Презентация на тему "«Страшный мир» в поэзии А.А. Блока"

Слайд 2

Цель:показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов.Анализировать стихотворение «Незнакомка»

Слайд 3

Как жить без Нее, без высокого идеала Истины, Добра и Красоты?

  • Слайд 4

    Ты в поля отошла без возврата. Да святится Имя Твое! Снова красные копья заката Протянули ко мне острие. Лишь к Твоей золотой свирели В черный день устами прильну. Если все мольбы отзвенели, Угнетенный, в поле усну. Ты пройдешь в золотой порфире - Уж не мне глаза разомкнуть. Дай вздохнуть в этом сонном мире, Целовать излучённый путь... О, исторгни ржавую душу! Со святыми меня упокой, Ты, Держащая море и сушу Неподвижно тонкой Рукой! 16 апреля 1905

    Слайд 5

    Цикл «Город»

  • Слайд 6

    Облик города

  • Слайд 7

    Окна во двор

    Одна мне осталась надежда:Смотреться в колодезь двора.Светает. Белеет одеждаВ рассеянном свете утра.Я слышу - старинные речиПроснулись глубоко на дне.Вон теплятся желтые свечи,Забытые в чьем-то окне.Голодная кошка прижаласьУ жолоба утренних крыш.Заплакать - одно мне осталось,И слушать, как мирно ты спишь. Ты спишь, а на улице тихо,И я умираю с тоски,И злое, голодное ЛихоУпорно стучится в виски... Эй, малый, взгляни мне в оконце!..Да нет, не заглянешь - пройдешь...Совсем я на зимнее солнце,На глупое солнце похож.

    Слайд 8

    Физкультминутка

  • Слайд 9

    «Незнакомка»

  • Слайд 10

    Новый идеал?

  • Слайд 11

    Домашнее задание

    Письменно проанализировать стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (в чем своеобразие композиции стихотворения? Какое представление поэта о жизни она символизирует? Являются ли детали городского пейзажа символическими? Каково понимание жизни и смерти в стихотворении?)или «О доблестях, о подвигах, о славе…» (О каком лирическом событии говорится в стихотворении? Какими предстают лирические герой и героиня? Сравните это стихотворение с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». В чем сходство и различие раскрытия темы любви в произведениях Блока и Пушкина?)(на выбор). Прочитать цикл «На поле Куликовом»

    Посмотреть все слайды

    этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

    К МУЗЕ Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. И такая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой... И когда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тот неяркий, пурпурово-серый И когда-то мной виденный круг. Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты - и Муза, и чудо. Для меня ты - мученье и ад. Я не знаю, зачем на рассвете, В час, когда уже не было сил, Не погиб я, но лик твой заметил И твоих утешений просил? Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами - Всё проклятье своей красоты? И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи, И любови цыганской короче Были страшные ласки твои... И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада - Эта горькая страсть, как полынь!

    30.03.2013 27952 0

    Урок 30
    Тема «страшного мира»
    в лирике Александра Блока

    Цели : продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания. (Задания см. в предыдущем уроке.)

    1. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

    2. В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)

    Вывод : лирика 1905–1908 годов отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, чьей философии всегда следовал в своем творчестве, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьева для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Но исторические катастрофы, которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир ». «Как человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги », – писал о нем А. Слонимский.

    II. Работа над новым материалом.

    1. Слово учителя .

    Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

    Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:

    Миры летят. Года летят. Пустая

    Вселенная глядит в нас мраком глаз.

    А ты, душа, усталая, глухая,

    О счастии твердишь, – который раз?

    Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.

    Любовь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Черная кровь».) Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.

    Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви: грубо звучат строки «...монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен», становится жаль.

    Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души:

    Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

    И, бросая, кричала: «Лови!..»

