Новый год – новая аттестация учителей: за и против. Как проходит аттестация воспитателей Изменения в аттестации педагогических работников в

Ежегодно законодательная база РФ претерпевает изменения. В 2019 году были внесены поправки в процедуру проведения аттестации педагогов. Что такое аттестация? Как она проводится, и какие именно изменения были внесены?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Аттестация педагогических работников (АПР) – это комплексная система мероприятий, направленных на оценку уровня квалификации педагогов, учителей, воспитателей, а также на оценку их личностных и профессиональных качеств и продуктивности трудовой деятельности.

Результаты проверки используются не только для оценки отдельного педагога, но и для выявления эффективности конкретного учебного заведения.

Аттестация решает несколько задач:

  1. Выявление кандидатов на руководящую вакансию.
  2. Выявление соответствия педагога занимаемой должности.
  3. Определение возможностей личностного и профессионального роста сотрудника педагогической сферы.
  4. Определение готовности к повышению квалификации.
  5. Присвоение более высокой категории.
  6. Стимулирование педагогических сотрудников к использованию в трудовой деятельности инновационных методов, подходов и технологий.
  7. Выявление необходимости прохождения дополнительного обучения, в том числе курсов повышения квалификации.
  8. Возможность карьерного роста.
  9. Проверка навыков и знаний педагогической деятельности конкретного сотрудника.

Таким образом, главной целью аттестации является выявление соответствия занимаемой должности и повышение квалификации. На практике АПР все чаще используется для поиска и подбора персонала на руководящие должности в образовательной сфере.

Аттестация педагогов проводится раз в 5 лет или чаще по желанию самого сотрудника или на усмотрение работодателя.

Законодательство

АПР проводится на основании действующего ФЗ № 273 «Об образовании» и Приказа Минобразования № 276 об утверждении порядка проведения процедуры.

Аттестация проводится раз в 5 лет или чаще среди всех сотрудников образовательной сферы, включая руководящее звено.

Исключение составляют:

  • педагоги, которые уже имеют квалификацию;
  • педагоги или сотрудники сферы, назначенные на должность Правительством РФ или Президентом РФ;
  • педагоги со стажем работы менее 2 лет на текущей должности;
  • сотрудники, занимающие высшую руководящую должность временно;
  • беременные сотрудницы или сотрудницы, находящиеся в отпуске по уходу за новорожденным;
  • сотрудницы, находящиеся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • педагоги, отсутствующие на рабочем месте более 4 месяцев до аттестации.

АПР на соответствие должности или на повышение квалификации имеет несколько особенностей и нюансов, которые должны быть соблюдены:

  1. Для оценивания претендента на должность или на соответствие занимаемого поста должна быть собрана аттестационная комиссия. Состав комиссии:
    • председатель;
    • заместитель;
    • секретарь;
    • рядовые члены комиссии.
  2. Перед проведением АПР работодателем должен быть издан соответствующий Приказ. Ознакомление сотрудника с документом должно производиться не позже, чем за 1 месяц до мероприятия.
  3. Результаты заседания комиссии будут приняты как правомочные, если на аттестации присутствовала большая часть членов комиссии (не менее двух третей).
  4. Заседание и оценка педагогического сотрудника может быть проведена только при его присутствии. В случае необходимости, аттестация может быть перенесена на другой день.
  5. Результаты заседания должны быть выражены в одной из форм:
    • соответствие должности;
    • не соответствие должности;
    • присвоение квалификации (1, 2 или высшая);
    • отказ в присвоении квалификации.
  6. Голосование проводиться на открытом совещании без участия претендента.
  7. Результаты мероприятия должны быть запротоколированы, а сам протокол должен быть подписан всеми участниками комиссии и аттестуемым педагогом.
  8. Результат аттестации может быть обжалован в установленном порядке.
  9. Собрание аттестационной комиссии может быть инициировано педагогическим сотрудником с целью повышения квалификации. В таком случае рассмотрение дела производится только на основании письменного заявления претендента. По закону заявление рассматривается не более 30 дней после подачи.
  10. Повышение квалификации возможно не ранее, чем через 2 года после присвоения другой категории.

Какие изменения произошли

Последние изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году :

  1. Введение общефедеральных стандартов проведения АПР.
  2. Проверка уровня педагогических и психологических навыков сотрудника сферы образования путем видеозаписей процесса обучения.
  3. Оценка профессиональных компетенций педработников проводится по узкоспециализированному эссе, который в последствие может быть заменен экзаменом.
  4. Начинающий педагог может получить категорию уже через 2 года после начала трудовой деятельности.
  5. Введение этапов прохождения аттестационных мероприятий.
  6. Введение дополнительных критерий оценки педагогов.
  7. Введение возможности оспорить решение аттестационной комиссии в судебном порядке.

Несмотря на существенные изменения, порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности не изменился.

