Презентация на тему память по биологии. Презентация по психологии на тему память


Презентация рассказывает о памяти, удивительной способности нашего мозга. Это благодаря ей мы помним такое огромное количество сведений. Однако не всегда в нужный момент можно восстановить в голове нужную информацию. Почему так происходит, можно понять, если ближе познакомиться с этим сложным процессом. Скачать презентацию о памяти можно как для классных часов, так и для уроков анатомии, психологии.

Известны ли вам, что запоминать человек начинает еще задолго до своего появления на свет. Находясь в утробе, эмбрион с 20 недели хорошо слышит, все, что происходит рядом с ним, и запоминает некоторые звуки, ощущения. В процессе жизни наша память развивается, совершенствуется. Ученые выделяют несколько ее видов. Зная их, школьникам будет намного легче организовать свою учебную деятельность, достичь высоких результатов.


Презентация дает подробный рассказ о том, что собой представляет память человека. Школьникам интересно будет узнать, почему у одних она феноменальная, а у других желает быть намного лучше. Скачать работу ученицы 10 класса можно для классных часов, для уроков анатомии, биологии или окружающего мира в 4 классе.

Итак, отправляемся вместе со школьницей исследовать устройство человеческой памяти. Неверно утверждать, что в нашем мозгу есть какой-то определенный центр, который хранит всю полученную информацию. Все намного сложнее. Оказывается, различные участки мозга отвечают в разной степени за сохранность поступивших к ним сведений. Вот почему у одних людей больше развита зрительная память, а у других двигательная или эпизодическая. Хотите знать больше? Придется скачать презентацию и изучить все 24 слайда электронной разработки.


Презентация рассказывает об удивительном свойстве воды. Это бесцветное вещество способно сохранять полученную информацию. Это говорит о том, что существует память воды. Хотите в этом убедиться? Необходимо скачать исследовательскую работу ученицы 10 класса и вместе с ней пройти тот сложный путь, который она досконально изучила.

Огромное количество трудов посвящено бесцветной жидкости, которая дает жизнь всему живому. Кроме привычных ее свойств, ученые открывают и необычные ее качества. Сюда относится память воды. Изучив это свойство, человек использует жидкость для воздействия на свой организм, для лечения, для проведения различных ритуалов. Это не просто некая физическая субстанция, это достаточно сложный организм, который не до конца изучен.


Презентация дает полезные сведения школьникам о том, как развитие памяти и внимания влияет на успешность обучения в школе. Показать разработку можно на классном часу, на психологических занятиях и при проведении тренингов. С материалом можно ознакомить родителей школьников, которые тоже смогут помочь своему ребенку стать более удачным.

Прежде чем заняться развитием памяти и внимания, ученикам предлагается познакомиться с удивительными фактами из жизни некоторых феноменальных личностей, способных помнить практически все, что было в их жизни. К числу таких особ относятся Александр Македонский, Сократ, Юлий Цезарь, Леонард Эйлер. В работе приведены способы, которые помогут улучшить память. Это зрительные диктанты, проговаривание ситуации, создание ассоциаций. Есть в пособии и советы, что следует делать регулярно, чтобы улучшать процесс запоминания.


Презентация будут достаточно интересной для тех, кто решил заняться тренировкой памяти. В работе собран ряд упражнений, которые позволят начать этот увлекательный процесс, который поможет в дальнейшем стать человеку более успешным. Чем раньше ученик поймет, что только от него самого зависит качество памяти, тем скорее он приступит к самосовершенствованию. Электронный ресурс можно скачать для классных часов в начальной или средней школе.

Не стоит жаловаться на то, что объем информации в школе настолько обширный, что запомнить все практически невозможно. Оказывается можно, и некоторые в этом успешно убедились. Ставьте для себя реальную цель: «Я сегодня тренирую свою память для того, чтобы завтра мне было легко учиться». И поверьте: все обязательно получится.


Презентация знакомит школьников с различными видами памяти человека, которые помогают нам сначала запомнить материал, а затем воспроизводить его при необходимости в нужной последовательности, осознанно. Невозможно жить, потеряв это свойство своего организма, поэтому так важно не только много знать о нем, но и сохранить его ясным до глубокой старости.

