Логопедические пособия по автоматизации звуков. Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом

Пособие для автоматизации звуков [с], [ш], [л] и [р]

Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам и заинтересованным родителям.
Цель: автоматизация звуков [с], [ш], [л] и [р] в словах и предложениях.
Задачи:
- развивать зрительное внимание
- учить детей отвечать полным ответом на вопросы
- закрепить умение употреблять существительные в винительном падеже.
После постановки звука начинается еще один немало важный этап – этап автоматизации. Для того чтобы звук появился во фразовой речи потребуется достаточно много усилий. На этом этапе вырабатывается новый навык, который требует длительной систематической тренировке. Коллеги согласятся со мной, что порой поставить звук бывает значительно быстрее, чем ввести его в обиходную речь ребенка. Детям очень быстро надоедает отраженно повторять за взрослыми слова или называть картинки. Как правило, большинство детей-логопатов - это дети дошкольники. А, как известно, ведущей деятельностью в этом является игра. Поэтому на этапе автоматизации перед логопедом и родителями стоит задача предложить ребенку как можно больше игр, играя в которые ребенок непроизвольно введет поставленный звук в свою речь.
Современный мир компьютерных технологий позволяет изготовить различные игровые пособия самостоятельно. Создавая пособие, я всегда пытаюсь сделать его максимально многофункциональным, для того чтобы была возможность использовать его несколько раз по-разному.
Вашему вниманию предлагается игра «Магазин» , которая предназначена для автоматизации звуков [с], [ш], [л] и [р]. Использовать эту игру можно во время изучения лексической темы «Магазин», «Овощи – фрукты». Пособие помогает развивать зрительное внимание ребенка.
Правила игры.
Начните беседу с ребенком, задавая ему наводящие вопросы типа «Кем работает эта женщина?», «Где работает продавец?», «Что он делает в магазине?», «Кому он продает товары?», «Продавец продает, а покупатель…?». «Сегодня первым покупателем в магазине была кто? Что она купила?». Задавая вопросы, просите ребенка отвечать полным развернутым ответом. Таким образом, поставленный звук постепенно начнет попадать во фразовую речь.
В магазин последовательно приходят три покупателя, каждый из которых совершает определенную покупку. Задача ребенка назвать покупателя и те предметы, которые он купил.
Если данное пособие понравится, я могу с удовольствием отправить на почту скиншоты, т.к. при выкладывании материала на картинках появляется логотип сайта. Вам только нужно будет распечатать и, при желании, заламинировать их.
Магазин со звуком [С].




Речевой материал: маска, часы, сапоги, кастрюля, кактус, глобус, сумка, самовар, капуста, санки. Покупатели: лиса, снеговик, снегурочка.
Магазин со звуком [Ш].





Речевой материал: шляпа, чашка, машинка, мешок, шапка, кувшин, неваляшка, подушка, башмаки, кошка. Покупатели: петушок, мышка, дедушка.
Магазин со звуком [Л].





Речевой материал: флажки, яблоко, лампа, одеяло, юла, елка, платочки, полотенца, влажные салфетки, кукла.
Покупатели: клоун, белочка, слоник.
Магазин со звук ом [Р].





Речевой материал: корзина с виноградом, морковь, корзина со смородиной, персики, арбуз, кукуруза, груши, помидоры, картофель, огурцы. .
Покупатели: Петрушка, Буратино, дракон.

Уверена, что многие из Вас найдут свое применение моему пособию. Удачи!

Игровое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Л]. Это пособие удобно тем, что не требует специальной подготовки картинок и позволяет внести разнообразие в затяжной этап автоматизации звуков у дизартриков.

Кроме того, игровые задания направлены на коррекцию грамматического и синтаксического строя речи. Пособие надо распечатать на цветном принтере, на листе А4 и вставить в файл или заламинировать, тогда оно прослужит не один год. Прилагаются текстовый файл с инструкцией и речевым материалом, и игровое поле в формате jpg.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья.

