Касаткин, михаил андреевич. Касаткин николай алексеевич Касаткин м а

Биография

Родился в деревне Боярщина (ныне - Руднянского района Смоленской области). Работал учителем в Серпейской сельской школе. Во время Великой Отечественной войны ушёл в 1941 году добровольцем на фронт. Под Вязьмой попал в плен, но смог бежать. Организовывал партизанское подполье на Брянщине . В военные и первые послевоенные годы работал Председателем Понизовского и Думиничского райисполкомов, заместителем Председателя Калужского областного исполкома . В 1945-1948 учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС , после окончания которой был направлен в Приморье.

Директор Ворошиловского учительского института

Касаткину удалось в первый же год руководства институтом обеспечить почти полное (на 98,4 %) выполнение плана приёма студентов, который был провален в предыдущие два года , также полностью укомплектовать штат института преподавателями. Впоследствии план приёма студентов выполнялся полностью . В качестве директора института Касаткин посещал лекционные и семинарские занятие всех его преподавателей .

М. А. Касаткин также смог добиться существенных успехов в повышении квалификации педагогов института - направлении деятельности, которое практически не было каким-либо образом организовано до его прихода к руководству учебным заведением. Ряд преподавателей поступает на вечерний университет марксизма-ленинизма , сдают экзамены по кандидатскому минимуму - единственные доступные способы повышения квалификации для педагогов Ворошиловского учительского института . В 1953 году ассистент кафедры физики и математики В. Г. Дубинин поступает в очную аспирантуру , став первым преподавателем института, обучавшимся в очной аспирантуре. А в 1954 году благодаря усилиям руководства института в его состав впервые вошёл преподаватель, обладавший учёной степенью, - кандидат филологических наук Константин Васильевич Наумов, ставший заведующим кафедрой русского языка и литературы . В том же году преподаватели Ворошиловского учительского института впервые были командированы для участия в семинаре, проходившем в другом регионе страны .

Сам Касаткин с августа 1953 до мая 1954 года проходит повышение квалификации в Министерства просвещения РСФСР .

Директор Уссурийского педагогического института

Проведённая руководством Ворошиловского учительского института работа позволила создать в городе высшее учебное заведение. Распоряжением Совета министров СССР от 7 августа 1953 года за № 10709 и Совета министров РСФСР от 11 августа за № 4237 был создан (в 1957 года переименован в Уссурийский государственный педагогический институт), пришедший на смену Ворошиловскому учительскому институту. Первым директором Ворошиловского пединститута стал Максим Андреевич Касаткин .

Первый набор студентов в новый вуз был произведён в 1954 году. При этом к ранее существовавшим в учительском институте специальностям подготовки была добавлена новая - иностранные языки. Срок обучения в педагогическом институте стал составлять четыре года, вместо двух лет ранее - в учительском институте. Конкурс на одно место в пединституте с первого ж года его работы стал значительно большим, чем в учительском институте. Этому способствовала и активная агитационная работа, в частности впервые проведённый День открытых дверей . При этом, в педагогическом институте из 28 преподавателей уже 6 имели учёные степени .

В 1956 году в связи с увеличением продолжительности получения высшего образования в СССР руководством педагогического института был обеспечен переход на пятилетние образовательные планы, а срок обучения в вузе также увеличен до пяти лет .

В феврале 1958 года в педагогическом институте был открыты платные подготовительные курсы .

В 1959 году во многом благодаря М. А. Касаткину педагогический институт получил новое общежитие на улице Пушкина города Уссурийска, рассчитанное на 400 мест, особенно необходимое в связи с увеличением числа студентов .

В 1960 году М. А. Касаткин переведён в Калугу в качестве ректора .

Ректор Калужского педагогического института

Период пребывания М. А. Касаткина в должности ректора КГПИ связан с завершением строительства и открытием 22 октября 1970 года нового учебного корпуса по адресу: г. Калуга, улица Степана Разина, д. 26; студенческого общежития и жилого дома для преподавателей института.

Значительно расширены направления и способы подготовки специалистов. В 1976 году был восстановлен факультет начальных классов, в 1983 - открыт факультет русского языка как иностранного (в 1986 году преобразован в факультет по работе с иностранными студентами). В 1972 году в КГПИ создано подготовительное отделение по дневной форме обучения.