Существует множество классификаций видов человеческой памяти. Ученица в своей работе выбрала наиболее доступную версию для понимания ее ровесниками, поэтому познакомимся с ней более подробно. Итак, виды человеческой памяти:

  • по объекту запоминания: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая;
  • по степени волевой регуляции: произвольная и непроизвольная;
  • по длительности хранения полученной информации: кратковременная, оперативная, долговременная;
  • по участию мышления: смысловая, механическая.

Каждый из представленных видов подробно расписан в работе.


В презентации предлагаются игры для развития зрительной памяти учеников 1 класса. Игровые задания можно использовать как для работы в обычном классе, так и для тренировки зрительной памяти детей, имеющих диагноз ЗПР. Проводить игры можно как на индивидуальных занятиях, так и на классных часах.

Перечень упражнений, предлагаемых в работе:

  • Дама сдавала в багаж
  • Пексессо или парочки
  • Сказочный паровоз
  • Головоноги

В работе описывается каждое упражнение, приводятся правила, имеется наглядность.


, Школьная психологическая служба , Социальная педагогика , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
  • Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
  • Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала.
  • Провести самодиагностику памяти
  • Развивать у ребят общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к изучаемым дисциплинам.

Оборудование:

  • таблица «Головной мозг»;
  • индивидуальные карточки для активизации деятельности и производства самостоятельных выводов;
  • презентация «Память, виды памяти» для актуализации и облегчения восприятия материала;
  • опорныйконспект урока;
  • карточки-таблицы для проверки домашнего задания на доске

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ .

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ – ВАЖНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА»

На доске прикреплены карточки «ВОСПРИЯТИЕ» и «ВНИМАНИЕ», а также характеристики «ПЕРЕКЮЧЕНИЕ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», КОНЦЕНТРАЦИЯ», «ОБЪЕМ», «АКТИВНОСТЬ», «ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ», «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ», «ЦЕЛОСТНОСТЬ». (см. приложение «Таблицы », «Таблицы 1 »)

Учащиеся, выходя к доске, распределяют характеристики по процессам, комментируя и отвечая на возникающие вопросы. Таким образом мы концентрируемся на сути этих явлений.

Завершаем опрос проблемным вопросом «А для чего мы тренируем внимание? Пытаемся сконцентрироваться? Конечно, чтобы понять и ЗАПОМНИТЬ! Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Память. Виды памяти» (слайд 1) Начинаем работать с опорным конспектом, записывая тему урока

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Работаем над определением памяти. Что это такое? (мозговой штурм). После формулирования, записываем его в конспект.
  2. Попытаемся объяснить, как же идет механизм запоминания (предлагается мозговой штурм, в результате которого возникает схема) (слайд 2). Все моменты дублируем на доске карточками, привлекая детей к самостоятельной работе.
  3. Используя схему строения головного мозга (слайд 3), вспоминаем, какие отделы отвечают за запоминание, прорабатываем еще раз материал, после чего ребята самостоятельно записывают в конспект и заштриховывают на рисунке соответствующие части головного мозга.
  4. Самостоятельная работа учащихся с карточками, с помощью которых разные группы учащихся должны распределить виды памяти в зависимости от действия силы воли, по длительности хранения информации, по степени участия мышления, по характеру преобладающей деятельности (см. приложение «Карточки «Виды памяти»)
  5. Проверяем работу ребят, используя слайды презентации 4, 5.
  6. Минутка отдыха «Поиграем». Ребятам предлагаются различные музыкальные фрагменты и звуки (см. приложение «Звуки для урока »), прослушав которые надо определить, кому принадлежат звуки и вспомнить слова песен.
  7. Теперь предлагается подумать, как же происходит сам процесс памяти (слайд 6)
  8. Лабораторная работа «Определение объема кратковременной памяти». Используя инструктивную карточку конспекта и слайда 7, выполняем работу, определяем объем своей кратковременной памяти, делаем вывод, записывая его. (слайды 8, 9, 10).
  9. А теперь несколько советов, что же делать, чтобы улучшить свою память, облегчить и ускорить процессы запоминания? (слайды 11, 12, 13, 14)
  10. Сразу же проверим, помогают ли данные рекомендации. Каждый ученик получает набор слов, которые он должен связать общей мыслью. (см. приложение «Увязывание образов»). Заслушиваем получившиеся рассказики.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  1. Что мы узнали на уроке
  2. Что такое память?
  3. Какие виды памяти уже вам известны?
  4. Как можно улучшить память, ускорить запоминание?

