Курдистан население и территория. Мехабадская республика

Несмотря на многовековое существование курдской нации и длительную борьбу курдов за создание своего независимого государства, «курдский вопрос» до сих пор не решён. В последние годы проблема курдской автономии, обретения этим народом национальной независимости приобрела на Среднем Востоке наибольшую остроту и служит одним из основных факторов нестабильности в регионе.

С. Задонский

Курдистан – это государство, которого нет и которого, по большому счёту, никогда и не было. Однако это золотая мечта большинства курдов, проживающих на территориях Турции, Ирана, Ирака, Сирии и перманентно распределённых по всему остальному миру. Нужно сказать, что мечта эта насчитывает уже не одну сотню лет, она впитывается потомством вместе с молоком матери и рассказами отца… и так просто курды вряд ли когда откажутся от неё.

Курды – это весьма многочисленная нация, она насчитывает порядка 35 млн человек (а это 4-е место среди народов региона после арабов, тюрков и персов). В настоящее время они являются самым большим этносом в мире, который не имеет собственных национальных прав и разделён между несколькими государствами.

Фактический Курдистан (территория, на которой проживает большинство представителей данной национальности) занимает очень важное стратегическое положение в регионе, а борьба курдов за самоопределение выводит их на международную арену.

Курды расселены крайне неоднородно. Больше всего их проживает в Турции (47 %), затем в Иране (32 %), в Ираке (16 %), Сирии (4 %), на территории бывшего СССР (1 %) – остальные расселились по европейскому и американскому континентам.

Курдский язык тоже неоднороден и включает в себя несколько диалектов, наличию которых, впрочем, сами курды не придают особого значения. Как правило, лишённые возможности получать образование на родном языке, они знают и языки основной страны проживания.

Курдские районы во всех четырёх странах отличаются отсталостью хозяйства, низким уровнем развития, слабостью социальных отношений и культуры. Очень многое здесь ещё держится на родоплеменных и феодальных отношениях, хотя в последнее время происходят значительные сдвиги. И это создаёт основу для становления курдской национальной политики.

Немного истории

Курды – это один из древнейших народов Передней Азии: их предки, которые, как считается, родом из Северной Месопотамии, самоопределились примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры. Процесс этнической консолидации народности начался в 1-м тысячелетии до н. э. уже на основе ираноязычных пастушеских племён. Начавшись ещё в древнеперсидской империи, этот процесс захватывает практически 2 тысячи лет и завершается уже при включении этого региона в Арабский Халифат.

Несмотря на этнологическое самоопределение, история курдов не знает попыток основания государства. Вполне возможно, это связано с соседними племенами, которые самоопределились раньше и благодаря сильному государственному управлению помешали в этом курдам.

А благодаря своему геостратегическому положению земли Курдистана на много веков стали ареной войн и переделов зон влияния, набегов кочевников и освободительных восстаний. Курды несли огромные человеческие и материальные потери, но… не сдались.

Однако курды были слишком раздроблены, и объединить их для совместных выступлений и образования единого государства не смог даже самый известный из них, победитель армии крестоносцев Салах-уд-Дин (Саладин).

В начала 16 века произошло окончательное разделение курдов (в данном случае между Ираном и Турцией), а в начале 20 в. оно только усугубилось за счёт выделения части курдской территории Ираку (под патронажем Англии) и Сирии (под патронажем Франции). В это время территории Курдистана используются как арена пограничных конфликтов, они фактически играют роль буфера. Все восстания за независимость были жестоко подавлены.

Осознанное «объединение» одной идеей курдов разных территорий и реальные выступления с требованием независимости начались с 20–30-х гг. 20 века. Но с ними, как и раньше, предпочитают не разговаривать, а просто «топить в крови».

Во времена «холодной войны» освободительное движение курдов активно поддерживается СССР, поскольку таким образом он приобретал возможность активно влиять на политику стран Ближнего Востока. В связи с этим курды быстро оказываются в зоне пристального внимания западных стран, и их национально-освободительные организации объявляются террористическими.

В 1974 году Багдад был вынужден пойти на создание курдской автономии, что и стало активизацией Турецкого Курдистана. На Ближнем Востоке загорелся новый очаг напряжённости. В Иране положение было чуть лучше, но до поры до времени. В Ирано-Иракской войне курды опять стали буфером между странами, понесли огромные потери – и не только вследствие военных действий, но и от карательных антикурдских операций (когда конфликтующие стороны подозревали их в измене). Кроме того, Багдад, воспользовавшись военным положением, отыграл назад вопрос о курдской автономии.

Во второй половине 80-х усилились освободительные тенденции в Турецком Курдистане. Причём деятельность Оджалана (лидера турецких курдов) явно переросла границы Турции и стала охватывать Сирию и Ирак. Что дало, в свою очередь, турецким военными «право» на карательные экспедиции на территорию соседнего государства (иногда до 30 км вглубь). А Сирия под давлением Анкары вынуждена была отказать Оджалану в политическом убежище (что привело в дальнейшем к его поимке и осуждению). События в Турецком Курдистане постепенно приобретают общекурдский масштаб, как и антикурдские акции всей четвёрки.

В начале 90-х под протекцией США курдам в Ираке повторно удаётся добиться автономии, более того – они оказываются под воздушной защитой Запада. После войны в Ираке и свержения режима Саддама Хусейна проблемы курдов обсуждаются в Европе и США. Фактически в настоящий момент вполне возможно перерастание автономии в самостоятельное государство под протекцией Запада. Хотя стоит вспомнить и о том, что большую роль здесь играет не столько признание суверенности курдской нации, сколько возможность создания зоны влияния на Иран и Турцию. Т. е. даже в этом случае курды опять выступят в роли буфера.

Иранские эксперты утверждают, что создание Курдского государства с опорой на США нацелено не на стабилизацию ситуации в регионе, а на усиление конфронтации и угроз в отношении соседних государств. Иран, таким образом, занял выжидательную позицию по этому вопросу, прекрасно понимая, что США непосредственно управлять в Курдистане не смогут и рано или поздно он окажется в зоне влияния Тегерана (поскольку ни арабские страны, ни тем более Турция принять такое государство окажутся не в состоянии). Сирия, в свою очередь, используя тот факт, что практически никогда не проводила репрессий относительно курдов, пытается создать в регионе противовес американо-английской позиции по Курдистану.

Однако современность вносит свои коррективы в курдистанский вопрос. Иран фактически блокируется западными державами и постепенно теряет свой вес в регионе. Сирия в огне революции, и её итог пока не известен. На волне «арабской весны» поднимаются и национальные интересны турецких курдов. И вот очередная провокация – организованное нападение курдских повстанцев на блокпосты Турции 19 октября, ставшее самым масштабным за последние 30 лет.

Турция теряет 26 человек убитыми, десятки раненых военнослужащих заполняют госпиталя. Естественно, Анкара не могла оставить эту вылазку безнаказанной: она начинает военные действия против боевиков не только на своей территории, но и углубляясь на территорию соседнего Ирака.

«Создаётся впечатление, – отметил известный азербайджанский политолог и дипломат Фикрет Садыхов, – что кому-то выгодно разжечь ещё один пожар в этом регионе, создать незатухающий кровавый конфликт, потому что курдские повстанцы совершают подобные набеги на турецких военнослужащих не в первый раз, и каждый раз турецкая армия теряет многих своих военнослужащих».