Автоматизация звуков [Р] - [Л].

Цель: дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах и фразе.

Начинаем ходить по картинкам от Карлсона по стрелочкам до банки с вареньем, изменяя слова и придумывая предложения. При ошибке (неправильном произнесении звуков) можно придумать штрафы: сделать ход назад или произнести слоговую цепочку и т.д. Варианты: ребенок бросает игральную кость и перемещается по стрелкам в соответствии с выпавшим числом; или играют несколько детей, бросая игральную кость и делая ходы (выигрывает тот, кто быстрее доберется до варенья).

Условные обозначения:

- значок жадины. Составить словосочетание со словами мой/моя/моё/мои.
нет чего?/ нет кого?
- придумать предложение с заданным словом или словосочетанием
- изменить слово, ответив на вопрос какой? /какая?/ какое?/
какие?
Или чей, чья, чьё, чьи (образование прилагательных от существительных).
- изменить слово, ответив на вопрос что делал?/ что делала?
- изменить слово, ответив на вопрос любуюсь кем?/ чем?
- У гномика маленький … Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- посчитать предмет до пяти. Например, один журнал, два журнала…. пять журналов
- составить словосочетание со словами один…. и два…
- изменить слово: один - много. Например, ведро - ведра


Пособие по автоматизации звуков

«Сказочные истории разноцветных гномов»

Цель: автоматизировать звуки поставленные логопедом: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихотворениях у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Дидактические задачи:

Коррекционно-образовательные. Формировать правильную речь, совершенствовать работу артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений пальцев рук.

Коррекционно-развивающие. Активизация речевой деятельности детей. Развитие фонематического слуха, совершенствование слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, формирование навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, самостоятельного мышления, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, инициативности.

Возраст: дети от 5 до 7 лет.

Материал: альбом, цветная бумага.

Пособие представляет собой альбом с речевым, иллюстративным материалом.

Артикуляционная гимнастика на свистящие: С, С’, З, З’, Ц;

шипящие: Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные звуки: Л, Л’, Р, Р’.

Игра «Лабиринт» – ребёнок чётко произносит изучаемый звук, ведя пальчиком по дорожке с предлагаемыми заданиями Гномов.

На страничках альбома изображены маленькие картинки. Предлагается ребёнку показать те из них, в названии которых встречается определённый звук. Определяется место звука: в начале, в середине или конце слова. Посчитать от 1 до 10 и обратно. Если ребёнок легко справляется с заданиями, их можно усложнить, например, попросить задать вопросы по картинкам, придумать к каждой иллюстрации одно которое предложение из 3-5 слов или небольшой рассказ.

Игра «Эхо»: читается стихотворение или рифмовые строки чистоговорок, а ребёнок повторяет за вами, как эхо. Поменяв голос: говорите то громко, то тихо, то быстро, то медленно.

Шутливые стихи – чистоговорки, помогают выработке речевого дыхания, поскольку произносятся на одном выдохе. Забавные стихи, акцентирующие тот или иной звук, и короткие истории, потренируют ребёнка в различении и произнесении звуков.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.

Консультации для воспитателей

Пособия для автоматизации звуков

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать . /Ян Коменский/

На сегодняшний день многие дети находятся на этапе автоматизации звука в слогах, словах и самостоятельной речи. Поэтому возникла необходимость порекомендовать вам игры, которые позволят не только создать коррекционно-развивающую среду в группе, но и добиться успешного закрепления звуков в речи детей, ведь ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для ребенка. И поэтому задача взрослых - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

Очень интересны и любимы детьми игры - бродилки. Цель этой игры может быть разной, благодаря чему у таких игр множество вариантов. Так, например, игра – бродилка «Путешествие Даши» по одноименному мультфильму. На игровом поле расположены буквы, по которым следует передвигаться фишками, бросая кубик и определяя количество «шагов». Останавливаясь на букве ребенку необходимо придумать слово, начинающееся на данную букву. Если ребенок затрудняется, то ход пропускает. Финал игры – кто первый дойдет до финиша. Один из вариантов такой игры может быть придумывание предложения с заданной картинкой, которая находится рядом с буквой, или подбор прилагательных к этому предмету.

