Размножение животных 3. Презентация по окружающему миру на тему" Развитие и размножение животных" (3 класс)

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: окружающий мир

Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Цель урока : познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных.

Задачи урока: Создание условий для усвоения обучающимися способов размножения животных.Расширение знаний обучающихся о животных.

Формирование навыков самостоятельного изучения материала.

Формирование навыков самопроверки и самоанализа своей деятельности.

Развитие речи, памяти, логического мышления, воображения.

Развитие умения работать с текстом учебника, выделять главное.

Планируемые результаты:

Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.

Метапредметные:

Познавательные: умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями учебника; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение рассуждать, доказывать; умение самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в группах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных); контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно); оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания).

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Предметные: знание об особенностях размножения и развития животных;

расширение знаний детей о животных.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование урока: карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для работы в группах, презентация, проектор, компьютер.

Структура урока:

1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка темы урока и учебной задачи.

4. Открытие новых знаний.

5. Закрепление изученного материала.

6. Контроль и коррекция полученных знаний.

7. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

О ком пойдёт речь на уроке попробуйте догадаться сами.

Домашние ласкаются,

А дикие кусаются

Они повсюду и везде:

На суше, в небе и в воде

Лесные есть, болотные

Зовём мы их…..(животные)

2. Проверка домашнего задания.

Животных в природе очень много, все они разные.

Перечислите группы животных по их групповым признакам

(черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые,

рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).

Найдите лишнее животное? (Слайды 1-5)

А на какие группы можно разделить животных по способу питания (всеядные, хищники, растительноядные, насекомоядные)

Составьте цепи питания животных (пшеница-мышь-сова), (осина-заяц-волк)

С чего всегда начинаются цепи питания (с растений)

А почему? (потому что только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества: сахар и крахмал из углекислого газа и воды).

3. Постановка темы урока и учебной задачи.

Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.

Итак, у людей – ребенок;
у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок);

У козы – (козлёнок)
у бабочки –
у кузнечика –

Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

Ребята, а кем в детстве была бабочка? А кузнечик? Скворец? Змея? Лягушка? Карась?

Прочитайте тему урока на с. 100. И скажите, какие цели и задачи стоят перед нами на уроке. (Как размножаются животные разных групп, как животные проявляют заботу о будущем потомстве, как называются детеныши некоторых животных) (Слайд 6)

4. Открытие новых знаний.

Сейчас вы будете работать в группах. Задания находятся в конвертах.

Задание для 1 группы.

Расскажите о размножении насекомых. Составьте схему развития бабочки и кузнечика.

Задание для 2 группы.

Расскажите о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся. Составьте схему развития лягушки, рыбы, змеи.

Задание для 3 группы.

Расскажите о размножении птиц и зверей. Составьте схему развития птицы и лошади.

Проверим, как вы справились с заданием. Выступает 1 группа. (1 представитель от группы.) (Слайд 7).

Интересные факты о насекомых (Слайд 8)

Слушаем выступление 2 группы. (1 представитель от группы.) (Слайды 9)

Интересные факты о головастиках (Слайд 10)

Слушаем выступление 3 группы. (1 представитель от группы.)(Слайды 11)

Интересные факты о насекомых (Слайд 12-13)

Физкультминутка (Слайд 13)

Хомка, хомка, хомячок….

5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

В “Рабочих тетрадях” выполните задание №1

1. Заполните таблицу «Кто как размножается»: отметьте знаком «+» в соответствующей строке. (Слайд14)

Группа животных

Способ размножения

Откладывают яйца

Откладывают икру

Рождают детёнышей

Насекомые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Звери (млекопитающие)

Какой вывод по таблице мы может сказать, назовите сходства и различия в размножении групп животных.

Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от развития других животных?

Все ли животные заботятся о своём потомстве? (Нет не все, бабочки и лягушки не заботятся)

Расскажите, как заботятся о птенцах птицы? (Строят гнёзда, откладывают яйца, насиживают их, согревают своим теплом. Птенцы рождаются голыми, беспомощными, родители кормят их и защищают от врагов).