Память

Слайдов: 23 Слов: 2553 Звуков: 0 Эффектов: 129

Память. Одна из психических функций. Существуют различные типологии памяти. Особенности функционирования памяти. Закономерности памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания. Процессы памяти. Неврологическая память. Семантическая память. Классификация видов памяти. Свойства памяти человека. Долговременная и кратковременная память. Кратковременная память. Херберт Саймон. Долговременная память. Нарушения памяти. Мифология. Как улучшить память. П. Нора. - Память.ppt

Память человека

Слайдов: 23 Слов: 667 Звуков: 0 Эффектов: 0

Память. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. По сходству. По контрасту. По смежности. По смыслу. Основные процессы памяти: Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Виды памяти. Непроизвольная. Эффективность произвольной памяти зависит: 1). От целей запоминания 2). От приемов заучивания. Произвольная. Приемы заучивания бывают: 1). Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). - Память человека.pptx

Память в психологии

Слайдов: 13 Слов: 232 Звуков: 0 Эффектов: 2

Память. Универсальные психические процессы: Общая психология. Психология познавательных процессов. Память? В беспамятстве. Опомниться. Рыться в памяти. Памятка. или ПАМЯТИ? Вспоминай… Чего? Виды памяти: по материалу: МОТОРНАЯ АФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ. Декларативная. Процедурная. Семантическая. Эпизодическая. Автобиографическая. Долговременная память. По отношению к средствам: ОПОСРЕДСТВОВАННАЯ – НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ. По отношению к сознательному контролю: ПРОИЗВОЛЬНАЯ – НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ. Основные функции памяти: Основные явления (содержания) памяти: 1. Привычки 2. Навыки и умения 3. Знания 4. Воспоминания. - Память в психологии.ppt

Память в жизни человека

Слайдов: 20 Слов: 880 Звуков: 0 Эффектов: 0

Зачем человеку нужна память? память нужна человеку для сохранения личности. Лично мы бы почувствовали полную пустоту. Нет воспоминаний, нет связи с внешним миром. Вы не знаете, кто вы… А если проще: без памяти мы не можем жить... Однако почему мы забываем что-то или кого-то? Вы когда-нибудь ощущали, как часть информации просто исчезала из памяти? Или случай, когда вы точно знаете что-то, но никак не можете вспомнить. В памяти создаются следы каждый раз, когда поступает новая информация. Вмешательство других воспоминаний. Некоторые воспоминания конкурируют и могут мешать другим воспоминаниям. - Память в жизни человека.ppt

Память и запоминание

Слайдов: 25 Слов: 1210 Звуков: 0 Эффектов: 83

Узнай самого себя. Виды памяти. Что вы знаете о своей памяти. Кратковременная память. Непроизвольная память. Образная память. Возможности памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Поведение. Хорошо ли вы запоминаете. Сапоги. Слова. Пары слов. Память можно улучшать. Новое связывай со старым. Уроки. Продукты. Удивительная память. Секрет фокуса. Зритель. Вопросы для размышления. - Память и запоминание.ppt

Память и её виды

Слайдов: 18 Слов: 2714 Звуков: 0 Эффектов: 0

Память и её виды. Память. Память лежит в основе способностей человека. Живое существо. Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности. Отражение информации органами чувств. Срок хранения сведений. Слуховая память. Эмоциональная память. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз. Предварительное повторение материала. Формирование и развитие памяти. Рекорды памяти. Вопросы памяти человека. - Память и её виды.pptx

Виды и процессы памяти

Слайдов: 26 Слов: 1091 Звуков: 0 Эффектов: 17

Память. Ее виды. Основные процессы. Память. Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее. Запоминание слов. Запоминание слов: без логической связи. Процессы памяти. Виды памяти. Виды памяти: по объекту запоминания. Длительность сохранения информации. Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности. Гигиена памяти мнемотехника. Способы запоминания. Группировка. Диагностика. Диагностика наглядно-образной памяти. Диагностика кратковременной памяти. Обработка данных. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. - Виды и процессы памяти.ppt

Развитие памяти

Слайдов: 18 Слов: 427 Звуков: 0 Эффектов: 12

Развивай память. Сокровищница. Память. Виды памяти. Смысл. Лучше запоминается то, что нам интересно. Лист золотой. Щеки горят. Внимание. Действия. Учись запоминать. Мнемотехника. Резервы памяти безграничны. Успешность. - Развитие памяти.ppt