Конечно, мечта о независимости своего народа – это очень благородно, вот только методы, ведущие к ней, такими не выглядят. Турецкие лидеры утопят в крови курдские поселения, погибнут дети и женщины, будет разрушена (в который раз!) инфраструктура… Это спровоцирует новую волну антитурецкого террора.

Может, пора бы уже остановиться и вспомнить, что обе стороны конфликта придерживаются религии Ислам? И что мусульманину запретно убивать кого-либо без права, а уж тем более запретно убивать своего брата-мусульманина. Ведь тот, кто совершит убийство, как будто убьёт весь мир! Ведь разве провинился в чём-то солдат, убитый на передовой, или двухлетняя девочка? Они не принимали решения против курдов. Точно так же ни в чём не виновата женщина в курдском селении, погибшая от турецкой бомбёжки.

Политические проблемы нужно разрешать политическими методами. Сторонам давно пора сесть за стол переговоров и объясниться.

Может ли стать Курдистан признанным государством, если каждая пядь его земли пропитана кровью – и своей и чужой? Нужна ли такая независимость, за которую придётся погибнуть детям, женщинам и старикам? А в плане Турции – нужен ли ей такой взрывоопасный конфликтный домочадец или лучше его сделать мирным соседом?

Согласитесь, есть над чем задуматься обеим сторонам.

ИСТОРИЯ КУРДИСТАНА
Москва 1999

В этой книге, впервые излагается история Курдистана, исторической родины и страны постоянного обитания одной из древнейших наций Западной Азии - курдов. Хронологические рамки работы - с эпохи арабских завоеваний, когда окончательно сформировалась курдская народность, до наших дней. Курды были участниками почти всех больших событий региона, внесли заметный вклад в региональную и мировую цивилизацию. Ныне 30-миллионный курдский народ упорно добивается своего законного права на самоопределение, а курдский вопрос является одним из самых актуальных вопросов современной международной жизни.
В центре внимания авторов - освободительные движения, красной нитью проходящие через всю курдскую историю.
Монография написана как на основе первоисточников и неизученной еще литературы, так и с использованием уже опубликованных работ самих авторов и других курдоведов.

ВВЕДЕНИЕ

Курды - один из немногих народов не только Западной Азии, но и всего земного шара, сохранивших в общих чертах свой этнический облик с древности до наших дней. Их историческая жизнь, если ее начинать с установленных наукой первых упоминаний о курдах и их ближайших предках, превышает два с половиной тысячелетия. Как этнос курдская народность сформировалась примерно полторы тысячи лет тому назад. Этого нельзя сказать ни об одном из современных народов Европы, да и о многих народах Азии и Африки. К тому же первоначальное формирование курдской народности и последующая консолидация ее в нацию - этногенез -происходили на одной и той же территории, где сейчас расположен современный Курдистан. Таким образом, курдов с полным правом можно считать автохтонной нацией ближневосточного региона (каких в нем меньшинство). Такова первая главная особенность курдской истории.
Другая важная особенность - этнонациональный процесс у курдов, несмотря на его длительность, еще продолжается, курдская нация до сих пор недостаточно консолидирована. Социально-экономический компонент этнического процесса у курдов отличается низкими темпами развития, вследствие чего он до сих пор носит явные черты слаборазвитости и архаичности, в значительной мере остается традиционным.
Что касается политического аспекта этнонационального процесса у курдов, то он всегда протекал в крайне неблагоприятных исторических условиях. Недаром выдающийся российский лингвист, кавказовед и курдовед академик Н.Я.Марр называл курдов «пасынками истории». Бесконечные войны, опустошительные нашествия, кровавые усмирения курдских восстаний, сопровождавшиеся прямым геноцидом и массовыми депортациями коренного населения и приведшие к многочисленным разделам и переделам этнической территории Курдистана, поставили непреодолимые препятствия политической консолидации курдского этноса, становлению централизованного курдского государства, независимого и единого Курдистана. А это всегда оказывало долговременное негативное воздействие на социально-экономический базис и этнокультурный уровень курдского народа. Такова была общая причина замедленных темпов этнонационального процесса у курдов, приведших к их заметному отставанию от других народов Западной Азии, имеющих государственный статус, не говоря уже о народах высокоразвитых стран других регионов планеты. Следствием этого уникального в своем роде стечения неблагоприятных обстоятельств явилось то, что ныне курды, обладающие ярко выраженными национальными признаками и богатейшей своеобразной культурой, остались самым многочисленным этносом земного шара (около 30 млн.), фактически и юридически лишенным права на самоопределение, не имеющим собственного государства. А это, в свою очередь, тормозит их национальное развитие.
Уже из названных наиболее характерных особенностей курдской истории вытекает ее важное познавательное значение для изучения всего всемирно-исторического процесса. При всей уникальности курдского исторического опыта он ценен и для многих других народов, он помогает осмыслить их прошлое и извлечь уроки для будущего.

История курдского народа - это одновременно и история курдского вопроса. Принято считать, что понятие и термин «курдский вопрос» возникли сравнительно недавно, в новейшее время, точнее во время раздела побежденной державами Антанты в Первой мировой войне Османской империи (при подготовке Севрского мирного договора 1920 г., оставшегося нереализованным). Впоследствии о курдском вопросе начинали говорить при каждой новой вспышке курдского национально-освободительного движения. Таким образом, для большей части XX в. понятия «история курдов» и «курдский вопрос» в основном являются идентичными и взаимозаменяемыми, ибо это движение составляло главное содержание исторического процесса у курдов, было приоритетным для всего курдского народа.
Однако на самом деле курдский вопрос гораздо старше. Как историческая категория, требующая определенного ответа, т.е. решения, он объективно возник еще в средневековую эпоху, когда первые курдские эмираты, появившись на ближневосточной арене, заявили о своем праве на суверенное существование. С тех пор курдский вопрос стал постоянным фактором политической жизни тех государств Западной Азии, в которых обитали курды. С течением времени, под влиянием бурных событий, происходивших в регионе, курдский вопрос играл разную роль, менялось его содержание, на первый план выступали разные его ипостаси. Но всегда его сердцевину составляла борьба курдского народа за свободу и независимость.
Таким образом, изучение курдской истории приобретает важное актуально-политическое значение в первую очередь для самого курдского народа, стоящего перед насущной жизненной необходимостью решения своей главной национальной задачи - создания независимого и демократического Курдистана - и черпающего в своем прошлом необходимые для достижения этой святой цели уроки. Однако не одним курдам это нужно.
Историческая жизнь курдского народа проходила в тесном единении и непосредственном соседстве с другими народами Западной Азии. Многие из них давно исчезли с ближневосточной арены, будучи истреблены во время многочисленных войн и нашествий или ассимилированы более поздними пришельцами. Другие же, как и курды, в процессе этногенеза и исторического развития консолидировались в современные нации: большинство из них в процессе деколонизации образовали суверенные государства. На территории современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии находится Курдистан, в отдельных частях которого абсолютное или относительное большинство населения составляют курды. История Курдистана неразрывно связана с историей указанных стран. Кроме того, значительное число курдов проживают вне территории этнического Курдистана (на северо-востоке Ирана, в Закавказье, Центральной Азии, в некоторых странах Арабского Востока и в диаспоре на Западе). Короче говоря, история курдов составляет интегральную часть истории Западной Азии (Ближнего и Среднего Востока), а также Закавказья, и в то же время история стран и народов этих регионов неотделима от истории курдов и Курдистана. Поэтому ее изучение со¬вершенно необходимо для целостного восприятия всего исторического процесса на этой части огромного азиатского материка. Разумеется, многие важные элементы и сюжеты курдской истории характерны и присущи преимущественно курдскому народу, курдскому обществу и имеют самостоятельное значение и историко-культурную ценность.
Таким образом, изучение истории курдов и Курдистана представляет большой интерес и с практической (преимущественно политической), и с познавательной точки зрения. О последней следует сказать особо.