Расскажите, как заботятся о своих детёнышах звери. (с. 103)

Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них вам расскажут ваши товарищи.

1. Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а впереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву. Когда впервые его чучело привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому-то другому зверю. Ещё больше изумились все, когда выяснилось, что утконос … откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Оказалось, что детеныш после вылупления питается все же молоком. Значит, утконос – млекопитающее. (Слайд 15)

2. Морские коньки. Уникальность этих морских обитателей состоит не только в их необычном внешнем виде, отличном от других рыб, но и в том, что самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе. Некоторое время отец является нянькой для своих детенышей. Морские коньки имеет длину 15 сантиметров, живут до четырех лет. (слайд 16)

Работа с учебником с. 104 вставь пропущенные слова

6. Контроль и коррекция полученных знаний. (Слайд 17)

1. Кто выкармливает детёнышей молоком?

а) птицы и) звери б) рыбы

2. Какое слово пропущено:

икринка - ____________ - рыба

а) личинка т) малёк б) головастик

3. Какое животное относится к рыбам?

а) дельфин б) бегемот о) карп

4. Когда охота запрещена?

а) зимой г) весной б) осенью

7. Итог урока. Рефлексия.

Какое слово получилось из ваших ответов?

Правильно, итог. Давайте подведём итог урока.

Правильно, и поэтому мы должны бережно относиться к детенышам, так

как из них вырастают взрослые животные.

Выставление оценок за работу на уроке с

Развитие и размножение животных Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Ударная СОШ» Медведева В.М.

Домашние ласкаются, а дикие кусаются. Они повсюду и везде: на суше, в небе и в воде, лесные есть, болотные. Зовём мы их … ЖИВОТНЫЕ Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. насекомые рыбы земноводные пресмыкающиеся птицы млекопитающие рыбыпресмыкающиесянасекомыеземноводныемлекопитающиептицы

Отгадайте кто это? Расту червяком. Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обмотаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно вишу, Но теплой весной Я вновь оживаю И, как птичка порхаю. БАБОЧКА

Насекомые Развитие бабочки Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдет немного времени, и из каждой куколки появится бабочка. яя яйца яйцо гусеница гугу личинка куколка куколк а бабочка Взрослое насекомое

Это интересно Гусеница растет настолько быстро, что ее кожа трескается, а под ней уже есть новенькая кожа, рассчитанная на рост. - За всю свою жизнь самка бабочки откладывает 50 000 яиц. - Бабочка не растет, однако она время от времени любит напиться сладкого цветочного нектара. Это горючее, которое помогает ей летать.

На лугах и на опушке, Средь травы зеленой, Маскируется искусно Длинноус веселый! Стрекотание его, Часто режет уши, Никому не верит он - Хочешь, нет? А слушай! Ноги - длинные по плечи, Ну! Узнали? Он... КУЗНЕЧИК

Развитие кузнечика Не у всех насекомых могут быть куколки. Куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое-большое и с крыльями. личинка яйцо взрослое насекомое

Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю. Развитие рыб Весной самки выметывают в воду икру. Из икры появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень маленькие. Мальки питаются, растут и становятся взрослыми рыбками. икра мальки рыбы

Интересные факты Синий кит - самое крупное животное планеты. Может достигать длины 33 м и массы 150 т. Детеныши рождаются длиной от 6 до 8,8 м и массой 2-3 т. Синие киты встречаются практически во всех районах Мирового океана.

