации: внутриорганизационный и сетевой ресурс», утвержден приказом министерства образования и науки Волгоградской области от 28.04.2014 года № 518.

Спецкурс разработал в рамках проекта с целью индивидуализации образовательного проекта (индивидуализацию понимаем-как «дойти до каждого» с использованием тьютерских технологий) Спецкурс - это продолжение ОРКСЭ, которой велся в 4 классе, учитель, используя учебник А.В. Кураева другую дополнительную литературу создал авторскую программу. Урок «Защита Отечества» урок-диалог с привлечением исторического материала: нашествие монголо-татар на Русь, 1240 год война со шведами, 1242 год война с немцами, война Ф. Ушакова; а также о православных защитниках Руси Д. Донском, А. Невском, Русских богатырях, Ф. Ушакове. Стихами Ф.И. Тютчева, философа Ильина. Суть урока была в том, чтобы сделать экскурс в историю и разобравшись с критериями «справедливых войн», попытаться увидеть являются ли парадоксальными высказывания, взятые из христианских заповедей: 1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»; 2) «Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду»; 3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Обучающиеся пришли к общему мнению, что противоречий в высказываниях нет, так в первой и второй заповедях речь идет о личностном, а третье посвящено защите Отечества.

Основы православия

Учитель: Ребята, посмотрите на предложенный фоторяд.

‒ Какие мысли возникают у вас по поводу этих фотографий?

‒ Что такое война?

‒ Какие причины войны?

‒ Какие войны вы знаете?

‒ К чему приводят войны в экономическом плане, в социальном и духовном?

‒ На какие категории можно разделить войны?

‒ Приведите примеры агрессивных войн.

‒ Приведите примеры оборонительных войн.

‒ Как можно назвать оборонительную войну? (справедливой)

Учитель: А справедливую войну можно назвать Защитой Отечества? Так как мы назовем тему урока?

Тема: «Защита Отечества».

Учитель: Войны - это есть отношения между людьми, где каждый играет разные социальные роли: воины, военноначальники, духовные наставники. Так какая же наша цель урока?

Обучающиеся: выяснить критерии справедливых войн, узнать о защитниках, в том числе и о святых.

Учитель: Я вам дам несколько библейский высказываний:

1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»

2) «Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду»

3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих»

4) «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны»

Учитель: Посмотрите на вопросы. Секунду подумайте и оставим их пока.

Обучающиеся: Захватнической войной можно назвать нашествие монлого-татар на Русь в XII веке. Это были кочевые племена. Один за другим исчезали в огне пожаров деревянные русские города; были убиты десятки тысяч людей. Вся Русь была завоевана на 240 лет монголами. Они собирали с Руси огромную дань, настраивали князей друг на друга. Убивали их. Монголо-татары контролировали всю жизнь Руси. Русские князья всячески сопротивлялись.

Ученик. Дмитрий Донской.

Он был первым московским князем, возглавившим борьбу против татар. В 1380 году Дмитрий выступил навстречу полчищам Мамая, двигавшимся на Русь. Сражение произошло на Куликовском поле, он подошел к реке Дон и сжег за собой мосты. Он дал понять, что назад дороги нет. Он одержал победу, за что получил прозвище Донской. Дмитрий Донской поехал за благословением к Сергию Радонежскому.

Кто такой Сергий Радонежский?

Ученица. Сергий Радонежский.

Ученица. После смерти родителей он начал жизнь отшельника-монаха около местечка Радонеж. Он молился, учил других христианским заповедям. Он основал Троице-Сергиевский монастырь. Он обладал высоким нравственным авторитетом, у него было много учеников и они основали около 30 монастырей. Он считается заступником земли русской. Именно к нему за благословением приехал Дмитрий Донской. Послал своих монахов (бывших) воинов - Пересвета и Осляблю. Участие монахов в боевых действиях было нарушением церковных канонов, но Сергий взял на себя грех. Сергий уговаривал князя избежать кровопролития, решить вопрос мирно. Князь ответил, что все возможности исчерпаны. Путей к миру нет и тогда Святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом! Ты победишь» И послал своих бывших воинов, теперь монахов Пересвета и Осляблю, которые вышли на Куликово поле.

Учитель: Какой вывод сделаем?

Ученики: Борьба с монголо-татарами была справедливой, так как была направлена на защиту своих алтарей, сестер, матерей, своей Родины. Защитники одержали победу, потому что были благословлены и глубоко верили в победу.

Учитель: Другим защитником Руси был Александр Невский.