В 1975 году при ВУЗе была открыта аспирантура , а 1 апреля 1977 года - создан научно-исследовательский сектор.

Общественная и литературная деятельность

Ещё в феврале 1953 года Михаил Андреевич Касаткин избирался депутатом Ворошиловского городского совета .

М. А. Касаткин опубликовал 8 монографий, активно участвовал в общественной жизни города Калуги и Калужской области. Возглавлял Калужскую областную организацию общества «Знание », был председателем областных комитета защиты мира и совета ветеранов .

Награды

Примечания

  1. , с. 199.
  2. , с. 213.
  3. Однако, план приёма студентов до этого был несколько сокращён со 150 до 125.
  4. , с. 28.
  5. , с. 217.
  6. На научные командировки учителям института Министерством просвещения РСФСР финансовые средства не выделялись.
  7. , с. 234-235.
  8. , с. 236.
  9. , с. 235.
  10. , с. 28-30.
  11. , с. 29.

Михаил Андреевич Касаткин (3 ноября , д. Боярщина, Смоленская губерния - 28 сентября , Калуга) - кандидат исторических наук , профессор , ректор в - и в - гг.

Биография

Родился в деревне Боярщина (ныне - Руднянского района Смоленской области). Работал учителем в Серпейской сельской школе. Во время Великой Отечественной войны ушёл в 1941 году добровольцем на фронт. Под Вязьмой попал в плен, но смог бежать. Организовывал партизанское подполье на Брянщине . В военные и первые послевоенные годы работал Председателем Понизовского и Думиничского райисполкомов, заместителем Председателя Калужского областного исполкома . В 1945-1948 учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС , после окончания которой был направлен в Приморье.

Видео по теме

Директор Ворошиловского учительского института

Касаткину удалось в первый же год руководства институтом обеспечить почти полное (на 98,4 %) выполнение плана приёма студентов, который был провален в предыдущие два года , также полностью укомплектовать штат института преподавателями. Впоследствии план приёма студентов выполнялся полностью . В качестве директора института Касаткин посещал лекционные и семинарские занятие всех его преподавателей .

М. А. Касаткин также смог добиться существенных успехов в повышении квалификации педагогов института - направлении деятельности, которое практически не было каким-либо образом организовано до его прихода к руководству учебным заведением. Ряд преподавателей поступает на вечерний университет марксизма-ленинизма , сдают экзамены по кандидатскому минимуму - единственные доступные способы повышения квалификации для педагогов Ворошиловского учительского института . В 1953 году ассистент кафедры физики и математики В. Г. Дубинин поступает в очную аспирантуру , став первым преподавателем института, обучавшимся в очной аспирантуре. А в 1954 году благодаря усилиям руководства института в его состав впервые вошёл преподаватель, обладавший учёной степенью, - кандидат филологических наук Константин Васильевич Наумов, ставший заведующим кафедрой русского языка и литературы . В том же году преподаватели Ворошиловского учительского института впервые были командированы для участия в семинаре, проходившем в другом регионе страны .

Сам Касаткин с августа 1953 до мая 1954 года проходит повышение квалификации в Министерства просвещения РСФСР .

Директор Уссурийского педагогического института

Проведённая руководством Ворошиловского учительского института работа позволила создать в городе высшее учебное заведение. Распоряжением Совета министров СССР от 7 августа 1953 года за № 10709 и Совета министров РСФСР от 11 августа за № 4237 был создан (в 1957 года переименован в Уссурийский государственный педагогический институт), пришедший на смену Ворошиловскому учительскому институту. Первым директором Ворошиловского пединститута стал Максим Андреевич Касаткин .

Первый набор студентов в новый вуз был произведён в 1954 году. При этом к ранее существовавшим в учительском институте специальностям подготовки была добавлена новая - иностранные языки. Срок обучения в педагогическом институте стал составлять четыре года, вместо двух лет ранее - в учительском институте. Конкурс на одно место в пединституте с первого ж года его работы стал значительно большим, чем в учительском институте. Этому способствовала и активная агитационная работа, в частности впервые проведённый День открытых дверей . При этом, в педагогическом институте из 28 преподавателей уже 6 имели учёные степени .