Курдская история - одна из наименее изученных в сравнении с историями других крупных народов Западной Азии, она изобилует белыми пятнами, требующими по многим направлениям углубленной и всесторонней научной разработки, начиная с ранних стадий этногенеза курдов вплоть до наших дней. Причина этого отставания очевидна. При отсутствии своего государства у курдов не было условий для успешного и свободного развития своей культуры, в том числе научных знаний, включая родную историю. В странах, разделивших Курдистан, правящие круги, действуя в интересах господствующих наций, или сознательно препятствовали развитию курдской историографии, или поощряли фальсификацию курдской истории вплоть до прямого отрицания ее, а следовательно и идентификации курдов как нации. Парадоксально, но вполне объяснимо, что большинство наиболее значимых трудов по истории курдов и Курдистана появилось за пределами стран проживания курдов, раньше главным образом в России и СССР, теперь на Западе (хотя авторами многих этих работ были сами курды).
Настало время приступить к систематическому изучению истории курдов и Курдистана, к созданию по этой покуда отстающей востоковедной проблеме фундаментальных обобщающих исследований. Этого требуют и интересы общекурдского национально-освободительного движения, нуждающегося в глубоком научном обосновании безусловного права курдов на самоопределение как автохтонной древней нации, проживающей на собственной национальной территории и создавшей богатую и оригинальную культуру, и интересы востоковедной науки, важной и неотъемлемой частью которой является курдоведение. Эта цель может быть достигнута лишь объединенными усилиями ученых разных национальностей и разных стран.
Конечно, такая работа требует времени, но приступить к ней необходимо уже сейчас. Следует выработать общую концепцию 2500-летней курдской истории, ее периодизацию, выделить основные этапы, уточнить хронологию, дать объективную оценку важнейшим, судьбоносным событиям и охарактеризовать ее наиболее выдающихся деятелей. Разумеется, для этого требуется привлечение и введение в научный оборот нового фактического материала, скрытого в еще не выявленных и не изученных источниках и в литературе.
Настоящая работа представляет собой первую попытку создать обобщающий труд по истории курдов и Курдистана за период от завершения формирования курдской народности (середина I тысячелетия н.э.) до наших дней. Такого рода исследований нет ни в нашем, ни в зарубежном курдоведении, как в курдском, так и в западном. Были только хроникальные описания истории курдских династий или конспективные изложения военно-политической истории Курдистана, связанные с курдскими освободительными восстаниями. Авторы данной книги ставят перед собой значительно более широкие задачи. Они делают попытку представить на суд читателей корпус основных фактов, относящихся к многовековой истории курдского народа и содержащих ее Целостную концепцию. При этом они опираются главным образом на достижения российского и советского курдоведения, которое до последнего времени держало пальму первенства в мировом курдоведении. Конечно, используются и те результаты, которые накопила зарубежная наука о курдах.

Авторы отдают себе отчет в том, что трудно выполнить эту задачу в полном объеме. Мешают, как уже отмечалось, общий низкий уровень историографии курдов и Курдистана, отсутствие устоявшихся традиций в освещении основной канвы и узловых моментов курдской истории, слабость и недостаточность источниковой и литературной базы. Поэтому в данной работе не удалось добиться единства в авторском подходе к изложению различных периодов курдской истории. Приходилось исходить из наличия доступного материала и степени изученности той или иной проблемы.
Наибольшие трудности вызывает освещение ранних периодов курдской истории, хуже всего изученных востоковедами. В первую очередь имеется в виду тысячелетняя эпоха этногенеза курдов (приблизительно VI-V вв. до н.э. - VI в н.э.), когда шел процесс формирования курдской народности в ареале его нынешнего обитания. По многим ключевым вопросам этого процесса в науке нет авторитетного и устоявшегося мнения. Основная причина - острый дефицит достоверных источников, особенно письменных. Известные источники материальной культуры, добытые археологами, во-первых, малочисленны и, во-вторых, как правило, допускают различные и часто противоречивые толкования. Косвенные источники (этнографические, лингвистические и др.) также многовариантны и, порой, недостаточно доказательны.
К этим объективным причинам, затрудняющим получить достоверную картину этногенеза и ранней истории курдов, прибавляются субъективные, а вернее сказать -политические. Они наиболее отчетливо проявляются среди исследователей, принадлежащих к господствующим нациям в странах, разделивших Курдистан, а также среди некоторых курдских историков. На первых давит шовинистическая тенденция отрицания исконной этничности курдов, имеющая конечной целью отказать им в идентификации как отдельной нации. Вторые же, исходя из понятных в нынешней ситуации патриотических побуждений, склонны искать корни «курдизма» в такой глубокой древности, насчет которой вообще нет никаких достоверных сведений. В обоих случаях искажается подлинная, а главное - логически и научно обоснованная, картина.
Таким образом, при нынешнем состоянии курдоведения вряд ли стоит открывать систематическое изложение истории курдов и Курдистана с «истоков», когда начинался этногенез курдского народа. Достаточно отослать всех интересующихся этим вопросом к наиболее солид-ным и фундированным исследованиям признанных специалистов, где поставлены все дискуссионные проблемы. Здесь же можно ограничиться несколькими общепризнанными и научно обоснованными констатациями.
Этногенез курдов начался в одном из древнейших центров мировой цивилизации - в бассейне верхнего и среднего течения крупнейших рек Передней (Западной) Азии Тигра и Евфрата, их восточных притоков и в рай¬онах окружающих горных систем. Северную границу ареала формирования курдского народа составляют крупнейшие озера региона - Ван и Урмия. Физическая география, ландшафтно-географический фактор, оказали большое влияние на этнические процессы у курдов, особенно на ранних этапах этногенеза. Горный рельеф страны, с одной стороны, затруднял контакты между различными группами формирующейся курдской народности, с другой - служил для нее как бы естественным Убежищем и крепостью во время многочисленных войн и нашествий. В значительной степени благодаря этому курды смогли противостоять постоянно угрожавшим им геноциду и ассимиляции. Ландшафтные особенности Курдистана в значительной мере предопределили и традиционную хозяйственную деятельность курдов - отгонное животноводство, основанное на выпасах мелкого рогатого скота на тучные горные пастбища. Имеется прямая связь между характерными для Курдистана природными особенностями и глубоко укоренившимся в курдском обществе родо-племенном строе, пережитки которого сохраняются до нашего времени (относительная изолированность отдельных групп курдов друг от друга, неблагоприятные условия для занятия интенсивным земледелием, трудности в прокладке надежных путей сообщения и т.д.). В таких обстоятельствах род-племя долго могло сохраняться как самодовлеющая социальная категория.
Автохтонное происхождение курдского народа - общепризнанный и научно обоснованный факт. Первоначальный очаг этногенеза курдов находится в Северной Месопотамии, в самом центре современного Курдистана. Сама автохтонность служит важным, хотя и не основным, аргументом в пользу этничности курдов и их идентификации как отдельной и самостоятельной нации в семье современных народов мира (эту несомненную истину продолжают отрицать или подвергать сомнению шовинисты в странах обитания курдов). Во всяком случае, несомненно право курдов на свободное и самостоятельное проживание на своей исторической родине, исконной колыбели народа.