Земноводные и пресмыкающиеся Из малька выходят лапки - Длинноногие ребятки. В луже прыгает квакушка – Длинноногая… Развитие лягушек Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб – настоящие концерты! Самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и превращаются в лягушек и жаб. икра головастики лягушка

Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змейки, черепашки, крокодильчики. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных. Размножение и развитие яйца детеныши Взрослое животное

Птицы Почти все птицы весной строят гнезда. В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их- согревают своим теплом. Птенцы быстро растут, и им нужно много пищи. В конце весны-начале лета птенцы многих птиц покидают гнезда. Хотя они уже покрыты перьями, летают еще плохо. Питаться самостоятельно тоже пока не могут. Родители некоторое время кормят своих птенцов и защищают от врагов. Размножение и развитие яйца птенцы Взрослая птица

Это интересно Кукушка не вьёт своего гнезда и не высиживает яйца, которые она снесла. А подкладывает их в гнёзда других птиц, как правило певчим. Иногда кукушка успевает разнести по чужим гнёздам до 20 своих яиц. Кукушонок старается вытолкнуть из гнезда другие яйца и даже маленьких птенцов, чтобы ему досталось побольше еды. Вскоре маленький прожорливый кукушонок становится больше своих приёмных родителей, которые выбиваются из сил, чтобы накормить подкидыша.

Конспект урока

по окружающему миру

Тема:

Развитие и размножение животных

Учитель: Зюганова Елена Николаевна

Тема : «Развитие и размножение животных »

Цель: познакомиться с особенностями развития и размножения животных

Задачи: формировать в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные УУД:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

Умение определять своё отношение к миру.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

Формулирование темы урока;

Поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

2.Универсальные логические действия:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

Синтез как составление целого из частей;

Выбор оснований для сравнения;

Подведение под понятия, распознавание объектов;

Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

Выдвижение гипотез.

3. Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

    технология проблемно - диалогического обучения

    технология продуктивного чтения

    технология оценки учебных успехов

    технология групповой работы

Оборудование: учебник, таблицы, картинки, презентация.

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з

Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.)

Какие изменения проис­ходят в природе с приходом весны.

Весенние изменения в природе

3. Актуализация знаний.

Весна вносит изменения и в жизнь животных.

    Давайте вспомним, в какие основные группы учёные объединяют животных. (Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. А также черви, моллюски, паукообразные, ракообразные.)

Слайд 2

    А в какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются? (Растительноядные, плотоядные, всеядные.)

– Приведите примеры.

Слайд 3

    В какие группы можно объединить животных по способности жить и размножаться в неволе? (Дикие и домашние животные.)

Слайд 4

    А следующий мой вопрос подведёт нас к новой теме. Давайте попробуем, вспомнив предыдущий материал, ответить на вопрос: на какие группы можно разделить животных, учитывая способы размножения? (Яйцекладущие; животные, которые мечут икру в воду; живородящие.)

Слайд 5

4. Создание проблемной ситуации

Я вижу, что вы готовы открывать новые знания. Как вы думаете всё ли мы знаем о группе животных, и их представителях? А напишите, как называются детёныши у животных. Слайд 6

У лисы - … (лисёнок)

У утки - … (утёнок)

У бабочки - … (гусеница)

У рыбы - … (малёк)

У кузнечика-…(личинка)

У змеи - … (змейка)

(не совсем точно, если не знаете, оставьте место)

Ребята, а кем в детстве была лягушка? А крокодил? Змея?

Почему получились разные ответы?

Вот видите мы не всё знаем о группах животных.

Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?

О чём вы хотите узнать сегодня на уроке?

5. Сообщение темы

Животные, как и все другие живые существа, размножаются. Сегодня мы поговорим о том, какие особенности размножения и развития характерны для разных групп животных.

Сформулируйте тему урока? Слайд 7

Сформулируйте задачи урока. Поставьте вопросы. Слайд 8

1.Как размножаются насекомые?

2.Как размножаются рыбы?

3.Как размножатся рыбы, земноводные, рептилии?

4.Как размножаются птицы?

5.Как размножаются звери?

6. Открытие детьми новых знаний.

1) Коллективная работа по учебнику стр. 73

– Какие из животных откладывают яйца? -Насекомые, пресмыкающиеся, птицы

Какие из животных мечут икру? -Рыбы, земноводные.

Чем отличается размножение зверей от других животных? -Звери рождают детенышей

Размножение и развитие млекопитающих: ДЕТЁНЫШ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ Слайд 9

2)Работа в группах Слайд 10 -14

Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя.