    В этом мире потеряны лучшие душевные качества. Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличьях . То он лермонтовско-врубелевский демон, страдающий сам и несущий гибель другим (два стихотворения с одинаковым названием «Демон»), то «стареющий юноша» – двойник лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и трагически-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души: «Пробудился: тридцать лет. // Хвать-похвать, – а сердца нет». Печальный итог его жизни подводит сама смерть («говорит смерть»):

    Я отворю. Пускай немного

    Еще помучается он.

    2. Работа с текстом .

    – Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие (раздаточный материал ) «Ночь, улица, фонарь, аптека...»

    – Какова основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)

    – Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала») и необычная гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»)

    3. Углубление понятия образа-символа .

    Прямым образом с проблематикой «страшного мира» связано и стихотворение «На железной дороге».

    Подготовленный ученик читает наизусть.

    Это стихотворение интересно тем, что в нем сочетается реальное и символическое.

    – Найдите в тексте приметы реальности. («Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».)

    Обратите внимание на знаменитую строфу:

    Вагоны шли привычной линией,

    Подрагивали и скрипели;

    Молчали желтые и синие;

    В зеленых плакали и пели.

    Она будто бы тоже совершенно реальна. Но как раз здесь мы видим не просто реальные приметы идущего поезда (желтые, синие, зеленые – вагоны 2, 1 и 3-го классов), а символы по-разному сложившихся человеческих судеб.

    – Каким представляете образ героини? (Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)

    Но давайте перечитаем первую строфу стихотворения:

    Под насыпью, во рву некошеном,

    Лежит и смотрит, как живая,

    В цветном платке, на косы брошенном,

    Красивая и молодая.

    Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения. Значит, и это произведение Блока наполнено образами-символами. Что для вас значит это понятие?

    Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни. Поэма «Возмездие» созвучна «городской» лирике Блока: в ней звучит тема «машинной цивилизации», «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь», предостережения против нее.

    Город для Блока – обвинительный акт, предъявленный общественному устройству:

    На непроглядный ужас жизни

    Открой скорей, открой глаза,

    Пока великая гроза

    Все не смела в твоей отчизне... –

    читаем в стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье...» (1911).

    В цикле «Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру».

    Таким образом поэт утверждает торжество человеческого:

    О, я хочу безумно жить:

    Все сущее – увековечить,

    Безличное – вочеловечить,

    Несбывшееся – воплотить!

    О стихах данной тематики сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

    В «ясный день» для России продолжает верить поэт и посвящает лучшие стихи своей Родине. О произведениях этой темы мы будем говорить на следующем уроке.

    2. Задание 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.

    3. Индивидуальное сообщение на тему «Стихотворение Блока "Россия". Восприятие, истолкование, оценка».

    Разделы: Литература

    Урок № 1. А.А. Блок. Личность и творчество.

    Цели урока:

    1. Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок.
    2. Показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

    Оборудование урока:

    • портрет А. А. Блока, фотографии разных лет;
    • просмотр одного из учебных фильмов о биографии поэта.

    Методические приемы:

    • лекция с элементами беседы;
    • выразительное чтение стихотворений.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя о Блоке – великом поэте 20 века, который глубоко и полно выразил эпоху 3-х революций в России, который не примыкал ни к одной политической партии, не разбирался в их программах.

    Блок интересен нам не только как представитель эпохи, но и как художник, который нам оставил эстетические ценности.

    Всё, что волновало поэта: стремление к чистоте и гармонии человеческих отношений, вопрос о роли искусства, проблема подчинения личности народному волеизъявлению – всё это волнует и современного человека.

    А. Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство.