Сказанное, разумеется, не означает, что этническая территория Курдистана изначально была определена и очерчена, соответствовала современным географическим
координатам. Речь шла только об очаге первоначального этнического процесса. Расположенный в центре Западной Азии, Курдистан как территория, на которой курды составляют абсолютное или относительное большинство, постоянно менял свои этнические границы (весьма условные сами по себе) под влиянием бурных исторических событий, сопровождавшихся крупными этнодемографическими сдвигами. Поэтому очень трудно точно определить очертания не только древнего, но и средневекового Курдистана.
Также нелегко назвать более или менее определенно время, когда началось формирование курдского этноса. Этот процесс следует разделить на два основных этапа. Первый - это период появления на исторической арене объединений племен, которые предположительно могут считаться этническими предками современных курдов. По понятным причинам эта эпоха, относительно которой остались только весьма немногочисленные археологические данные, является наиболее темной для изучения проблем этногенеза, немногочисленные факты, ставшие достоянием науки, вызывают неизбежные споры, единая точка зрения так и не выработана. Пожалуй, единственное, на чем сошлись специалисты, это - глубокая древность исходного начала этого процесса. Оно датируется примерно IV тысячелетием до н.э., когда в регионе Двуречья, в том числе в его горной части на севере, возникли первые очаги цивилизации, а первобытно-общинный строй постепенно уступал место классовым раннегосударственным образованиям. К концу IV тысячелетия этот процесс окончательно набрал силу.
Именно в конце IV - III тысячелетии до н.э. на перед-неазиатской исторической сцене появились народы, которые могут считаться этническими предками курдов. Это - хурриты, или субарейцы, кутии, луллубеи, касситы, кардухи и некоторые другие племена. Однако их этническое родство с современными курдами весьма отдаленно.
Поэтому современная наука не ставит задачу искать прямых предков курдов среди этих народов. С равным основанием на это могут претендовать и другие современные нации Западной Азии, тем более, что регион, куда входит твердо установленный очаг первоначального этногенеза курдов (Северная Месопотамия), является территорией, на которой возникали древнейшие центры мировой цивилизации. Еще 8 тысяч лет тому назад там появилась так называемая Халафская культура (в сирийской части современного Курдистана), просуществовавшая около 600 лет, получившая широкое распространение в сопредельных землях и заложившая основы хозяйственной деятельности и культурного облика народов, населявших эти земли в древности. Ее сменила Обейдская, или протоевфратская, культура (равнинная часть Месопотамии вплоть до предгорий), просуществовавшая около тысячи лет и оказавшая частичное воздействие и на горные народы.
Далее наступила эпоха культуры гуриев (примерно с 4300 г. до середины II тысячелетия до н.э.). Гурии обитали в пределах горной системы Загроса - Тавра и в прилегающих к ней долинах Месопотамии и Иранского плато. По языку они принадлежали к северо-восточной группе кавказской семьи языков. Следы Гурийской цивилизации дошли до нашего времени. Они видны в материальной культуре, религиозных верованиях, мифологии и даже обнаруживаются на генетическом уровне. Гурийские элементы прослеживаются в топонимике и этнонимах современного Курдистана (до двух третей названий курдских племен). Однако до начала видимого этногенеза курдского народа в гурийскую эпоху было еще далеко.

Для этого отсутствовали хотя бы лингвистические предпосылки. Народы той эпохи, в том числе и могущественные кутии, доминировавшие на территории нынешнего Центрального и Южного Курдистана в последней четверти III тысячелетия до н.э., могли считаться этническим субстратом курдов разве что в антропологическом и в какой-то степени культурном отношении, и то только отчасти.
Во II тысячелетии до н.э. этническая картина нынешнего курдского региона претерпела существенные изменения. Сюда происходила массовая экспансия племен индийского происхождения (митанни и др.), которая оказала влияние на социально-экономический уклад и культуру оседлого населения гор и долин. В это же время на севере региона расселялись армяне, а на юге - ираноязычные племена (мидийцы, персы, скифы, сарматы и др.).
С середины IX в. до н.э. в регион начались вторжения ариев, а к III в. до н.э. его арианизация была завершена. Таков был этно-исторический фон, на котором начался этногенез собственно курдской народности.
Что касается самих курдов, то можно говорить об их непосредственных этнических предках уже с середины I тысячелетия до н.э.. Видимо, это ираноязычные пастушеские по своим хозяйственным занятиям племена, входившие в основной состав мощных миграционных потоков, захлестнувших регион в этот период и образовавших преобладающий этнодемографический фон древних Мидийской и Персидской держав, причем мидийский компонент выделялся. Именно приблизительно в это время наступил второй и самый важный этап в процессе этногенеза курдов, их этнической консолидации в особую народность, а в последующие века и в нацию.

Географическим центром этого процесса становится район южного Загроса, как горная его часть, так и равнинная. Кажется, именно здесь зародился этноним «курд», или «курт», или близкие к нему наименования (например, «куртии»). Этот термин упоминают многие античные авторы (Полибий, Страбон, Плиний Старший, Тацит и др.). Греческий полководец и историк Ксенофонт в своем «Анабазисе» рассказывает о «кардухах» (рубеж V - IV вв. до н.э.), но современная наука скептически смотрит на отождествление их с курдами. Высказывается мнение, что термин «курд» первоначально использовался для наименования всех кочевников, поэтому его появление в древней литературе (в III в. до н.э.) не может служить убедительным аргументом в пользу существования курдского этноса в то время.
Гораздо более существенное, можно сказать основное, значение в длительном процессе становления курдского этноса имел лингвистический фактор. Консолидирующийся курдский этнос начал обретать свой язык, основанный на древнеиранском субстрате и ставший главным интегрирующим фактором в этническом обособлении курдов, материальной базой создания собственной оригинальной культуры.
Этот этап курдского этногенеза занял достаточно продолжительное время - не менее тысячи лет. Его завершающий период приходится на II - VI вв. н.э., когда над курдским регионом владычествовали парфянские Аршакиды и Сасаниды. В сасанидскую эпоху курдский язык окончательно обособился от других иранских язы¬ков. Арабы, завоевавшие Курдистан в середине VII в., нашли там уже вполне сформировавшийся народ, обладавший собственным языком, культурным обликом и общественным устройством. Этногенез курдов был в основном завершен. Начиналась собственно курдская история. Уточним: гражданская, политическая история (включая, естественно, историю развития социально-экономических отношений, культуры и т.д.). Что касается именно этнической истории курдов в узком понимании сущности этой категории, то она, как видим, нача¬лась задолго до периода поздних Сасанидов и продолжает развиваться по собственным закономерностям вплоть до наших дней.

Подводя общий итог, можно констатировать, что курдский этнос, в основе которого находится автохтонный субстрат, в процессе своей консолидации и интеграции, занявших несколько тысяч лет, вобрал в себя преимущественно индо-арийские (главным образом иранские, особенно мидийские), а также семитские (ассирийские, арамейские, позже арабские) элементы. Короче говоря, курдский этнос, как и все другие современные этносы-нации нашей планеты, является продуктом синтеза самых разнообразных этнических элементов, которые образовались в процессе исторического развития, начавшегося в незапамятные времена (не менее 7-8 тысяч лет тому назад).