Как проводится

В соответствие с изменениями 2019 года процедура аттестации включает в себя следующие этапы:

  1. Выявление необходимости проведения АПР, в том числе по причинам:
    • личное заявление педагога на повышение квалификации;
    • кадровый отбор на новые или руководящие должности;
    • стандартная проверка на соответствие занимаемой должности.
  2. Сбор аттестационной комиссии и назначение председателя.
  3. Издание Приказа и графика проведения аттестационные мероприятий.
  4. Проведение АПР в два этапа:
    • этап 1: подтверждение профессиональных знаний и навыков;
    • этап 2: защита педагогической квалификации.
  5. Вынесение решения о присвоении квалификации или соответствии должности большинством голосов на общем голосовании.
  6. Издание Протокола, включающего главные аспекты заседания, принятое решение, подписи всех членов комиссии и педагога, проходившего аттестацию. Протокол должен быть занесен в личное дело сотрудника. Итоги заседания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Для прохождения АПР аттестуемому педагогу необходимо предоставить комиссии следующий пакет документов:

  • письменное согласие на проведение аттестационных мероприятий;
  • заявление на прохождение аттестации для присвоения квалификации;
  • копия результатов прошлой аттестации (при наличии);
  • диплом о получении высшего образования;
  • подробный отчет о проведенной деятельности на конкретной должности;
  • документ о присвоении педагогической категории (при наличии);
  • характеристика с текущего места работы;
  • сопроводительное письмо от руководителя;
  • рекомендательные письма от коллег и других должностных лиц;
  • информационная карта сотрудника;
  • две видеозаписи, сделанные в процессе преподавания.
  • другие документы на усмотрение аттестуемого педагога.

Образец заявления представлен ниже:

Таким образом, аттестация педагогических работников должна проводиться минимум раз в 5 лет с целью выявления соответствия занимаемой должности и других компетенций.

Изменения 2019 году ужесточили процедуру проведения аттестации, что, по мнению специалистов, может качественно улучшить уровень образования в стране.

Власти сегодня внесли изменения в федеральный закон об «Образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми можно точно сказать о том, как измениться аттестация учителей в 2018 году, последние изменения в данном законопроекте говорят, что на первом этапе мероприятия должны будут подтвердить свою профессиональную пригодность, а на втором – пройти комиссии, повреждающую полученную квалификацию.

Требования Российского законодательства обязывают каждого педагога (учителя) каждые пять лет проходить процедуру переаттестации, и делается это для того, чтоб подтвердить имеющиеся навыки и получить новые профессиональные знания. Данное мероприятие постоянно меняется, поэтому знать о его особенностях должен каждый представитель данной профессии.

Существуют некоторые нюансы прохождения переаттестации и главное, о чем стоит помнить, это то, что пройти комиссию успешно можно при наличии определенного уровня знаний, для этого нужно уделить внимание еще и находчивости и способности реагировать на нестандартные ситуации (в педагогической среде они возникают очень часто). Успешно пройденная аттестация учителей в 2018 году на высшую категорию может стать поводом для получения повышения на работе, поэтому времени на подготовку ей стоит уделить достаточное количество (тем более повышение обычно сопровождается ростом заработной платы). Более того, отсутствие переаттестации может стать причиной для увольнения сотрудника.

СМИ недавно опубликовали информации о том, что правила переаттестации в 2018 году будут немного изменены, и произойдет это с целью уменьшения числа необразованных . Проблема в том, что современные результаты проверки школьных учреждений и результаты оценок государственных экзаменов говорят, что некоторые представители общеобразовательной сферы существенно завышают оценки ученикам, поэтому очень часто они не соответствуют действительному уровню знаний. Особенно часто данное явление наблюдается в провинциальных городах, и представители Минобразования говорят, что причиной этого может являться недостаточная квалификация педагогического состава. Данный факт заставил их задуматься о том, как изменить аттестацию учителей в 2018 году так чтоб это положительно повлияло и на педагогов и на учеников.

Разработкой новой аттестации будут заниматься не только , а еще и учительский состав школьных учреждений, поэтому риск составления некорректных заданий минимален. Аттестация будет состоять из нескольких блоков, первым из которых станет проверка текущего уровня знаний по тому или иному предмету. Второй блок ознаменуется проверкой психологических характеристик человека, а третий будет нацелен на определение учительских навыков. Подобный подход позволит как можно более точно выяснить уровень подготовки учителя и его способности к нахождению общего языка с детьми. Однако ситуация усложняется тем, что точной информации о том, как будет проходить аттестация учителей в 2018 году, пока никто не дает, ведь методика оценки еще находится в стадии разработки и некоторые предложения Минобразования вызывают споры о том, стоит принимать их или нет.

Несмотря на то, что переаттестация учителей еще до конца не утверждена, последние новости говорят о том, что проводить ее планируется каждые четыре года (хотя обсуждается вариант и с более частыми проверками). Некоторые источники информации говоря, что учителя должны будут писать эссе, направленное на оценку их кругозора. Однако данный вопрос является спорным, потому что становиться непонятным то, кто же будет проверять работу и какие критерии в ней придется учитывать, потому что в этом случае оценка может быть необъективной.