Следующая игра – это « Звуковые дорожки ». Она направлена на автоматизацию изолированного звука. Ребенком пальчиком проводит по дорожке, произнося соответствующий звук. Звуковыми дорожками могут служить различные лабиринты, путаницы и даже простые изображения предметов, которые необходимо обвести пальчиком по контуру. Для наибольшего интереса такие звуковые дорожки помещают в мультифору и ребенок может фломастером рисовать по этим дорожкам. А после завершения игры фломастер легко удаляется тряпочкой.

Одна из игр, которая не только закрепляет звук в словах, но и развивает мелкую моторику – называется « Калейдоскоп ». На коробку приклеиваются горлышки от пластиковых бутылок, а под каждую крышку помещается картинка. Ребенок откручивает крышки и называет какая картинка у него под крышкой. Одним из вариантов этой игры может быть составление звуковых схем, если крышки подобрать соответствующего цвета (красные - гласные, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные)

Для развития мелкой моторики и мышления у детей с нарушениями речи было придумано такое пособие: на кусок фанеры (размером 1030 см) прикреплено четыре верхние части от пол-литровых пластиковых бутылок разного цвета (розового, синего, зеленого и желтого) с такими же пробками. Внутри каждой бутылки лежит такой же платочек. На первом занятии задача ребенка состоит в том, чтобы открыть крышки, вытащить платочки, закрутить крышки, потом опять открутить, сложить платочки в соответствующие бутылки и закрутить соответствующей крышкой. На следующем занятии задача усложняется: нужно навести порядок с платочками и крышками, не видя начального варианта. Затем перед ребенком выкладывается схема, на которой большим кругом обозначается цвет бутылки, квадратом - цвет платочка, а маленьким кругом - цвет крышки. Требуется собрать бутылки в соответствии со схемой. Например: в синюю бутылку вложить красный платочек и закрутить зеленой крышкой, в желтую бутылку - синий платочек, закрутить красной крышкой и т.д. На каждом занятии ребенку предлагается новая схема. Для самостоятельной игры детям можно предложить самим составить схему и самим скомпоновать бутылки по заданию товарища.

При работе над постановкой речевого дыхания с большим успехом используется приспособление « Волшебный ободок ». Это обыкновенный девичий ободок, к которому прикручена толстая проволока на расстоянии 15-20 см. К концу проволоки привязано несколько ниточек новогоднего дождика. Надевая ободок на ребенка, логопед предлагает отправиться в полет. Самое замечательное в этом приспособлении то, что ни заставлять, ни поправлять ребенка не нужно, он сам занимает верное положение при дыхании. Поскольку, если наклонить или поднять голову неправильно, дождик располагается либо слишком близко, либо слишком далеко от губ и тогда «запустить самолет или ракету в полет» невозможно.

Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, а также для дифференциации звуков в словах предлагается такая игра. Из картона вырезается лестница в виде буквы Л и радуга. На разноцветные прищепки двусторонним скотчем приклеиваются картинки, в названиях которых есть данные звуки. Задача ребенка сконструировать радугу с помощью прищепок где картинки в названиях которых звук Р и лесенку с картинками на звук Л.

