Сочинение «Тема любви у Блока. Сочинение «Тема любви у Блока Сочинения по темам

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-

лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о

прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в

русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать".

Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от

бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к

революции. Многие бывшие "друзья" Блока, сбежав от революции в

другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался

большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не

так. Блок сам пострадал в революции (крестьяне сожгли его имение

Шахматове), но он сумел понять и другое - чаша терпения народа

переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял

глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа.

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных

мечтаний, уводивших в "миры иные". В 1904 году он создает цикл

"Стихов о прекрасной Даме", полных тревоги, ощущения близкой

катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об

идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой,

которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на

жизнь, он понял, что нельзя уйти в "миры иные", когда вокруг разруха,

голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается

в творчество Блока. В стихотворении "Незнакомка" Блок показывает

столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он

пишет: "И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна,

дыша духами и туманами, она садится у окна". Какая музыкальность?

Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике:

"Она - это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать

жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное". Связи Блока с

собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного

ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой

судьбой русского народа. Народ сознательно споили и свели на уровень

животного.

"По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит

окриками пьяными весенний и тлетворный дух", - пишет он в

"Незнакомке". Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались

взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу "сытых",

попытками пересмотра собственной жизненной позиции.

Блок своими стихами доказал, что он не только глубокая, незаурядная

личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что



он так и не нашел своего идеала в жизни. Менделеева, устав от

восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока

остались. Они полны чувства, юные девушки учатся любви настоящей,

поэтической, это очень скрашивает однообразные, полные усталости и

тревоги наши современные будни. Если б не поэты, то словами Блока

можно было бы сказать: "Так жизнь скучна, когда борения нет. Нет

красоты, любви и жизни". С любовью к женщине перекликается

любовь к Родине. "О, Русь моя Жена моя! До боли нам ясен долгий

путь!" - пишет Блок.

Освобождаясь из-под влияния символизма. Блок стремился продолжить

традиции великой русской классической литературы, видевшей свою

задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его

поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей,

предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностю хотел

видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока

пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе

раздвоенности и смятения. Культ прекрасной Дамы означал протест

против мещанской прозы жизни, был своеобразной формой

непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни.

Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься

над тайнами человеческого бытия.

"Незнакомка" - это полет творческой фантазии, преображающий мир.

Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его

лирике. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют всех мыслящих

людей, они помогают нам жить.

87. ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И

МАРГАРИТА"

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в

жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель Вовсе не в нашем

счастье, а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро А.П.

Тема добра и зла волновала многих замечательных писателей во все

времена. Недаром Ф.М. Достоевский писал в романе "Преступление и

наказание" о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим и

плохим. Как же относился к этой теме М. Булгаков? Спустя двадцать

пять лет после его смерти, где-то с середины шестидесятых годов

началась бурная публикация произведений этого писателя. В течение

всего нескольких лет одно за другим в свет выходят такие

произведения, как "Записки юного врача" (1963 год), "Белая гвардия"

(1966 год), "Мастер и Маргарита" (1966-1967 гг.). Романами Булгакова

зачитывались пенсионеры и студенты, ученые и рабочие, многие

цитировали отрывки его произведений наизусть. Судьба Булгакова

подтвердила неожиданный афоризм предсказания Воланда о том, что

"рукописи не горят". Будто заранее было предсказано, что Михаил,

родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии,

пройдет через такие испытание эпохи, через войны и революции, будет

голодать и бедствовать, станет драматургом, узнает вкус славы и

гонения, а спустя четверть века вернется к нам своими книгами.

"Добро и зло" - понятия философские. Понятия вечные и

неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут

бороться друг с другом. Добро будет "открываться" человеку, освещая

ему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе

"Мастер и Маргарита". Своеобразие романа заключается в том, что

перед нами представлены два пласта времени. Один связан с жизнью

Москвы. 20-х годов двадцатого века, другой - с жизнью Иисуса Христа.

Булгаков создал как бы "роман в романе", и оба эти романа объединены

одной идеей - поиском истины. Булгаков создавал роман как

исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и

его людях, поэтому роман стал для нас, русских, уникальнейшим

документом той эпохи. И в то же время, этот роман обращен в

будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Есть

понимание и признание его романа современниками.