Некоторые эксперты, говоря о том, как будет проходить аттестация педагогов в 2018 году считают, что эссе может быть заменено экзаменов (по аналогии с ЕГЭ), который позволит определить как общий, так и узконаправленный спектр знаний учителя. И данный вариант считается наиболее оптимальным, потому что именно он позволит определить профессиональную квалификацию человека.

Психологическую характеристики можно проводить по видео-уроку, и хотя данный вариант является неплохим, здесь есть технические сложности, потому что снимать урок должен бут профессионал и разрешение на съемку должно быть получено у всех родителей, что само по себе является проблематичным заданием.

В завершение стоит сказать о том, что плохо пройденная аттестация не должна будет становиться поводом для увольнения, ведь такие учителя будут просто отправляться на перепрохождение процедуры с целью повышения педагогических навыков. Соответственно, бояться данной процедуры не следует, она просто позволит вывести сферу образования РФ на принципиально новый уровень развития.

Аттестация педагогических работников – кадровое мероприятие, призванное оценить навыки и знания сотрудников школ, подготовительных и социальных учреждений. Законодательных актов, отвечающих за эту часть подготовки и оценки работников, на данный момент нет. Аттестация педагогов и других узких специалистов контролируется локальным нормативными и правовыми актами. Например, приказом Министерства образования и науки РФ, который установил порядок аттестации педагогических работников.

Цели аттестации педагогических работников

У аттестации педагогических работников, как и у оценки работников из любой другой специальности, есть свои цели.

  • Повышение общего уровня профессиональной подготовки педагогического состава, постоянное повышение квалификации сотрудников;
  • Определение необходимости в повышении профессионализма работников из педагогического состава;
  • Улучшение эффективности работы педагогических работников, повышение уровня преподавательской деятельности;
  • Определение потенциала педагогических работников;
  • Проверка исполнения требований, которые указаны в федеральных государственных образовательных стандартах;
  • Определение уровня заработной платы для педагогических работников, с учетом их квалификации, а также объемов преподавательской деятельности.

Также аттестацию педагогических работников можно провести с целью определения – соответствуют ли они требованиям, выдвигаемым к занимаемой ими должности? Подобная проверка обычно проходит один раз в пять лет. Во время аттестации специальная комиссия дает точную оценку их педагогической деятельности, основываясь на составленных отчетах и мнениях прямых начальников. Подобные комиссии формируются самими организациями самостоятельно. Приказы об аттестации педагогических работников издает и доводит до сведения проверяемых сотрудников местное руководство.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности проходят не все члены педагогического коллектива. От обязательного прохождения подобной оценки освобождены:

Результаты, полученные вследствие проведения аттестации педагогических работников, являются юридическим основанием для многих действий начальника организации. В том числе – повышения, продвижения по службе, поощрения, или наоборот, понижения, перевода на другую должность. А значит, работник может быть недоволен полученными результатами. В таком случае он имеет право обжаловать их в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Также педагогические работники могут пройти аттестацию по собственному желанию. Если они, например, хотят получить одну из действующих квалификационных категорий. По результатам подобной проверки педагогу могут выдать первую или даже высшую квалификацию. Она получается работником сроком на 5 лет и если у сотрудника появляется желание продлить её действие, то такое попросту невозможно. Ему нужно ждать, пока этот срок закончится, а только потом снова проходить соответствующую аттестацию.

Срок действия аттестации учитывается для прохождения повторной проверки по конкретному уровню квалификации. То есть, при получении первой категории – она будет действовать в течение пяти лет. Однако при переходе из первой категории в высшую, срок ожидания может быть иным.

Для того, чтобы провести аттестацию, результаты которой станут основанием для получения определенной квалификационной категории, необходимо получить от сотрудника письменное заявление. Стоит отметить, что на этот вид оценки и проверки работника не распространяются ограничения, свойственные для аттестации на соответствие занимаемой должности.

Подать заявление на получение квалификационной категории может любой педагогический сотрудник, вне зависимости от того, сколько времени он отработал в данной организации. Даже в том случае, если его стаж на этом рабочем месте меньше двух лет. Также пройти аттестацию на получение квалификационной категории могут пройти и те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.

У высшей квалификации есть срок годности, она дается работнику сроком на 5 лет. Но после того, как её действие прекратилось, ничто не ограничивает сотрудника в том, чтобы ещё раз пройти аттестацию и снова получить высшую квалификацию. Он может это сделать незамедлительно после того, как закончился срок предыдущей категории. Но есть ограничение по должностям, в отношении которых подобная проверка на высшую квалификацию будет проводиться впервые. В таком случае педагогический сотрудник сначала должен получить первую категорию, а только потом, после того, как прошло два года с момента её получения, подавать заявление на предоставление ему высшей квалификации.

