Разница между дополнением и обстоятельством. Дополнение Каким является определение в предложении: Это куртка папы

1. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :

  • объект, на который распространяется действие;

    Пишу письмо ; слушаю музыку .

  • объект - адресат действия;

    Пишу другу .

  • объект - орудие или средство действия;

    Пишу ручкой .

  • объект, на который распространяется состояние;

    Мне грустно.

  • объект сравнения и др.

    Быстрее меня .

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :

  • родительный падеж - кого? чего?

    Выбор профессии .

  • дательный падеж - кому? чему?

    Пишу другу .

  • винительный падеж - кого? что?

    Пишу письмо .

  • творительный падеж - кем? чем?

    Пишу ручкой .

  • предложный падеж - о ком? о чем?

    Думаю о друге .

3. Дополнение может относиться к:

  • глаголу-сказуемому;

    Пишу письмо .

  • главному или второстепенному члену, выраженному существительным;

    Потеря коня ; надежда на счастье .

  • главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием;

    Строгий к детям ; думающий о детях .

  • главному или второстепенному члену, выраженному наречием.

    Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Примечания.

1) Сочетания являются единым членом предложения - дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания - подлежащие (см. п. 1.2).

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать ), а не к подлежащему (Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж - книга ; родительный падеж - книги ; винительный падеж - книгу . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет ). Следовательно, снежок - именительный падеж; урожай - винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

    прямое дополнение - форма винительного падежа без предлога;

    Пишу (что?) письмо ; стираю (что?) бельё ; слушаю (что?) музыку .

    косвенное дополнение - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

    Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

Примечания.

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . - Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . - Мне хватает (чего?) денег ).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

  1. Указать тип дополнения (прямое - косвенное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Образец разбора

Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

Вас - прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить - дополнение, выраженное инфинитивом. Дела - косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады - прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании - не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Исследуем второстепенные члены предложения, выявляемые на основе словосочетаний, на очереди дополнение и обстоятельство.

Урок 22. Выявление второстепенных членов предложения на основе логической связи между компонентами словосочетаний: дополнение. Виды дополнений: прямое, косвенное. Дополнение-инфинитив. Речевые недочёты: расщепление сказуемого и нанизывание косвенных падежей. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Обстоятельство-инфинитив

I. Дополнение - второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, и отвечающий одновременно на логические и грамматические вопросы косвенных падежей кого?, к чему?, кем?, о чём? и т.д.

Третье словосочетание гонял (кого?) мышь из нашего предложения демонстрирует логические отношения, при которых действие глагола-сказуемого направлено на предмет, и этот предмет - зависимый компонент в словосочетании, выраженный существительным в винительном падеже. Следовательно, зависимое существительное мышь - дополнение.

Обычно дополнение выражено именем существительным в косвенном падеже (или заменяющим его местоимением) и связано с главным словом синтаксической связью управлением. Дополнение в винительном падеже без предлога при переходном глаголе-сказуемом называется прямым (как в нашем примере), остальные дополнения называются косвенными.

Примечание. Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа без предлога, если:

а) действие переходного глагола направлено не на весь предмет, а только на его часть: выпить воды ;

б) при глаголах с отрицанием не : не замечать (чего?) ошибок .

Интересны случаи, когда дополнение выражается неопределённой формой глагола и связано с глаголом-сказуемым примыканием. Инфинитив-дополнение нужно отличать от инфинитива, входящего в составное глагольное сказуемое. Перед вами дополнение, если действия, обозначенное глаголом-сказуемым и инфинитивом, производят разные лица, например: Саша предложил Пете вернуться. (Предложил Саша, а вернуться нужно Пете; предложил что?, что сделать? вернуться .) В этом случае от глагола-сказуемого к дополнению можно поставить два вопроса: вопрос косвенного падежа и вопрос инфинитива. При составном глагольном сказуемом действие, обозначенное вспомогательным глаголом и инфинитивом, производит одно лицо, представленное в подлежащем, например: Саша решил (что сделать?) вернуться .

Управляя существительным, глагол из просто сказуемого может трансформироваться в так называемое расщеплённое сказуемое - словосочетание глагола и существительного, например выразить удивление вместо удивиться . Такие конструкции нередко носят канцелярский оттенок. Кроме того, к канцеляриту тяготеет нанизывание косвенных падежей, когда выстраиваются цепочки существительных в одном падеже, чаще родительном: процесс развития сотрудничества за укрепление движения сопротивления .