Как уже отмечалось, в мировом востоковедении хуже всего изучены ранние периоды курдской истории. Прежде всего это касается почти девятивековой эпохи нашествий, смут и волнений (со второй трети VII в. до начала первых десятилетий XVI в.). То было поистине «смутное время» для курдского народа, когда он боролся за выживание перед лицом постоянной угрозы геноцида или ассимиляции со стороны арабских, монгольских и тюркских завоевателей. История возникавших в то время курдских эмиратов (в некоторых из них «курдскими» были только правящие династии и только часть, нередко меньшая, населения), в сущности, еще не написана, изобилует белыми пятнами.
Примерно то же самое можно сказать и о последующем трехвековом периоде курдской истории (с начала XVI до начала XIX в.), когда Курдистан, разделенный между Османской империей и сефевидским Ираном, представлял собой конгломерат полунезависимых эмиратов, связанных с центральной властью в Стамбуле и Исфахане вассальными отношениями. И в эту эпоху бесконечные турецко-иранские войны, происходившие в основном на территории Курдистана с непременным участием воинственных курдских племен, создавали в курдском регионе постоянную атмосферу кровавых междоусобиц, смут и нестабильности, создавшую серьезную преграду для консолидации курдской нации, для ее социально-экономического, политического и культурного развития.
Поэтому первая часть настоящей работы (главы I и II) предлагается читателям в виде оригинального исследо¬вания с соответствующим научным оформлением.
Вторая часть (главы III и IV) посвящена истории Курдистана в новое время (с первых десятилетий XIX в. до конца первой мировой войны), когда началась борьба курдского народа за свободу и независимость в виде феодально-сепаратистских, а с конца XIX в. - национально-освободительных движений, направленных на полное освобождение от турецкого и иранского ига и создание объединенного и независимого Курдистана. В это же время началась экспансия России и западных колониальных держав (главным образом Англии, а с конца века и Германии) в Курдистан и борьба между ними за сферы влияния в этой стратегически и экономически важной стране, а потом и за ее раздел. Именно тогда возник курдский вопрос как важный фактор в международных отношениях как ближневосточного, так и мирового масштаба.
Этот период курдской истории сравнительно неплохо освещен российскими курдоведами. Поэтому представляется достаточным эту часть настоящего труда изложить в виде своего рода «дайджеста» из уже известных публикаций, разумеется критически переработанных. Следовательно, ссылки на источники и литературу в данном случае можно почти не давать.

В третьей части излагается новейшая история Курдистана от конца Первой мировой войны до наших дней. Вклад советских (российских) востоковедов в исследо¬вание этого периода Курдистана хорошо известен. Те сюжеты, по которым имеются достаточно полные разработки в нашей и зарубежной литературе, подаются с самыми минимальными ссылками или вовсе без них. Те же, которые требуют существенных уточнений или но-вого подхода, а также остроактуальные события последнего времени, еще не проанализированные наукой, освещаются с максимально возможным научным аппаратом.
К сказанному следует добавить, что в настоящем издании вопросы экономической и культурной истории не освещаются. Главное внимание уделено политической истории курдов и Курдистана. Тем не менее авторы выражают надежду, что в этой книге выполнена основная задача: систематическое изложение наиболее значимых факторов и узловых моментов всей исторической жизни курдского народа от его появления на ближневосточной арене как самостоятельного этноса в середине прошлого тысячелетия до рубежа будущего. Хочется верить, что этот отражающий современный уровень изучения исто¬рии курдского народа, труд, несмотря на все его недостатки, внесет свой вклад в курдоведение.

Настоящая работа предпринята по инициативе Центра курдских исследований (руководитель академик АН Армении Ш.Х. Мгои), осуществившего ее издание. Ее выполнили сотрудники Лаборатории курдских исследований Института востоковедения Российской Академии наук и курдского кабинета Санкт-Петербургского филиала ИВ РАН. Введение написано М.С.Лазаревым, главы I и II - Е.И.Васильевой, главы III и IV - М.С.Лазаревым, глава V - М.А.Гасратяном, глава VI - О.И.Жигалиной, главы VII и VIII - Ш.Х.Мгои, заклю¬чение - М.С.Лазаревым. Во Введении использованы материалы О.И.Жигалиной, в главе V - тексты М.С.Лазарева и Ш.Х.Мгои. Хронология составлена О.И.Жигалиной и М.С.Лазаревым, указатели - О.И.Жигалиной и Ш.Х.Мгои.
Центр курдских исследований выражает глубокую благодарность спонсору настоящего труда кандидату исторических наук Амину Асановичу Мустафаеву.

Расположение: На территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии.
Площадь: 550,000 км² - 580,000 км².
Население: более 50 миллионов.
Религия: Ислам (сунниты, шииты, алавиты), езидизм, христианство, иудаизм.


Курдистан (курд. Kurdistan) - этногеографическая область в Передней Азии, в пределах которой курды составляют абсолютное или относительное большинство населения (Курдистан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.)

Курды

Курды, которые сами себя называют «курд», являются самым крупным этносом Ближнего Востока, не имеющим в настоящий момент своей государственности.

Курдистан — это географо-исторический регион Передней Азии, который курды населяют с незапамятных времен и где являются преобладающих этническим большинством. На севере курды граничат с армянами, на западе — с турками, на юге - с арабами, на востоке - с фарсами, на северо-востоке - с азербайджанцами.

В настоящий момент территория Курдистана разделена границами четырех государств: Турции, Сирии, Ирака и Ирана.

В результате появились географо-политические понятия: турецкий Курдистан (северный Курдистан), сирийский Курдистан (северо-западный Курдистан), иракский Курдистан (южный Курдистан) и иранский Курдистан (восточный Курдистан).

  • В настоящий момент столицей южного Курдистана (регион Курдистан — Ирак) является город Эрбиль. После предполагаемого воссоединения с регионом г. Киркук в 2008 г. вследствие планируемого референдума, в него будет перенесена столица региона.
  • Столицей северного (турецкого) Курдистана условно считается город Диабакыр.
  • Столицей восточного (иранского) Курдистана условно считается город Мехабад.
  • Столицей западного (сирийского) Курдистана условно считается город Камышло.

Однако преобладающее большинство курдов не считает географическое разделение справедливым и воспринимает Курдистан как единое целое. Проблемы одной части Курдистана незамедлительно находят реакцию в других его частях.

Курды говорят на нескольких диалектах, самыми крупными из которых являются (в порядке преобладания численности носителей): корманджи, сорани, лури и заза.

Корманджи распространен в турецком Курдистане, сирийском Курдистане и на северо-западе иракского Курдистана; сорани является преобладающим на юге и на востоке Курдистана; лури распространен на крайнем юге, а заза — на самом северо-западе.

Религиозная палитра в Курдистане очень пестрая. Большинство курдов, которые исповедуют Ислам суннитского толка, проживают на севере и западе. Мусульмане-шииты проживают в основном на юге и востоке. Курдами-мусульманами очень почитается суфизм, как учение о вечной мудрости.

Кроме мусульман в Курдистане встречаются представители и других религиозных конфессий: езиды, христиане-монофизиты, зороастрийцы, али-халк и другие. Курды в череде других народов Ближнего Востока считаются очень веротерпимым народом.

Отличительной особенностью курдов является любовь к свободе и независимости. Символ «азади» — «свободы» является доминирующим в устном народном творчестве, которое преобладает в Курдистане в течении всей курдской истории. Другой особенностью народного творчества является борьба со слепым подобострастным бессмысленным поклонением какому-либо авторитету, тотему или идолу.

Любовь курдов к свободе проявляется не только в образе мысли, но и в именах и одежде. Мужская курдская одежда отличается строгостью цветов, однако она очень практична и удобна.

Широкие и удобные брюки символизируют широту курдской души, неприятие скованности и скаредности.

Женский наряд носит консервативный характер, он строг и изящен.

