Наланда — Энциклопедия буддизма. Наланда — Энциклопедия буддизма Образовательная программа университета Наланда

Школы Понятия Хронология Критика буддизма Проект | Портал

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады . Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты , обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем (англ.) .

1 сентября 2014 года прошли первые занятия в современном Международном Университете Наланды в близлежащем городе Раджгир с участием 15 студентов.

Дань памяти

Монастырь упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей.

Некоторые современные буддийские организации названы в честь Наланды, например, Монастырь Наланда во Франции .

Выдающиеся учёные Наланды

  • Бодхидхарма - основатель буддистского направления Чань (яп. Дзэн), крупнейший проповедник буддизма в Китае.
  • Васубандху - автор трактата Абхидхармакоша и основатель школы Йогачара .
  • Нагарджуна - основатель крупнейшей буддистской школы Махаяны и учения Мадхъямики .
  • Наропа - основатель тибетской буддистской традиции Кагью

См. также

Напишите отзыв о статье "Наланда"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Наланда

«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.

Наланда ― место, находящееся недалеко от Раджгира. Здесь располагался наиболее известный из древних индийских университетов. Наланда была процветающим городом во времена Будды. Он посещал его во время своих миссионерских странствий. В Наланде Будда останавливался вместе со своими учениками в манговой роще Амбаваны. У нас есть обширные сведения об университете Наланды благодаря трудам Сюань Цзаня и Фа Сяня, оставивших заметки о своих путешествиях и о пребывании в университете.

Первый монастырь в Наланде построил царь Кумара Гупта (415-455 н.э.). Эта была семинария для обучения буддийских монахов. Она находилась неподалёку от города и по этой причине была выбрана монахами как идеальный центр для буддийского обучения. В результате разрастания и расширения этой семинарии возник университет Наланды. Царь Буддха Гупта (455-467 н.э.), царь Джатагатха Гупта (467-500 н.э.), царь Баладитья (500-525 н.э.) и Виджра (525) поспособствовали расширению университета в плане дополнительных сооружений. Царь Баладитья возвел святилище в 300 футов высотой. Его сын Виджра построил пятый монастырь. Царь Харша Силадитья построил шестой монастырь и окружил университет девятью высокими стенами.

В десятом веке, когда в университет пришел Сюань Цзань, здесь проживало 10.000 студентов. Все они прибыли сюда из различных частей Индии и других стран. Это был ведущий индийский университет. Его ректором считался самый выдающийся буддийский учёный в Индии и во время проживания Сюань Цзаня таковым был Силабхадра Маха Тхера. В то время здесь находилось 10.000 учеников, 1510 учителей и 1500 рабочих. Ученики прибывали из Тибета, Китая, Японии, Кореи, Суматры, Явы, Шри-Ланки.

К обучению в университете допускались прошедшие устный экзамен. Его принимал в вестибюле профессор, которого звали Двара Пандита. Необходимо было хорошо знать санскрит, поскольку обучение проводилось именно на нём. Все китайские монахи, желавшие получить высшее образование в Индии, вначале отправлялись на Яву, чтобы отточить навык во владении санскритом. Сюань Цзань писал, что только 20% иностранных студентов проходили сложные экзамены. Среди индийцев процент был повыше ― 30%. Таким образом, стандартные требования были высокими. На сдачу экзаменов не влияли ни касты, ни мировоззрение, ни национальность ― в полном согласии с буддийским подходом. В университете не было студентов на заочном обучении. Университет обеспечивался за счёт доходов семи деревень по указу царя. Изучение буддизма Махаяны было обязательным. Также ученик мог выбрать изучение доктрин других 18 буддийских школ Хинаяны, равно как и светские предметы: науку, медицину, астрологию, изобразительное искусство, литературу, коммерцию, управление и так далее. Также преподавались шесть систем индуистской философии. На самом высоком здании находилась обсерватория. Частью университетского курса обучения были лекции, дебаты, обсуждения. Сюань Цзань писал, что каждый день давалось 100 лекций. В Университете царила образцовая дисциплина.

