История презентация военной формы времен петра первого. Презентация военные реформы Петра I











1 из 10

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.

№ слайда 3

Описание слайда:

Реформа армии Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет.К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Создание военно-морского флота Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Реформа военного управления Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

№ слайда 7

Описание слайда:

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия.

№ слайда 8

Описание слайда:

Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Описание слайда:

Слайд 2

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.

Слайд 3

Реформа армии Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет. К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.

Слайд 4

Слайд 5

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов. Создание военно-морского флота

Слайд 6

Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности. Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца. Реформа военного управления

Слайд 7

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы). В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия.

Слайд 8

Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры. Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Слайд 9

Военная система, созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века. В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии. Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова.

Слайд 10

Презентацию выполнила Ученица 10 «А» класса Полякова Ксения

Посмотреть все слайды

В презентации по истории на тему «Пётр 1» вы найдете информацию о важных этапах жизни Российского Императора, его роли в реформировании государства.
Начало правления Петра Великого приходится на конец 17 – начало 18 века, период, когда в России господствовало крепостничество, промышленность отставала в развитии от западных стран. Государство было экономически слабым и уязвимым в военном плане. Назревала необходимость срочных социально-экономических и политических перемен. С целью преодоления отсталости страны Петром 1 было положено начало разрешения накопившихся в государстве проблем.

Эпоха Петра Первого связана с преобразованием России в империю и превращением ее в мощное военное государство. 18 век стал веком модернизации практически всех сфер общественной жизни. Изменения коснулись экономики, политики, культуры, образования. Также Петром были осуществлены радикальные реформы в военной и социальной сфере, в системе управления страной. Государство стало активно вмешиваться в экономику. Петр Первый, безусловно, сыграл очень важную роль в истории России.

Данная презентация будет полезной для урока истории учащимся начальных и старших классов.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию «Пётр 1» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Презентация Пётр 1
Детство
Семья
Образование

Увлечения
Начало правления Петра
Царствование
Реформы Петра 1

Титул императора
Наследники Петра 1
Смерть и наследие


Гипотеза Наличие сильной армии положительно повлияло на авторитет России в Европе. Цель выявление направлений в реформе военной системы Задачи Описать формы преобразований в армии и флоте; Исследовать условия проведения преобразований; Выявить какие изменения произошли во время правления Петра Первого; Обосновать результативность военных реформ.




Результаты Петр I стал крупным полководцем и флотоводцем, основоположником отечественной военной школы, получивший признание в стране и за рубежом как "Петровская военная школа". К числу великих заслуг Петра I принадлежало создание российской регулярной армии на основе рекрутской повинности. Такая система комплектования армии позволяла формировать не только опытных солдат, но и убежденных патриотов России. При личном участии Петра I был разработан Воинский устав (1716, 1722 г.). Он ввел также обязательную военную службу для юных дворян, которые только после этого получали офицерский чин. В области военной доктрины Петр I выступил новатором. Он отбросил западную стратегическую доктрину. Петр I выдвинул более дальновидную стратегическую доктрину, идея которой состояла в том, что в случае нападения агрессора необходима мобилизация всех сил и средств для ведения оборонительной войны на суше и на море с целью обеспечения решающего превосходства над противником и гибкого их использования до полной победы над агрессором. Петру I удалось создать новую организационную управленческую структуру армии: полки были объединены в дивизии и бригады, артиллерия была собрана в специальных крупных блоках - артиллерийских полках, были созданы особые артиллерийских полки по штурму крепостей и прорыву сильной обороны противника; созданы гренадерские, драгунские полки, а также специальный легкий кавалерийский корпус - "корволант" с приданной ему артиллерией. В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей; галер и других судов 787; людей на всех судах было почти 30 тыс.


Выводы Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне годов. Россия получила доступ к незамерзающему морю. Были возвращены исконно русские территории.


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Реформы Петра I

«Одни прославляют Петра I, другие шлют ему проклятья. Для одних – он чудо, для других – чудовище»

учитель истории Школа №4 г. Нелидово Тверская обл.

Арестова Г.И.

План урока

  • Реформа центрального управления.
  • Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  • Областная реформа.
  • Реформа городского управления.
  • Церковная реформа.
  • Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».
  • Значение петровских преобразований.

Цель урока

  • охарактеризовать государственные реформы Петра I;
  • определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления;
  • осмыслить значения петровских преобразований для истории России и об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Задачи урока:

  • показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления;
  • формирование умения работать с документами, с материалом параграфа учебника.