Сроки, во время которых сотрудник должен пройти аттестацию, устанавливаются руководителем организации. Но они не должны быть больше 60 дней от начала проведения оценки до подведения итогов аттестационной комиссией.

Обычно высшую квалификацию дают сотруднику, если:

  • Отмечается, что учащиеся у этого педагогического работника люди показали положительный результат в осваивании новых знаний. Для получения этих данных организация, проводящая аттестацию, должна провести всесторонний мониторинг.
  • Сотрудник занимается активных выявлением людей со способностями к интеллектуальной и физической деятельности, их подготовкой к участию в соревнованиях и состязаниях.
  • Педагогический работник сделал весомый личный вклад в повышение уровня преподавания, улучшение действующих методов воспитания, введение в использование современных образовательных методик и техник.
  • Активное сотрудничество работника с методическими объединениями внутри преподавательского состава, разработка им методического сопровождения для процесса обучения.

Стоит отметить, что если работник, имеющий первую квалификацию, подал заявление о прохождении аттестации и не сдал её, то никаких негативных последствий для него наступить не может. Полученная им ранее первая квалификация остается у него на весь оставшийся срок её действия.

Порядок проведения аттестации педагогических работников

Аттестация педагогических работников в 2018 году выглядит следующим образом. Сначала, когда наступает срок очередной проверки или если руководитель образовательной организации получил соответствующее заявление, необходимо издать соответствующий приказ. Там должно быть сказано о причинах проведения аттестации, с какой целью её проведут и в какие сроки.

После того, как приказ утвержден, начинается организация комиссии, которая будет проводить аттестацию сотрудников. В случае, если проверка и оценка будет проведена в образовательном учреждении, которое принадлежит субъекту РФ, или в муниципальном заведении, то аттестацией будет заниматься комиссия, сформированная органами исполнительной власти, занимающимися управлением и контролем образовательной сферы. Если проверка и оценка будет проходить в федеральных или государственных образовательных организациях, то аттестационную комиссию будут формировать органы исполнительной власти уже федерального уровня.

В состав аттестационной комиссии должны в обязательном порядке входить:

  • Сотрудник, исполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии.
  • Заместитель председателя аттестационной комиссии.
  • Секретарь аттестационной комиссии.
  • Рядовые члены аттестационной комиссии.

Состав этого оценочного органа формируется из представителей местных профсоюзов, членов органов государственной и исполнительной власти местного или федерального уровня, представители самоуправления образовательных учреждений, научных работников, заслуженных сотрудников образовательных учреждений.

Если в организации проходит аттестация на соответствие занимаемой должности, по результатам которой для работника могут наступить негативные последствия, то в состав комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего профсоюза. А если в учреждении проводится проверка, цель которой заключается в том, чтобы выявить, соответствует ли сотрудник требованиям, выдвигаемым к первой и высшей категории квалификации, должны быть созданы экспертные группы. Они будут заниматься сбором и анализом сведений о рабочей деятельности претендента.

Аттестационная комиссия начинает свою работу после того, как получает от начальника учебного учреждения письменное заявление. Во время проверки работники должны пройти письменное испытание, в котором будут содержаться вопросы по основным учебным методам и педагогическим системам, применяемым в организации.

Каждый работник, который вынужден пройти через процедуру аттестации, должен быть письменно уведомлен об этом факте, но не раньше, чем за месяц до проверки. За это время у сотрудника есть возможность собрать собственные материалы, которые будут предоставлены на рассмотрение аттестационной комиссии.

После того, как аттестация закончилась, ответственная комиссия принимает решение по каждому работнику, который прошел проверку. Решение тут может быть только одно из двух – либо сотрудник её прошел, либо нет. В случае, если аттестация проводилась с целью предоставления работнику определенного уровня квалификации и человек её не прошел, то никаких негативных последствий для него быть не должно.

Но если в организации проводилась аттестация на соответствие занимаемой должности, и сотрудник её не сдал, то руководитель имеет право разорвать с ним трудовой договор – об этом говорится в п.3 ч.4 ст. 81 ТК РФ.

Аттестация педагогических работников в 2018 году

  • В 2018 году Правительство Российской Федерации приняло решение о модернизации существующей системы оценки подготовки педагогических работников. Теперь все сотрудники будут проходить проверку в два этапа. На первом этапе педагог будет подтверждать свои практические навыки и знания. На втором этапе он будет подтверждать полученную ранее квалификационную категорию.
  • Специально созданная аттестационная комиссия будет заниматься определением, на каком уровне находятся знания педагога по преподаваемым им дисциплинам, общий уровень его преподавания, уровень развития его коммуникативных навыков, будет проводить проверку психологических характеристик сотрудника.

Следует отметить, что в вопросах аттестации педагогических работников, закон «Об образовании» в РФ был изменен в связи с тем, что Правительство собирается оптимизировать весь процесс оценки и аттестации сотрудников учебных учреждений.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2019 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

В основе принятой президентом системе учительского роста – оценка уровня профессионализма отмеченных работников при помощи некоторых наработок Минобразования.