    2. Учащимся предлагается просмотр фильма о жизни и творчестве А. Блока. По ходу просмотра фильма учащиеся делают записи, выделяя самое важное, на их взгляд. Это могут быть слова, словосочетания или предложения, которые помогли бы понять творчество А. Блока

    В тетрадях учащихся появляются записи:

    «Что такое поэт? Это человек, который пишет стихи?» - нет. Это носитель ритма. (А. Блок)

    • тревожная музыка,
    • я – гений,
    • каждый год моей сознательной жизни окрашен в определённый цвет,
    • ощущение трагизма своей эпохи,
    • лиловый цвет – цвет трагедии и отчаяния,
    • уюта нет, покоя нет,
    • мы, дети страшных лет России,
    • испепелённые годы,
    • дни войны,
    • кровавый отблеск,
    • страшный мир,
    • пишу страшно и мутно,
    • дышать нечем,
    • жизнь потеряла смысл.

    После просмотра фильма учащиеся делятся впечатлениями о фильме и говорят о том, что в личности А. Блока их наиболее поразило.

    Домашнее задание. На основе статьи учебника по творчеству Блока составить таблицу. Учащиеся легко справляются с этим заданием, так как важнейшие особенности этапов творчества А. Блока подробно и доступно рассмотрены в учебнике.

    Урок № 2-3 (творческая мастерская). Тема страшного мира в лирике блока. Мир стихий в лирике Блока.

    Цели уроков:

    1. Показать особенности поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме».
    2. Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов.
    3. Дать анализ стихотворений Блока.

    Проблема организации домашних заданий в системе уроков, посвященных творчеству Блока, приобщает особое значение. Познакомив учащихся на первом уроке со своеобразием идейно-художественного мира поэзии Блока, мы должны затем, согласно требованиям программы, в течение четырёх учебных часов прочитать и проанализировать несколько стихотворений поэта и поэму. Это станет возможным только в том случае, если каждый ученик будет участвовать в подготовке уроков, выполняя посильную для него часть коллективной работы. Помимо индивидуальных заданий по всей теме, учащиеся получают общие или групповые задания к каждому уроку. Задания распределяются заранее, чтобы учащиеся получили возможность проконсультироваться с педагогом, составить опорный конспект или схему к стихотворению (что является обязательной и неотъемлемой часть подготовки домашнего задания). С этим заданием дети справляются на удивление быстро и легко, оно необходимо для детального понимания стихотворений. Учащимся заранее выдаются карточки с вопросами

    Если после первого урока у учащихся сложились представления об образной системе поэзии Блока (в этом и заключалась цель лекции учителя), то, выполняя одно из заданий ко второму уроку, каждый ученик не только найдет свое место в общей работе над темой, но и сможет показать, как полученные сведения о характерных особенностях блоковской поэзии помогли ему прочесть произведение поэта.

    В системе уроков, посвящённых творчеству писателя, каждый урок должен быть продолжением и развитием того, что звучало на предыдущем уроке. Поэтому вступление учителя послужит как бы мостиком между тем, что уже постигнуто, и тем, что предстоит постичь.

    Ход урока

    Мы уже говорили о том, что А. Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было не возможно жить. Ее принесла поэту Любовь.

    Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.

    Нам стихи Блока о любви дороги чистотой и тонкостью поэтического чувства. Многие из них он посвятил своей жене Любови Дмитриевне. Их семейная жизнь была трудной и не ладилась отчасти потому, что Блок настойчиво приподнимал Любовь Дмитриевну над жизнью и обожествлял ее, тогда как она, по выражению А. Горелова, была «человек трезвой психики и вполне земных страстей», «склонна была рассматривать непонятную ей духовную деятельность поэта лишь как нервическую лихорадку его неуравновешенной натуры».

    А. Блок воспринимал собственную жизнь только как часть «вселенской мистерии». И «вне понимания этой особенности Блока (...) нет путей к миру его поэзии.

    Чтение и анализ стихотворений Блока, посвященных теме любви, строится по типу семинарских занятий.

    Возможны различные варианты опроса.

    Вариант первый. Учитель опрашивает одного учащегося из каждой группы, остальные получают возможность дополнять его ответ и выступать с возражениями.

    Вариант второй. Учащимся предоставляется право, посовещавшись до урока, выдвинуть от каждой группы одного отвечающего. Его ответ рассматривается как коллективная работа, а меру участия остальных в этой работе определяют сами члены группы.

