Конспект НОД с презентацией "Волшебный магнит" (подготовительная группа). Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит Работа с дошкольниками скачать презентацию магнит

ИННА ХАУСТОВА

Дорогие, посетители сайта сайт. хочу вашему вниманию представить презентацию на тему «Магниты и их свойства. Увлекательные игры-эксперименты». Эту презентацию мы представляли на межрегиональный конкурс «Радуга открытий». Конкурс проводился в электроном виде и посвящался опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. На конкурс можно было представить опыт индивидуальной или коллективной деятельности детей в формате Power Point.

Мы решили принять участие и представили опыт использование магнитов и изучение их свойств в игровой деятельности. Наш опыт получил призовое место в номинации «Умные опыты». Дети получили дипломы победителей.

Современная программа предъявляет новые требования к методам и формам получения знаний детьми. Ребёнок должен быть активным исследователем и уметь ставить цель и находить ответ. Поэтому одним из видов образовательной области стали создание мини-лабораторий и опытно - экспериментальная деятельность. В нашем учреждении давно сложилась система работы в этом направление, и презентация представляет лишь часть этой работы. У нас проходит неделя игры, которую мы посвящаем опытно – экспериментальной деятельности и называется неделя «Играем в ученых»

План недели игры «Играем в ученых»

Понедельник: Знакомство с магнитом и его свойствами. Открытие мини-лаборатории «Мир магнитов»

Вторник: «Научился сам - научи другого» Проведение экспериментов с магнитом и как можно использовать магнит в игре.


Среда : Создание кукольного театра с помощью магнита. Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.


Четверг: Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование




Пятница: Открытый показ сюжетной игры с элементами эксперимента «Путешествие на остров сокровищ»

Приглашаю вас посмотреть, приятного вам просмотра.




Мое исследование. Я решил с помощью опытов выяснить полезные свойства магнита. А так же узнать: Кто придумал магнит? Для чего его используют взрослые? Как могут его использовать дети? Поставил перед собой следующую цель и задачи: Цель: Выяснить полезные свойства магнита. Задачи: Узнать, кто придумал магнит, для чего его используют взрослые, как могут его использовать дети.












Шаг третий: Чтобы убедиться в свойствах магнита, я провел практический эксперимент: «Притянет, не притянет?» и сделал вывод: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения. (На столе металлические и не металлические предметы)


Шаг четвертый: Проведение эксперимента было настолько интересным, что я решил создавать игры – опыты и играть в них вместе с друзьями. Так играя в игры – опыты «Найди иголку в стоге сена», «Помоги золушке», я, вместе с друзьями, еще раз убедился, что магнит притягивает железные предметы. (На подносе рисовая крупа и мелкие железные гайки)






А игры – опыты: «Кошка и мышки», «Веселые ребята» «Жили –были Смешарики», убедили нас в том: что магниты действуют через ДСП, фанеру, тонкие доски, картон. (На дне конусных мышек, кота, веселых ребят, приклеены металлические пластинки, а Смешарики приклеены на болты)




Пользуясь волшебным свойством воздействия магнита на металл, я научился создавать интересные картинки и узнал, что такое магнитное поле. «Проталины» «Веселый ежик» «Скоро зима» «Пыльная буря» Помните - позволять детям самостоятельно манипулировать с опилками опасно. (Лучше всего использовать для этого коробку с прозрачным пластиком сверху и снизу, поместить туда опилки, края тщательно заклеить скочью, рисунок прикреплять снизу).






Рассказ «Магнит – помощник» А однажды, произошел такой случай. Моя бабушка старенькая, больная и поэтому, мама часто ходит ее навещать. Она помогает ей готовить, убираться, стирать, ухаживать за домашними животными и птицами. И вот, после всех дел они решили отдохнуть, взяли семейный альбом, сели на диван. Бабушка стала надевать очки и вдруг, душка отлетела. Как, оказалось, открутился маленький болтик, который к тому же, куда - то закатился. Зная мое увлечение магнитом, мама срочно, по телефону вызвала меня. Я прибыл, и с легкостью нашел болтик с помощью моего волшебного магнита.