В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческой

фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана

правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет

свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь

Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются,

предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и

Бронные улицы 20-30 гг. нашего века. Смех и печаль, радость и боль

перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени

концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и

Маргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и

нравственном долге, о бесчеловечности зла, 06 истинном творчестве,

которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к

свету и добру.

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи

Понтия Пилата. Перед прокуратором предстал человек 27 лет,

обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, у

которого руки "связаны за спиной, под левым глазом синяк". Звали его

Иешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная

философия: "Злых людей нет, есть люди несчастливые.

Понтий сразу убедился в невиновности арестанта, кроме того, он

понял, что Иешуа обладает загадочной силой, ведь он умеет лечить.

Поэтому прокуратор задумал спасти этого таинственного человека:

объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море,

туда, где находится его резиденция. Однако осуществить эту идею не

удалось. Иуда из Кариофа за 30 серебреников предал Иешуа,

представив показания, по которым арестанта следовало немедленно

казнить. Да и сам Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал,

что "всякая власть - насилие над людьми", что "настанет время, когда

не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство

Итак, Иешуа казнен. Но почему же мучается Понтий Пилат? Иешуа

нес людям добро, у него был высокий уровень сознания и чистая душа.

Он, и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит

душа его была свободна.

А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей

должности и карьеры. Он всего лишь пешках руках императора. И хотя

у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепи

рабства свыше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен, Понтий

лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, -

Левий Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили.

События "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час

небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столице

появляются Сатана и его свита.

Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить

блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического

обнажения противоречий Живой действительности. Воланд грозой

проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и

непорядочность.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и

его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким

законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появился в Москве,

чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и

Маргарите, сохранившим верность друг Другу и любовь, покарать

взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по

законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли

Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами

зла, чтобы восстановить справедливость.

Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит жителей

города по совершенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и

Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев - все получают по

заслугам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, он

наказывает, карает, творя справедливость, "он не совершает ни одного

Плохого деяния", но это жестоко, так как Воланд вершит правосудие,

рассматривая поступки человека, а не самого человека и его

внутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ничего не

изменилось к лучшему, так какое же это благо?

Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтий Пилате, который

Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа,

воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру

духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что

противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих

обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные

порывы и порабощенной ложными интересами сегодняшнего дня.

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед

нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя

аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой

выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, лагунских,

майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии,

который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в

буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из

зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими

собой - клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там

Бездомный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, где он

прозревает и становится последователем и учеником Мастера.

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем,

Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы

своем чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных

страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный

роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.

На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между

добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь

смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, мы

можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

"Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже сказано

много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований

знаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут думать,

много писать.

"Рукописи не горят",- произносит один из героев романа. Булгаков

пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.

Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была

восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро

обрела читателей во многих странах мира.

Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное признание,

стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все

осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено

по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в

Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой. Неуловимый образ возлюбленной, таинственный образ Вечной Женственности, мистическое чувство влюбленности – все это отражено в этом лирическом цикле. Любовь здесь является таким состоянием души, которое одновременно пленяет лирического героя и в то же время заставляет переживать. Необычно стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…». С одной стороны, это лирическое произведение оптимистично: песня девушки в церковном хоре говорит о том,

…что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

Эпитет белый («на белом плече», «белое платье»), подчеркивает то ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от «ее голоса, летящего в купол». Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою». Но финал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение полного счастья, так как

Причастный тайнам, – плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Уже в более поздний период творчества А.А. Блок по-прежнему обращается к любовной тематике. Одно из самых известных стихотворений на эту тему – «Незнакомка». Образ таинственной возлюбленной, появляющейся «каждый вечер, в час назначенный» является центральным в стихотворении. Лирическое произведение построено на противопоставлении. Открывает стихотворение картина пошлой жизни, которую ведут обычные обыватели: пьянство, скука, грязь. Даже природа с осуждением взирает на такую жизнь:

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

Такой пошлости, безнравственности противопоставлен образ таинственной незнакомки, которая

…медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Образ незнакомки очаровывает, заковывает «странной близостью», но, к сожалению, пошлость побеждает. В жизни нет места возвышенному, непостижимому, таинственному. Финал произведения пессимистичен:

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Тема любви является главной и в стихотворении А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…». Лирическое произведение сюжетно: возлюбленная ушла от лирического героя, «отдала свою судьбу другому». Но полностью забыть свою любовь герою не удалось, так как чувство любви связано с молодостью, юностью:

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Лирический герой уже не мечтает о подвигах, о славе, все прошло, сохранились лишь воспоминания о любви, о тех прекрасных мгновениях, которые дарит любовь.

