Коучинг "обучение талантливых и одаренных детей". Коучинг на тему "талантливые и одаренные" и более баллов

Тема занятия

«Талантливые и одаренные какие они? »

Общие цели

Учителя понимают значения понятия “одаренность” и “талант”.

Объясняют различия между одаренностью и талантом.

Анализируют как могут выявить одаренных и талантливых учащихся в своем классе.

Ожидаемые результаты

узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологии в процессе обучения.

Результаты обучения

Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал.

Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.

Ключевые идеи

Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.

Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Подход, основанный на совместной работе

Работа в группах

Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников

Материалы и оборудование

Мультимедийное оборудование, компьтер, доска, проектор, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, цветы для деления на группы; фотоаппарат, видеоролик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Время

90 минут

Действия коуча и действия участников коучинга

Для позитивного настроя коллег на работу

2 мин.

Учителя выберают себе цветы из букета.

Приветствие

2 мин.

Слушают музыку, настраиваются на работу

Психологический настрой

5 мин.

Коуч предлагает всем образовать круг и сказать друг другу комплимент,даря при этом свой цветок.

Деление на группы

2 мин.

Коуч предлогает разделится на группы по цвету цветка каждого участника.

Разминка.

(Налаживание эмоционального настроя)

5 мин.

Звучит музыка участники рассаживаются по местам.

Вызов

10мин.

Работа с фотографиями (в группах).

4-фото – для совместного обсуждения

“как вы думаете, кто из детей на снимке одаренный?”

“можно ли измерить одаренность?”

6-фото – участникам нужно постараться определить где одаренные,а где талантливые

дать свое определение “одаренности” и “таланту”

Рефлексия коллег.

Формулирование темы занятия

2 мин.

Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия?

Формулируют тему занятия.

Коуч объявляет тему и просит участников заполнить в бортовом журнале графу “что я знаю по теме ”

Рефлексия

3 мин.

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Теоретический материал

5 мин.

Презентация (Талантливые и одаренные какие они?)

Работа в группах

5 мин.

Участники сравнивают свои определения и понятия, которые раскрываются после просмотра

презентации. Выбирают спикера.

Защита постеров

10 мин.

Защита группами постеров.

Разминка

5 мин.

Коуч предложил физ минутку. Участники принимают активное участие.

Работа на при мение критического мышлеия

5 мин.

Коуч предлагает написать характеристики.

1 группа – талантливого ученика

2 группа – одарённого ученика.

Наблюдаю за работой групп.

Защита проектов

5 мин.

Группы представляют свои проекты.

Наблюдаю, слушаю защиту проектов.

Рефлексия

5 мин.

  • Какие способности может развить учитель у ученика?
  • Сделайте вывод по работе в группе.

Работа в группах

10 мин.

Коуч предлагает посмотреть презентацию « Множественные интелекты Гарднера.»

Соотнесите с каждым типом интеллекта профессии: учитель, скрипач, инженер, эколог, писатель, танцор, скульптор

Рефлексия

5 мин.

  • Тонкий вопрос – Какой из интеллектов развит у вас?
  • Толстый вопрос – Почему не всегда можно обнаружить одаренных и талантливых детей?

Рефлексия

5 мин.

Просмотр Ералаш «Школа моей мечты.»

Одарён ли этот ученик?

  • Охарактеризуйте вашу деятельность на занятии.

Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать.

Эмоциональная рефлексия

5 мин.

Участники заполняют бортовой журнал в графе «что узнал нового.»

Эмоциональный, психологический настрой

Звучит приятная музыка. Коллеги обмениваются впечатлениями от состоявшегосся взаимодействия.

Продолжительность

90 мин.

Предварительный просмотр:

Коучинг-занятие № 2

«Новые подходы в обучении. Диалоговое обучение»

Тема занятия:

Новые подходы в обучении

Общие цели:

Дать представление о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение».

Результаты изучения:

Учителя будут информированы о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение». Будут применять полученные знания на практике.