Следует отметить, что не смотря на огромное давление мусульманских авторитетов в течении более тысячи лет преобладания Ислама, курдянка никогда не закрывала своего лица, что говорит о уважении и доверии курдов своим женам и сестрам. В отличии от представительниц других народов, среди курдов считается похвальным женская воинственность, которая проявляется только в исключительных случаях.

Численность и ареал

  • Турция: 13-18 млн чел.
  • Ирак: от 6,5 млн чел.
  • Иран: 3.35-8 млн чел.
  • Сирия: около 1,7-2,2 млн чел.
  • Германия: от 800 тыс. чел.
  • Афганистан: 74 тыс. чел.
  • Россия: 63,8 тыс.
  • Ливан: 43 тыс. чел.
  • Пакистан: 38,3 тыс. чел.
  • Великобритания: 37470 чел
  • Армения: 33 тыс. чел.
  • Израиль: от 11 до 32 тыс. чел.
  • Азербайджан: от 19 до 25 тыс. чел.
  • Грузия: 20843 чел.
  • Туркмения: 6 тыс. чел.

Навруз

Навруз — праздник нового года, является самым любимым курдским праздник. Древний зороастрийский праздник, отмечаемый в день весеннего равноденствия 21 марта, в настоящий момент стал праздником национальной идентичности курдов. В этот день курды рассказывают историю о кузнеце Кава, который освободил их от власти тирана Дахака - ассирийского правителя древности, радуются, веселятся, разжигают костры и танцуют вокруг них.

И так продолжает уже несколько тысяч лет.









Курдский язык распространен на Северо-Востоке в останах Керманшах, Сенендедж, Хой, Маку, Мехабад, Секкез и Хорасан (Кучан, Бодж-нурд, Мешхед); на Юго-Востоке в мухафазах Сулеймания, Эрбиль, Киркук, Мосул и Дохук; на Юго-Западе в Халебской области; на Северо-Западе в илах Каре, Ван, Диярбакыр, Урфа, Мардин, Битлис, Элязыг и Эрзурум.

Язык курдов делится на ряд диалектов и наречий. Курдская литература развивается в основном на двух диалектах - северо-западном и юго-восточном. Некоторые ученые именуют эти диалекты «северный» и «центральный». Между обеими группами обнаруживается как совпадение большей части фонемного состава основной лексики и ряда грамматических форм и главных принципов структуры предложения, так и расхождения между ними.

По причине потери и долгого отсутствия государственности у курдов и единой государственной политики в области языка, курдския язык делится на несколько диалектов. На северо-западном диалекте (курманджи) говорят курды Северо-Западного, Северо-Восточного, Юго-восточного, а также бывшего Советского Союза. Этим диалектом владеют и дерсимские курды, которые, однако, пользуются особым наречием курдского языка - заза. Другие мелкие диалекты - гурани, лури и другие.

На юго-восточном диалекте (сорани) говорят курды Мехабада, Секкеза, Бокана, Бане, Сенне, Керманшаха (Юго-Восточный Курдистан), а также Мандали, Киркука, Эрбиля, Сулеймании, Ревандуза.
Язык, на котором говорят курды принадлежит к западной иранской ветви индоевропейской семьи языков и является родственным персидскому (иранскому), таджикскому, осетинскому и другим языкам. Также он родственен другим, ныне уже мертвым языкам: киммерийскому, скифскому, пехлеви, сарматскому и аланскому.
В курдском языке 9 гласных фонем, которые противопоставляются по признаку редуцированность - нередуцированность и 30 согласных фонем. Противопоставлены простые и придыхательные глухие смычные согласные. Ударение силовое. В курдском языке 3 падежа: прямой, косвенный и остатки звательного. Есть определённый и неопределённый артикли. 2 типа спряжения: субъектное и объектное. Первое дошедшее до нас литературное произведение написано на основе арабской графики (11-12 вв.). Письменность курдов начала развиваться на основе арабского алфавита, который впоследствии был приспособлен к фонетическим особенностям курдского языка. На этом алфавите читали и писали курды Юго-Восточного и Северо-Восточного Курдистана. В 30-е годы XX в. были сделаны первые шаги по созданию курдского алфавита на латинской основе. Так, курды Сирии стали использовать турецкую латиницу (с 1931 г.), к которой были добавлены некоторые знаки для передачи специфических звуков курдского языка. До 1947 г. на этом шрифте регулярно издавались произведения курдской
литературы. Почти в то же время (1929 г.) курды Советской Армении перешли на письменность, также созданную на базе латинской графики. На этом алфавите стала выходить учебная, художественная и политическая литература на курманджи. С 1945 г. был введен курдский алфавит на русской основе.

Начиная с 1929 г. в Ереване на базе говора курдов Армении началось издание учебной, художественной и периодической литературы. С 1931 г. в Азербайджане и Туркмении также создали письменность на основе латиницы для проживающих в этих республиках курдов.

С 1928 г. в Ереване стала издаваться курдская газета - орган ЦК Компартии Армении «Риа таза» («Новый путь»).

Курдская литература

Из глубины веков дошло до наших дней богатейшее наследие курдского устного народного творчества. В курдском фольклоре отражена история нашего древнего народа, его многовековая борьба за свободу, за национальное самоопределение, в нем отражены отличительные черты курдов, их воинственный и философский дух. И хотя в силу ряда исторических, социально-экономических и политических причин произведения курдского эпоса (песни-сказы) слагались в разных частях Курдистана или за его пределами, они с течением времени становились достоянием всего народа и, обновляясь с каждым новым поколением, дошли до наших дней.

Герои курдского эпоса неразрывно связаны с родной общиной. «Пусть и горный волк не будет одиноким. Жаль волка!» - говорит народная пословица. В своих сказах, легендах, пословицах и поговорках курды воспевают подвиги героев, возвеличивают храбрость, доблесть, мужество, отвагу; осуждают трусость, подлость, клеймят позором вероломство, предательство; призывают быть непримиримыми и беспощадными к врагу, защитить честь и достоинство семьи, родного очага, проявить радушие и гостеприимство, честность и бескорыстие.

В богатом курдском фольклоре особое место занимают героические песни-сказы, связанные с реальными событиями и историческими лицами, сыгравшими важную роль в истории курдского народа. Несмотря на деление курдов на езидов и мусульман и существование между ними религиозной вражды, в духовном мире их не было существенного различия.

В богатом курдском фольклоре героические песни и сказания занимают ведущее место. Их героями являются в основном пастухи, скотоводы, охотники. Герои эти завоевали в широких массах большую популярность как выразители народных стремлений и чаяний. Одна из основных тем курдского фольклора - освободительная борьба народа против иноземных угнетателей. В них ярко отражено пробуждение самосознания и идея объединения многочисленных племен. Народные герои (Рустам, Антари, Ахмед-хан, Дабзэрин) здесь выступают не от имени того или другого племени, а от имени всего народа, борются и гибнут во имя чести и освобождения всего курдского народа.
Средневековая литература. Богатая и героическая история курдского народа сохранила для нас имена многих замечательных курдских поэтов и писателей. Курды имеют богатую национальную литературу, со своими традициями и особенностями.

Самый ранний из дошедших до нас письменных памятников на курдском языке относится к VII в. В нем автор рисует бедственную картину последствий арабского завоевания. Самым ранним из известных курдских поэтов является Пире Шариар (Пире Шалиар), который жил в Х в. Некоторые исследователи называют его курдским ходжой Насреддином за его многочисленные четверостишия и изречения, ставшие пословицами и поговорками.