Новые требования в установлении категории российских учителей:

  1. Содержание – результат труда учителя оценивается на основе материала, подготовленного заранее и изложенного в форме КИМа. В данном виде оценивается знание предмета, психическая и педагогическая методика его изложения ученикам.
  2. Применение новой испытательной модели – необходимо для стимуляции среди педагогов повышения качества их труда и его результативности.
  3. Перемены – необходимы для предоставления возможности обзавестись высшей категорией простому учителю, который недавно получил диплом педагога. Для этого необходимо продемонстрировать перед комиссией свои профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории зависит зарплата учителя.

Причины такой модернизации – решение вопроса о молодых педагогах. Их заработная плата мизерная, и пока их коллеги получают за свой труд более существенную оплату, те, кто хочет работать, вынужден получать минимальную зарплату. Поэтому на текущий момент многие молодые педагоги подают заявки на досрочную аттестацию.

Недостатки системы

На данный момент учителям России предлагают 2 варианта аттестации:

  • присвоение квалификационной категории;
  • соответствие занимаемой должности.

Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному. Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:

  1. Квалификационная категория присваивается посредством оценки труда педагога – комиссия изучает его «портфолио». При этом нет точных ЕФОМ и критерий квалификации.
  2. Действующие правила Минобразования не позволяют молодому преподавателю рассчитывать на получение высшей квалификационной категории. По правилам, предварительно защищается первая категория, затем высшая. Но это возможно через 2 года после последней аттестации.
  3. «Портфолио» - аттестационный документ, для создания которого требуется приложить усилия. Для этого учитель затрачивает свое время.
  4. После аттестации у педагогов часто пропадает желание продолжать свое образование, так как мотивация равна нулю. Такое решение связывают с отсутствием перспектив должностного роста.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2019 году?

Поскольку аттестация учителей в 2019 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Кто проводит аттестацию

Для аттестации педагогических работников собирается аттестационная комиссия, которую самостоятельно формирует образовательная организация.

В состав комиссии обязательно входит председатель и заместитель председателя аттестационной комиссии, а также секретарь и члены комиссии. При наличии выборного органа соответствующей профсоюзной организации, в состав комиссии входит еще и представитель этого органа.

Другими словами, аттестационная комиссия формируется из работников образовательной организации, где трудится аттестуемый педагог и предусмотренных уставом учреждения представителей коллегиальных органов управления.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2019 году


Стоит отметить, что существует два вида аттестации педагогических работников:

  1. Обязательная аттестация с целью подтвердить соответствие занимаемой должности;
  2. Добровольная аттестация по желанию педагога для установления первой или высшей категории квалификации.

Аттестации в целях подтверждения правоспособности занимать ту или иную должность, не подлежат следующие работники учреждения образования:

  • с присвоенными квалификационными категориями;
  • занимающие должность в организации, где проводится аттестация, с 2015 года и позже;
  • беременные;

  • находящиеся в декретном отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в декретном отпуске по уходу за малолетними детьми до достижения ними трехлетнего возраста;
  • пребывавшие на больничном более четырех месяцев подряд.

Как пройти аттестацию

Прохождение аттестации педагогом – ответственное и очень трудоемкое дело. Если ранее от педработника требовалось лишь заявление, то теперь ответственность за процесс регистрации для прохождения аттестации полностью легла на плечи учебной организации, в которой трудится аттестуемый.

Документы для прохождения аттестации:

  • заявление с подписью педагогического работника;
  • если ранее педагог уже проходил аттестации, нужна копия результатов этих аттестаций;
  • копия диплома о высшем педагогическом образовании или о среднем профессиональном образовании;
  • если ранее была получена квалификационная категория, требуется заверенная руководителем образовательной организации копия соответствующего документа;
  • в случае необходимости нужна копия документов, которые подтверждают смену фамилии;
  • характеристика (развернутая) с места работы или сопроводительное письмо, позволяющее подтвердить уровень компетенции педагога и его профессиональной деятельности;
  • информационная карта с результатами профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Тем педагогам, которые хотят пройти добровольную аттестацию на повышение квалификации, нужно, помимо изложенных выше документов, предоставить также электронные носители (два экземпляра) с двумя видео с занятиями за межаттестационный период.

Дополнительные предложения для аттестации нового типа

Из-за явного отсутствия продолжения «карьерной лестницы» у педагогов, планируется введение дополнительных стимуляторов помимо присвоения категорий. Иногда после получения высшей категории у многих учителей утрачивается мотивация к дальнейшему самообразованию и совершенствованию педагогических навыков.

Одновременно с этим внедрение аттестационных новшеств позволяет молодым преподавателям получать хоть что-то «похожее» на заработную плату, а не какой-то неприличный минимум. В очередной раз получилась некая палка о двух концах - для молодых учителей сделали хорошо, в остальном немного станет хуже.