Ключевые идеи:

Диалоговое обучение – подход в преподавании и обучении построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы, с целью объяснения учебного материала учителем и усвоения его учащимися. Диалоговое обучение предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию их учебной деятельности;

Учителя сосредоточат усилия и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться;

Образовательная среда способствует активному участию в учебном процессе, а не пассивному восприятию информации.

  • диалоговое обучение
  • спор
  • кумулятивная беседа
  • исследовательская беседа

1 мин

7 мин

3 мин

5мин

3мин

3 мин

2мин

5 мин

5 мин

5мин

2 мин

5 мин

5 мин

Ход коучинга

Слайд №1 Создание позитивного настроя

Вызов интереса-показ видиоролика « Почему дети не хотят учится»

Мозговой штурм

Выскажите свое мнение о услышанном. (пару человек)

Поднимите руки кто согласен с точкой зрения профессора

Кто не согласен

Кто затрудняется

Создание коллаборативной среды и деление на группы. По ответу. Правила работы, распределение ролей в группах.

Слайд №2. «Мозговой штурм». У каждой группы есть таблица, заполняя ее вы доказываете свою точку зрения. (Время выполнения 6 мин.)

Традиционный урок

Современный урок

подходы

Формы методы

подходы

формы

методы

Проблемный. Деятельностный Системно-деятельный

Классический и нетрадиционный лекция

1. Турслет

2. Брейнринг

3. Коллективно - творческие дела

4. Выставка

5. Информационные поездки

6. Литературные чтения

7. Смотр знаний

8. Коммуникативные игры

9. Урок - лекцию

10. Урок - исследование

11. Урок - опровержение

12. Урок - игра

13. Урок - путешествие

14. Урок - зачет

15. Урок - семинар

16. Урок - конференция

17. Урок - практикум

18. Урок - соревнование

19. Деловые и ролевые игры

20. Методики КТД

21. КВН

Презентация

Приходим к общему мнению о необходимости использования новых технологий.

Обсуждая информацию в группах как выдумаете какой вы использовали подход.

(если не догадались то показываем ролик о разговоре двух близнецов)

Вывод: новый подход в обучении- «Диалоговое обучение».

Какой метод диалогического обучения является ведущим? (Беседа)

Вознаграждение конфетой

СЛАЙД 3 Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении Мерсер, Литлтон, 2007

Слайд №4 О видах беседы по Мерсеру

Индивидуальное задание:

1 .Напишите в тетради рецепт одного салата, затем каждый прочитает его остальным.(1.Каждый член группы предлагает свой рецепт салата и зачитывает его внутри команды.)

2.Коуч:

Что вы наблюдали, когда выполняли это задание?(2.Ответ:

Каждый зачитывал свой рецепт, а остальные внимательно слушали.)

3.Коуч:

Какому типу соответствуют ваша беседа? (3.Ответ:

Кумулятивная беседа)

4.Коуч:

Теперь пусть каждый из вас предложит по одному ингредиенту, и в группе создайте один общий салат. (4.Создают один общий салат, используя компоненты, предложенные членами команды).

Почему выбрали именно эти ингредиенты? Обоснуйте свой ответ. (могут рассказать о полезных свойствах отдельных ингредиентов, чем полезен, состав витаминов)

5.Вопрос: Докажите, что новый салат полезный и вкусный. Ответ:

(-Исследовательская беседа.)

Вопрос: Какой тип беседы вы использовали?

Коуч акцентирует внимание на то, что кумулятивная беседа переходит на исследовательскую

Деление по группам -конфетой

Задание 2. Сейчас попробуем применить эти три вида беседы на примере сказки «Колобок»

1 гр- Беседа-дебаты

2 гр-Беседа кумулятивная (закрытые(тонкие) вопросы)

3 гр- Исследовательская беседа (открытые(толстые) вопросы)

Видиофизминутка «Колобок»

Слайд №5 Защита. Применение диологического обучения позволило…. Вывод: Необходимо применять подхода «Диалоговое обучение» - три типа беседы по Мерсеру.