Обучающиеся. В 1240 году шведы начали наступление на новгородские земли. Их корабли с многочисленным войском вошли в реку Неву. Новгородский князь Александр со своей конной дружиной выступил в поход. Он напал внезапно. Но шведы оказались стойкими бойцами, битва затихла лишь с наступлением темноты. Враг отступил к своим кораблям. Еще одно славное имя - Александр Невский. А. Невскому принадлежат слова «Не в силе Бог, а в правде».

Обучающиеся дали пояснение, как поняли слова: нас меньше, но мы выступаем за правое дело.

Ученик. В 1242 году немецкие рыцари крестоносцы наступают вновь на Псков. Александр со своим войском выступил к Чудскому озеру. Немцы выстроились свиньей, при этом были тяжело вооружены. Подтаявший лед начал давать трещины. Рыцари обратились в бегство. Здесь тоже А. Невский обращается к Богу. «Суди меня Боже и рассуди распрю мою с высокомерным народом».

Обучающиеся дали пояснения. Суди Боже, война - это грех, но нет другого пути, как сражаться за Родину свою, потому что враг напал на Русь.

Учитель: А. Невский был князь миротворец. Он был дипломатом, и в результате его диалога с монлого-татарами на Руси установилось спокойствие.

Учитель: Обратимся к стихам А. Майкова, который описывает последние часы перед смертью.

«Тихо лампада пред образом Спаса горит

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит.

Снится ему Ярославов в Новгороде двор

В шумной толпе и мятеж, и раздор,

Все собралися концы и шумят.

«Все постоим за святую Софию, - вопят, -

Дань ей несут от Угорской земли до Ганзы

Немцам и шведам страшней нет грозы.

Сам ты водил нас, и Биргер твое

Помнит досель на лице, чай, копье!

Рыцари, - памятен им пооттаявший лед!

Конница, словно как в море летит кровяном!

Бейте, колите, берите живьем

Лживый, коварный, пришельческий род!

Нам ли баскаков пустить

Грабить казну, на правеж нас водить?

Злата и серебра горы нас в погребах, -

Нам ли валяться у хана в ногах!

Бей их, руби их, баскаков поганых, татар!»

И разлилася река, взволновался пожар.

Князь приподнялся на ложе своем,

Очи сверкнули огнем,

Грозно сверкнули всем гневом высокой души, -

Крикнул: «Эй, вы, торгаши!

Бог на всю землю послал злую музду.

Вы ли одни не хотите его покориться суду?

Ломятся тьмами ордынцы на Русь - я себя не щажу…»

Учитель: О чем идет речь в стихотворении? (О переосмыслении жизни, о том, что делал не так, что много грешил). А. Невский принимает схимну. Он отрекается от мирского и посвящает себя Богу.

Учитель: Прочитайте отрывок из моей книги о смерти А. Невского «Зашло солнце земли русской…» (Энциклопедия «Герои Русской истории»). Здесь произошло чудесное явление. Князь умер, в его руку митрополит должен был вложить грамоту, но навеки взял ее сам.

Учитель: И еще об одном военноначальнике - молитвеннике Ушакове давайте поговорим.

Ученики: Великий полководец, не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного солдата. Получил все возможные почести, но в конце жизни ушел в монахи, дабы понимал, какие грехи на нем: всю жизнь воевал.

Учитель: А теперь прочитаем стихотворение Федора Тютчева «Славянам», в котором показано, как сражались славяне, не жалея жизни в справедливых войнах.

Man mu? Die Slaven an die Mauer drucken?

Они стоят, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмем!»

Ну как бы им не оборваться

В задорном натиске своем!...

Да, стенка есть - стена большая, -

И нас не трудно к ней прижать.

Да польза-то для них какая?

Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,

Хоть и гранитная скала, -

Шестую часть земного круга

Она давно уж обошла.

Ее не раз и штурмовали

Кой-где сорвали камня три,

Но напоследок отступали

С разбитым лбом богатыри…

Стоит она, как и стояла,

Твердыней смотрит боевой.

Она не то, чтоб угрожала, но

Каждый камень в ней живой…

Так пусть же бешеным напором

Теснят вас немцы и прижмут

К ее бойницам и затворам,

Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,

Как ни грози вам буйство их,

Не выдаст вас страна родная,

Не оттолкнет она своих.

Она расступится пред вами

И, как живой для вас оплот,

Меж вами станет и врагами

И к ним поближе подойдет.

Учитель: О чем говорит этот отрывок?

Ученики: Не только русские воины сражались, не щадя своей жизни, но и Родина помогала им, с Божьей помощью.

Учитель: Прочтите последнюю строчку «Не выдаст вас страна родная, не оттолкнет она своих».

Сделаем вывод.