Коллекционируя магниты, я узнал новое слово «мемомагнетика» А вы знаете, что оно означает? Так называют теперь увлечение коллекционированием магнитов. Рекорд по числу собранных магнитов принадлежит американке Луизе Гринфарб из Хендерсона (пригород Лас-Вегаса, штат Невада). Её рекорд тысяч магнитов.
Теперь я точно знаю, что магниты и волшебники, и помощники!!! Все игры – опыты очень просты и не нуждаются в описании, стоит только посмотреть на фотографии, можно с легкостью догадаться как их проводить. Попробуйте поиграть в такие игры - опыты со своими детьми, и вы убедитесь сами, что это очень интересно, увлекательно и познавательно!


Спасибо за внимание! Компенсирующая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 39 муниципального образования Усть - Лабинский район, Краснодарский край Воспитанник: Данил Гнатуша Руководитель: воспитатель Поддубная Н.И.

Светлана Олейник
Занятие - презентация проекта «Что такое магнит и сможем ли мы обойтись без него?»

Презентация проекта : «Что такое магнит и сможем ли мы обойтись без него

Цель :

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

3 Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

4 Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

5. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

6. Развитие познавательных способностей;

7. Развитие творческого воображения;

8. Развитие творческого мышления;

9. Развитие коммуникативных навыков.

10. Поддерживать у детей желание давать развернутое объяснение; делать самостоятельные выводы на основе наблюдения и обобщения.

Ход презентации проекта:

Я приветствую детей и взрослых, которые присутствуют сегодня в нашем зале.

Сегодня в нашем зале присутствуют ребята нашей группы, а так же ребята из группы №4, в качестве зрителей и непосредственных участников мероприятия. (с которыми была проведена предварительная работа по теме «Магнит » , но дети не знакомы с опытами, которые проведут дети 4 группы)

Вы знаете, что ребята нашей группы в течение двух месяцев изучали объект, а какой угадайте :

Что же это за объект?

Есть вопрос - ответов нет.

К нему железо прилипает,

В природе тоже он бывает.

В древнем городе Магнессия его повстречали .

Волшебные свойства его замечали.

Ну а теперь, все дружно отвечайте

И поскорее объект называйте. (магнит )

Правильно, ребята, это магнит . Для того, чтобы нашим исследователям работать было интересно, мы объединились в творческую группу, которая называется «Юный исследователь» . А чтобы работа спорилась, была слаженной, дружной, наша творческая группа следовала девизу.

Варя : Мы с природою дружны,

О ней мы все узнать должны.

Различные объекты изучаем,

Исследуем и необычное в природе замечаем.

Сегодня наши юные исследователи поделятся с вами своими знаниям. Вы увидите, что ребята знают и чему они научились.

Вова Похидняк вместе со своими родителями нашли в интернете легенду о магните и изготовили к ней макет из пластилина, а Степа Власов и Коля Орлов нарисовали рисунки к этой старинной истории. А помогли им в этом родители – наши первые помощники и непосредственные участники исследовательского проекта . И сегодня они предоставляют вашему вниманию свои произведения искусства и познакомят нас с этой легендой.

А вы внимательно слушайте, потому, что в конце вас ждет интересный вопрос, на который вам предстоит ответить.

Вова :

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным- давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.

Степа : Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может . Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает.

Коля : Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи) .

Молодцы ребята, вы правильно решили эту трудную задачу. Я думаю рыцарь так и поступит.

А вы знаете, что ребята, проводя исследования в творческой группе многому научились.

Эксперименты мы проводили

Силы магнитные определили

Проходят они сквозь стекло и бумагу

Картон и пластмасса для них не преграда

Смекалку и знания ты применяй,

Опыт скорее наш разгадай.

И я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие, где мы встретим не только сказочных героев, а также попробуем решить интересные задачи, а ребята 3 - ей группы помогут нам в этом. Ну что, вы готовы к испытаниям? Тогда в добрый путь.

Ребята третьей группы будут показывать различные опыты и эксперименты ребятам четвертой группы и зрителям (родителям) .