Чтобы избежать дальнейшей пассивности педагогов идет обсуждение внедрения совместно с категориями и другой градации квалифицированности учителя. Предполагают 3 ступени:

  1. Учитель.
  2. Старший учитель.
  3. Ведущий учитель.

Пока ведется разработка этой структуры, но уже сейчас понятно, что помимо прочего у такой градации будет иметься связь со стандартной схемой присвоения категорий. Т. е. начинающий учитель не может стать ведущим по причине отсутствия опыта, поэтому к моменту его получения знания педагога позволят получить категорию. Более подробные пояснения станут известны после окончательной разработки структуры, ожидаемой в 2020 году.

Аттестация учителей в 2019 году еще не обретет полностью завершенный новый вид, но уже будет приближаться к тому, что задумало Министерство образования. Забота о нуждах молодых учителей совместно с попытками решить их материальный достаток привела и к росту профессионализма. Теперь студенты последних курсов и уже приступившие к работе молодые педагоги знают, что от их компетенций в ближайшее время будет зависит зарплата, т. к. сейчас не надо ждать 5 лет до аттестации на хотя бы на вторую категорию.

Аттестацией называют комплексную оценку профессионализма и квалификации педсостава образовательных учреждений. Эта процедура, согласно новой редакции Закона «Об образовании», предписывает необходимость организации и прохождения аттестации педагогов раз в пятилетку. Практически каждый год контролирующие структуры вносят коррективы в план аттестации, иногда изменения эпизодические, но зачастую существенные.

Руководство школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений (УО) обязано ознакомиться с измененной программой, а также донести до подчиненных, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2019 году.

Акцентные моменты обновленного законодательства

Правительство РФ обозначило 2018-2019 годы периодом реформ образовательной системы. Основная цель перемен в этой сфере – улучшение социального статуса педагога, оптимизация общего уровня преподавания и проведение мероприятий, способствующих росту престижности профессии. Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение.

Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам. Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.

В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист:

Он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно;

Низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме;

Наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.

И хотя многим такие трудности кажутся логичными, недоступными для изменений, именно приводят к оттоку молодых специалистов из школ. Они не находят самореализации, не могут рассчитывать на хорошую зарплату, ищут работу в иной сфере. Потому необходимость реформ назрела, и чтобы изменить текущее положение молодых учителей (в том числе) изменения претерпела аттестация педагогических работников 2019 .

Для чего проводится аттестация

Если говорить очень кратно и емко, то аттестационная процедура может стать карьерной лестницей для современного учителя. Получив категорию выше имеющейся, специалист видит определенные перспективы.

Среди них:

Повышение зарплаты с учетом всех полагающихся выплат по определенной тарифной сетке;

Возможность получить нагрузку в виде классного руководства;

Возможность получить право заведования кабинетом и т.д.

И это не все перспективы, которые открывает успешно пройденная аттестация. Педагог мог расшить спектр своей деятельности за счет возможности ведения кружков, студий, секций, факультативов и пр. Он может получить определенную должность только при наличии категории, наконец, перейти в новое УО, стать методистом или заместителем он тоже может только при наличии определенной категории. Даже если объективно специалист готов к повышению уже сейчас, отсутствие категории мешает ему получить повышение.

В чем были недоработки прежней аттестации

Система, действующая до изменений, не была совершенной. Молодой специалист часто оказывался обезоруженным перед той цепочкой планомерных действий, которую нужно пройти для небольшого продвижения по карьерной лестнице. Первая аттестация представлялась возможной только через пять лет непрерывной работы в УО: а это, как показала практика, критический срок для молодого педагога принятие решения о том, останется он в профессии или нет.

Внеочередная аттестация, даже при значимых успехах специалиста, не могла быть раньше, чем через два года после прохождения предыдущей. И речь не о плановом повышении, а об аттестации по личной инициативе. Это значит, что даже тот педагог, что достиг весомых заслуг, показал высокую эффективность в работе, не может раньше времени получить новую категорию.

Еще один важный момент – ранее аттестация делала акцент на самой работе учителя и ее эффективности, и практически обходила стороной тесты на знание профпредмета.

Изменения аттестации педагогических работников в 2019 году учли многие слабые моменты предыдущих предписаний, новая интерпретация отличается прогрессивным видением положения учителя и инструментов, благодаря которым он может расти профессионально без лишних препон.

Прогрессивные изменения в новой аттестации

Новые правила аттестации учителей в 2019 году в педагогическом кругу называют революционными. И если это преувеличение, то совсем небольшое. Инноваций много, и некоторые в корне отличаются от пунктов ранее проводившихся процедур.

Так, каждый педагог с истекшей аттестацией должен пройти в текущем году новый тест, предназначенный для подтверждения его квалификации. Его содержание определяется предметом, который и преподает педагог: около 70% вопросов из области профильного предмета, оставшиеся 30% охватывают общие темы педагогики и психологии обучения.