Крупную роль сыграла Наланда в пропаганде буддизма и распространении индийской культуры за рубежом, особенно в Китае и Тибете. Без преувеличений можно сказать, что в период расцвета (VII- Х вв.) Наланда была одним из крупнейших азиатских центров образования и науки. Из Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, Индокитая, Индонезии, Цейлона в Индию съезжались ученые-буддисты, желавшие завершить свое образование под руководством прославленных учителей. Так у И Цзина мы узнаем, что за сорок лет между поездкой Сюань Цзана и его собственной, в Индии побывало 56 ученых из стран Восточной Азии и большинство их обучалось в Наланде. Еще больше иностранцев приезжало в Индию в последующие столетия. Получив здесь всестороннее образование, собрав сотни ценнейших рукописей, они возвращались на родину, где основывали буддийские общины, обучали соотечественников санскриту и переводили на свои языки произведения индийской литературы. Так индийская культура просачивалась в самые отдаленные страны Азии.

Университет занимал площадь в 30 акров. Здесь было три больших библиотеки: Ратна Сагара, Ратна Ниди, Ратна Ранджана, одна из которых была девятиэтажной. Наланда известна величайшими буддийскими мыслителями, среди которых можно выделить Нагарджуну, Арьядэву, Дхармапалу, Силабхадру, Сантаракшиту, Камаласелу, Бхавивеку, Дигнагу, Дхармакирти. Их работы представлены четырнадцатью тибетскими и китайскими переводами. Оригиналы, однако, канули в лету, когда мусульманские захватчики под предводительством Бхактиара Кхилджи сожгли университет и обезглавили монахов в 1037 году. До этого момента Наланда процветала тысячу лет, была кладезем мудрости и обучения, единственным в своём роде во всём мире.

Бхактиар Кхилджи вторгся в Магадху и напал на Наланду прямо в тот момент, когда монахи собирались обедать. Это подтверждено археологическими свидетельствами, которые показали, что монахи оставляли еду в большой спешке. Этот же факт подтверждает и то, что в зернохранилищах остался обуглившийся рис. Благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европейцам впоследствии, сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.

Руины и раскопки Наланды охраняются индийским правительством. В 1958 году президент Индии Раджендра Прасад торжественно открыл Нава Наланда Вихараю рядом с местом, где располагался древний университет.

Сейчас почти все развалины приведены в порядок, а территория самого комплекса заботливо ухожена и местами похожа на огромный цветник, с чистыми дорожками, скамеечками, клумбами.

К сожалению, мы можем увидеть только развалины монастыря. Но и они поражают своими масштабами. По словам археологов, большая часть зданий пока остаётся скрытой под землёй. Но так как даже то, что уже открыто для взора, занимает площадь в полторы сотни тысяч квадратных метров, то не остаётся сомнений в том, что университет был внушительных размеров.

На месте сегодняшних руин когда-то располагались несколько храмов, семь монастырей, многочисленные здания для занятий (по некоторым подсчётам их было несколько сотен), большие аудитории, общежития. Помимо этого, конечно же, тут стояли и другие постройки – это был целый город, ограниченный стенами, и в нём было всё, что необходимо для нормальной жизни (а проживало в Наланде примерно десять тысяч человек) и прекрасного обучения.

Даже развалины монастырей позволяют увидеть многое ― лекционные залы, студенческие комнаты, помещения для приготовления пищи, можно даже видеть, как устроена была система вентиляции и канализации. Широкий фундамент, сохранившиеся основания стен позволяют представить себе величину зданий..

В центре комплекса возвышалось большое учебное заведение с примыкающими к нему восемью отдельно стоящими просторными залами. Сказочно красивые павильончики увенчивали великолепные, ярко раскрашенные многоэтажные здания. Среди них вы-делялась обсерватория, касавшаяся, по словам Сюань Цзана, своим башенным верхом облаков. Многочисленные помещения для священнослужителя и наставников, сгруппированные вокруг внутренних двориков, отличались богатством убранства: расписные карнизы, резная балюстрада, красные столбы, покрытые резьбой и живописью, на крышах блестела и переливалась тысячами оттенков яркая цветная черепица.

Отдельные здания были выше 60 м, и в одном из них - пятиэтажном- стояла медная статуя высотой 24 м. Крыши были покрыты, возможно, позолоченной медью или цветной черепицей. Во внутреннем убранстве применялись драгоценные камни и самоцветы. Деревянные колонны и балки ярко раскрашивались (часто в красный цвет). Самое высокое здание в Наланде, достигавшее высоты около 90 м, являлось одним из крупнейших сооружений своей эпохи.

Весь учебный городок был обнесен стеной с угловыми башнями и несколькими воротами. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На воротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей Наланды и, таким образом, с самого начала проникался уважением к этому храму науки.