Обучающиеся: Войны, которые велись, были справедливыми, так как были направлены на защиту сестер, матерей, алтарей, защиту Родины. Защитники - это были люди, любящие свою Родину, глубоко верующие, не щадившие свою жизнь, причисленные к лику святых.

Учитель: А вот теперь вернемся к нашим вопросам, которые написаны на доске. Они взяты их христианских заповедей. Не противоречат ли они тому, о чем мы только что говорили? Нет ли парадокса между 1, 2 и 3 высказываниями?


Тезис №1
«Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас».

Учащиеся:

Ученик 1 . Если отвечать на зло, то зло накопится в человеке и разрушит его внутренний мир, зло станет естественным и человек будет видеть белое черным.

Ученик 2. Зло будет расти. Чтобы жизнь людей не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен отказываться от защиты своих личных интересов. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят: «Лучший бой - это тот бой, которого удалось избежать».

Ученик 3. Можно всех сокрушать, идти к вершине власти. Таких героев надо бояться. (Немецко-фашистские захватчики, Гитлер, Наполеон)

Ученик 4. Человеку сделали зло, он должен перестроиться внутри себя, научиться бороться со злом внутри себя. Когда дашь гневу вырваться, надо понять, что это плохо, укрепиться в добре, а значит духовно вырасти. Надо просто изменить свой внутренний мир.


Тезис №2.
«Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду».

Учитель: Прочитайте в моей Библии высказывание «Не судите брата».

Учитель: Что можем сказать об этом?

Обучающиеся: 1. Эта заповедь близка первой. Суть та же: не отвечать злом на зло, прежде всего обратить внимание на себя. Нужно быть самим глубоко нравственным человеком, чтобы судить других.

2-й ученик. Не совсем согласен, так как бывает гнев уместный. У нас в учебнике есть рассказ о семье Табаковых: бандит ворвался в дом, где были дети; стал издеваться над сестрой; мальчик ударил бандита ножом, защищая сестру. Бандит детей убил, а мальчик посмертно был награжден президентом за геройский поступок.

3-й ученик. Я приведу еще один пример философа из учебника: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практических последствий ненависти к врагам». Если мы думаем, что, оскорбив друг друга - конфликт исчерпан, то не всегда так бывает. Некоторые люди могут продолжить конфликт и в него могут быть вовлечены дети, родители, прокуратура.

4-й ученик. Я согласен. Возьмем пример из истории. Был убит наследник австро-венгерского престола, и так как государства взаимосвязаны друг с другом: они стали объявлять друг другу войну. Началась первая мировая война, в которой приняли участие 39 государств.

Учитель: какой вывод сделаем?

У вас на партах лежат на партах тексты философа Ильина «О самопредании злу». Прочитайте.

«Слабые люди с трудом выносят опасность гибели, быстро деморализуются и предаются постыдным влечениям, однако люди сильные духом, отвечают на внешние бедствия обратным процессом - духовным очищением и укреплением в добре…»

«Когда делаешь добро, душа исцеляется вся и вся, сияет светом и уже по-новому обращается к Богу, к людям и к миру».


Тезис №3.
«Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Если зло поднято на штыках и направлено против государства, то Родину свою защищать нужно. Есть ли парадокс между 1 и 2 тезисом и 3?

Ответы разные. Но пришли к единому мнению: первые 2 вопроса носят личностный характер, христианские заповеди обращены к каждому конкретному человеку, а вот в третьем вопросе речь идет о наступлении врагов на Родину. То есть мы рассматриваем библейские высказывания в широком смысле слова. Поэтому защитники не щадили жизни, так как война есть уничтожение, разрушение, гибель. Здесь нет противоречий, когда речь идет о тебе, то нельзя отвечать злом на зло, но если зло поднято на ружье, на нашу страну, то нужно защищать Родину.


Тезис №4.
«Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны».

Учитель : О чем идет речь?

Так как войны занимают половину из тысячелетия, то мы должны решать вопросы мирно. Если война закончилась, нельзя относиться плохо к людям, воевавших на стороне врага. Нельзя добивать раненых во время войны, нельзя издеваться над людьми. Только мир делает людей добрее и справедливее.


Вывод:
Надо бороться со злом, надо стремиться к добру, нельзя осуждать людей, делать им плохо. Все плохое вернется к тебе. Но если враги напали - надо жизнь свою не щадить. И все-таки стараться решать все вопросы путем дипломатии. Родина превыше всего. Мы должны гордиться ею и славить Отечество своими делами. Закончим соборным пением «Славься Отечество», автор музыки Глинка

Рефлексия.

1) Что было познавательное в уроке?

2) Что вы получили в личностном плане?