Первой нас встречает Василиса- премудрая, у которой на столе : трехлитровая банка с водой, рыбки из тонкого пластика со скрепкой, магнит , накрытый пластмассовой тарелкой.

Василиса- премудрая :

Этих рыбок мы изготовили вместе с ребятами и очень любим с ними играть. А вы хотите пустить их поплавать? (да) .

Ребята пускают рыбок поплавать в банку с водой. Рыбки опускаются на дно банки.

Василиса- премудрая :

А вот и задача, которую предстоит вам решить. Как можно достать рыбок, не замочив рук? (Можно вылить из банки воду, можно надеть резиновые перчатки и тогда руки останутся сухими, можно достать с помощью магнита )

Дети достают рыбок с помощью магнита .

Воспитатель :

Ребята, через что проходят магнитные силы , притягивая наших рыбок со скрепками? (через стекло и бумагу)

Вывод : Магнитные силы проходят через стекло и бумагу.

Молодцы, с этой задачей вы справились, посмотрим как вы справитесь с заданием нашего фокусника.

На столе у фокусника – два самолета – один бумажный, другой тоже бумажный, но к нему прикреплена нитка, а внутри спрятана железная пластина.

Фокусник :

Посмотрите, что это? (это самолет, который висит на нитке)

Мы вместе с детьми рассматриваем самолет, сделанный из бумаги.

Из какого материала сделан самолет? (из бумаги)

Как можно сделать так, чтобы этот самолет летал? (Можно запустить его, можно держать за ниточку и покрутиться вместе с ним или побежать)

А я знаю еще один способ поднять самолет в воздух, я заставлю самолет повиноваться мне. Смотрите. Я подношу к самолету «Волшебную рукавичку» . Самолет притягивается.

Возникает вопрос : «Почему так происходит?» Дети высказывают предположения. Одно из предположений - в рукавичке спрятан магнит . Проверяем предположение и выясняем, что внутри рукавички действительно находится магнит . Дети считают, что это магнит притягивал самолет .

Воспитатель :

Хорошо, если магнит притягивает этот бумажный самолет, будет ли он притягивать другой такой же самолет ? (да)

Проверяя предположение, видим, что другой самолет магнит не притягивает .

Воспитатель :

В чем же дело, почему так происходит? (внутри самолета, который притягивает магнит , спрятан какой-то железный предмет)

Проверяем предположение и убеждаемся в том, что внутри спрятана железная пластина.

Ребята, через какие материалы проходят магнитные силы ?

Вывод : магнитные силы проходят через бумагу и шерстяную рукавичку и притягивают металлическую пластину. Вот мы с вами и разгадали этот фокус. Молодцы, с этой трудной задачей вы справились. А фокуснику скажем спасибо за этот интересный фокус. Ну а нам пора к звездочету.

Посмотрим, что же интересного приготовил он для нас?

На столе у звездочета макет звездного неба с планетами, солнцем и космическим кораблем.

Звездочет :

Этот макет мы приготовили вместе с ребятами. Сначала мы сделали «звездное небо» , а потом из легкого застывающего пластилина слепили наши планеты. Но это еще не все, ниши планеты могут путешествовать по своим орбитам. Смотрите. Что за сила заставляет двигаться наши планеты? (Это магнит .)

Через какие материалы проходят магнитные силы ? (Через картон и притягивает железную скрепку, которая прикреплена к планете)

Вывод : Магнитные силы проходят через картон.

Воспитатель :

Молодцы, ваша смекалка и внимательность помогли вам в решении этой сложной задачи.

А что же ждет нас впереди?

Все мы с магнита любим играть ,

Бабочки наши умеют летать,

А гномики к домику могут шагать.

Магнитный конструктор мы собираем

И с нами сегодня играть приглашаем.

Дети все вместе играют в различные игры, основанные на свойствах магнита . Это магнитный театр , магнитный конструктор , магнитная доска для рисования .

В заключении я спрашиваю у ребят :

Юные исследователи, вам понравилась реализация вашего проекта ? Чему вы научились?

Вова П.: Мы научились экспериментировать.

Коля О.: Узнали, что информацию можно найти не только в книгах и энциклопедиях, но и в интернете.