Лучше всего до нашего времени сохранилась ступа Шарипутры, с наружными лестницами, лепными изображениями Будды на стенах, со множеством маленьких ступ рядом. Очевидно, и другие храмы были столь же богато украшены скульптурами и барельефами. История этой построения этой ступы такова:

Ближайшие ученики Будды - Шарипутра и Маудгальяна были родом из Раджгира, селения, находящегося недалеко от Наланды. Именно в Раджигир вернулся Шарипутра, чтобы прочесть свои последние проповеди перед уходом в паринирвану.

В одной из Джатак так описывается его уход: «узнав об уходе Шарипутры в нирвану, владыка богов Индра в окружении многих сотен тысяч божеств, взявших цветы, благовония и другие предметы жертвоприношения, направился в ту сторону, [где совершалось это событие]. Боги тесно сгрудились на верхнем небе, дождем хлынули их слезы, а выпавшие цветы покрывали землю до колен.

Все жители города и его окрестностей, узнав, что Шарипутра перешел в нирвану, взяли с собой необходимые для жертвоприношения предметы ― животное и растительное масло, благовония, цветы, прибыли на место и, охваченные нестерпимой скорбью, совершили жертвоприношение.

Затем владыка богов Индра отдал Вишвакарме следующее распоряжение: «Приготовь колесницу, украшенную многими драгоценностями! На нее положи телесную оболочку Шарипутры». После этого боги, наги, якши, царь, сановники, все население страны, громко стеная, доставили [останки Шарипутры] в спокойное и благостное место». Так тело Шарипутры было перенесено в Наланду, где сами боги совершили над ним прощальные ритуалы. Над останками Шарипутры Анатхапиндадой была построена ступа.

Побродив по руинам монастыря можно почувствовать витающий дух познания. Буддизм – это традиция, связанная с обучением. Что делает его по-своему уникальным. Будда - просветленное существо, о котором можно сказать, что оно ― идеальный ученый, тот, кто пришел к окончательному и совершенному постижению природы реальности. И этого постижения было достаточно для того, чтобы Будда освободился от страдания. Потому что он осознал, что сама реальность дает нам возможность освободиться от страданий, если понять ее природу. Именно идея глубинного познания реальности и лежала в основе университетского обучения в Наланде. Образование ― целью которого было достижение пробуждения. Сейчас это благодатное место, пронесшее сквозь века дух ученой мудрости, состояние глубокой сосредоточенности и покоя, посещают тысячи туристов со всего мира.

Х орошо известно, что расцвет буддизма в Индии обозначил начало золотого века индийской культуры и цивилизации. Влияние буддизма охватило все аспекты индийской цивилизации. Это сильно расходится с тем, что произошло с Римской Империей в Европе с возникновением христианства. С приходом могущества христианства Европа вступила в тёмные века. Во время этого периода всякое развитие, достигнутое греками и римлянами, пришло к стагнации. Были закрыты школы и философские центры. Под руководством прелата христианская толпа сожгла знаменитую александрийскую библиотеку. Учёную, философа и учителя Гипатию притащили в церковь и заживо содрали плоть с её тела. В результате этих зверств Европа погрузилась во тьму невежества и нищеты на тысячу лет. Тёмные века европейской истории на самом деле были золотым веком Христианской Церкви, поскольку именно в это время она обратила в свою веру варваров. Великие философы и учёные Европы, оставившие свой след в человеческой цивилизации, были до-христианскими язычниками, жившими до расцвета христианства: Платон, Сократ, Аристотель, Сенека, Плиний и другие. Христианская же эра характерна отсутствием таких людей. В тёмные века превалировали безграмотность и религиозная нетерпимость.

В конце этого периода мусульмане завоевали части Римской Империи и обосновались в Испании, Португалии и некоторых регионах Франции. Они ввели учения греков и римлян, и привнесли знания, которые собрали посредством связей с Индией. Это привело к реформам Мартина Лютера, который пошатнул власть Католической Церкви. Последующая либеральная политика протестантов привела к Ренессансу, после чего европейцы сломили власть Церкви, и в европейской цивилизации начался прогресс.