Выдающимся поэтом средневековья был Али Теремахи (X-XI вв.), автор первого трактата по грамматике на курдском языке и таких поэм, как «Единственное слово», «Сыновья отчизны», «Яхонтовое ожерелье» и «Поистине, жизнь - это сон». Али Теремахи был одним из первых, кто создавал свои произведения на диалекте курманджи. На этом же диалекте творил выдающийся современник Али Теремахи поэт Али Харири (1009-1079), стихи которого пользуются популярностью в народе. До нас дошел рукописный диван (сборник) его лирических газелей.

Между XII и XV вв. развертывается творчество целой плеяды курдских поэтов, наиболее яркими представителями которых были Ахмед Малаи Джезири (XII в.) (сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии) и Факи Тайран (1307- 1375). В своих лирических газелях-касыдах М. Джезири (Мела Джизри) воспевает красоту своей возлюбленной - сестры джезирского правителя Умад ад-Дина. В творчестве М. Джезири прослеживаются две линии - народная, характерная для его предшественников, и придворная. В курдской литературе Джезири считается главой школы газели.

Поэт Факи Тайран, писавший под псевдонимом Мим Хай, создал своеобразный цикл поэм: «Повесть о Санаанском шейхе», «Стихи Тайрана, обращенные к ручью». Хотя он принадлежал к литературной школе М. Джезири, тем не менее в творчестве Факи Тайрана преобладающей является народная линия. Цикл «Факие Тейра», включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте - народном заступнике, борце за счастье народа.

Не менее интересно творчество следующего по времени поэта - Мулла (Мела) Бате (1417-1495), писавшего на диалекте курманджи. В его романтической поэме «Замбильфрош» («Продавец корзин») впервые появляются литературные обработки народных сюжетов. Может быть, благодаря этому, а также поэтическому языку и художественно-выразительным средствам произведения М. Бате пользовались широкой популярностью.

Селим Слеман (16 в.) - автор курдской национально самобытной версии поэмы «Юсуф и Зулейха».
Творчество названных поэтов подготовило почву для появление одного из самых выдающихся курдских поэтов - Ахмеда Хани (1650-1708), знаменитую поэму которого «Мам и Зин» должно с полным правом назвать лучшим памятником курдской литературы. Эта поэма пользуется огромной популярностью у курдского народа. Нет такого курда, который не знал бы наизусть хотя бы несколько отрывков из поэмы. Имена героев поэмы, так же как имена Лейли и Меджнуна на всем Ближнем Востоке и Тристана и Изольды на Западе, стали для курдов символом идеальных влюбленных. Ахмед Хани подверг творческой стихотворной обработке народное сказание. Сфера распространения сказания очень обширна, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что многочисленные народные варианты его собраны учеными в самых различных районах расселения курдов.

«Мам и Зин» составляет славу классической курдской поэзии. По мнению современных курдских литературоведов, Ахмед-Хани был первым поэтом, который затронул в литературе национальную проблему курдов. Ему же принадлежит поэтический арабско-курдский словарь «Ноубар». Ахмед Хани имел многочисленных подражателей: Исмаила Баязиди (1654-1709), Шереф-хана из Челемерика, Мурад-хана Баязиди (1830-1877) и др. Все они являются продолжателями традиций Ахмеда Хани как в области языка и формы, так и в области содержания.
Из других выдающихся поэтов, писавших на южном диалекте, следует прежде всего назвать Мустафу Бесарани (1641-1721), автора элегии «Дури» («Разлука»), пронизанной, как и все его творчество, горечью разлуки с родиной. На горани писал мастер любовной лирики поэт XVIII в. Мирза Шафи Джа-марези. В своих произведениях Мирза Шафи воспевал родную природу, веселье, дружбу, наслаждение жизнью. Перу этого поэта принадлежат также героические песни и сказания.

Курдские поэты развитой феодальной эпохи, писавшие на северном диалекте, не только создавали оригинальные произведения, но перерабатывали также сюжеты знаменитых эпических поэм, получивших распространение в литературе народов Ближнего и Среднего Востока. Таковы «Юсуф и Зулейха» Селима ибн Сулеймана (XVII в.), «Юсуф и Зулейха» Хариса Битлиси (XVIII в.) и его же «Лейли и Меджнун», а также «Лейли и Меджнун» Махмуда Баязиди. Благодаря искусству и мастерству названных поэтов эти и другие произведения стали достоянием и курдского народа.
Народная поэма «Крепость Дымдым»- одно из произв. курдского фольклора на тему о народе - борце за независимость.

Из религиозной литературы развитие получила в основном езидская. Курдские езиды говорят на северном диалекте. На этом диалекте написаны две священные книги курдов-езидов - «Масхапи Раш» («Черная книга») и «Джильва» («Блеск»).

Созданные в XII-XIII вв., эти книги являются не только памятниками литературы, но и первоисточниками для изучения социально-политической организации езидской общины. Некоторые исследователи допускали, что «Черная книга» не что иное, как Коран, где вычеркнуто слово «шайтан». На самом деле она представляет сборник описания религиозных нравов и обычаев, моральных правил, а также исходящих из разных источников легенд о создании вселенной и происхождении езидов.

Религиозная литература на горани имеет многовековую традицию. Она связана с учением мусульманской секты «людей истины». Диалект горани стал языком молитв «ахли-хакк». В настоящее время известно множество письменных средневековых памятников на горани: жизнеописания святых, религиозные гимны, сборники молитв и сентенций, имеющих в ряде случаев несомненное литературно-художественное значение. Священная книга ахли-хакк называется «Саранджам». В 1911 г. В.Ф. Минорский перевел ее на русский язык. Религиозная поэзия на горани, основателем которой считают известного иранского поэта XI в. Баба Тахира Урьяна, продолжает жить и а наши дни. Знаток истории курдской литературы М. Хазнадар одним из последних ее образцов называет стихотворный комментарий к Корану, составленный хаджи Hyp Али Илахи.

Литература в новое время

С начала XIX в. начинается новый период истории курдской литературы. В эту эпоху центр литературной жизни перемещается в Сулейманию. Вследствие этого произошло свертывание литературы на горани, и курдская литература в основном развивалась на диалекте сорани, который стал официальным языком автономного бабанского курдского эмирата в области Сулеймания. Формирование курдской литературы на сорани происходило под сильным влиянием персидской и арабской литературы.

Если к концу XVIII в. курдская литература из народной превратилась в придворную и религиозно-мистическую, в языке которой было много арабизмов и фарсизмов, то в начале XIX в. в Южном Курдистане возникает новое литературное направление - своеобразное возрождение, возврат к старым традициям курдской литературы. Поэты этого периода стараются писать на современные темы и на родных диалектах. Постепенно закладывается основа новой курдской литературы, представители которой вновь обращаются к народному творчеству. Эти поэты «своим творчеством подготовили появление новейшей демократической поэзии.

Из представителей курдской литературы нового времени следует выделить трех крупнейших поэтов. Это Нали, или Мела Хизра (1800-1856), чей сборник стихов был издан уже в нашем веке (1931 г.), Абдуррахман-бек (1805-1869), писавший под псевдонимом Салим, и ученик и родственник Салима - Мустафа-бек (1812-1850), известный под псевдонимом Курди. Этих троих считают основателями поэзии на южном диалекте. Воспитанные на лучших произведениях персидской и арабской поэзии, они оставили замечательные образцы газелей, касыд и героических поэм. Прославляя дела своего народа, они в то же время оплакивали потерю курдскими княжествами независимости, поносили врага и скорбели о потерянной родине.