    Вариант третий. Одни из учащихся каждой группы отвечает устно, остальные сдают учителю результаты своих наблюдений над текстом стихотворения в письменном виде.

    «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» «Вхожу я в темные храмы...».

    Карточка.
      Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Какими средствами она создается? Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма? Каким предстает лирический герой стихотворения? Прорисован, ли внешний облик Прекрасной Дамы? Какими средствами создается ее образ? Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?

    Описание о/к.

    Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.

    «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...». Карточка.

    Описание о/к.

    Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя...»), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне...»), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается образом-символом «весь горизонт в огне», эпитетами нестерпимо, горестно, низко, контрастирующими со словами ясен, лучезарность. Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность (употребление местоимения Ты с заглавной буквы подчеркивает, что она для героя – божество). Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

    «Мне страшно с Тобой встречаться...». Карточка.
      Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма стихотворения? Какой мотив, только намечавшийся в рассмотренных ранее стихах, становится здесь основным? Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения? Как они соотносятся с образным строем рассмотренных ранее стихов? Как вы понимаете финальные строки стихотворения? Какие образы в стихотворении усложняют повторяющийся лирический сюжет?

    Описание о/к.

    Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала.

    Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий. С этим моментом выбора связан завершающий 1-й том цикл с выразительным названием «Распутья».

    «Фабрика». Карточка.
      На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении? Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения? Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»? В чем своеобразие его написания? Какие образы в стихотворении связаны с миром зла? Можно ли дать логическое истолкование этим образам? Как названы в стихотворении фабричные рабочие? Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»? Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

    Описание о/к.

    Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме...») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «желтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

    Незнакомка (полный анализ дан в учебнике).

    Из цикла «Страшный мир». «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Карточка.
      В чём своеобразие композиции стихотворения? Какое представление поэта о жизни она символизирует? Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира? Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами? Какую роль играет симметричность построения произведения? Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

    Описание о/к.

    Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном контексте символом перехода из жизни в

    смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще хоть четверть века...») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала...»).

    Россия в лирике Блока. «На железной дороге». Карточка.
      В чем своеобразие композиции стихотворения? Как изображена, погибшая девушка? Как конструкция предложений раскрывает авторское отношение к ней? В каких образах предстает мир, окружающий героиню? С какой целью использована метонимия? Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине? Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира? Как чувствует себя в этом мире живая душа? Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»? С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»? Почему юность героини названа «бесполезной»? Какие литературные ассоциации вызывает у вас сюжет и образный строй стихотворения? Найдите переклички образов и мотивов этого стихотворения с «Тройкой» Н. А. Некрасова. В чем отличие композиции стихотворений? Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке? Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»? Как оно связано с другими стихами цикла?

    Описание о/к.

    В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни. Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»). Даже о погибшей говорится – «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения она. Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему. Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие мира подчеркнуто метонимией «Вагоны шли привычной линией... Молчали желтые и синие» и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль («В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами...»).

    Поэма «Двенадцать».

    Последней поэме А. Блока уделено немало места и в учебнике, и в методической литературе. В практике сложились в основном два пути изучения этого произведения: либо комментированное чтение с последующим обобщением важнейших аспектов его содержания и художественного своеобразия, либо комплексный анализ поэмы, которому предшествует ее самостоятельное чтение. Я предпочитаю второй вариант изучения поэмы. При этом следует помнить, что поэма «Двенадцать» – одно из самых неоднозначных произведений Блока, поэтому необходимо предоставить ученикам свободу ее прочтения, интерпретации отдельных образов и мотивов, даже если их точка зрения не совпадает с позицией авторов учебника.

    Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности.

    Оборудование урока:

    • иллюстрации к поэме;
    • различные издания «Двенадцати».

    Ход урока

    Вступительное слово учителя.

    Блок восторженно принял революцию «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами» - вспоминали близко знавшие его люди.