В 1956 году в связи с увеличением продолжительности получения высшего образования в СССР руководством педагогического института был обеспечен переход на пятилетние образовательные планы, а срок обучения в вузе также увеличен до пяти лет .

В феврале 1958 года в педагогическом институте был открыты платные подготовительные курсы .

В 1959 году во многом благодаря М. А. Касаткину педагогический институт получил новое общежитие на улице Пушкина города Уссурийска, рассчитанное на 400 мест, особенно необходимое в связи с увеличением числа студентов .

В 1960 году М. А. Касаткин переведён в Калугу в качестве ректора .

Ректор Калужского педагогического института

Период пребывания М. А. Касаткина в должности ректора КГПИ связан с завершением строительства и открытием 22 октября 1970 года нового учебного корпуса по адресу: г. Калуга, улица Степана Разина, д. 26; студенческого общежития и жилого дома для преподавателей института.

Значительно расширены направления и способы подготовки специалистов. В 1976 году был восстановлен факультет начальных классов, в 1983 - открыт факультет русского языка как иностранного (в 1986 году преобразован в факультет по работе с иностранными студентами). В 1972 году в КГПИ создано подготовительное отделение по дневной форме обучения.

В 1975 году при ВУЗе была открыта аспирантура , а 1 апреля 1977 года - создан научно-исследовательский сектор.

Общественная и литературная деятельность

Ещё в феврале 1953 года Михаил Андреевич Касаткин избирался депутатом Ворошиловского городского совета .

М. А. Касаткин опубликовал 8 монографий, активно участвовал в общественной жизни города Калуги и Калужской области. Возглавлял Калужскую областную организацию общества «Знание », был председателем областных комитета защиты мира и совета ветеранов .

Награды

Примечания

  1. , с. 199.
  2. , с. 213.
  3. Однако, план приёма студентов до этого был несколько сокращён со 150 до 125.
  4. , с. 28.
  5. , с. 217.
  6. На научные командировки учителям института Министерством просвещения РСФСР финансовые средства не выделялись.
  7. , с. 234-235.
  8. , с. 236.
  9. , с. 235.
  10. , с. 28-30.
  11. , с. 29.

Касаткин Николай Алексеевич

(русский музей)

ОЧЕНЬ ТРУДНО НАЙТИ РЕПРОДУКЦИИ ЭТОГО АВТОРА, ТАК ЧТО ЭТО ЭКСКЛЮЗИВ

Родился в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки. Первые художественные навыки получил дома под руководством отца. В 1873 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. В 1878 за «Этюд старухи» и в 1882 за рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1883 за картину «Нищие на церковной площади» удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника.
С 1878 преподавал в школе при типографии Общества распространения полезных книг, в 1884-1894 — в Художественной школе при типографии товарищества «И. Д. Сытин и К°». С 1894 до революции 1917 сотрудничал с издательством Сытина и как художник.

Сталевар

(Ярославская картинная галерея)

В 1893 был удостоен звания академика. В 1894-1918 преподавал в МУЖВиЗ.
С 1890 регулярно экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (до 1910, с перерывами) и ТПХВ, в 1891 стал членом Товарищества (до 1922). Несколько картин с выставок ТПХВ были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х сблизился в Л. Н. Толстым, часто гостил в имении писателя Ясная Поляна, испытал влияние на свое творчество его идей. В 1894 принимал участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств, был избран в члены совета съезда. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1903 был избран действительным членом ИАХ в Петербурге.

Сбор угля бедными на выработанной шахте. 1894г.

(третьяковка)

Шахтерка, 1894

углекопы, конец смены

Жена заводского рабочего 1900

Соперницы, 1890

В коридоре окружного
суда, 1897

Неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 побывал на Кавказе, в 1898 предпринял поездку на Урал, в 1900-х ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья. В 1893 посетил Париж и Берлин, с 1901 ежегодно бывал в Италии, в 1907-1917 совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам.