Задания. 1. Прочитайте синонимичные конструкции. В первом предложении есть и расщеплённое сказуемое, и нанизывание косвенных падежей. В остальных пунктах предприняты попытки избавиться от канцелярита: одно предложение разбито на два, представлены разные формы подлежащих и сказуемых, существительное - второстепенный член заменено на прилагательное-определение. Найдите в каждом предложении грамматическую основу, определения и дополнения и проанализируйте стилистику, обращая внимание на порядок слов. Под пятым пунктом придумайте предложение с подлежащим - действующим лицом и составным именным сказуемым.

1) Маша выразила Павлу своё удивление по поводу его странного поведения на даче в саду на тропинке.

2) Маша удивилась поведению Павла на даче. В саду на тропинке он вёл себя странно.

3) Машу удивило поведение Павла на даче. Он как-то странно вёл себя на тропинке сада.

4) Павел удивил Машу своим поведением на даче. Тогда на садовой тропинке он вёл себя странно.

2. Прочитайте предложения. Определите, каким членом предложения выступает неопределённая форма глагола.

1. Я начал разыскивать потерянную книгу. 2. С утра мы решили заняться делом. 3. Врач запретил мне читать лёжа. 4. Мать велела сыну поставить чайник. 5. Я не стану описывать моё состояние. 6. Наташа просила проводить её. 7. У Мити выработалась нехорошая привычка читать по ночам.

II. Обстоятельство - второстепенный член предложения, обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие, указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака. Отвечает на логические вопросы как?, в какой степени, когда?, где?, куда?, откуда?, почему? и т. д.

Четвёртое словосочетание гонял (когда?) вчера нашего предложения Вчера на тропинке сада кот с пушистым хвостом гонял мышь демонстрирует обстоятельственные отношения между компонентами, где зависимое слово обозначает время действия глагола-сказуемого. Следовательно, это обстоятельство. Обстоятельство выражено наречием.

Обстоятельства, выраженные неизменяемыми частями речи, связаны с главным словом синтаксической связью примыканием.

Пятое словосочетание гонял (где?, на чём?) на тропинке допускает между компонентами два вопроса, однако к логическому относится первый. На основании того, что логический вопрос отражает обстоятельственные отношения между членами словосочетания, а существительное с предлогом на тропинке обозначает место действия, оно выступает обстоятельством. Второй вопрос относится к грамматическим, он указывает на предложный падеж существительного, а также на то, что обстоятельственные отношения в данном случае обслуживает синтаксическая связь управление.

В зависимости от того, на что указывает обстоятельство, выделяются обстоятельства (в скобках вопросы от главного слова):

1) времени (когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?);

2) места (где?, куда?, откуда?);

3) образа действия (как?, каким образом?);

4) меры или степени (сколько?, в какой мере?, в какой степени?);

5) причины (почему?, по какой причине?, отчего?);

6) цели (зачем?, с какой целью?, для чего?);

7) условия (при каком условии? Выражается существительными с предлогом при или предложным сочетанием в случае ).

Задание. Прочитайте предложения, где по порядку приведены представленные обстоятельства. Свяжите выделенные обстоятельства с главным словом вопросом и определите часть речи, которой выражено главное слово, и какой это член предложения. Определите, какой частью речи выражено обстоятельство.

1) Мать в среду поднялась рано .

2) [На тропинке сада] серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.

3) Степан шёл по аккуратно р а с ч и щ е н н ы м дорожкам села.

4) Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле. (М. Горький)

5) Я еду и от нечего делать читаю вывески справа налево. (А. Чехов)

6) Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей. (А. Чехов)

7) При старании вы добьётесь больших успехов. В случае дождя мы останемся дома.

Обратите внимание на пример 6, где обстоятельство цели выражено неопределённой формой глагола. К инфинитиву от глагола-сказуемого можно поставить два вопроса: вопрос обстоятельства и вопрос инфинитива (уехал зачем?, что делать? подковывать ).

Задание. Прочитайте предложения, где обстоятельства образа действия, меры и степени выражены фразеологизмами. Замените фразеологизмы нейтральными синонимами и запишите предложения. Отметьте условным значком главное слово при зависимом обстоятельстве.

1. Саша извинялся потупя голову. 2. Я весь день работала не покладая рук. 3. Витя привык работать спустя рукава. 4. Урок дети слушали затаив дыхание. 5. Положа руку на сердце скажу всю правду.

Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.

«Господа и слуги»

Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.

Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?

Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.

Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».

Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.

Вопросы определения, дополнения, обстоятельства

  • Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
  • Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы (сюда не входит именительный) - это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
  • Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.

Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.

Характеристика определения, примеры

По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.

  • «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
  • «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
  • «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.

При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.

Специфика обстоятельств

Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.

Обстоятельства места

Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?

  • «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Обстоятельства цели

Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.

  • «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
  • «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в и имеющее предлог: «на пробы».
  • «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».

Обстоятельство причины

Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого

  • «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
  • «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
  • «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».

Обстоятельства образа действия

Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.

  • «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
  • «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
  • «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.

Обстоятельства сравнения

К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.

  • «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».

Обстоятельства условия и уступки

Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.

  • «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
  • «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».

При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».

Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения - существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Место и роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.

Второстепенные члены играют в предложении важную роль, обогащая его, внося ясность, поясняя подлежащее и сказуемое. Среди них выделяется и дополнение. Ошибка в выделении данного второстепенного члена заключается в том, что его часто путают с подлежащим, особенно когда оно стоит в винительном падеже. Чтобы не допускать неточностей, необходимо знать, на какие вопросы отвечает дополнение. Об этом мы и расскажем в статье.

Общие сведения

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К ним относятся все, кроме именительного (на него отвечает подлежащее).

Обычно к дополнению задается вопрос от членов предложения (второстепенных и главных), которые выражены либо глаголами, либо близкими по значению к ним (причастиями, деепричастиями).

Значение

Значения дополнения могут быть совершенно различными. Разберем подобные отношения со сказуемым в предложении и посмотрим, каким образом дополнение отвечает на вопросы. Примеры ниже.

Ольга делает (что?) укол.

Ольга делает укол (кому?) маме.

Ольга делает укол (чем?) шприцем.

Иногда встречаются дополнения, зависящие от отглагольных существительных и прилагательных: покорение вершины, движение в конец строя, пожаренная на сковороде рыба.

Если систематизировать значения, принимая во внимание то, на что отвечает дополнение, получится следующее:

  1. Этот второстепенный член определяет предмет, испытывающий на себе действие: выбрать (что?) профессию, стирка (чего?) белья.
  2. Предмет, в интересах которого действие исполняется: написать брату, подойти к сестре, приехать к родителям.
  3. Средство исполнения действия или орудие труда: писать ручкой, плыть брассом, рисовать кистью и красками.

Чем бывает выражено дополнение?

Дополнение, как и подлежащее, выражается следующими частями речи:

  1. Существительным, стоящим в форме косвенного падежа или местоимением-существительным в такой же форме. Предлог при этом вариативен: пошла (к кому?) к маме; довольна (чем?) работой; размышляю (о ком?) о нем; приведи (кого?) его.
  2. Любой субстантивной частью речи (наделенной функцией существительного). Все были заинтересованы (кем?) читающим.
  3. Инфинитивом. Зрители просили труппу (о чем?) станцевать еще раз.
  4. Именем числительным. Я умножу (что?) пятнадцать (на что?) на десять.
  5. Фразеологизмом. Я прошу сестру (о чем?) не вешать нос.

К чему относится дополнение?

Так как дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то чаще всего оно относится к глаголу-сказуемому. Таким образом оно вносит ясность в основное действие, о котором сообщается в предложении. Мы гуляем (с кем?) с дочкой по магазину. В данном случае дополнение "с дочкой" распространяет глагол-сказуемое "гуляем".

Однако этот второстепенный член может относиться и к существительному, которое имеет в своем значении какое-либо действие. К примеру, "Он водитель (чего?) большегрузного автомобиля". Дополнение "автомобиля" относится к существительному "водитель".

Краткие прилагательные близки по форме и значению к глаголу-сказуемому, поэтому к ним также может относиться этот второстепенный член: Я зла (на кого?) на своего соседа. Дополнение с предлогом "на соседа" относится к краткому прилагательному "зла". Реже оно относится к полному прилагательному: Похожий (на кого?) на отца.

Нередко дополнение поясняет наречие либо прилагательное в сравнительной степени. К примеру: Она выглядит моложе (чего?) своих лет. Жасмин ароматнее (чего?) розы.

Прямое

В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.

Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага - прямое, стоит в винительном падеже, а глагол "ненавидеть" переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение "друга" относится к наречию "жаль", выполняющему роль сказуемого в данном предложении.

На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:

  1. Самый распространенный - форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение "елку" - прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
  2. Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение "заварки" - прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
  3. В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.

Косвенное

На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.

  • В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения - мечты, будни).
  • Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение - взрослыми).
  • Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение - о торжестве).