Степа : Научились дружно работать, слушать друг друга, не перебивать и договариваться.

Воспитатель : Мы приглашаем всех детей в нашу творческую группу «Юные исследователи»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 8 «Ленок» Ярославского муниципального района

Конспект НОД

« Волшебный магнит»

Подготовительная группа

Подготовила воспитатель:

Тюрина И. В.

Январь 2017 г.

Цель: Познакомить детей со свойствами магнита.
Образовательные задачи:
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;
Развивающие задачи:
-развивать мыслительные операции, умение делать выводы, активизировать словарь детей;
- развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных навыков;
Материал: Магниты, тарелочки с предметами: резиновый мячик, пуговица, скрепка, спичка, лист бумаги, ткань; стаканчики с водой, пластмассовые доски, тарелочки с пшеном.

Волшебный Магнит.

Ход занятия:
Организационный момент, эмоциональный настрой:
Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Точка удивления, проблемная ситуация):
- Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. В сказках добро всегда побеждает зло. Согласны? А вам хотелось бы помочь сказочным героям, если б они обратились к вам за помощью? Сегодня вам такая возможность представится.

Презентация

Слайд 2 . Иван Царевич

Опыт №1 «Действие магнита через воду и преграду»

К нам с просьбой обратился вот такой герой. Кто это? Подумайте, что с ним могло случиться, чтобы он обратился за помощью к нам? (рассуждения детей)

Ребята, злой Кощей Бессмертный спрятал меч-кладенец на дне глубокого колодца. Без этого меча Иван не сможет спасти из плена свою невесту Василису Прекрасную. Как его достать, он не знает. Давайте придумаем, как помочь Ивану (дети рассуждают)

Очень интересные идеи вы предложили. Ребята, а может быть достать меч с помощью магнита? Давайте попробуем.

Главные правила в нашей лаборатории: не толкаться, не шуметь, не мешать другим, выполнять все спокойно. Именно так выполняют опыты ученые в своих лабораториях.

В стакан с водой опускаем скрепку – это топор. При помощи магнита по наружной стенке стакана вытаскиваем скрепку – топор. Получилось?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: сила магнита действует свозь воду и через преграду.

Посмотрите на экран. Теперь Иван Царевич свой меч сможет достать из колодца и спасти Василису Прекрасную.

Слайд 3. Алиса в комнате.

Опыт №2 «Действие магнита через преграду»

Девочка Алиса очень хочет попасть в Страну Чудес – в красивый цветущий сад. Туда ведёт вот эта маленькая дверь. Но ключ от двери лежит на высоком пластмассовом столе. Как его ей достать? (дети рассуждают)

- Ивану Царевичу помог магнит. Может, он и сейчас нам поможет. Давайте попробуем?

- Положим скрепку на пластиковую доску, под доской будем двигать магнит. Сила магнита, проходя через пластмассу, вынуждает скрепку следовать за ним. Получилось? Значит, сила магнита действует через пластмассу.

Вывод: сила магнита действует через преграду.

Посмотрите на экран. С помощью магнита ключ оказался у Алисы.

Слайд 4. Алиса в саду.

Алиса смогла попасть в волшебный сад Страны Чудес.

Слайд 5. Золушка сидит перед пшеном.

Опыт №3 «Действие магнита через пшено (крупу, песок)»

Золушка очень хочет попасть на бал. Но злая мачеха и вредные сёстры насыпали ей в пшено железных болтиков, надеясь, что бедняжка не успеет. Как ей помочь? (дети рассуждают)

Может, нам снова магнит поможет? Попробуем?

Дети с воспитателем проводят опыт.

- Над тарелочкой с пшеном, в котором спрятаны металлические скрепки, медленно проводим магнитом. Что происходит? (скрепки примагничиваются)

С помощью магнита нам легче и быстрее удалось собрать скребки. Мы с вами опытным путём доказали, что магнитные силы действуют сквозь пшено.

Вывод: сила магнита действует сквозь пшено.

Посмотрите на экран. Золушка смогла быстро разобрать пшено и успела на бал

Слайд 6. Золушка на балу.