сидящий шахтер

После Октябрьской революции принимал участие в оформлении революционных празднеств. Создал районную художественную студию, при которой основал музей художников, вышедших из народа. С 1918 до середины 1920-х заведовал художественной студией на Биостанции им. К. А. Тимирязева, преподавал рисование в Лесной школе им. В. Д. Бонч-Бруевича и на учительских курсах. С 1920 руководил детской изостудией при санатории «Захарьино», с 1924 — Музеем труда. В 1923 первым был удостоен звания народного художника РСФСР.
В 1924 совершил поездку в Лондон и Южный Уэльс, чтобы запечатлеть борьбу пролетариата в Англии. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках АХРРа до 1927. В 1927 стал членом Общества художников-реалистов. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.

в мастерской

Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953-1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.
Касаткин — один из ведущих русских мастеров реалистического искусства второй половины XIX — первой трети ХХ века. Наиболее значительный период его художественной деятельности связан с ТПХВ. В раннем творчестве (конец 1880-х — начало 1890-х) создавал жанровые работы в духе передвижничества, для которых характерны повествовательность сюжета, взятого из обыденной жизни, сдержанность колористической гаммы, тщательность исполнения.
В середине 1890-х тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин.

Печальный ответ

Помимо бытового жанра, являющегося основным в творчестве художника, обращался к портрету и пейзажу.
Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие.

За учебу (Пионерка с книгами). 1926. Холст, масло

Девушка у изгороди. 1893. Холст, масло. 97x49 см. ГТГ

«Торфянка. Этюд»

Раненый рабочий (Тяжело), 1892

"Рабочий-боевик" (1905)

Добрый дедушка

Саратов, музей им. А.Н. Радищева

перекупка

Женский портрет. 1916

В рабочей семье 1890-1900

«Последний путь шпиона» 1905 г.

Осиротели

Касаткин Николай Алексеевич

Касаткин Николай Алексеевич , русский живописец, народный художник Республики (1923). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873‒83) у В. Г. Перова , преподавал там же (1894‒1917). Ученики: Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и др. Действительный член петербургской АХ (1903). Член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники ; с 1891) и АХРР (с 1922). В ранний период творчества (конец 1880-х ‒ начало 1890-х гг.) выполнял позднепередвижнические жанровые картины («Соперницы», 1890, Третьяковская галерея ; «Клевета», 1893, Русский музей , Ленинград). В 1890-е гг. К. после поездок в Донбасс (1894 и 1895) создаёт свои наиболее значительные произведения, одним из первых среди рус. художников обратившись к теме быта и труда пролетариата. В этюдах и картинах с простой, но выразительной композицией, выдержанной в общей землисто-серой гамме, К. с горячей симпатией воплотил яркие характеры рус. рабочих, правдиво передал не только изнурительный труд и нищету пролетариата, но и зреющий в нём дух протеста и борьбы («Шахтёрка», 1894, «Углекопы. Смена», 1895, ‒ обе в Третьяковской галерее). К. создал также ряд произведений, посвященных Революции 1905‒07 («Рабочий-боевик», 1905, «Атака завода работницами», 1906, ‒ оба в Музее Революции СССР , Москва). В советское время К. работал над картинами на историко-революционную тему, стремился создать образ нового, советского человека («За учёбу. Пионерка с книгами», 1926, «Селькорка», 1927, ‒ обе в Музее Революции СССР).

КАСАТКИН О РЕПИНЕ:

Да, не стало Ильи Ефимовича Репина. Он умер много ранее подтверждения его кончины. Колосс русского искусства свалился...
Да, дорогой наш учитель, прекрасный великолепный человек! Помню, как совестно было ему за наши подчас плохие работы. Помню интересный эпизод. Скульптор Позен не сдержался и на одном из общих собраний передвижников за что-то оскорбительно отозвался о Репине. Тот выслушал молча, потом посидел и, когда увидел, что Позен встал из-за стола с намерением уйти из собрания, стремительно пошел к нему... лобызаться. Вот как терпелив и не мстителен был наш учитель. Ему чужды были дрязги житейские - дорог был внутренний покой для своих работ, чтобы завтра, проснувшись утром, не вспоминать о случившемся.
А сколько ему пришлось пережить всяких оскорблений от всевозможной сволочи, зачастую от маленьких людишек, мнивших себя «великими».
Я так всегда благоговел перед Репиным! Ему было неприятно всякое проявление лести, пусть оно имело источником искреннее уважение. Бывало, не стерпит и скажет:
- Николай Алексеевич так сластит, так сластит...
Это всего за то, что, бывало, подвинешься за столом на заседании, чтобы дать ему место, или придвинешь стул.
Первое знакомство мое с Репиным произошло очень давно, еще когда он писал «Запорожцев». Я тогда посетил мастерскую художника. Был я тогда совсем дикий (с Шаболовки), на Репина смотрел с великим уважением. Ведь Илья Ефимович - это счастье моей жизни!
У меня бывали творчески очень разные вещи. Помню, на одну выставку я дал картины «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и «Шахтерку». К этому прибавил два шахтных этюда и из слабых вещей тоже четыре номера. Товарищи обратили мое внимание на это - не советовали разбавлять качество. Особенно старался Ярошенко. «Снимите эти четыре картинки, - говорил он, - сильнее будет». Был тут и Шишкин, который прибавил: «Ошибка в фальшь не ставится».
Я согласился, убрал картины за стол. Приходит Илья Ефимович. Догадался, о чем идет речь, и вдруг сказал: «А ну, покажите, покажите, что это вы там убрали?» Посмотрел - и вдруг решительно: «Ну, почему не выставлять? Вы посмотрите, немцы на таком, смотришь, и орденок наживут, и капиталец приобретут».
В этом выражении, быть может, был некоторый сарказм, но главное, что было в нем, - это сочувствие. Репин знал, что я человек многосемейный, нуждающийся, да и костюм мой прозрачно па это намекал. Все же, хоть я и рад был этому сочувствию, но здравый рассудок победил - слабых картин я не выставил...
Помню мое первое посещение «Пенат». Командировало меня правление Товарищества передвижников на дачу к Репину с щекотливым поручением - добиться от него обещания, что он приедет на предварительное совещание перед выставкой.
Помнится, питерцы Репину незадолго перед этим чем-то насолили. Я поехал в расчете на то, что попаду к нему после двух часов, чтобы не помешать работать. От станции Куоккала на побережье надо было добираться порядочно. Пришлось взять извозчика, финна.
Когда мы подъехали к «Пенатам», я извозчика сначала не отпустил, так как мог не застать Репина.
Вот и знаменитая дача. Вход в нее не заперт. Вхожу в переднюю - никого нет. На вешалке висит одежда. Кругом - всевозможные надписи о самообслуживании.
Не очень-то хотелось дорогое меховое пальто вешать при незапертой двери, однако пришлось. Иду дальше. Вот столовая. На столе - остывший самовар, какие-то сладости, вроде фиников, чашки, стаканы, и ни души.
Я боюсь и все думаю - вот выскочит откуда-нибудь собака, вроде сенбернара - как быть?
Я похаживал, покашливал - нет и нет, а время идет. Я уж было думал об отъезде, но, как на грех, финн, который меня вез, не мог или не хотел мне сказать, в котором часу идет обратный поезд в Питер.
Вдруг дверь быстро открывается и появляется Репин.
- Ах, здравствуйте! - говорит он. - А я работаю, не слышу... Растерявшись, я что-то лепечу в ответ:
- Так мне... так я... я зайду потом, когда будут сумерки...
И скорей в прихожую, сорвал с вешалки пальто и - на улицу. Пошел искать проход к берегу моря, кстати, я его никогда зимой не видел. Я был молод, здоров тогда, на выставках мне везло, настроение было бодрое. В Питере меня любили, ласкали, я чувствовал себя прекрасно.
Я зашел далеко, дальше, чем предполагал. Чувствую, пора возвращаться. Только что отворяю дверь, как Илья Ефимович налетает на меня, выговаривает за мой необдуманный поступок:
- Что вы наделали? Куда вы пропали? Я думал, вы уехали в Питер. Где Касаткин, спрашиваю, где?
Я смекнул, что моей миссии это будет на руку, приободрился. Сели за стол. Репин угощает чаем, финиками.
- Вот попробуйте, - говорит он, начиная коробку с финиками, - у меня рука легкая. Да вот Наталья Борисовна что-то не возвращается, уехала в Питер.
Обещание приехать Репин дал легко.
Я возвращался с чудесным настроением человека, выигравшего битву...
Вспоминаю руку, правую, парализованную руку великого труженика. Он подавал ее как-то дощечкой, не сгибая пальцев. Это вызывало во мне какое-то жуткое чувство - не знаешь, как ее пожать.
В этот памятный день Илья Ефимович писал Пушкина - при восходе солнца, на набережной Невы. Эта картина много его мучила. Сколько раз переписал он Пушкина!
Припоминаю еще случай, когда я со своими друзьями Жуковским, Бялыницким-Бирулей и Моравовым посетили Репина в «Пенатах», предварительно предупредив его. Репин назначил день, когда у него никто не бывает, и тепло принял нас. Во-первых, Наталья Борисовна Нордман сейчас же по приезде сфотографировала нас в мастерской Ильи Ефимовича. Сам Репин был в чудесном настроении, охотно показывал нам свои новые, только что начатые работы (например, большую, изображающую какую-то демонстрацию на Невском). Вечер получился такой дружеский, радостный и теплый...
Такова жизнь. Чувствую, и наш конец скоро придет. Так или иначе, дорогое уходит безвозвратно...
Репина будут ценить всегда. Помню, какое впечатление осталось у меня три года назад, когда в Русском музее я снова увидел портрет Глазунова. Что это за вещь!
А Третьяковская галерея - главная хранительница его вещей... Какое было время