Приёмы запоминания

Слайдов: 35 Слов: 1651 Звуков: 0 Эффектов: 23

Приемы запоминания. Виды памяти. Наполеон. Приемы заучивания. Логический пересказ. Наглядно-образная память. Словесно-логическая память. Мозг человека. Цивилизация. Объём запоминаемой информации. Слезный аппарат. Веки. Анатомия. Двигательная память. Гортань. Диафрагмальное дыхание. Эмоциональная память. Кратковременная память. Долговременная память. Характеристики кратковременной памяти. Строение памяти. Осмысление информации. Известные в психологии приемы запоминания. Логическое запоминание. Повторение. Самый распространенный метод запоминания. Большой по объему материал нужно делить на части. - Приёмы запоминания.pptx

Мнемонические приёмы запоминания

Слайдов: 44 Слов: 2273 Звуков: 0 Эффектов: 1

Эффективные методы и приёмы запоминания учебного материала. Необходимость запоминания. Эффективность. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Дыхательное упражнение. Запоминание. Группировка. Алгоритм действий. Запомните слова. Воспроизведите то, что запомнили. Горы. Распределение. Классификация. Насекомые. Выделение опорных пунктов. Анализ материала. Совокупность опорных пунктов. Термины. Повторение. Метод повторения. Зубрежка. Рифмовка. Ассоциации. Морж сидит под зонтом. Кодирование. Схематизация. Уярчение. Прием использования ручной модели букв. Прием «перестройки информации». -

Слайд 2

Цель урока

Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памяти Задачи: познакомиться с механизмом памяти, что позволит грамотно регулировать процессы запоминания установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти

Слайд 3

Изучение нового материала

Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника).

Слайд 4

Экспресс-диагностика.Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту?

  • Слайд 5

    Вывод

    Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью, механизмами и средствами улучшения памяти.

    Слайд 6

    Знакомься: твоя память

    Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время

    Слайд 7

    Основные процессы памяти

  • Слайд 8

    Виды памяти

  • Слайд 9

    Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения

  • Слайд 10

    Импринтинг

    «Запечатленные» гусята следуют за «мамой» - К. Лоренцем

    Слайд 11

    РЕКОРДЫ ПАМЯТИ

    Александр Македонский Юлий Цезарь Наполеон Академик А.Ф. Иоффе Академик С.А. Чаплыгин

    Слайд 12

    Чтобы сохранить гибкость памяти, следуй заповедям

    Давай больше кислорода крови! Хорошо высыпайся! Не кури, остерегайся алкоголя, некоторых лекарственных средств! Никогда не употребляй наркотики! Веди здоровый образ жизни!

    Слайд 13

    Питание мозга должно быть рациональным!!! фосфор кальций магний глютамин витамины аминокислоты

    Слайд 14

    «Мнемотехника» Вспомни порядок следования цветов в спектре. Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. учись запоминать!

    Слайд 15

    «Мнемотехника»

    Запомни величину «пи» (3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Легко запомни формулу воды. «Сапоги мои того, пропускают Н2О». учись запоминать!

    Слайд 16

    Трудно запомнить 7 чудес света? Вот Хеопса пирамида, Вот сады Семирамиды. Потерять боюсь из вида Гида в храме Артемиды. И ещё четыре чуда Долго-долго помнить буду: Виден издали Маяк, Зевс в пустыне восседает, Колосс землю освещает По пути в Галикарнас. 1.Большие египетские пирамиды в Гизе, пирамида Хеопса 2. Хам Артемиды в Эфесе 3. Мавзолей в Галикарнасе 4. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне 5. Статуя Зевса в Олимпе 6. Колосс Родосский 7. Маяк в Александрии Тогда придумайте логические связи!

    Слайд 17

    Порой самая нелепая ассоциация помогает прочному запоминанию Ассоциация – это «крючок, на который подвешен факт» Корова подошла к часам, чтобы посмотреть, успеет ли она закончить садовые работы, унести книги в лесную библиотеку, потом попить чайку, подкрасить свои красивые глаза и идти на сердечное свидание с медвежонком…

    Слайд 18

    Структурирование Схематизация Составление плана ответа УЧИСЬ ЗАПОМИНАТЬ

    Слайд 19

    Не учи до умопомрачения на ночь!!!