    3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» на грубой, почти оберточной бумаге, на левой внутренней полосе, была напечатана поэма «Двенадцать». Это была первая поэма о революции.

    Газет не хватало, и их расклеивали на улицах, а прохожие останавливались и читали.

    Поэма Блока стала злобой дня. Контрреволюционно настроенные литераторы искали в ней издевку, скрытую иронию. Но вслед за «Двенадцатью» Блок опубликовал стихотворение «Скифы», в котором приветствовал революцию.

    На Блока обрушился шквал бешеной ругани, грязной клеветы, прямых угроз. Его вчерашние почитатели, соратники,.«друзья» стали злобно травить его. В черновом варианте поэмы «Анна Снегина» С. Есенин вспоминает:

    Возмездье достигло рока.
    Рассыпались звенья кольца.
    Тогда Мережковские Блока
    Считали за подлеца.
    «Двенадцать» вовсю гремело,
    И разве забудет страна,
    Как ненавистью вскипела
    Российская наша шпана?

    Блок стойко пережил нападки, держался мужественно и непоколебимо. «Всем телом, всем сердцем, всем дознанием – слушайте Революцию»,– призывал он в статье «Интеллигенция и революция».

    Через неделю после публикации поэмы «Двенадцать» Блок получил письмо от двух начинающих поэтесс, бывших его восторженных поклонниц, курсисток:

    «Стоит буржуй, как пес голодный,
    Стоит безмолвный, как вопрос.
    И старый мир, как пес безродный,
    Стоит за ним, поджавши хвост.

    И Вам не стыдно? Пощадите свои первые три книжки, «Розу и крест» и «Соловьиный сад»!

    И, спускаясь по камням ограды,
    Я нарушил цветов забытье,
    Их шипы, точно руки из сада,
    Уцепились за платье мое,

    Как бесконечно жаль, что Вы не остались за оградой, высокой и длинной... Так оплевать себя».

    На этом письме Блок сделал пометку: «Что за глупости?» Курсистки были неумные, сбитые с толку обывательницы. Но многие известные писатели (Вл. Пяст, Вячеслав Иванов, Г. Чулков) вели себя не умнее. Они не подавали Блоку руки. Не поняли и потому не приняли поэму И. Бунин, пушкинист П. Е. Щеголев, литературовед Ф. Ф. Зелинский. Зато рабочие восторженно приветствовали ее. Любовь Дмитриевна несколько раз выступала с чтением поэмы в переполненных аудиториях. Отдельные стихи из поэмы появились на плакатах.

    В день первой годовщины Октября Блок видел на кумачовых полотнищах:

    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем!

    Безоговорочно высокой была оценка «Правды».

    Поэма была напечатана за рубежом и произвела большое впечатление на интеллигенцию Запада.

    Изучение поэмы «Двенадцать» путем эвристической беседы, подготовленной домашним заданием.

    В сильном классе можно обойтись без комментированного чтения. Учащиеся получают задание прочитать поэму самостоятельно и ответить на вопросы (задания выполняются в группах):

    1. Как из конкретных образов в поэме вырастает Символическая картина революции?
    2. Чьи голоса звучат в поэме?
    3. Как изображен старый мир в этом произведении?
    4. Однородна ли красногвардейская масса в Представлении Блока?
    5. Как противопоставлены друг другу Ванька и Петруха в их отношении к товарищам, к Катьке и К революции?
    6. Какое место в поэме занимает душевная драма Петрухи?
    7. Почему к концу поэмы дорога, по которой идут двенадцать, становится все более трудной, а их шаг – все более мощным и единым?
    8. Как Блок изобразил в поэме цели и характер Октябрьской революции?

    Ответы могут оказаться разноречивыми. Оживленные споры вызывают, как правило, четвертый, пятый и шестой вопросы.

    После выступления каждой группы, выбирается ряд таблиц и схем, составленных учащимися, которые наиболее точно передают авторский замысел поэмы (см.


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