1группа

Насекомые

2группа

3группа

Земноводные

4 группа

Пресмыкающиеся

5 группа

Прочитать научно-познавательный текст. Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного. И с помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

Размножение и развитие насекомых : Слайд 10

1 вариант - составить развитие бабочки; 2 вариант – развитие кузнечика

ЯЙЦО – ЛИЧИНКА (ГУСЕНИЦА) - КУКОЛКА - ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ;

ЯЙЦО – ЛИЧИНКА – ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ

Размножение и развитие рыб: Слайд 11

ИКРА  МАЛЁК  ВЗРОСЛАЯ РЫБА

Размножение и развитие земноводных: Слайд 12

Икра - головастик - лягушка.

Размножение и развитие пресмыкающихся: Слайд 13

ЯЙЦА – ДЕТЁНЫШИ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ

Размножение и развитие птиц: Слайд 14

ЯЙЦО – ПТЕНЕЦ – ВЗРОСЛАЯ ПТИЦА

7. Закрепление изученного

Блиц-опрос. Слайд 15

    Как называется личинка бабочки? (Гусеница.)

    Кто развивается из личинки рыбы? (Малёк.)

    В чём сходство размножения птиц и насекомых? (Откладывают яйца.)

    В чём сходство размножения птиц и млекопитающих? (Заботятся о потомстве.)

Какой вывод можно сделать о размножении животных? Слайд 16

(Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца и икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых - личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб - головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых особей.)

8. Итог урока. Релаксация. Слайд 17

    Что нового узнали на уроке?

    А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно в течении урока, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

Приложение

Детёныш медвежонок медведь

Яйца змейки питон

Яйца цыплёнок курица

Яйца гусеница куколка бабочка

Икра головастик лягушка

Икра малёк карась

Карточки для работы в группах.

1группа. Насекомые

Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 78. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

2группа. Рыбы

Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 76. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

3 группа. Земноводные.

Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 77. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

4группа. Пресмыкающиеся.

Прочитать научно-познавательный текст см. Приложение . Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

5 группа. Птицы.

Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на страницах 74 -75. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

Приложение.

Черепахи - отряд пресмыкающихся, существующий на протяжении 250 миллионов лет, живущих как в воде, так и на суше. Все известные науке современные черепахи животные яйцекладущие. Самки откладывают яйца в кувшинообразную ямку, которую они выкапывают задними лапами (некоторые - в собственные жилые норы (гофер) или в гнёзда крокодилов), смачивая грунт выпрыскиваемой из организма жидкостью. Затем ямка засыпается и утрамбовывается сверху ударами пластрона. Яйца шарообразные или эллиптические, белого цвета, обычно покрыты твёрдой известковой скорлупой. Лишь у морских и некоторых бокошейных черепах яйца имеют мягкую кожистую оболочку. Число откладываемых яиц колеблется у разных видов от одного до двух сотен.

Ящерицы . Большинство видов ящериц яйцекладущи, некоторые - яйцеживородящи. При этом материнское животное не откладывает яйца или икру, а вынашивает их внутри себя. Детёныши покидают яйцевую оболочку ещё в теле матери и после этого рождаются.

Большинство ящериц откладывают яйца. Обычно яйца имеют тонкую кожистую оболочку, реже (в основном у гекконов) - плотную, известковую. Количество яиц у различных видов различно и может колебаться от 1-2 до нескольких десятков. Самка откладывает яйца в течение года один или несколько раз, в самые разнообразные, но всегда укромные места - в норы, трещины, под камни и коряги, в дупла деревьев и т. д. Некоторые гекконы приклеивают яйца к стволам и ветвям деревьев, в местах выходов скальных пород и т. п. В большинстве случаев, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним. Только некоторые среди них проявляют заботу о потомстве. Среди наших ящериц это желтопузик. Самки этого вида не только охраняют кладку, но и ухаживают за ней - периодически переворачивают, очищают от мусора.

Некоторое время после вылупления молодых желтопузиков самки продолжают их защищать и даже уступают пищу.