  • Слайд 20

    Правила запоминания

    1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом 2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете. 3. Старайтесь понять материал. 4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. 5. Повторение, но осмысленное. 6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

    Слайд 21

    Лабораторная работа «Выявление объёма кратковременной памяти»

    Цель: определить объём кратковременной памяти. В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке Слова: Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.

    Слайд 22

    Оценка полученных результатов

    Форма отчётности: подсчитайте число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл. 6 и меньше баллов – объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом. 7 – 12 баллов – объём памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться. 13 – 17 баллов – объём памяти хороший 18 – 21 баллов – Объём кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей Свыше 22 баллов – ваша память феноменальна

    Слайд 23

    Старайся не переутомляться Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке чтобы память не подводила

    Слайд 24

    Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином Меньше ешь солёного Чтобы память не подводила

    Слайд 25

    Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная будь строителем своей памяти!

    Слайд 26

    Старайся не получать травм головы Для этого не участвуй в драках! чтобы память не подводила

    Слайд 27

    ТЫ МОЖЕШЬ ВЛИЯТЬ НА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ!!! ЭТОТ ПУТЬ ОТКРЫТ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС!!!

    Слайд 28

    Закрепление.

    Фронтальная беседа: 2. Какие существуют виды памяти? 3. Какие основные правила для запоминания? 4. В чём преимущества осмысленного запоминания перед механическим? 5. Почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению?

    Слайд 29

    Решение биологических задач

    1. Студентка берёт билет по физике, смотрит на вопросы, в первые минуты понять не может, а в голове стучит стишок из детской передачи, который она услышала по дороге: « медвежонок плюшевый ничего не кушает». Какой вид памяти описан? 2. Лену вызвали к доске. Материал она знала, но в первый момент чуть- чуть замешкалась, и тут началось! Подсказки, множество рук, какие-то выкрики типа: «Да ты что! Это же совсем просто!» Лена так ничего и не смогла ответить. Почему? 3. Павла вызвали к доске. Вопрос был простой: «Строение сустава». В классе тишина. Павел молчит. Учитель спрашивает: «К какому типу соединения относится сустав?». Павел отвечает. Учитель кивает: «Верно». Просит продолжать. Но Павел опять молчит, хотя внешних помех нет. Учитель задаёт наводящие вопросы, Павел отвечает на каждый из них, но потом снова замолкает. В чём причина? Ясно, что он учил материал и знает его. Но почему такие осечки при ответе?

    Слайд 30

    Вывод Резервы памяти безграничны Тот, кто встанет на путь бесконечного внутреннего совершенствования, добьётся всех желаемых результатов Комбинируя возможности «чистой» памяти и мнемотехники, бесспорно, можно сделать память надёжнее

    Слайд 31

    Домашнее задание.

    Стр 180 – 182, выучить записи в тетради. Выполнить задание на стр 212

    Слайд 32

    Итоговая диагностика

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

    3 слайд

    Свойства памяти Точность Объём Скорость процессов запоминания Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания

    4 слайд

    5 слайд

    Закономерности памяти Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений) Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

    6 слайд

    Типологии памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

    7 слайд

    8 слайд

    Память Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

    9 слайд

    Афоризмы на тему девичьей памяти: Девичья память не плохо помнит, она просто умеет забывать то, что ей не нужно. Девичья память - когда не помнишь с кем и когда становишься женщиной. Девичья память - это не амнезия, это редактура в пользу пола.

    10 слайд

    Девичья память По мнению медиков, на память женщин, которым обычно приписывают девичью память, влияет характерный для них месячный цикл. Ещё одной причиной является беременность. В организме будущей матери активно вырабатывается гормон беременности - прогестерон. Под его влиянием меняется эмоциональное состояние женщины, её жизненные приоритеты и способность к запоминанию.

    11 слайд

    Фотографическая память Эйдети зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

    12 слайд

    Детская амнезия Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания

    13 слайд

    Виды нарушения памяти Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

    14 слайд

    Процессы памяти Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

    15 слайд

    Нарушения памяти Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти -амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

    16 слайд

    Процессы памяти Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

    17 слайд

    18 слайд

    Процессы памяти Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

    19 слайд

    Мнемотехнические приёмы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Рифмизация. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа.

    20 слайд

    23 слайд

    24 слайд

    Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего; пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

    25 слайд

    Рекорды памяти Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года! Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.