2. Итоги занятия:
Рефлексия: «5+5+1» (один из методов критического мышления): Написать 5 предложении о сегодняшнем коучинг занятии
сократить до 5 слов
сократить до 1 слова

3 мин

  • Закончила коуч занятие «колесом желаний». Каждый называл свое желание, остальные говорили «Пусть сбудется». Такое действие настроило всех на благоприятную, немного праздничную атмосферу.

Слайд №6 Заключительное слово коуча:

Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия!

И того 57 минут

Предварительный просмотр:

Коучинг-занятие № 3

Приемы развития критического мышления

КГУ «Кривощековская средняя школа района Шал акына»

Учение без мысли - напрасный труд.

Конфуций

Тема: Приемы развития критического мышления

ЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
  2. Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
  3. Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
  4. Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.

Ожидаемый результат:

Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.

Критерии оценки:

Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».

Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», Денотатный граф, концептуальные таблицы, кластеры – гроздья…)

Подходы к проведению занятия:

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Ход занятия:

  1. Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
  2. Определение целей и задач сессии.
  1. Слово коуча о стратегиях и приемах развития критического мышления.

Дает краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.

  1. Работа в группах по выполнению заданий:

Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:

Что такое мышление?

Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»)

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

Задание 2. Применить один из приемов развития критического мышления.

В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1 минута. За временем следит тайм – менеджер.

Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»

В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)

Какие вопросы вам было легко сформулировать?

Какие вопросы вызвали трудности и почему?

Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,

Почему?

Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?

Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?

Навыки

Что делают ученики

Глаголы-действия

Знание

Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:

Устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;

Устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции

Слушает, запоминает, узнает

Назови, расскажи, перечисли

Осмысление (понимание)

Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения:

Имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;

Проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;

Осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;

Чтение текста и отбор основных идей;

Переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;

Определение материала для цитирования;

Участие в дискуссиях;

Объясняет, переводит, демонстрирует

Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни

Применение

Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:

Изучаются содержание и организация информации;

Разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;

Определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию

Решает проблемы, демонстрирует знания

Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй

Анализ

Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:

Изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;

Анализируются структура и логика приводимой аргументации;

Распознаются предубеждения, обман, манипуляции;

Рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации

Анализирует, обсуждает, раскрывает

Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните

Обобщение (синтез)

Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:

Устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;

Первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;

Рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;

Определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения

Обобщает, формулирует, планирует

Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

Оценка

Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:

Определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;

Определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;

Делаются выводы, заключения на основе собранной информации;

Определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;

Новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;

Отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы

Обсуждает, оценивает, выбирает

Задание группе №2: Прием «Концептуальные таблицы»

Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении сказки «Колобок». Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий

Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)

Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований

В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос

Задание группе №3: Прием «Отсюда – сюда»

По мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа.

Задание группе №4: Прием «Денотатный граф»

Этот прием представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Способ создания денотатного графа:

Выделение ключевого слова или словосочетания («Колобок»)

Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель - направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата - достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата - основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)

Знать понятия одаренность, талант, гениальность. Уметь применять различные подходы к обучению одаренных детей в школе.

Ожидаемый результат:

Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.

Целевая аудитория: учителя

Форма проведения: мозговой штурм, работа в группах, защита проектов, рефлексия.

Ресурсы: маркеры, презентация, стикеры, постеры, видеролики.


Этапы работы

Деятельность участников

Подготовительно-организационный.

Цель этапа: организовать позитивный настрой участников на эффективную работу на занятии.

создание позитивного настроя участников на эффективную работу на занятии;

обеспечить быстрое включение участников в работу.

беседа; вербальные и невербальные средства общения, способствующие созданию положительного настроя (улыбка, доброжелательный тон, взгляд).

Деление на группы.


Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на занятии коуч - сессии.

Формулирование темы занятия

Сегодня мы поговорим об обучении талантливых и одаренных детей

Давайте приступим.

Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т С О Г

Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой...».