К одной из форм заботы о потомстве может быть отнесена и способность некоторых ящериц задерживать откладку яиц, выжидая наступления благоприятных для этого условий. Так, у прыткой ящерицы откладка яиц может задерживаться на 20 суток. У других же, например у живородящей ящерицы, - вплоть до вылупления.

Одна из причин, вызывающих живорождение, холодный климат. Интересно, что даже ящерицы одного и того же вида в зависимости от высоты обитания над уровнем моря могут или откладывать яйца, или рожать живых детёнышей.

Различные виды змей по-разному размножаются. Скажем, гремучие змеи, медноголовки, водяные змеи не откладывают яйца, а рождают живых детёнышей. Известны змеи, которые могут родить за раз до 75 детёнышей. Другие змеи откладывают яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под брёвнами или в пустых пнях. По форме змеиные яйца несколько отличаются от куриных: они поменьше и подлиннее. Хотя яйца крупных змей могут и не уступать по размеру куриным.

Скорлупа змеиного яйца достаточно прочна, напоминает кожицу. Количество яиц в кладке различается в зависимости от вида змеи. Больше всех яиц, наверное, откладывает питон. Индийский питон может отложить за один раз до 107 яиц.

Яйца обычно вылеживаются под солнцем или в тепле, выделяемом гниющей растительностью. Иногда змеи сторожат яйца, свернувшись вокруг них кольцом.

Но кто же заботиться о подрастающем потомстве, если количество яиц в кладке достигает 100 штук? Да никто! Все маленькие змеи способны позаботиться о себе сами с момента рождения.

Вследствие чрезвычайно высокого , по уровню их существования и строения, сформировалось несколько типов размножения и постэмбрионального развития, что передают гены потомству и продолжают обеспечивать выживание вида.

Процесс размножения является одним из важных свойств организмов и разделяется на два способа: бесполый и половой .

Половой способ используют животные со сложным строением организма такие, как , ракообразные, и, в основном, все позвоночные.

Животные имеют два механизма оплодотворения: внешнее и внутреннее.

Внешнее оплодотворение

Одним из них является внешнее оплодотворение , при котором яйцеклетки и сперматозоиды сливаются вне организма животного. Например, такой способ оплодотворения используют рыбы и земноводные. Этот тип оплодотворения называют нерестом, он происходит в водной среде. Соответственно сперме требуется вода, чтобы подплыть к отложенным яйцам, а яйца в свою очередь нуждаются в воде для предотвращения высыхания. Большинство водных беспозвоночных, большинство рыб и некоторые амфибии используют внешнее оплодотворение. Эти животные выпускают большое количество спермы и яиц, поскольку несут значительные потери гамет в воде. Поэтому, рыбам просто необходимо выметывать большое количество икры. Так, самки окуня мечут по 200-300 тыс. икринок, а самки трески − до 10 млн. Кроме того, поведение ухаживания у некоторых видов приводит к одновременному выпуску гамет, что помогает обеспечить яйцеклетку спермой.

Гаметы, или половые клетки , - репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности половом, размножении. При слиянии двух гамет в половом процессе образуется зигота, развивающаяся в особь (или группу особей) с наследственными признаками обоих родительских организмов, произведших гаметы. Википедия

Обращая внимание на размножение серебряного карася необходимо отметить, что тут встречаются однополые популяции (обычно отсутствуют самцы). Развитие яиц этого вида происходит после того, когда в них проникает сперматозоид совершенно другого вида рыбы (карпа, золотого карася, линя). Но при этом стандартного оплодотворения не происходит. В данном случае сперматозоид является лишь раздражителем, который пробуждает яйцо к развитию.

К такому виду внешнего оплодотворения, а точнее нересту также относят морских коньков. Они как никто завораживающе романтично спариваются и танцуют до тех пор, пока самка не вложит свои икринки в специальный мешочек самца. Получается морской конек – это сознательный самец, который беременеет и вынашивает свое потомство. После того как самец родит, он оставляет своих детенышей, чтобы они развивались и заботились о себе самостоятельно.