Современный писатель.

Род. в бедной крестьянской семье. "В детстве и юности прошел очень много специальностей", был в ученье "у серебряных дел мастера", "служил в трактирах, торговал в разнос книжками, гребешками, карандашами и прочей мелочью" (из автобиографии).

Работал слесарем на Сормовском и Путиловском заводах, был машинистом, сплавщиком леса, помощником лесничего и т. д. Член ВКП(б) с 1902. После Октября - партийно-советская, литературно-редакционная работа (редактор "Красной нивы"). Первый рассказ, написанный в нижегородской тюрьме в 1904, был напечатан в волжской газете "Судоход" в 1907. После этого К. печатался в сб. "Знание" и в ряде журналов.

Основная тема К. - жизнь деревни первых двух десятилетий XX в. К. изображает бедняка, надрывающегося и затравленного кулаком. "Куриный надел", беспощадность во взимании подушного налога понуждают бедняков бросать деревню и уходить навсегда в город, на промыслы.

Это отражено в рассказах "Петрунькина жизнь", "Тюли-люли", "С. Микульское", где на фоне северной приречной деревни рисуется быт бедняков, попавших в лапы хищных лесопромышленников Колокольниковых и пароходчиков Подлунниковых.

В новых социальных условиях бедняк только озлобляется, однако на высоту социального протеста против эксплуатации он подняться еще не может. Свое отчаяние и гнев он способен лишь излить в форме "замысловатой" ругани ("Путь-дорога", "Осенний ветер"). Жажда мести толкает его на кражи ("Тимоха Жваха"); он поджигает имущество своего поработителя песня"); или в пьяном исступлении избивает приятеля ("Как это было"). Бедняки К., не видя впереди выхода, считают себя обреченными на тяжелую жизнь. И только наиболее передовые связывают свою личную судьбу со строем общества, коренное изменение которого должно освободить их от эксплуатации. "К-рого сословия больше, тому и правеж в руки. Вот бы как надо...", рассуждает деревенский любомудр ("С докукой"). Если бедняк представлен в произведениях К. во всем его своеобразии, с большим знанием его психологии, то кулак дан поверхностно и художественно неубедительно.

Не удались К. и интеллигенты и рабочие-кустари.

Сознавая руководящую роль рабочего класса, К. находится однако во власти либерально-демократических настроений ("Из жизни странника"). У него сильна тенденция к жалости и желание бежать от социальной несправедливости, а иногда и от людей на лоно природы ("Лесовица", "Унжаки", "Лоси"). Свойственные К. созерцательно-индивидуалистические настроения и обусловливают выбор им жанра психологической новеллы, которая преобладает в его творчестве.