Думаю, пришло время и нам с вами отдохнуть и потанцевать

Слайд 7. Физминутка «Повторяй! Не зевай!»

Отлично мы отдохнули, повеселились. А тем временем мне на электронную почту пришло письмо от ещё одного сказочного героя.

Слайд 8. Пришло письмо

Послушайте.

Слайд 9.Текст письма.

«Дорогие ребята! Я решил поехать в гости к Винтику и Шпунтику. Но вот беда – моя машина сломалась. Чтобы её отремонтировать, нужны только металлические детали. Какие из них металлические, а какие нет, я не знаю. Что мне делать?»

Кто же написал нам такое письмо? (ответы детей)

Слайд 10. Незнайка с машиной.

Верно, Незнайка. Как мы сможем ему помочь? (дети рассуждают)

Опыт №4 «Магнит притягивает детали только из металла»

Слайд 11. Незнайка с разными деталями.

– Как мы сможем отличить металлические детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).

–Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).

Дети с воспитателем проходят в лабораторию.

На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только металлические. Полученные результаты занесём в таблицу.

Дети проделывают эксперимент самостоятельно.

– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.

Работа с таблицей.

– Какие же предметы притягивает магнит?

Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.

Но магнит притягивает только некоторые металлы, например, железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагирует на магнит.
- Ребята, хотите узнать, как человек познакомился с волшебными свойствами магнита? Я расскажу вам одну старинную легенду.

Слайд 12. Магнис с овцами.

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец.

Слайд 13. Магнис с камнем.

Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами.

Слайд 14. Магнис с палкой.

Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями.

Слайд 15. Магнис снимает обувь.

Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.

Слайд 16. Камни в руке.

Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа.

Слайд 17. Магнис с соседями.

Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей.

Слайд 18. Магнит с кусочком железа.

От имени пастуха и появилось название «магнит».

Вот так люди узнали о магните и стали его использовать в производстве тепловозов, поездов, самолетов (слайд 19-20) , так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд 21) . Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы (слайд 22-23) .

Ребята, мы с вами сегодня много узнали и помогли сказочным героям. Но что-то забыли (дети вспоминают, что забыли – сообщить Незнайке, как отличить детали металлические от неметаллических)

Слайд 24. Незнайка с машиной.

- Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей) .

Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит. Незнайка обязательно отремонтирует свою машину и поедет в гости к своим друзьям.

Ребята, посмотрите на нашу магнитную доску.

(На доске 2 картинки: солнечный день и дождливый день)

Если вам было интересно сегодня, вы с пользой провели время и узнали много нового, то прикрепите свой магнитик на картинку с солнечным днём. Если было скучно, неинтересно, то на картинку с дождливым днем.

Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ - МАГНИТ»

Актуальность:

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

Этапы проведения проекта:

I. Подготовительный этап:

1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».

2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка методической литературы.

3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей

7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

II. Основной этап:

1. Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».

Разучивание стихотворения о магните.

3. Игра с игрушками «Бакуган».

4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

5. Проведение опытов с магнитами дома.

6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

7. НОД «Волшебный камень - магнит».

8. Оформление стенда «Экспериментируем дома».

III. Заключительный этап:

1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.

2. Оформление магнитного театра по сказке «Рукавичка».

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

4. «365 научных экспериментов». 2010 г.

Поисково-познавательная
непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень - магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.

Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.

Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.

Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: - « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

Дают определение - «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает вопрос - «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: - « Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянная баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.

На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный - синий).

Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…

Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Ребята, посмотрите, в лаборатории № 3 стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?

Ответы детей, обсуждение, догадки.

Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: - У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: - Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: - Магнит действует через стекло.

(Демонстрация схемы через проектор).

- Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.

А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.

Какой можно сделать вывод?

- Магнит действует через картон.

(Демонстрация всех схем через проектор одновременно).

Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

(Демонстрация слайда).

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

Какими свойствами обладает магнит?

(На доске выставлены схемы - подсказки).

Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.

Ребенок читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. - Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками - магнитными играми.

Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

, воспитатель высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
Автор презентации:
Гришина Ирина Юрьевна
, учитель-логопед высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.