Внутреннее оплодотворение

Другим примером полового размножения является внутреннее оплодотворение , при котором самец вводит сперму внутрь репродуктивного тракта самки, где оплодотворяются яйцеклетки. Данное оплодотворение − это адаптация к жизни на суше, поскольку она уменьшает потерю гамет, которая возникает во время внешнего оплодотворения. Сперматозоиды снабжены жидкостью (спермой), которая обеспечивает водную среду внутри тела самца. Спаривание и репродуктивная готовность координируются и контролируются гормонами, поэтому сперматозоиды и яйцеклетки объединяются в соответствующее время.

После внутреннего оплодотворения большинство рептилий и всех откладывают яйца, которые окружены жесткой мембраной или оболочкой. Их яйца имеют четыре мембраны: амнион, аллантоис, желточный мешок и хорион. Амнион содержит жидкость, окружающую эмбрион; аллантоис хранит мочевые отходы эмбриона и содержит кровеносные сосуды, которые приносят кислород эмбрионам и отбирают углекислый газ. Желчный мешок держит заложенную пищу, а хорион окружает эмбрион и другие мембраны. У птиц и рептилий эмбрион созревает вне тела и защищен оболочкой.

В основном все (коровы, яки, бегемоты, кролики, собаки и много других) используют внутреннее оплодотворение, но есть и исключение – , такие как и , которые откладывают яйца.

Половое размножение имеет свои «плюсы»: образовавшиеся особи несут в себе признаки обоих родителей и этот вид животных не исчезнет; они лучше приспосабливаются к среде обитания.

Среди животных также встречается партеногенез – это единая форма полового размножения, во время которой зародыш развивается из одной половой клетки без какого-либо оплодотворения. Такое размножение присуще обычно для насекомых, некоторых ракообразных и червей.

Бесполое размножение – это процесс, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток − гамет. Такое размножение обычно используется у менее сложных организмов.

Например, амеба делится на две части. Этот тип бесполого размножения называется бинарным делением. Это очень быстрый и эффективный способ для бактерий и подобных типов клеток для создания потомства.

Раздельнополые животные

Существует много раздельнополых животных . Но среди низших много таких видов, которые имеют одновременно половые железы и самца и самки. Этих животных называют гермафродитами. К ним относят многих плоских червей: печеночных сосальщиков, бычьих солитеров, свиных солитеров и других.

После оплодотворения происходит серия этапов развития, во время которых устанавливаются первичные зародышевые слои и реорганизуются с образованием эмбриона. Во время этого процесса ткани животных начинают специализироваться и организовываться в органы и системы органов, определяя их будущую морфологию и физиологию.

Развитие – это процесс формирования организма, тесно связанный с ростом. Существует два типа развития животных: прямой и непрямой или с перевоплощением.

Прямой тип развития – это развитие дочерних организмов очень похожих на взрослых. Сюда относятся паукообразные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, черви.

Непрямой тип развития – это развитие, в котором создается личинка, отличающаяся от организма взрослой особи как внешним, так и внутренним строением, характером движения, кормлением. Сюда относятся насекомые, амфибии, кишечнополостные животные. В случае непрямого развития личинки и взрослые особи живут в разных условиях и поэтому не составляют конкуренции между собой за территорию и еду. Благодаря этому, вид может иметь большое количество особей. Например, у бабочек личинки едят листья растений, а взрослые особи питаются нектаром цветов. Личинка жабы питается водорослями, одноклеточными, а взрослые жабы – насекомыми и их личинками. Соответственно непрямой тип развития дает организму значительные преимущества.

Каждое животное имеет свой жизненный цикл со своими фазами развития. Существует простой и сложный цикл . Сложный жизненный цикл характерен чередованием поколений (одно поколение печеночного сосальщика размножается половым путем, другое – бесполым) или связан с перевоплощением организма. Например, у кузнечиков простой цикл: яйцо – личинка – взрослое насекомое. А бабочки имеют сложный жизненный цикл: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь.