После Октября К. написано всего несколько рассказов.

В них те же герои: малыши-бедняки Гришка ("Райпросвет и Гришка"), Силашка ("Тюли-люли"), бедняк и интеллигент-учитель на фронте гражданской войны ("Вражья сила", "Летучий Осип"). От старых, дореволюционных, героев они однако отличаются своей бодростью и верой в светлое будущее.

Библиография: I. Собр. сочин. с литературно-критическим очерком И. Кубикова, "ЗИФ", М. - Л., 1928 - 1929 (т. I. Мужик и др. рассказы; т. II. Волчья песня и др. рассказы; т. III. Кузькина мать и др. рассказы), и многочисленные отд. изд. сборников рассказов. II. Клейнборт Л., Очерки народной литературы, Л., 1924; Лидин В., Писатели, М., 1926; Ревякин А., И. М. Касаткин, "Крестьянский журнал", 1927, VIII, X; Кубиков И., Иван Касаткин, вступит, ст. к Собр. сочин. Касаткина. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М., 1928. А. Ревякин. {Лит. энц.} Касаткин, Иван Михайлович Род. 1880, ум. 1938. Писатель-"деревенщик", автор сборников рассказов "Лесная быль" (1916), "Перед рассветом" (опубл. 1977). Репрессирован.

Касаткин Михаил Андреевич
ректор
Начало полномочий:
Окончание полномочий:
Предшественник:
Преемник:
Дата рождения:
Дата смерти:
Научная сфера:
Учёная степень:
Учёное звание:
Награды:

Михаил Андреевич Касаткин (3.11.1921, д. Боярщина Руднянского района Смоленской области - 28.09.2000, г. Калуга) - кандидат исторических наук , профессор , ректор в - и в - 1987гг .

Биография

Деятельность на посту ректора КГПИ

Период пребывания М.А. Касаткина в должности ректора КГПИ связан с завершением строительства и открытием 22 октября 1970 года нового учебного корпуса по адресу: г. Калуга, улица Степана Разина, д. 26; студенческого общежития и жилого дома для преподавателей института.

Значительно расширены направления и способы подготовки специалистов. В 1976 году был восстановлен факультет начальных классов, в 1983 - открыт факультет русского языка как иностранного (в 1986 году преобразован в факультет по работе с иностранными студентами). В 1972 году в КГПИ создано подготовительное отделение по дневной форме обучения.

В 1975 году при ВУЗе была открыта аспирантура , а 1 апреля 1977 года - создан научно-исследовательский сектор.

Монографии

М.А. Касаткин опубликовал 8 монографий, активно участвовал в общественной жизни города Калуги и Калужской области. Возглавлял Калужскую областную организацию общества «Знание» и областной комитет защиты мира .

Награды

Напишите отзыв о статье "Касаткин, Михаил Андреевич"

Примечания

Источники

  • Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского. Специальный выпуск, посвященный 50-летию КГПУ им. К.Э. Циолковского. Калуга, 1998. - Всего страниц: 62.

Отрывок, характеризующий Касаткин, Михаил Андреевич

– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
– Смоленскую матушку, – поправил другой.
Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», – на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.
Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.
Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.
В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.
Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.

Покачиваясь от давки, охватившей его, Пьер оглядывался вокруг себя.
– Граф, Петр Кирилыч! Вы как здесь? – сказал чей то голос. Пьер оглянулся.
Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова.
Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего.
Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. Пьер шагах в тридцати от Кутузова остановился, разговаривая с Борисом.
Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию.
– Вот как сделайте, – сказал Борис. – Je vous ferai les honneurs du camp. [Я вас буду угощать лагерем.] Лучше всего вы увидите все оттуда, где будет граф Бенигсен. Я ведь при нем состою. Я ему доложу. А если хотите объехать позицию, то поедемте с нами: мы сейчас едем на левый фланг. А потом вернемся, и милости прошу у меня ночевать, и партию составим. Вы ведь знакомы с Дмитрием Сергеичем? Он вот тут стоит, – он указал третий дом в Горках.