На вторую половину XIX в. падает творчество замечательного курдского поэта Хаджи Кадыра Коя (1816-1894), чья деятельность явилась важной вехой в новой истории курдской литературы. Он одним из первых среди курдских писателей поставил поэзию на службу интересам своего народа. Как истинный патриот, он ставил своей основной целью распространение среди народа просвещения и идеи объединения курдов.

Начало XX в. ознаменовалось и еще одним важным явлением - зарождением современной художественной прозы.
Из курдских писателей и поэтов конца XIX-начала XX в. в первую очередь следует отметить шейха Реза Талабани (1842-1910), который писал свои стихи на трех (курдском, персидском и турецком) языках.

Как основоположник сатирической поэзии, шейх Реза занимает особое место в курдской литературе. В своих стихах и пародиях он высмеивает не только родственников, которые стали причиной его бедственного положения, но и представителей османского правительства - пашей, чиновников, мутасаррифов, думающих только о своем кошельке, фарисейство мусульманского духовенства и т.д. Многие меткие сатирические характеристики Талабани, его парадоксы стали крылатыми выражениями, превратились в пословицы и поговорки. Хаджи Кадыр Кой называл Талабани «рыцарем курдского красноречия».

Среди других поэтов второй половины XIX - начала XX в. большой популярностью пользовался Харик (1866-1909), в творчестве которого чувствуется большое влияние персидской суфийской поэзии. Его суфийские гимны нередко носили форму любовных стихотворений.

Завершают список лучших курдских поэтов нового времени Адаби (1859-1916), поэт красоты и любви, и последний представитель классиков курдской поэзии Тахир-бек.

Современная курдская литература

Курдская литература особенно быстро начинает развиваться после первой мировой войны, когда известный курдский историк Сайд Хусейн Хусни Мукриани основал в Ревандузе первую курдскую типографию и цинкографию.
Подъем курдского национально-освободительного движения в 20-30-е годы усилил патриотические мотивы в курдской литературе. В целом для курдской литературы этого периода характерно усиление связи с жизнью и интерес к внутреннему миру человека. В курдской поэзии формируется два направления: гражданская лирика и поэзия, развивающаяся под влиянием европейского романтизма.

Поэты Ахмад Мухтар, Ахмад Хамд, Али Камаль Бакир и другие в своей поэзии сохраняли классические формы и художественно-изобразительные средства. Критерием их новаторства служило новое содержание стихов. Лишь позже наряду с содержанием изменится и форма, язык произведения. Из младшего поколения поэтов следует отметить Горана, Бекаса, Дыл-дара, Нури-шейха Салиха (1898-1958), курдского классика Пирамерда.

Курдская поэзия 20-40-х годов имела огромный политический и общественный резонанс, немало содействовала укреплению национального самосознания широких слоев населения. Курдские поэты противопоставляли свое творчество пропаганде пантюркизма и панисламизма. В основе их стихов лежали любовь к родине, жажда ее освобождения от национального гнета.

В годы второй мировой войны активное выступление курдских народных масс способствовало поднятию идейного уровня курдской поэзии. Расширив рамки национальных, патриотических задач, литература подняла свой голос в защиту прав простого человека. Антиимпериалистические и социальные мотивы придали курдской поэзии этого периода революционный дух.

В 50-60-е годы курдская литература развивалась в очень трудных политических условиях. Во всех частях Курдистана свирепствовала жесткая цензура, прогрессивная периодическая литература выходила только в подполье. Однако стихи курдских патриотически настроенных поэтов все же пробивали дорогу к народу. Их распространяли рукописно или устно всевозможными средствами.

Курдские поэты и писатели творили и на языках других народов. Например, знаменитый курдский историк Шереф-хан Битлиси свое известное сочинение «Шараф-наме» написал на персидском языке. «Шараф-наме» является бесценным источником для изучения истории XV-XVI вв. не только курдского, но и других народов Ближнего Востока.
Курдский народ в большой мере обязан Махмуду Баязиди сохранением многих ценностей своей духовной культуры. Прекрасно владея арабским, персидским и турецким языками, он знал в совершенстве литературу на этих языках, а также считался в своей среде одним из лучших знатоков и толкователей Корана. В своем сочинении «Нравы и обычаи курдов» Махмуд Баязиди описывает отдельные стороны социально-экономической жизни кочевых курдов-мусульман, живущих в Турции. Язык сочинения, написанного на диалекте курманджи (говор хаккяри), прост, понятен и близок к современному разговорному языку.

На этом же диалекте была сделана попытка создать драматические произведения. В первые годы второй мировой войны Кази Мохаммед, будущий глава Автономного курдского района в Иране, написал пьесу «Салахеддин» - историческую мелодраму, повествующую о борьбе курдского народа с крестоносцами.

Летом 1942 г. пьеса была поставлена в Мехабаде на любительской сцене. Спектакль прошел с большим успехом. Эту пьесу и ее постановку можно рассматривать как первую попытку создания курдского театра.

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

Площадь 550,000 км² - 580,000 км² Население Более 50 миллионов Религия Ислам (сунниты , шииты , алавиты), езидизм , христианство , иудаизм

Происхождение термина Курдистан

Население

Курдистан, разделённый между четырьмя государствами - Турцией , Ираном , Ираком и Сирией , не имеет определённых естественных (природных) границ. Кроме собственно курдов в регионе проживают также азербайджанцы , арабы , армяне , ассирийцы , персы , турки и туркоманы ; до середины XX века проживало также немало евреев , впоследствии репатриировавшихся в Израиль. При этом ассирийцы и евреи (в меньшей степени, армяне) весьма сильно ассимилировались с курдами. До начала XX века армяне составляли значительную часть (местами большинство) населения восточных регионов современной Турции, ныне заселённых преимущественно курдами. Бо́льшая часть армянского населения была уничтожена в конце XIX-начале XX века (см. статьи Массовые убийства армян в 1894-1896 годах , Киликийская резня и Геноцид армян).

Курдская государственность

Создание Курдистана в качестве независимого государства предусматривалось условиями Севрского мирного договора от 10 августа 1920 года, однако на практике его условия не были реализованы.

Курдское государственное образование существует только на территории Иракского Курдистана . Кроме того, в 1920-е гг. на территории Турецкого Курдистана 3 года существовала самопровозглашённая Араратская Курдская Республика . В 1923-1929 гг. на территории Азербайджана (в т. н. «Лачинском коридоре» с центром в городе Лачин , между Нагорным Карабахом и Арменией) существовал Курдистанский уезд, в 1930 г. - Курдистанский округ (Курдистанский уезд ). В 1946 году на территории Иранского Курдистана на короткое время была провозглашена Мехабадская республика . Среди курдов очень популярна идея создания «Большого Курдистана», то есть независимого государства на всей территории этнического Курдистана, а в качестве первого этапа - придания остальным частям Курдистана того же статуса, который ныне имеет пользующийся широкой автономией Иракский Курдистан .

Несмотря на отсутствие государства, в распоряжении курдов находятся крупные медиа-холдинги. К настоящему времени у курдов имеется более десятка спутниковых телеканалов, таких как: Рож ТВ , ММС , Науроз ТВ , Комала ТВ, Науроз, Курдистан ТВ, КурдСАТ, Гали Курдистан, Загрос ТВ, Тишк ТВ, Курд 1, Стерк ТВ, Нуча ТВ и другие.

См. также

Напишите отзыв о статье "Курдистан"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шамилов А. Дым-Дым. М. 1974.

Ссылки