На уроке мы должны познакомиться с важнейшими реформами и определить как изменилось управление при Петре I (проблемный вопрос)

В начале царствования Петра I сохранялся государственный аппарат, унаследованный им от отца Алексея Михайловича.

Давайте вспомним как управлялась Россия в 17 веке

Земский собор

Боярская дума

Патриарх

Предпосылки

Внутренние

Особенности реформ

проводились по европейскому образцу;

проводились жесткими методами и быстрыми темпами;

отсутствовала система в их проведении;

проходили на базе государственной системы крепостного права;

охватили все сферы деятельности и жизни общества;

зависели от внешней политики.

Основной движущей силой петровских реформ стала война.

Реформы центрального управления

Для проведения преобразований Петр нуждался в эффективном госаппарате.

Цель реформы :

Централизация власти

Совершенствование управления

1699 г - Боярская дума заменена Ближней канцелярией. В 1708 г переименована в «консилию министров»

1711 г – создание Правительственного сена - высшее правительственное учреждение.

Законодательные,

Распорядительные,

Судебные функции,

Контроль госаппарата

Над деятельностью сената был установлен контроль: в 1722 г был назначен генерал-прокурор П.И. Ягужинский

Реформа 1718 –1720 гг. упразднила приказы и ввела 11 коллегий

Причина: тенденция к

абсолютизму потребовала ещё большей

централизации власти в условиях

Северной войны.

Реформа 1718 –1720гг. Упразднила приказы и ввела 11 коллегий

Иностранных дел – ведала внешней политикой

Воинская - сухопутной армией

Адмиралтейств – коллегия – морским флотом

Юстиц – коллегия – гражданским и уголовным судом

Берг-коллегия – горно-заводской промышленностью

Мануфактур – коллегия – мануфактурной промышленностью

Решение принимались коллегиально т.е. коллективно.

Каждую коллегию возглавлял президент, вице-президент, несколько советников

Здание коллегий

По замыслу Петра I коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Сенат при Петре

Царь (император)

Тайная канцелярия – занимала центральное место в системе управления. Подчинялась императору.

Генерал -прокурор

коллегия

коллегия

коллегия

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведала Тайная канцелярия. Она находилась в ведении самого императора.

Указ о единонаследии

«… родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, а также дворов и лавок не продавать и не закладывать…Кто сыновей имеет… единому из них дать недвижимое…тому наследие и будет.; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями…»

Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением. Дворянство стало сословием привилегированным, имеющим не только обязанности служить государю, но и права.

В 1717 г. Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян приравнены к боярским вотчинам. Документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью.

В 1722 г. появился «Табель о рангах»,который определил порядок прохождения государственной службы. Служба делилась на гражданскую и военную.

Н А С Л Е Д Н О Е

Было определено 14 классов (рангов) чиновников:

в гражданской службе – от коллежского регистратора до канцлера;

в армии от прапорщика до генерал-адмирала

Кто получил чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли, крестьян и денежное содержание

Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Московская

Смоленская

Азовская

Киевская

Ингерманландская

(Петербургская)

Казанская

Архангелогородская

Губернии

Областная реформа 1708 год.

1708 г Россия была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую (позже Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую.

Раздел всей территории способствовал более эффективной организации общего управления государством и подотчетностью регионов центру. При этом устанавливалось единство судебной и военной власти в руках губернаторов.

1719 г - вместо уездов появилось 50 провинций во главе с воеводами.

Губерния

Уезды

Провинции

Посадское население было изъято из ведения воевод и передано Бургомистерской палате в Москве, а в других городах – выборным бургомистрам.

Управление осуществлялось Главным магистратом, который был создан в 1720 г. в Петербурге.

Горожане теперь делились на «регулярных» (высших) и «подлых» (низших).

Регулярные подразделялись на две гильдии.

Городская реформа способствовала экономическому подъему городов и обеспечивала поддержку самодержавии со стороны состоятельных граждан

Главный магистрат

Магистраты (бурмистры, ратманы)

горожане

регулярные

подлые

1гильдия

(богатые купцы, врачи, аптекари, художники)

2 гильдия

(ремесленники и торговцы)

Как Вы думаете, что способствовало проведению городской реформы?

Значительный рост числа городского населения.

Городское население

Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)

Стефан Яворский – местоблюститель с 1700 г.

Церковная реформа

Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде»

1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха

1721 г. – упразднение патриаршества, создание Святейшего Правительствующего синода

Император стал практически главой Русской православной церкви. Действия Синода контролировал обер-прокурор, назначенный царем.

Особым указом Петр I приказал священникам нести просветительскую миссию среди крестьян.

Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

Как вы думаете, почему Петр I подчинил церковь своей воли?

Для Петра не было интересов выше государственных, по-этому, по его мнению, все должно было быть подчинено государству (в т. ч. и церковь).

Н.Ге. Петр I

допрашивает царевича

Алексея Петровича

в Петергофе.

Устав о наследии престола

«дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство»

Петровские реформы породили огромное недовольство в стране, особенно недовольно было духовенство. Оппозиция стала группироваться вокруг Алексея Петровича. Он не хотел участвовать в реформах.

В 1716 г. Алексей бежал в Австрию. П.Толстой смог возвратить его в Россию. В 1718 г. после пыток, Алексей был убит. По указу 1722 г. император получил право назначать наследника. Однако сделать этого Петр так и не успел. Простудившись в январе 1725 г, он скоропостижно скончался.

Вводятся ремесленные цехи, на заводах не наемные рабочие, а приписные крестьяне, предприятия работают на армию

Рост количества мануфактур (200), строительство путей сообщения, верфей, страна обеспечивает себя металлом.

Абсолютизм в полной мере не сформировался, уровень власти монарха зависит от его личностных качеств

Власть монарха значительно усиливается. С 1721 г. – император. Государство полностью подчиняет церковь

Для основной массы населения практически ничего не изменилось, система образования в зачаточном состоянии

Среди дворянства распространяется светская культура, европейское образование

Отсутствует выход к Черному морю

Необходимость содержания армии и флота требует больших средств

В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю.

Предпосылки и итоги преобразований Петра I

Предпосылки

Слабое развитие промышленности. Нехватка квалифицированных рабочих

Необходимость дальнейшего укрепления власти монарха

Господство церковной культуры, отсутствие системы высшего и среднего образования

Отсутствие выхода к Черному и Балтийскому морю, что препятствовало экономическому росту

Отсутствие регулярной армии и флота, военного образования

Неконкурентоспособность России на международной арене

Ослабление международного положения России

Внутренние

Созданы мощная регулярная армия и флот, формируется система военного образования

Значительное усиление международного положения России

Россия становится важным игроком на международной арене, как в политическом, так и экономическом смысле

Церковная реформа , главным образом, заключалась в отмене патриаршества (с таким трудом приобретенного русскими царями!) и учреждении "Святейшего правительствующего Синода", которому стала подчиняться церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы, наподобие западным королям, избавиться от морального контроля над собой церкви. Отмена патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии.

Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались проходимцы со всего света.

Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Вместо думы был устроен "сенат"; вместо приказов -- "коллегии"; страна была разделена на 8 "губерний". Всё стало похоже на западный строй.

Реформа о положении сословий в корне изменила всё прежнее устройство. Так как Пётр много воевал, то служба в армии или работа на производство оружия стали играть главенствующую роль. Солдат, отличившийся на войне, становился офицером. Пётр также посылал русских учиться за границу.

Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Пётр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось и вскоре начались частые крестьянские восстания.

Многие историки считают, что в Петровскую эпоху в стране складывается абсолютизм. В словарях это понятие охарактеризовано следующим образом:

1. АБСОЛЮТИЗМ, – Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия.

2. АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

Попытайтесь доказать или опровергнуть утверждение, что в России в этот период сложилась абсолютная монархия.

В результате реформ Петр получил неограниченную власть, которая опиралась на бюрократический аппарат и армию.

Такая форма правления называется АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИЕЙ.

Вывод

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны.

  • Решились внешнеполитические задачи
  • Россия встала в ряд великих держав Европы
  • Бояре и дворяне уравнялись в положении
  • Улучшилась система местного управления, введены выборные начала в городском управлении
  • Церковь подчинилась государству
  • Была создана регулярная армия и морской флот, что укрепило безопасность страны

Основные вехи

Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.

Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.

Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.

«Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Указ о престолонаследии 5 февраля 1722 года: в связи с отсутствием наследника Петр I решает издать приказ о престолонаследии, в котором оставляет за собой право назначать себе наследника (1724 год - церемония коронации супруги Петра Екатерины Алексеевны).

Домашнее задание § 15

Оценки реформ Петра очень разнообразны. Используя материал параграфа 15, оцените эпиграф нашего урока «Одни прославляют Петра 1, другие шлют ему проклятья. Для одних – он чудо, для других – чудовище».

Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Закрепление изученного материала. Соотнести понятия и определения к ним.

Документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?

Высшее правительственное учреждение, созданное в 1711 г?

Название учреждения осуществлявшего управление Русской православной церковью?

Неограниченная власть императора?

Административно-территориальная единица?