В противоположность всему этому восхождение буддизма в Индии привело к появлению многочисленных центров учёности, которых не было прежде. Буддийские монахи могли выбрать либо жизнь в медитации в лесу, либо жизнь, посвящённую обучению, наставлению, распространению Дхаммы, и в результате подобной монашеской деятельности появились места, где можно было получить образование. Такие центры монашеского образования (пиривены) постепенно развивались, и некоторые из них превратились в полноценные университеты. В итоге в буддийской Индии возникло шесть больших университетов, получивших огромную известность:


1. Наланда
2. Викрамасила
3. Одантапури
4. Джагаддала
5. Сомапура
6. Валлабхи


Университет Наланда


Наланда - наиболее известный из древних индийских университетов. Индийский Департамент Археологии обнаружил место и руины университета Наланды. Он находился в нынешнем штате Бихар, на земле древнего царства Магадхи. Магадха известна как колыбель буддизма. Бихар получил такое название из-за большого числа Вихар или буддийских монастырей. Наланда была процветающим городом во времена Будды. Он посещал его во время своих миссионерских странствий. В Наланде Будда останавливался вместе со своими учениками в манговой роще Амбаваны. Наланда также известна как родной город Дост. Сарипутты. Царь Ашока воздвиг ступу на месте, где тот был кремирован.

У нас есть обширные сведения об университете Наланды благодаря Сюаньцзаню - выдающемуся китайскому учёному, который прибыл сюда для обучения во времена царствования Харша-Силадитьи. Вернувшись в Китай, он написал знаменитый труд «Та-Танг-Си-Ю-Ки» о буддийских странствиях по западному миру. Эту работу перевёл на английский язык Самуил Бил, британский учёный, долгое время бывший послом в Китае.

Европейские археологи называют эту работу сокровищницей точной информации. Там они нашли бесценные сведения, которые помогли обнаружить древние святыни буддийской Индии. Индийцы и индийские учёные ничего не знали об этих местах и ни в чём не могли помочь археологам. И Цинь (675-685) был ещё одним китайским монахом, который прибыл в Индию и обучался в Наланде. Как и Цань, он оставил заметки о своих путешествиях, в том числе о Наланде и его пребывании там. Во времена визита Фа Хиона Наланда была обычным буддийским монастырём. Тибетский историк лама Тараната также упоминает о Наланде в своих работах.

Первый монастырь в Наланде построил царь Кумара Гупта (415-455 н.э.). Эта была семинария для обучения буддийских монахов. Она находилась неподалёку от города и по этой причине была выбрана монахами как идеальный центр для буддийского обучения. В результате разрастания и расширения этой семинарии возник университет Наланды. Царь Буддха Гупта (455-467 н.э.), царь Джатагатха Гупта (467-500 н.э.), царь Баладитья (500-525 н.э.) и Виджра (525) поспособствовали расширению университета в плане дополнительных сооружений. Царь Баладитья построил святилище в 300 футов высотой. Его сын Виджра построил пятый монастырь. Царь Харша Силадитья построил шестой монастырь и окружил университет девятью высокими стенами.

В десятом веке, когда сюда прибыл Сюаньцзань, здесь проживало 10.000 студентов. Все они прибыли сюда из различных частей Индии и других стран. Это был ведущий индийский университет. Его ректором считался самый выдающийся буддийский учёный в Индии и во время проживания Сюаньцзаня таковым был Силабхадра Маха Тхера. В то время здесь находилось 10.000 учеников, 1510 учителей и 1500 рабочих. Ученики прибывали из Тибета, Китая, Японии, Кореи, Суматры, Явы, Шри-Ланки.

Принятие в университет осуществлялось посредством устного экзамена. Это осуществлялось в вестибюле профессором, которого звали Двара Пандита. Необходимо было хорошо знать санскрит, поскольку обучение проводилось именно на нём. Все китайские монахи, желавшие получить высшее образование в Индии, вначале отправлялись на Яву, чтобы отточить навык во владении санскритом. Сюаньцзань писал, что только 20% иностранных студентов проходили сложные экзамены. Среди индийцев процент был повыше - 30%. Таким образом, стандартные требования были высокими. На сдачу экзаменов не влияли ни касты, ни мировоззрение, ни национальность - в полном согласии с буддийским подходом. В университете не было студентов на заочном обучении. Университет обеспечивался за счёт доходов семи деревень по указу царя. Изучение буддизма Махаяны было обязательным. Также ученик мог выбрать изучение доктрин других 18 буддийских школ Хинаяны, равно как и светские предметы: науку, медицину, астрологию, изобразительное искусство, литературу, коммерцию, управление и так далее. Также преподавались шесть систем индуистской философии. На самом высоком здании находилась обсерватория. Частью университетского курса обучения были лекции, дебаты, обсуждения. Сюаньцзань писал, что каждый день давалось 100 лекций. В Университете царила образцовая дисциплина.