Выдает таблички с названием групп: талантливые, способные, одарённые, гениальные.


Просмотр видеоролика

Участники включаются в диалог, проявляют активную позицию. Настраиваются на организованную и эффективную

работу на занятии.

Объединившись по группам, садятся.

Видеоролик

4 летний вундеркинд

Карточки с буквами

Основная часть.

Цель этапа: обучение одаренных и талантливых детей.

Задачи: научиться применять новые подходы в обучении одаренных учащихся

Методы и формы: мозговой штурм, групповая, презентация, защита постеров


Коуч: Уважаемые коллеги, мы все стараемся уделять особое внимание на одаренных учащихся, но часто результаты обучения не устраивают ни нас, ни учеников. Давайте подумаем, какие подходы позволят нам достигать высоких результатов в обучении одаренных учащихся?

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Теоретический материал

Объяснение.

1 группа - Создайте модель талантливого, одаренного ученика

2 группа - Определение понятий одаренность, талант, гениальность и взаимосвязь между ними

3 группа - Способности и задатки, взаимосвязь между ними.

4 группа - Основные подходы к обучению одаренных и талантливых детей в школе.

Наблюдение за работой групп.

Наблюдаю, слушаю защиту проектов

Мозговой штурм. Незаконченное предложение

Талант – это …

Спикер группы отвечает на вопрос.

Просмотр презентации

Просмотр видеоролика

Работа в группах

Обсуждение

Группы представляют свои проекты.



Листы с предложениями

Видеоролик «Одаренные дети»

Постеры, маркеры


Заключительный этап.
Цель: проверка усвоения слушателями полученной информации.

Методы и формы: индивидуальная работа

Коуч: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами определились, с основными подходами по развитию одаренности учащихся Уважаемые коллеги, теперь давайте все вместе проанализируем нашу проделанную работу. Прошу Вас оставить свою рефлексию на стикерах.

Плодотворной Вам работы и до новых встреч!


рефлексия

Просмотр видеоролика



Видеоролик

«Талантливые дети»



Список интернет – ресурсов

http://www. travellers. ru/youtube_video-4-letnijj-vunderkind

http://www. /watch? v=dojzmAMc5SM

http://go. mail. ru/search_video

Приложение 1

Мозговой штурм.

Незаконченное предложение

Талант – это …

Способным и талантливым ученикам в учебе …

Одаренным быть легко, потому что…

Гениальными становятся ученики, если…

Приложение 2

Презентация «Работа с одаренными детьми.»

Видеоролик «Одаренные дети»

Видеоролик «4 летний вундеркинд»

Видеоролик «Талантливые дети»

Результат обучения

Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; - уметь выделить по-настоящему природно-одаренных детей среди учащихся, которые показывают высокие достижения (иногда благодаря форсированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, педагогов).

Ключевые идеи

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый

день они заново придумывают свою жизнь. Они любят

экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего

мира с удивлением и восторгом”.
(П.Вайнцвайг)

Задания

Разминка: Тренинг Упражнение «Бабочки» Задание 1 Расположить карточки по степени важности сверху вниз. «Качества хорошего учащегося».

Задание 1.1 Эксперимент. Отметьте качества, которые нравятся в учениках и не нравится.

Задание 2: Видеоролик «Учитель» (притча).

Задание 3.

Задание 4. (групповая работа)

Задание 5. по одарённости.

Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».

Задание 7. Рефлексия. Таблица Чиксентмихайна + калифорнийский сэндвич

Ход занятия.

Разминка. Упражнение «Бабочки»

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй – ребенком.

Задание 1

А) Расположить карточки по степени важности сверху вниз. «Качества хорошего учащегося».

Сравните с качествами идеального учащегося, по мнению учителей из пяти стран.

С какими странами наши мнения совпадают?

Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.

    Дисциплинированный.

    Неровно успевающий.

    Организованный.

    Выбивающийся из общего темпа.

    Эрудированный.

    Странный в поведении, непонятный.