« Звуковые нелепицы » Эта игра представляет собой 2 пластинки, которые надеваются на штырьки и могут свободно вращаться. Сверху закрывается коробкой на которой располагается стрелка. На одну из пластинок накладываются бумажные диски, которые содержат картинки на определенный звук. На другую пластинку накладывается бумажный диск, который изображает какое-либо действие, или предметы, которые можно связать с первым диском. Задача ребенка раскрутить диски, назвать «выпавшую» картинку и придумать предложение. Например: «Кошка живет в болоте».

Таким образом, целенаправленная работа по коррекции речи у детей стимулируется при использовании этого небольшого перечня игр и способствует более быстрому и успешному исправлению этих недостатков.






ВВЕДЕНИЕ


Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука ^ Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука ^ Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.


Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:


  1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

  2. ^ Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

  3. ^ Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

  4. ^ Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.
Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.


* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.


^ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.








2. ЧАШЕЧКА


1. ЛОПАТОЧКА


Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.


Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.







3. ЛОШАДКА


4. ГРИБОК


Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.


Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!







6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.


^ 5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ


«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!


Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!


^ Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)





^ Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)














Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

^ Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. ^ Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. ^ Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.



Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

^ Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

^ Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

^ Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .




Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.






^ Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...






^ Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.




^ Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?




Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ...
ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...


Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...


^ Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.




^ Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.


Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.











Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.





^ Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.







^ Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?





^ Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.




^ Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.






^






^ Образец: ча - чайник, чашка, чайка.



^ Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.





^ Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.






^






^ Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.


Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.




^ Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.






^ Упражнение «Лестница».






^ Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)





Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)














Лабиринт 1

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: надежный, большой, красивый... - щит.

^ Упражнение «Мой, моя, мои»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мои щипцы...)

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше отве­тов. ^ Образец: Щека какая? - Розовая, пухлая, теплая...

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложения по образцу. ^ Образец: Вчера щенок играл. Сегодня щенок играет. Завтра щенок будет играть.




Лабиринт 2

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. ^ Образец: вещи - вещички. Есть ли такие слова, которые не изменились?

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его часть (начало или конец). А ты до-
бавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: я щик, ящик.

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди нужное слово. (Логопед выкла­дывает звуковую схему, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит нужное слово.)

^ Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Овощи сложили в ящики. - В ящики сложили овощи.




^ Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Щ.






^ Упражнение «Посчитай». К золотой рыбке приплыли гости. Посчитай щук, лещей. Образец: один лещ, два леща... Кого приплыло больше? Кого - меньше? Посчитай рыб в обратном порядке. Образец: шесть лещей, пять лещей...






Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) предложения. За­кончи их по картинкам. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук Щ.




^ Упражнение «Исправь предложение». Весёлый щенок учился составлять предложения. Но пе­репутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки щенка.


На щеке есть лицо.

Из борща готовят овощи. Ящик лежит в клещах. Щётка тащит щенка. Плащ надевает Катю. Роща поёт в щегле. Вещи ищут Вову.





^ Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Коле и Оле по схемам с опорой на картинки. Образец: Коля... щука. - Коля поймал щуку.



Кого щенок встретил во дворе? Куда убежала от щенка ящерища? Почему Таня унесла щенка домой?


^ Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Щ. Прохлопай в ладоши количество сло­гов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пасса­жира к его вагончику.



^ Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Щ. Найди слова, в которых звук Щ находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.






^ Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.






^ Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ща - щавель. Придумай ещё слова на каждый слог.



^ Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ящерице добежать до пещеры. Для этого прочи­тай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.





^ Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.





Упражнение «Собери слово». Злой Кощей спрятал слова в лабиринте. Собери слова. Запиши их в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.


Первый ход - буква, отмеченная

красной звёздочкой.

Второй ход - две клетки вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - три клетки вверх.

Пятый ход - две клетки влево.

Шестой ход - одна клетка влево.


Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - две клетки вверх.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вверх.

Пятый ход - три клетки вправо.

Шестой ход - четыре клетки вниз.







^ Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».





УДК 376.1-058.264 ББК 74.3 К63


Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения
Комарова, Л.А.

К63 Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.

15ВЫ 978-5-296-00931-9

В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Вместе с их автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Автоматизация звуков Ч, Щ проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррек-ционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).