Университет занимал площадь в 30 акров. Здесь было три больших библиотеки: Ратна Сагара, Ратна Ниди, Ратна Ранджана, одна из которых была девятиэтажной. Наланда известна величайшими буддийскими мыслителями, среди которых можно выделить Нагарджуну, Арьядэву, Дхармапалу, Силабхадру, Сантаракшиту, Камаласелу, Бхавивеку, Дигнагу, Дхармакирти. Их работы представлены четырнадцатью тибетскими и китайскими переводами. Оригиналы, однако, канули в лету, когда мусульманские захватчики под предводительством Бхактиара Кхилджи сожгли университет и обезглавили монахов в 1037 году. До этого момента Наланда процветала тысячу лет, была кладезем мудрости и обучения, единственным в своём роде во всём мире.

Бхактиар Кхилджи вторгся в Магадху и напал на Наланду прямо в тот момент, когда монахи собирались обедать. Это подтверждено археологическими свидетельствами, которые показали, что монахи оставляли еду в большой спешке. Этот же факт подтверждает и то, что в зернохранилищах остался обуглившийся рис. Руины и раскопки Наланды охраняются индийским правительством. В 1958 году президент Индии Раджендра Прасад торжественно открыл Нава Наланда Вихараю рядом с местом, где располагался древний университет. Мастер Трипитаки Дост. Джагадиш Кашьяп был назначен главой этого учреждения. Далай-Лама передал индийскому правительству прах известного ученика Наланды - Сюаньцзаня. Китайское правительство проспонсировало строительство мавзолея для сохранения этих реликвий. Мусульмане донесли саму идею об университете на Запад, и таким образом в западном мире появились свои университеты.


Университет Викрамасила


Считается, что Викрамасила находилась на берегах реки Ганг возле северной части Магадхи. Хотя прежде это место не могли найти, в 1980 году индийская газета "Seatchlight" сообщила об обнаружении руин Викрамасилы доктором Б.С. Вармой - главным археологом в рамках проекта по обнаружению Викрамасилы.

Согласно этим данным Викрамасила находилась на территории нынешней деревни Античак, Кахалагон, что в округе Багалпур. Викрамасила была таким же заведением, как и Наланда, и была основана монахом по имени Камапала под патронажем царя Дхармапалы (770-810 н.э.), который предоставил землю. Более поздний царь Ясапала также покровительствовал университету, делая щедрые дары в виде предоставления земель. Во время правления царей Палы университет сравнялся с Наландой и даже в чём-то превосходил его.

В центре университета находился главный лекционный зал. Он назывался Видьягриха. В это здание вело шесть входов. Каждый вход находился рядом с одним из монастырей, в котором проживали студенты и порядка 150 учителей. Как и Наланда, университет Викрамасилы был также окружён высокими стенами. Экзамены на вступление принимали шесть Двара Пандитов - профессоров. Здесь также придерживались высоких стандартов. В обучении и административных делах было задействовано 108 профессоров. Предпочтение отдавалось тантрическому буддизму.

Наиболее известным учёным Викрамасилы был Дипанкара Шри Гнана, также известный как Атиша (960-1055). Он был широко известен как буддийский проповедник в Тибете и тибетцы высоко его чтят. Когда он находился в Викрамасиле, его пригласили обучать и распространять буддизм в Тибете. Некоторое время он откладывал эту поездку, чтобы завершить работу в Викрамасиле, а затем отправился в путь в 1038 году, чтобы утвердить в стране гор буддийское обучение.

Во время жизни Шри Гнаны Викрамасила достигла высочайшей славы и величия. Управлялся университет профессорским составом, который занимался вопросами образования, администрации, дисциплины и вступительными экзаменами. Университет был открыт в 800 году и просуществовал до тех пор, пока не был разрушен мусульманскими захватчиками.


Университет Одантапури


Одантапури считался вторым старейшим буддийским университетом Индии. Он располагался в Магадхе, в шести милях от Наланды. Здесь учился Ачария Шри Ганга из Викрамасилы. Позже он перевёлся в университет Одантапури, в основании и поддержании которого помогал царь Гопала (660-705). Согласно тибетским источникам, здесь обучалось 12.000 студентов. Однако наши познания об этом университете скудны и другие подробности неизвестны. Как и остальные университеты, этот также пал от рук мусульманских захватчиков. Считается, что они ошибочно принимали высокие университетские стены за крепости, а монахов считали бритоголовыми брахманами-идолопоклонниками.