Новые правила аттестации педагогических работников в 2019 году отражены и в обновленной аттестационной модели.

Результат педагогического труда будет оценен на основе предварительного собранного материала, предоставленного в форме КИМа. Сюда входит оценка знания профильного предмета, педагогическая, а также психическая подготовленность к работе.

Применение обновленной тест-модели

Ее задача – стимулировать современного учителя повышать качество и эффективность своего труда.

Перемены

Молодой специалист может быстрее получить категорию, от которой зависит уровень его зарплаты. Это поможет избежать накопления заявок на досрочную аттестацию, то есть поспособствует дебюрократизации процесса в том числе.

Несовершенства прежней модели заключались, например, в создании портфолио. Безусловно, оно демонстрирует в определенной степени заслуги педагога, раскрывает его профессиональные стороны. Но затраченное на его создание время специалист мог бы отвести практическим действиям, которые относятся к его непосредственной работе с учеником. К тому же строгих критериев к форме портфолио так и не составлено. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной.

Новая аттестация педагогических работников в 2019 году уходит от «плавающих» требований и отсутствия единого подхода. Ранее после аттестации сотрудник понимал, что следующая – только через пять лет. У него исчезало желание совершенствоваться, учиться, расти, так как даже реальная эффективная работа в этом отношении не могла быть оцененной ранее строго установленного срока. Так теряется мотивация специалиста.

Новая модель: особенности

Новый подход несколько трансформирует порядок аттестации педагогических работников в 2019 году.

Как выглядит обновленная схема:

Работодатель обязуется ознакомить учителя с планом аттестации не менее чем за 30 дней (календарных) до начала ее проведения.

Учитель по желанию может предоставить комиссии дополнительную информацию, которая способна охарактеризовать его работу за период после пройденной аттестации (либо за период с момента начала профессиональной деятельности – для молодых сотрудников).

Если работник отказывается от плановой аттестации, составляется акт под подпись учителя. При его составлении должны присутствовать как минимум два лица, которые фиксируют акт.

Основа новой аттестационной модели – объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника. Сам принцип проверки меняется. Теперь контрольные материалы делятся на три блока: изучается педагогический предмет, уровень преподавания профильного предмета и коммуникабельность.

Оценка главных нововведений

Основная инновация, как уже отмечалось, НКТ – Национальный квалификационный тест. Он обязателен для каждого сотрудника. Не всем понравилось такое нововведение, многие опытные учителя даже считают его оскорбительным. Но их оппоненты уверены – обижаться здесь не на что, даже самый опытный учитель должен расти, развиваться, постоянно обновлять свои знания, чтобы не было профессиональных застоев.

Сюда же относят справедливые высказывания о том, что если даже ученик младших классов владеет компьютером, лучше, чем учитель, если он быстрее ориентируется в поисковой информационной среде, с этим нужно что-то делать.

5 других важных изменений, которые несет аттестация учителей в 2019 году :

1. Учитель получает возможность «перескочить» через категорию. И это однозначный плюс, отсутствие которого ранее тормозило профессиональный рост талантливых педагогов.

2. Возможность досрочного выхода на аттестацию, если для того есть основания. Ранее это было если не невозможно, то очень сложно. Боясь бюрократических проволок, сотрудник, заслуживающий досрочной аттестации, просто не решался подать заявление.

3. В основе аттестации – не достижения специалиста в формате «здесь и сейчас», а его работа в динамике.

4. Наличие специальной методики, которая категориально высчитывает рейтинг педагога (эффективность деятельности).

5. Учитель должен продемонстрировать концептуально новые методологические подходы к выполнению обновленных стандартов и норм ФГОС.

Новая аттестация учителей в 2019 году должна, по мнению ее разработчиков, стимулировать педагога к профессиональному совершенствованию, предотвратить стагнацию и формализм мероприятий аттестационной программы.

Изменится ли зарплата?

Специалисты Минобрнауки уверяют, что в обновленной аттестационной модели заложено и финансовое стимулирование педработников. Так, предполагается увеличение разбежки между минимальной и максимальной ставкой по тарификации: приводятся и конкретные цифры – с 16000 рублей она должна вырасти до 50000 рублей.

Новая форма аттестации учителей в 2019 году , по прогнозам специалистов, даст возможность закрепиться начинающим педагогам в школе. Рост зарплат и возможность досрочного повышения квалификации, как предполагают в Министерстве, препятствует утечке педкадров в иные отрасли.

Риски реформированной модели

Изменения в аттестации учителей в 2019 году в отдельных кругах вызвали бурную критику. В обновленной модели действительно есть риски. Например, написание учителем эссе (по новым предписаниям оно должно оценить кругозор педагога) не имеет четких требований. Кто и как будет его проверять, на основании каких критериев – точно неясно. Но специалисты уверяют, что если не будет доказана эффективность этого способа проверки, эссе заменят более убедительными вариантами.