    Умеющий поддержать общее дело.

    Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

    Стабильно успевающий.

    Занятый исключительно своими делами.

    Быстро, “на лету” схватывающий.

    Не умеющий общаться, конфликтный.

    Общающийся легко, приятный в общении.

    Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

    Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

    Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?

А если эти характеристики не нравятся Вам? (дискуссия педагогов)

Задание 2. Видеоролик «Учитель» (притча)

Одаренные дети

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.

У маленьких учеников

Спросил художников Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну. Кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле,

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда все это подевалось?

В.Берестов

Задание 3. Анкета «Как распознать одарённость». Заполнить анкету на одного из учеников.

Одаренные дети - дети, признанные образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Способности таких детей относятся ко всем сферам интеллектуальной деятельности.

Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей,в которых человек может достичь больших успехов.

Одарённые дети дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.

Дарование – то же, что талант : 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Креативность (от лат. – созидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

он энергичен и все время хочет двигаться

он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

кажется, что он всерьез никогда не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

серьезно относиться к произведениям искусства;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,

Если ребенок…

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

с большим желанием выступает пере аудиторией;

с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему;

любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый школьный материал;

задает очень много продуманных вопросов;

обгоняет сверстников по учебе,

гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Задание 4. «Имбирный пряник» обучаемости Портрет одарённого ребёнка и проблемы одаренного ребёнка. (групповая работа)

Задание 5. Подгруппам предлагается решить задачи по одарённости.

1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?

2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ)

3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?

4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?

Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».

Задание 7. Рефлексия . Таблица Чиксентмихайи + калифорнийский сэндвич

Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред , исходя из 2 параметров: свободы и активности.

    Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)

    Безмятежная . Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)

    Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)

    Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства, поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)

Итак, если посмотреть на проблему одаренных детей в контексте образовательных сред, то понятно, что в догматической среде они просто не смогут развиваться, она для них смерть. В безмятежной- одаренность не получит развития. В карьерной -легко только честолюбивым детям. Таким образом, лишь творческая среда отвечает требованиям развития одаренности.

Для педагогов, работающими с одаренными детьми, учитывать, что фактором, зависящим от педагога, является обеспечение дальнейшего развития, создание благоприятных условий для развития одаренности.

Основная образовательная цель, провозглашенная в новых образовательных стандартах-это создание условий для реализации человека. Можно высказать много критики по поводу того, как идут реформы, но стратегическая линия не вызывает сомнений в ее верности и соответствии духу времени. Поэтому вопрос взаимодействия педагога и одаренного ребенка нужно рассматривать в широком контексте.

Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс).

Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, сто может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по ислам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативноесамовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

4. Научное понимание одарённости.

Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А.Люблинская, А.И.Макарова и др.). В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают, что одарённость – это особый склад личности.

Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одарённости.

Специалисты в подобных случаях говорят о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых занятиях, способах и условиях действий), побуждающей ребёнка к активному поиску новых впечатлений, информаций, что сопровождается положительными эмоциями (радость от познания). Эта потребность не насыщаема: чем больше ребёнок знает, тем больше хочет узнавать. У одарённого ребёнка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, от прогулки и сна. Ярко выраженное стремление к познанию является важнейшим признаком дарования на этапе дошкольного детства.

Могут ли бурная фантазия, развитое воображение, интересные детские суждения, рисунки, поделки и многие другие творческие проявления свидетельствовать об одарённости?

Расположенность к творчеству выступает отличительной чертой детского возраста, в том числе и дошкольного, и это вызывало всегда интерес у исследователей детских дарований.

В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одарённости во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признаётся влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

Более выраженные творческие проявления наряду с более высокой восприимчивостью к учению большинство специалистов в настоящее время признают как основные показатели одарённости ребёнка.

Проблемы одарённых детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Виды одарённости

Музыкальное дарование. С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

Художественная одарённость. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Математическая и шахматная одарённость. Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.

Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Литературное дарование. Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость . Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии

Литература:

1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.

2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.

5. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.