Университет Джагаддала


Есть сведения, что университет Джагаддалу основал царь Рамапала (1077-1129). Этот университет был величайшей постройкой, осуществлённой царями Пала. Здесь изучали и распространяли тантрический буддизм. Использовались методики, практики и традиции Наланды. Когда Наланда, Викрамасила и Одантапури лежали в руинах из-за нашествия мусульман, буддийский учитель Сакья Шри Бхадра вступил в университет Джагаддалы. Считается, что его ученик Данасила перевёл на тибетский язык десять книг. Сам же Сакья Шри Бхадра отвечал за распространение тантрического буддизма в Тибете. В Джагаддале он прожил семнадцать лет. В 1027 году мусульмане захватили и разрушили и этот университет.


Университет Сомапура


Университет Сомапура находился в восточном Пакистане. Царь Дэвапала (810-850) построил Дхармапала-Вихару в Сомапуре. Руины этого сооружения ныне покрывают площадь в одну квадратную милю. Здесь были большие врата и здания, окружённые высокой стеной. Насчитывалось 177 келий для монахов, помимо святилищ и храмов. Среди руин обнаружены столовая и кухня, а также остатки трёхэтажных зданий. Университет процветал в течение 750 лет и был заброшен после вторжения мусульман.


Университет Валлабхи


Этот университет достиг почти такой же известности как и Наланда. Цари Майтраки, правившие западной Индией, воздвигли в своей столице монастырь Валлабхи. Тогда как Наланда была центром буддизма Махаяны, то Валлабхи получил известность как университет буддизма Хинаяны. Цари Майтраки щедро спонсировали поддержание своего университета. Они всячески поощряли и содействовали буддийскому образованию в этом учебном заведении. В 7 веке Валлабхи стал таким же процветающим и знаменитым, как и Наланда. Сюаньцзань посещал этот университет и писал в своих заметках:


«Валлабхи густо населён. Страна богатая и процветающая. Здесь около сотни богатейших семей. В городе можно увидеть много завезённых предметов роскоши. Здесь примерно 100 монастырей и 6000 монахов. Большинство из них состоят в школе Саммитиев. Здесь также много индуистских храмов и населения, исповедующего индуизм. Во время своих странствий Будда посещал эти земли. Те места, которые он посещал, отмечены ступами, что построил царь Ашока.

Здесь примерно 100 храмов и 6000 монахов, обучающихся в университете Валлабхи. Они не верят, что Абхидхарма является учением Будды. Они придерживаются доктрины антарабхавы и являются сторонниками традиций пуггалавады, которые отрицают те учения Абхидхармы, которые не согласуются с учениями сутр».


И Цинь писал, что в Валлабхи учатся иностранные студенты. Они прибыли сюда из самых разных регионов - далёких и близких - и благодаря этим фактам мы знаем, что Наланда и Валлабхи были признанными центрами обучения в разных странах. Здесь была большая библиотека, поддерживаемая фондом, утверждённым царём, о чём есть свидетельство в виде надписи от царя Гухасены. В университете Валлабхи предпочтение отдавалось доктрине Саммитиев. В курс обучения входил сравнительный анализ религий. Вместе с этим также преподавались шесть систем индуистской философии, философии других школ буддизма, политика, юриспруденция, агрономия, экономика.

И Цинь отмечал, что выпускники университета демонстрировали свои умения в присутствии представителей царской власти, знати и других известных людей. Старцы Гунамоти и Стхираматик учились в Наланде и длительное время преподавали в университете Валлабхи. Считается, что они и были основателями этого университета. По этой причине система образования и работы была скопирована с Наланды. Университет Валлабхи процветал с 475 по 1200 год. Его постигла та же участь, что и все другие университеты - он был уничтожен мусульманами.

знаменитый исторический буддийский монастырский комплекс и университет в Северо-Восточной Индии , возникший в V веке.

Он просуществовал семь столетий, и был уничтожен в XII веке в ходе мусульманского вторжения.

Фактически это был первый университет Южной и Восточной Азии, где обучали не только буддизму и не только буддистов.

В университете Наланды располагались мастерские по копированию книг, буддийской живописи и бронзовой скульптуре.