Таким образом, любовь для лирика А. Блока – незабываемое, прекрасное чувство, а образ возлюбленной – самый светлый образ поэзии.

Александр Блок вошел в историю литера-туры как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой «Две-надцать».

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл «Стихов о Прекрасной Даме», полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт тоскует об идеале женщи-ны. Стихи посвящены его будущей жене, ко-торую он очень любил.

Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в «миры иные», когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции вла-стно врывается в творчество Блока. В стихо-творении «Незнакомка» Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: «И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна». Какая музыкальность! Какая лирич-ность и мелодия. Еще раньше Блок записы-вает в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоз-дать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное».

Блок своими стихами не только доказал, что он глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красо-ты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Л. Д. Менделеева, устав от востор-женной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся на них любви настоящей, поэтической, это очень скраши-вает наши однообразные, полные усталости и тревоги, современные будни.

С любовью к женщине перекликается лю-бовь к Родине. «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» — пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма, Блок стремился продолжить традиции ве-ликой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты ду-ховной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой стра-стностью хотел видеть в человеке свобод-ного творца жизни. Вся жизнь Блока прони-зана мечтой об идеальном человеке, кото-рый не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия.

«Незнакомка» — это полет творческой фан-тазии, преображающей мир. Глубина пере-живаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют всех мыслящих людей,

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой “Двенадцать”.
Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене, которую он очень любил.
Блок взрослеет, и меняются

Его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в “миры иные”, когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении “Незнакомка” Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: “И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна”. Какая музыкальность! Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: “Она – это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное”.

/> Блок своими стихами не только доказал, что он глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Л. Д. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся на них любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает наши однообразные, полные усталости и тревоги, современные будни.
С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!” – пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма, Блок стремился продолжить традиций великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностью хотел видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия.
“Незнакомка” – это полет творческой фантазии, преображающей мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

Ви зараз читаєте: Тема любви в творчестве Блока

Любовь в лирике А. А. Блока

Литературное наследие А. А. Блока, ставшее ча-стью нашей культуры, жизни, обширно и многообраз-но. Оно помогает нам понять истоки духовных иска-ний поэта, узнать о его озарениях и разочарованиях. Родина, любовь, родная природа, революция, общече-ловеческие отношения — все эти темы затронул поэт в своих стихотворениях. Хочется особо отметить лю-бовную лирику Блока, ведь эта тема звучит в творче-стве каждого поэта, и каждый интерпретирует ее) по-своему, исходя из собственного опыта, личностных взглядов на взаимоотношения мужчины и жен-щины. Музой А. А. Блока, вдохновившей его на напи-сание большей части стихов о любви, была Л. Д. Мен-делеева. Несмотря на присутствие вполне реального объекта любви, образ возлюбленной в стихах поэта имеет несколько отвлеченный характер. Лирический герой чаще всего проповедует платоническую, незем-ную любовь к некоему воплощению Вечной Женст-венности — Прекрасной Даме, Таинственной Деве, Вечной Жене. Первый сборник произведений Блока так и называется: «Стихи о Прекрасной Даме».

Эта книга Блока была создана под влиянием мистико-философских идей символистов, в частности, Вла-димира Соловьева. Блока привлекают представления о некоем идеале — Мировой Душе, как воплощении красоты и гармонии. Стихи его полны таинственных символов, лирический герой, чаще всего, выступает как «отрок», «безрадостный и темный инок», «жрец» или «рыцарь». Он служит своей Прекрасной Даме в «темных храмах», исполняя «обряд», подобный цер-ковному.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Поэт противопоставляет свою героиню быстротеч-ности времени: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», ее образ связан с образами света: «Как ясен го-ризонт! И лучезарность близко...», предсказывающи-ми ее появление.