Возникли вопросы и к тем средствам, которые учитель неминуемо затратит для прохождения аттестации. Например, он должен проводить видеосъемку уроков: далеко не все учителя могут позволить себе качественную съемку, монтаж и обработку видео. Чтобы заведомо хорошо проявить себя с этой стороны, многие сотрудники, вероятно, будут привлекать сторонних специалистов (видеографов). Эти траты, разумеется, вряд ли компенсируют школа.

Опять же, для осуществления обычной видеосъемки учебного процесса учитель должен заручиться письменными разрешениями родителей учеников. Реально ли это? Если и реально, то затраты, даже временные, излишни.

Что ожидает учителей, не прошедших аттестацию

Большая часть страхов связана с простым вопросом: «Что, если я не пройду аттестацию?» Представители Минобрнауки заверили, что увольнение такому работнику не грозит. Но для руководства незачет будет сигналом: сам учитель должен обратить внимание на свой результат.

Скорее всего, его могут отправить на курсы повышения квалификации. И даже если работник уже прошел курсы, неудовлетворительно пройденная им аттестация может стать причиной необходимости повторения этого этапа самообразования.

У учителей появятся новые должности?

Аттестация учителей в 2019 году , последние изменения которой всколыхнули педагогическое сообщество, предполагает и введение новых должностей. По крайней мере, с таким заявлением выступили создатели нового Профстандарта 2019.

Так, в российской школе теперь может появиться:

Старший учитель. Рассчитывать на такой статус может только сотр удник, уже получивший первую категорию.

Ведущий учитель. Это же звание могут получить только специалисты с высшей категорией.

Новые должности предполагают и повышение заработной платы. Введение «старшего учителя» и «ведущего учителя» должно не просто сыграть на амбициях педработника, но и выстроить определенную профессиональную градацию. Ведь если в категориях учителей обыватель разбирается недостаточно хорошо, то определения «старший» и «ведущий» вызывают более четкие ассоциации.

Кто проводит аттестацию

Аттестационную комиссию, как и прежде, формирует УО самостоятельно. В составе ее будет председатель, секретарь и члены комиссии. Пока этот организационный принцип не ждут значительные изменения, хотя в будущем они не исключены.

Если в последующем комиссия будет включать не только работников образовательной организации, но и сторонних специалистов, цель такого нововведения – повысить объективность аттестации.

Кто не проходит аттестацию

Аттестация педработников подразделяется на два вида: обязательная и добровольная. В первом случае учитель должен подтвердить свое соответствие актуальной должности. Из этого следует, что он не обязательно повышает категорию, а доказывает ее состоятельность. Добровольная аттестация – это инициатива самого учителя. Аттестация педагогических работников в 2019 году : первая категория и высшая могут быть получены учителем, если он написал заявление на прохождение процедуры.

Не подлежат обязательной аттестации следующие категории сотрудников:

Педагоги, работающие в УО с 2015 года позже;

Беременные;

Пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

Пребывающие более четырех месяцев подряд на больничном.

Входят в этот перечень и педагоги с уже полученными категориями в недавнем времени.

Как оформить аттестационные документы

Ранее педработнику достаточно было написать заявление, сейчас же регистрация сотрудника УО на прохождение аттестации – процесс более длительный.

Какие документы потребуются:

Заявление с личной подписью педагога;

Копия результатов ранее пройденных аттестаций (при их наличии);

Копия диплома (либо дипломов) об образовании, а также о пройденной переподготовке;

Копия документа о получении категории (если она уже есть у работника), заверенная подписью руководителя УО;

Копия документации о смене фамилии, если это актуально;

Характеристика непосредственно с места работы либо сопроводительное письмо – они должны дать оценку уровня компетенций учителя и его работы;

Информ-карта с отображением итогов деятельности за межаттестационные сроки.

Те же педагоги, что желают пройти добровольную аттестацию, должны, помимо прочего, предоставить составу комиссии носители с видеозаписью двух занятий. Занятия должны быть проведены в межаттестационный период.

В каждой школе в запланированное время вывешивается график аттестации педагогических работников в 2019 году . Каждый специалист уведомлен о необходимости (либо – добровольной возможности) пройти аттестацию.

Эти нововведения конечны?

Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2020 году. Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы. Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.

Ранее те же студенты, зная, что до первого значительного повышения зарплаты должно пройти не менее пяти лет с начала профессиональной деятельности, задумывались о другом пути. Многие выпускники отказывались от педагогической карьеры, в основном, из-за неопределенности в финансовом плане. Теперь же, если верить прогнозам, удастся перебороть эту нестабильность в притоке новых кадров, мотивировать молодых специалистов.

Как следствие, можно ожидать в скором времени новой формации учителей. Они не так ограничены в своем профессиональном росте, их мотивация более четкая и основательная, они готовы к прозрачному и серьезному этапу проверки своей квалификации, профессионального соответствия.