Возможно, именно в Наланде сложились основные буддийские изобразительные каноны, которые в дальнейшем были принесены в искусство Непала и Тибета индийскими буддийскими монахами, бежавшими в XII века от исламского преследования.

Образовательная программа университета Наланда

Наланда славилась на весь мир не только выдающимися наставниками, но и строгим распорядком, а также высокими требованиями к студентам, которые должны были заучивать базисные тексты наизусть, хорошо знать комментаторскую литературу, участвовать в публичных тематических диспутах.

Программа-минимум предусматривала основательную подготовку по "пяти великим наукам":

Вторжение

В 1193 году унивеситет был разрушен в ходе мусульманского вторжения армии захватчиков во главе с Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам огнем и мечом. Тысячи буддийских монахов были сожжены живьем или обезглавлены, богатейшая в мире библиотека Наланды уничтожена в огне. Эти события нанесли сокрушительный удар развитию буддизма в Индии, с этого момента начался его упадок в этой стране. Это привело к тому, что в современной Индии всего 0,5% коренного населения исповедуют буддизм, этот показатель меньше, чем в России.
В XII веке укрываясь от преследования, многие буддийские монахи из Индии бежали в соседние Непал и Тибет .
В 1351 году на территории Тибета был создан монастырь, где обучались буддийской философии, под тем же названием - Наланда.

Современность

С XII века на месте Наланды остались частично сохранившиеся руины - теперь это исторический памятник, которым знаменита индийская провинция Бихар. Руины находятся в 90 км к юго-востоку от г.Патна, когда-то этот город являлся древней столицей Индии.

Поблизости от Наланды теперь расположился современный центр традиции Тхеравада.

Раскопанная археологами зона занимает площадь около 150 тысяч кв.м., но еще значительная часть территории не изучена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, которые были обнаружены при раскопках.

Индия, Сингапур и ряд других стран Юго-Восточной Азии обсуждают возрождение международного университета Наланда на протяжении последних 10 лет.

В 2007 году для этих целей был сформирован совет во главе с выдающимся индийским экономистом, лауреатом Нобелевской премии, Амартией Сеном. По его замыслу, возрожденный прославленный вуз должен стать в один ряд с такими известными в истории университетами, как Болонский, Кембриджский или Гарвардский.

Литература :
Андросов, Валерий Павлович . Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М., 2011, С.294-295.

Главный Храм

Наланда

Наланда комплекс

Наланда (Nâlandâ) - знаменитый буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший на протяжении около 1000 лет, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы Индии и зарубежных стран, cюда съезжались многочисленные паломники. Среди учителей и учеников были такие прославленные как Нагарджуна , Арьядева , Шантидева , Асанга , Васубандху и сам Падмасамбхава (см. Семнадцать Мастеров Наланды). Расположен университет на месте манговой рощи, которое посещал сам Будда Шакьямуни , неподалёку от Горы Грифов (Раджгир , провинция Бихар, Индия), в нескольких часах езды на автомобиле из Бодхгайи , главного места паломничества буддистов, где Будда Шакьямуни достиг просветления, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.

В настоящее время - исторический памятник и место паломничества. Даже современный человек, посетивший руины Университета Наланда не может не восхитится великолепием древнего образовательного института. Там преподавало около тысячи профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось около 9 миллионов книг. Расцвет Наланды пришёлся на империю Гупта. О Наланде пишет также китайский паломник Сюаньцзан.

Точная дата основания университета точно неизвестна, но некоторые историки считают, что это произошло ещё во времена царя Ашоки (III век до н.э.) Что известно так это то, что в течение около тысячи лет университет Наланда являлся самым значимым учебным центром в древнем мире не только по философии Махаяны и Хинаяны но также по таким наукам как медицина, логика, астрология и многим другим до тех пор пока он не был разрушен в результате нашествия Моголов в XII-м веке.

Одним из самых ярких достопримечательностей Наланды является ступа, построенная в честь Шарипутры , который, согласно традиции родился и умер в той местности. Великая библиотека Наланды была так велика, что, как утверждают источники, она горела в течение 3-х месяцев после того, как её подожгли Моголы.

В 1193 университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с Бахтияром Халджи. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, смогли убежать на Тибет. В 1351 на Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

Современный тибетский буддизм (Ваджраяна) сформировался благодаря деятельности учителей из Наланды в IX-XII веках. Учёные из Наланды сформулировали принципы