Облик Прекрасной Дамы меняется на протяжении всего цикла: Она — носительница полноты жизни, но Она же и смерть — в поэтическом сознании Блока на-чало позитивное. Поэт обращается к своей героине, называя ее Ясной, Святой, Величавой, Непостижи-мой.

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная Таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.

В первой книге поэта звучит мотив тревоги, ощу-щения близкой катастрофы, одиночества, тоски:

Все жду призыва, ищу ответа,

Но странно длится земли молчанье.

Лирический герой Блока со всей искренностью ве-рит, что встреча с Прекрасной Дамой поможет ему ра-зобраться в важных вопросах о смысле жизни, дости-жении идеала, назначении человека.

Особенностью стихотворений этого цикла является отсутствие в них подлинной страсти. От начала до конца они являются отрицанием никчемности окру-жающей жизни, которой поэт противопоставляет вы-мышленную гармонию:

И тогда, поднявшись выше тлена,

Ты откроешь Лучезарный Лик.

И, свободный от земного плена,

Я пролью всю жизнь в последний крик.

Но время меняет мироощущение поэта, поиски идеала не увенчались успехом, презрение к ничтоже-ству мещанства не нашло достойного противопостав-ления, Блок ищет новые подходы к осмыслению дей-ствительности. И в «Незнакомке» мы видим уже не противоположность «земного плена» и «Прекрасной Дамы», а контрастное их соединение. «Земной плен» — это «скука загородных дач», кабаки, ресто-раны. «Прекрасная Дама» же становится ближе к земной жизни, в ней узнаются черты земной и незем-ной красоты: с одной стороны «девичий стан, шелка-ми схваченный», с другой — «дыша духами и тумана-ми». Туманы, древние поверья, «очи синие, бездон-ные» — все подчеркивает космичность образа. Незнакомка становится символом мечты, красоты, которая спасет мир, поможет лирическому герою поверить, что в его «душе лежит сокровище», обрести истинную веру.

В более поздней лирике Блока женский образ при-обретает более конкретные черты. Если в цикле «Сти-хов о Прекрасной Даме» реальность преображена так, что жизненный прототип ее почти неузнаваем, то в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» можно увидеть имевшую место в жизни поэта траге-дию — разрыв поэта с Л. Д. Менделеевой, хотя ее об-раз по-прежнему исполнен таинственности, а ее порт-рет подобен для лирического героя иконе.

Стихи последующих циклов «Снежная маска» и «Фаина» посвящены актрисе Н. Н Во лоховой. Для лирики этих лет характерна страстность, предмет-ность:

Под ветром холодные плечи Твои обнимать так отрадно: Ты думаешь — нежная ласка, Я знаю — восторг мятежа! Но греховность, вседозволенность этой любви вы-зывают в сердце поэта тоску, ощущение опустошенно-сти. Блок с грустью вспоминает светлый образ «Пре-красной Дамы» — чистый и безгрешный. Воспомина-ния эти находят отражение в цикле стихов «Страшный мир»:

Ты, знающая дальней цели

Путеводительный маяк,

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Мотив роковой любви-страсти, противопоставлен-ный любви-преклонению звучит и в цикле «Кармен», посвященном оперной певице А. А. Андреевой-Дельмас. Здесь явственно ощутима трагедия чувства, уво-дящего человека от реальной жизни, когда одна за другой рвутся связи с миром, а сама страсть может превратиться в сон, губящий ясность мысли, ослаб-ляющий волю.

Конкретная драма чувств этого цикла получает обобщение в поэме «Соловьиный сад»:

Пусть укрыла от дальнего горя

Утонувшая в розах стена, —

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Человек, отошедший от реального мира ради «со-ловьиного сада», символизирующего иллюзию лич-ного уединенного счастья, не может вернуться на предназначенный ему свыше путь. Даже если он стра-стно захочет этого, он обречен на бессмысленность одинокого существования, потому что зов самой пре-красной мечты бессилен перед требовательным голо-сом реальности.

После осмысления этого Блок дает новую трактов-ку темы любви — любовь к женщине сливается для него с любовью к Родине. Она и сказочная красавица, погруженная в таинственную «дремоту», она же «жена моя». Таким образом, Блок находит свое пред-назначение, обретает гармонию в объединении своей судьбы с судьбой своей страны, в единстве чувств лич-ных и общечеловеческих.