Личинка жука-короеда

Личинки часто составляют стадию жизни, которая используется для кормления или рассеивания. У многих видов личиночная стадия самая длинная, а взрослая − короткая стадия исключительно для размножения. Например, у мотыльков шелкопряда взрослые не имеют ротовых частей и не могут питаться. А личинки должны есть достаточно, чтобы выжить и в итоге спариваться. Действительно, большинство самок мотыльков, как только они выходят из своей куколки, летают только один раз, чтобы отложить яйца. Затем они умирают.

Многие животные обладают регенерацией – возобновлением потерянных частей тела. Малейшая часть гидры может дать начало новому организму. Среди хордовых животных наилучшим образом развита регенерация у земноводных, чуть слабее – у рептилий (они могут возобновлять отпавшие хвосты). У других животных эта функция остается на уровне заживления ран.

Каждому животному характерно свое индивидуальное развитие с такими стадиями :

— эмбриональная (от оплодотворения к рождению);

— неполовозрелая;

— взрослая половозрелая;

— старение и смерть.

Роль генов Homeobox (Hox) в развитии животных

С начала XIX века ученые отмечали, что многие животные, от простого до сложного, имеют сходную эмбриональную морфологию и развитие. Удивительно, что эмбрион человека и эмбрион лягушки, на определенной стадии эмбрионального развития, кажутся удивительно похожими. Долгое время ученые не понимали, почему так много видов животных выглядели одинаково во время эмбрионального развития, но становились совершенно другими, когда взрослели. В конце 20-го века был обнаружен определенный класс генов, которые диктуют направление развития. Эти гены, которые определяют структуру животных, называются «гомеотическими генами». Они содержат последовательности ДНК, называемые гомеобоксами, с определенными последовательностями, называемыми генами Hox. Это семейство генов отвечает за определение общего плана тела: количество

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

1. Пёс Рыжик собрал друзей на свой день рождения. Друзья вспоминали о своём детстве. Кто о чём вспомнил? Соедини линиями.

2. Обобщи полученные сведения о размножении животных.

Животные, в зависимости от вида, могут размножаться откладывая яйца, откладывая икру или рождая живых детёнышей.

а) Отметь знаком «+» в соответствующем столбце.

б) Впиши пропущенные слова.

У насекомых из яиц появляются личинки , а у птиц - птенцы . У рыб из икринок выводятся мальки , а у лягушек и жаб - головастики . Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком .

Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.

3. Достройте модель-аппликацию. Вырежите рисунки из Приложения и правильно их расположите.

А теперь устройте друг другу мини-экзамен. Расположите рисунки так, чтобы были 2-3 ошибки. Пусть сосед по парте найдёт их и исправит (положит рисунки правильно).

Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте рисунки в тетрадь.
Расскажите по модели о развитии животных разных групп.

  • Бабочки откладывают яйца из которых появляются личинки, затем личинки развиваются в гусениц, а затем гусеницы окукливаются и после этого из кокона появляется взрослая бабочка.
  • У рыб из икринок появляются мальки, которые постепенно вырастают во взрослых рыб.
  • Жабы откладывают яйца из которых вылупляются головастики, затем головастики растут и становятся взрослыми жабами.
  • Ящерицы также откладывают яйца, но из них вылупляются не головастики, а сразу маленькие ящерки, которые затем вырастают во взрослых пресмыкающихся.
  • Утки, как и все птицы откладывают яйца из которых вылупляются птенцы, птицы заботятся о своих птенцах: кормят их, защищают от хищников, а затем птицы вырастают и становятся взрослыми.
  • Лисы, как и все звери, рождают сразу живых детёнышей. Они выкармливают их своим молоком, защищают и учат необходимым навыкам и повадкам. Потом, когда лисёнок вырастает и превращается во взрослое животное, он становится полностью готов ко взрослой жизни.

4. По заданию учебника понаблюдай, как заботятся о своём потомстве домашние животные. Здесь ты можешь выполнить рисунок или наклеить фотографию.